При моторной алалии страдает моторное программирование, не формируются двигательные матрицы.
Как правило, страдает общая программа всех движений:
· Дети не могут ползать.
· Запаздывает ходьба. Приставочный шаг при ходьбе.
· Хождение по лестнице приставочным шагом.
Вербальный уровень (гуление, лепет в соответствии с возрастом). До 1г.2м. доречевое развитие на непроизвольном уровне. В лепете могут быть все звуки, кроме шипящих (даже соноры). После 1г. 2м. у моторных алаликов происходит молчание. Лепет уходит, но развивается понимание. Недоступно повторение – искать другую патологию.
При моторной алалии пассивный словарь соответствует возрастной норме.
· Ребенок в раннем возрасте повторяет все короткие слова, фразы. Самостоятельно ничего не говорит – это моторная алалия.
· В 5 лет повторяет многосложные слова, сам говорит с сокращен. – мотор. ал. не путать с нарушением слоговой структуры. При данном нарушении ребенок одинаково неправильно произносит слова, а моторный алалик всегда по-разному.
· При моторной алалии звукопроизношение не страдает.
· Часто моторная алалия + дизартрия.
При коррекции перезапускаем программу речевого развития как в онтогенезе на фоне интенсивного медикаментозного лечения.
Необходимо проводить работу по развитию моторной сферы. Независимо от возраста перезапускаем общую моторику как с новорожденным.
Даже с 9лет укладываем на горизонтальную поверхность и начинаем пассивную гимнастику как с новорожденным. Берем руки и разводим в стороны, возвращаем назад, поднимаем, опускаем не менее 3раз. Все озвучиваем без уменьшительно-ласкательной лексики. Постепенно выводим на возрастную норму. Сколько лет, столько и движений. Также работаем с ногами .
Следующий этап – придерживать за руку, а дальше сам делает. Сразу все варианты: движение + ориентировка в пространстве. Должна быть система, домашние задания родителям. Для начала взять гимнастику от 0 до 3 месяцев. Последовательность значения не имеет, все проделываем в короткие сроки.
«Сделали, повтори» - кинетико-кинестическая основа движения. Сначала только симметрично, лежа на спине, потом на животе.
2 этап
В положении лежа выполнять асимметричные движения вверх-в сторону, вниз. Сначала правая рука+ пр нога, затем лев рука + пр нога и т д.
Тест для определения ведущей руки
· Поднять одну руку вверх. Поднимается ведущая.
· «Достань игрушку» - для малышей вверх предмет, повторить не менее 5 раз. При затруднении повторить на одном предмете.
· Дальше асинхронно в положении лежа с ведущей руки.
· Сидя работаем синхронно.
· Стоя синхронно.
· Лежа синхронно, самостоятельно. Следить, чтобы движения были точными.
· Сидя асинхронно с механической помощью (логопеда).
· Стоя, синхронно с механической помощью
· Лежа асинхронно, без помощи.
· Сидя, синхронно, без помощи.
Движения начинать с ползания. Ползание хорошо для мозга, для позвоночника плохо. Для дизартриков тоже нужно.
Дальше нужно программировать хождение (ножка-носок соответствующий).
· По правой, левой стороне; по камешкам.
· Правой, левой, правой. Сначала можно переставлять
· Ходим с руками асинхронно.
· Лестница.
· «По мостику»- не замочить ножки.
Руки.
· Асинхронно в положении лежа.
· На ведущую руку – сгибаем, разгибаем.
· Две вместе руки (вместе с логопедом и мамой).
· Самостоятельно делаем.
· Пальцы прячутся и т д Начинаем с механической помощи, потом самостоятельно.
Артикуляционная гимнастика.
· Начинать с 1г 1м. ходьба + а/г.
· Формируем двигательные цепочки из 2-5 частей.
· Артик упр по наполняемости слова. 2-сложные слова – 2 арт упр и т.д.(учитывать возраст). Выкладываем фишки, кружочки.
· * * - « Качели»
· *** откр–лоп – убрать.
Выстраиваем цепочки, одновременно оречевляем все и вся.
Все это непроизвольное программирование.
Произвольное программирование.
· По образцу, с речевой инструкцией. Поднимаем руки вверх, опускаем.
· Только по образцу.
· Только по речевой инструкции
· По образцу. Начинаем с 2, потом по возрасту.
· По инструкции.
Вербальный уровень
Можно использовать кубики Зайцева, не звучащие.
· А
Аа
Ааа
Аааа
Показывать буквы даже с 1,5 лет.
· АУ С 3лет звуковой анализ сразу
· Программа гласных из разных звуков. АИУ
· С 5 лет серия из 5 гласных
· Ма из двух кубиков.
· Ма-ма
· Ма-ма-ма уточнять артикуляцию каждого звука. Разбросать кубики – «Сделай, как было. Поставил Ам – уточнить. Можно поставить цифры – пьедистал. Так проработать с каждым звуком.
· Ма-му
· Ма-ма-мы
· Ма-ма-му . Кубики, песенки,назвать ступеньки лесенки.
· «Назови слово из слогов»
· Ма-ба
· Мо-бу
· Па-ма-ба. К этому времени прочитывает, потом отворачивается и повторяет.
· Му-ба-по-мо. Как можно больше вариантов.
· У-му
· Э-мо и т. д.
· Ам
· Ум
· Ом. Обратный слог очень трудный.
Составить, проговорить, убрать образец, повторить
· Оп; об и т. д
· Сочетания прямых слогов с обратными и наоборот
· Стечения самое трудное.
Тотже принцип: ста, сто, сты. Это вербальное программирование. Появляются правильно построенные слова.
С моторными алаликами нужно раньше начинать читать и следить за правильным произношением. Прочесть им легче, чем произнести.
Параллельно проводится работа по накоплению словарного запаса. Начинаем со слов-действий и обиходно-бытовой лексики. Пока к лексическим темам не привязываем. Начинать лучше с натуральными предметами, а не с картинками. Интонацией выделять окончания, делать паузы.
Алалия и дизартрия. Нормализуем мышечный тонус, работаем над артикуляционным и ручным праксисом, исправляем звуки и работаем по той же схеме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.