Система работы с моторными алаликами
Оценка 4.7

Система работы с моторными алаликами

Оценка 4.7
docx
дефектология
15.09.2020
Система работы с моторными алаликами
система работы с моторными алаликами.docx

При моторной алалии страдает моторное программирование, не формируются двигательные матрицы.

Как правило, страдает общая программа всех движений:

·         Дети не могут ползать.

·         Запаздывает ходьба.  Приставочный шаг при ходьбе.

·         Хождение по лестнице приставочным шагом.

Вербальный уровень (гуление, лепет в соответствии с возрастом).  До 1г.2м. доречевое развитие на непроизвольном уровне. В лепете могут быть все звуки, кроме шипящих (даже соноры). После 1г. 2м. у моторных алаликов происходит молчание. Лепет уходит, но развивается понимание. Недоступно повторение – искать другую патологию.

            При моторной алалии пассивный словарь соответствует возрастной норме.

·         Ребенок в раннем возрасте  повторяет все короткие слова, фразы.  Самостоятельно ничего не говорит – это моторная алалия.

·         В 5 лет повторяет многосложные слова, сам говорит с сокращен. – мотор. ал. не путать с нарушением слоговой структуры. При данном нарушении ребенок одинаково неправильно произносит слова, а моторный алалик всегда по-разному.

·         При моторной алалии звукопроизношение не страдает.

·         Часто моторная алалия + дизартрия.

 

 При коррекции перезапускаем программу речевого развития как в онтогенезе на    фоне интенсивного медикаментозного лечения.

Необходимо проводить работу по развитию моторной сферы. Независимо от возраста перезапускаем общую моторику как с новорожденным.

Даже с  9лет укладываем на горизонтальную поверхность и начинаем пассивную гимнастику как с новорожденным. Берем руки и разводим в стороны, возвращаем назад, поднимаем, опускаем не менее 3раз. Все озвучиваем без уменьшительно-ласкательной лексики. Постепенно выводим на возрастную норму. Сколько лет, столько и движений. Также работаем с ногами .

      Следующий этап – придерживать за руку, а дальше сам делает. Сразу все варианты: движение + ориентировка в пространстве. Должна быть система, домашние задания родителям. Для начала взять гимнастику от 0 до 3 месяцев. Последовательность значения не имеет, все проделываем в короткие сроки.

«Сделали, повтори» - кинетико-кинестическая основа движения. Сначала только симметрично, лежа на спине, потом на животе.

 

2 этап

В положении лежа выполнять асимметричные движения вверх-в сторону, вниз. Сначала правая рука+ пр нога, затем лев рука + пр нога и т д.

Тест для определения ведущей руки

·         Поднять одну руку вверх. Поднимается ведущая.

·         «Достань игрушку» - для малышей вверх предмет, повторить не менее 5 раз. При затруднении повторить на одном предмете.

·         Дальше асинхронно в положении лежа с ведущей руки.

·         Сидя работаем синхронно.

·         Стоя синхронно.

·         Лежа синхронно, самостоятельно. Следить, чтобы движения были точными.

·         Сидя асинхронно с механической помощью (логопеда).

·         Стоя, синхронно с механической помощью

·         Лежа асинхронно, без помощи.

·         Сидя, синхронно, без помощи.

 Движения начинать с ползания. Ползание хорошо для мозга, для позвоночника плохо. Для дизартриков тоже нужно.

Дальше нужно программировать хождение (ножка-носок соответствующий).

·         По правой, левой стороне; по камешкам.

·         Правой, левой, правой. Сначала можно переставлять

·         Ходим с руками асинхронно.

·         Лестница.

·         «По мостику»- не замочить ножки.

                                   Руки.

·         Асинхронно в положении лежа.

·         На ведущую руку – сгибаем, разгибаем.

·         Две вместе руки (вместе с логопедом и мамой).

·         Самостоятельно делаем.

·         Пальцы прячутся и т д  Начинаем с механической помощи, потом самостоятельно.

Артикуляционная  гимнастика.

·         Начинать  с 1г 1м. ходьба + а/г.

·         Формируем двигательные цепочки из 2-5 частей.

·         Артик упр по наполняемости слова.  2-сложные слова – 2 арт упр и т.д.(учитывать возраст). Выкладываем фишки, кружочки.

·         * * - « Качели»

·         *** откр–лоп – убрать.

Выстраиваем цепочки, одновременно оречевляем все и вся.

Все это непроизвольное программирование.

 

 Произвольное программирование.

·         По образцу, с речевой инструкцией. Поднимаем руки вверх, опускаем.

·         Только по образцу.

·         Только по речевой инструкции

·         По образцу. Начинаем с 2, потом по возрасту.

·         По инструкции.

 

 

Вербальный уровень

Можно использовать кубики Зайцева, не звучащие.

·         А

Аа

Ааа

Аааа

Показывать буквы даже с 1,5 лет.

·         АУ С 3лет звуковой анализ сразу

·         Программа гласных из разных  звуков. АИУ

·         С 5 лет серия из 5 гласных

·         Ма из двух кубиков.

·         Ма-ма

·         Ма-ма-ма уточнять артикуляцию каждого звука. Разбросать кубики – «Сделай, как было. Поставил Ам – уточнить. Можно поставить цифры – пьедистал. Так проработать с каждым звуком.

·         Ма-му

·         Ма-ма-мы

·         Ма-ма-му . Кубики, песенки,назвать ступеньки лесенки.

·         «Назови слово из слогов»

·         Ма-ба

·         Мо-бу

·         Па-ма-ба. К этому времени прочитывает, потом отворачивается и повторяет.

·         Му-ба-по-мо. Как можно больше вариантов.

·         У-му

·         Э-мо и т. д.

·         Ам

·         Ум

·         Ом. Обратный слог очень трудный.

Составить, проговорить, убрать образец, повторить

·         Оп; об и т. д

·         Сочетания прямых слогов с обратными и наоборот

·         Стечения самое трудное.

Тотже принцип: ста, сто, сты. Это вербальное программирование. Появляются правильно построенные слова.

 

С моторными алаликами нужно раньше начинать читать и следить за правильным произношением. Прочесть им легче, чем произнести.

            Параллельно проводится работа по накоплению словарного запаса.  Начинаем  со слов-действий и обиходно-бытовой лексики. Пока  к лексическим  темам не привязываем. Начинать лучше с натуральными предметами, а не с картинками. Интонацией выделять окончания, делать паузы.

Алалия и дизартрия. Нормализуем мышечный тонус, работаем над артикуляционным и  ручным праксисом, исправляем звуки и работаем по той же схеме.


 

При моторной алалии страдает моторное программирование, не формируются двигательные матрицы

При моторной алалии страдает моторное программирование, не формируются двигательные матрицы

Тест для определения ведущей руки ·

Тест для определения ведущей руки ·

Вербальный уровень Можно использовать кубики

Вербальный уровень Можно использовать кубики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2020