Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС
ЛУЧШИХ ПРАКТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЮГРЫ»
«Практики работы с одаренными детьми
в сфере дополнительного образования»
Ионина Галина Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Объединение: «Гармония»
Образование: высшее, Омское педагогическое училище № 3, музыкальное воспитание, учитель музыки и пения, музыкальный воспитатель
Стаж педагогической работы: 36 лет
Стаж работы в данном учреждении: 21 год
г. Лянтор
2020
1. Наименование практики. «Система работы с одарёнными детьми в вокальном объединении»
2. Место реализации практики и целевая аудитория. Данная практика реализуется в
Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества» (г.Лянтор), МАУДО «ЦДТ». Адрес: 628433, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, г.п. Белый Яр, ул. Лесная, 8 – б; г. Лянтор, 6 мкр., строение 50. Адрес электронной почты: rcdt61@mail.ru. Практика реализовывалась с обучающимися младшего и среднего школьного возраста (7-15 лет).
3.Актуальность практики.
«Одарённый человек – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
(В. А. Сухомлинский).
Терминология «одарённый ребенок» включает такие понятия как творческая способность, талант, одарённость, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере.
Так же под термином «одарённость» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одарённый ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества. Одарённых детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребёнок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие.
Выявление одарённых детей начинаю при первом знакомстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования дополнительное образование рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей школьного возраста. Стратегия воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС предполагает достижение результатов личностного развития обучающихся и на уроке, и во внеурочной деятельности – прежде всего, через реализацию программ духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, как одного из механизмов интеграции общего и дополнительного образования. Согласно Концепции развития дополнительного и общего образования основным результатом деятельности обучающихся должен стать набор ключевых компетенций, т.е. универсальных навыков и умений в различных сферах: образовании, культуре, искусстве.
Одной из самых массовых форм музыкального искусства является – пение. Оно оказывает исключительное влияние на формирование личности ребёнка: воздействует на сознание, память, воображение, волю, умственные силы детей, занимает их досуг в яркой, образной форме и углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства. Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.
Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического воспитания ребёнка. Пение следует рассматривать и как средство укрепления организма. Оно укрепляет лёгкие и голосовой аппарат, способствует формированию дыхания и правильной осанки ребёнка. В пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению.
Дети, имеющие музыкальные способности и желающие их развивать, должны посещать не только обязательные уроки музыки, предусмотренные школьной программой, но и объединения дополнительного образования по вокалу. В вокальное объединение принимаются дети всех возрастов при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, хорошего музыкального слуха, хорошей музыкальной памяти, хорошего чувства ритма, намечающейся художественной выразительности. Учебный процесс в объединении предусматривает как коллективное пение, которое, конечно же, развивает детей музыкально, так и индивидуальные занятия вокалом. На индивидуальных занятиях по вокалу педагог учитывает особенности детского голоса в зависимости от возраста обучаемого.
Все вышеперечисленное отражено в дополнительной общеобразовательной программе «Гармония». Данная программа включает в себя комплекс специальных дисциплин, таких как вокал, культура и техника речи, основы театральной культуры, работа над образом.
Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне, творческой реализацией, актуализации, самореализации, самоутверждении личности. Самый безболезненный путь, по мнению педагогов и психологов, лежит через творчество, через музыку, через самый демократичный вид эстрадного творчества - эстрадное пение. Что такое "эстрада" - это площадка, возвышение, организованное на любой территории. На наших занятиях мы можем дать возможность каждому ребенку начиная с раннего возраста, ощутить себя артистом, проявить себя, при этом, развиваясь, воспитываясь и обучаясь, что делает данную программу актуальной.
4.Инновационный характер практики. Одарённые дети в дополнительном образовании обучаются по программам, в которые входят материалы, строящиеся на таких дидактических принципах, как принцип открытости, индивидуальности и принцип исторического реализма. Одарённые дети в дополнительном образовании, сама система дополнительного образования при работе с одарёнными детьми основной своей целью ставит развитие творческих способностей в условиях индивидуального подхода в обучении.
Новизна практики в том, что для обучающихся создаются условия, необходимые для профессионального становления голоса – это комплексы специальных упражнений и тренингов, такие как: упражнения для наработки навыков дыхания через нос, упражнения для укрепления горла и снятия напряжения, на развитие и фиксацию мышечных ощущений (мышечной памяти) в вокальной технике. Программа предполагает систематическое применение таких упражнений и тренингов на занятиях объединения.
Педагогическая целесообразность практики обусловлена важностью создания условий для формирования у обучающихся навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка.
В процессе работы учитываются следующие принципы педагогического процесса: принцип художественного и технического развития пения; принцип гармонического воспитания личности; принцип успешности; принцип доступности; принцип индивидуального подхода; принцип практической направленности.
В основу практики положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Большое внимание в программе уделяется здоровьесберегающим технологиям, в первую очередь, гигиене голоса, культуре использования голосового аппарата и его укреплению.
5.Цель и задачи, которые решались в рамках реализации практики.
Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.
Задачи:
1. Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми.
2. Овладение каждым ребенком вокальной техникой через речевую и двигательную активность.
3. Формирование музыкальных и исполнительских (актёрских) способностей; певческого голоса в пределах октавы, соответствующей природному речевому диапазону ребенка.
6. Содержание практики. Данная практика осуществляется через реализацию программы дополнительного образования, внеучебную деятельность. Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Гармония» составлена на основе собственного опыта работы, методических пособий отечественных педагогов: И.О. Исаевой, В.Емельянова, А.Н. Стрельниковой. Данная программа адресована тем, кто хочет научиться разбираться в музыке, любит петь, следит за своим здоровьем, стремится развивать свои вокальные способности, необходимые профессиональные навыки по раскрытию голоса, освобождению его от психологических и физических зажимов.
Вокальное обучение, как и любой педагогический процесс, содержит в себе ряд специальных принципов. К наиболее важным принципам можно отнести такие, как принцип воспитывающего обучения, принцип индивидуального подхода, связи с жизнью и практикой. В процессе обучения пению, дети не только получают знания о правильном голосообразовании и звукоизвлечении, формируют и совершенствуют вокально-технические и художественные навыки, но и развивают голос, исполнительские задатки, эстетический вкус, умственные способности, память, наблюдательность, воображение, речь и др.
Развитие дополнительного образования детей с целью эффективного использования его потенциала предполагает выстраивание его содержания и технологий. Поэтому при проектировании дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Гармония» учитывались следующие основания: соответствие образовательной программы и форм обучения возрастным и индивидуальным особенностям детей; вариативность, гибкость и мобильность содержания; разноуровневость (ступенчатость) образовательной программы; ориентация на метапредметные и личностные результаты образования. Программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей обучающихся соразмерно личной индивидуальности; имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока.
Отличительная особенность программы в том, что за основу ведущих идей и принципов реализации программы взяты исследования отечественных педагогов XX века: А.В. Бандина, Т.Л. Беркман, Е.Я. Гембицкой (обучение пению). Эти практические методики позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающими мышечные и психологические зажимы. Кроме того, активно используется методика А.Н. Стрельниковой, которая направлена на формирование у детей интереса к здоровью дыхательного аппарата; освоение элементарных сведений о строении дыхательной системы; значение дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека; овладение понятийным аппаратом. Большое внимание уделяется работе по совершенствованию осанки, правильного (нижнереберного) дыхания.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гармония» состоит из четырёх модулей:
1-ый модуль - «Азбука вокала» -68 часов.
Образовательная задача модуля: способствовать освоению навыков певческого голосообразования и голосоведения обучающихся.
2-ой модуль - «Техника вокала» -100 часов.
Образовательная задача модуля: способствует формированию основ вокальной техники, освоение элементарных сведений о строении дыхательной системы; значение дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека. Подбор песенного репертуара, выразительный показ предлагаемых песен, планирование работы над репертуаром.
3-ий модуль - «Музыкальная грамота и метроритмика» -68 часов.
Образовательная задача модуля: включает в себя изучение нотной грамоты на элементарном уровне, знакомство с различными метроритмическими структурами, воспитание чувства метроритмического движения и овладение навыками исполнения различных ритмических рисунков. Исполнение ритмических партитур методом элементарного музицирования на шумовых инструментах, под фонограмму, под аккомпанемент педагога.
4-ый модуль - «Сценическое движение» -100 часов.
Образовательная задача модуля: дает возможность осуществлять постановку музыкальных номеров, способствует более полному раскрытию музыкального образа. Занятия сценическим движением не только тесно взаимосвязаны с разучиваемым материалом, но и служат для выработки правильной красивой осанки, умения легко, бесшумно двигаться, «держать спину», свободно чувствовать себя на сцене. Методика проведения занятий предусматривает как теоретическую подачу материала (видео просмотр, анализ, беседа), так и практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации и выработки умений и навыков.
Модули могут быть реализованы в течение двух учебных лет.
Для определения качества обученности по данной программе используется уровневая оценка: стартовый, базовый, продвинутый.
В процессе изучения программного материала на каждом этапе обучения проводятся контрольные в виде заданий (вопросов) по теоретическим темам. Опрос проводится в условиях учебного занятия. Формами проверки работы педагога по реализации данной программы являются: - сольные выступления, - вокальные и хоровые конкурсы, - полугодовые и годовые отчетные концерты. Вокальные коллективы выступают на праздничных концертах, участвуют в конкурсах.
Результат прохождения первого модуля – опрос по теоретическим темам, второго модуля – исполнение разученного репертуара, третьего модуля - тест, четвертого модуля - творческий проект. По окончании обучения учащимся выдаётся свидетельство об обучении с указанием уровня усвоения материала.
7.Средства и способы реализации практики. Набор в группы осуществляется на общих основаниях. Количество учащихся в группе: 15 человек. Программа обучения рассчитана: на 2 года (336 часов) Режим занятий: 2 года обучения – 336 часов: 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа). Режим занятий обучающихся соответствует санитарным нормам, установленным для детей возраста 7-15 лет. Методы обучения – словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод «забегания» вперед и возвращения к пройденному», метод контроля и самоконтроля.
· Лекции – изложение педагогом предметной информации.
· Семинары – заранее подготовленные сообщения и выступление в группе и их обсуждение.
· Обучающие игры – моделирование различных жизненных ситуаций с обучающей целью.
· Ролевые игры – предложение обучающихся стать персонажем и действовать от его имени в моделируемой ситуации.
· Презентация – публичное представление определенной темы.
· Практическая работа – выполнение упражнений.
· Самостоятельная работа – выполнение упражнений совместно или без участия педагога.
· Творческая работа – подготовка, выполнение и защита творческих проектов учащимися.
По источнику получения знаний:
· словесные;
· наглядные:
§ демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
§ использование технических средств;
§ просмотр кино- и телепрограмм;
· практические:
§ практические задания;
§ тренинги;
§ деловые игры;
§ анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
По степени активности познавательной деятельности учащихся:
§ объяснительный;
§ иллюстративный;
§ проблемный;
§ частично-поисковый;
§ исследовательский.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
· фронтальная;
· групповая;
· индивидуальная.
Образовательные технологии
При реализации данной программы используются информационно-коммуникационная, проектная, кейс-технология, технология проблемного обучения, игровые технологии.
Способы и формы выявления результатов: опрос, наблюдение, конкурсы, открытые и итоговые занятия, дискуссии, ролевые игры.
Способы и формы фиксации результатов: грамоты, дипломы, тестирование, фото.
Способы и формы предъявления результатов: конкурсы, открытые занятия, презентации.
Для определения качества обученности по данной программе используется уровневая оценка: стартовый, базовый, продвинутый.
Формы сотрудничества:
· С родителями. Вовлечение родителей вместе с их детей в творческую работу коллектива – оказание помощи в изготовлении костюмов, декораций и атрибутов к сценическим номерам. Совместное проведение клубных дней, посещение родителями концертов, мастер-классы.
· С преподавателями. Совместная концертная деятельность, включающая в себя номера театральных, хореографических, фольклорных коллективов. Сотрудничество с хореографами, звукооператорами.
· С творческими коллективами.
Участие в городских праздничных концертах, конкурсах и фестивалях
Система условий реализации программы основана на следующих принципах:
· Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
· Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).
· Принцип культуросообразности – предполагает, что творчество учащихся должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям нашего региона.
· Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, социально-педагогического самоопределения.
Условия реализации практики
Материально-техническое оснащение процесса обучения: Наличие учебного помещения (зала для проведения репетиционных занятий): Интерактивная доска – 1 шт., проектор – 1 шт., фортепиано, микрофоны, микшерский пульт; зеркала; ноутбук, наглядные пособия, дидактические материалы. Программное обеспечение: Операционная система Windows (XP, 7, 8,10); Microsoft Office 2007, 2010 (MS Word, MS Power Point); Audacity; Аудио и видео редакторы.
8. Данные о результативности.
· Объемные показатели. Программа реализуется свыше 20 лет на базе центра детского творчества г. Лянтор. За это время прошли обучение свыше 1500 обучающихся.
· Организационно-содержательные показатели. На первом этапе работы (сентябрь) и на завершающем (май) - осуществляется педагогическая диагностика подготовленности ребенка и уровня усвоения материала по следующим показателям:
Личностные результаты:
Результативность участия обучающихся в концертной деятельности отражена в диаграмме.
Предметные результаты:
Уровень обученности обучающихся объединения «Гармония» отражен в диаграмме.
Здоровьесберегающие результаты. Повысился уровень здоровья часто болеющих респираторными заболеваниями воспитанников вокального объединения «Гармония». Из диаграммы видно уменьшение % заболеваемости воспитанников респираторными заболеваниями со 100% до 70% динамика составляет 30% за 3 года
9.Возможность использования представленных материалов в опыте работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Практическая значимость данного опыта заключается в возможности использовать материалы в деятельности педагогов образовательных организаций дополнительного образования, учителей музыки. Для практической реализации проекта и его распространения среди музыкальных руководителей города и района были разработаны:
· методика по обучению детей регуляции дыхания для педагогов и специалистов образовательного учреждения;
· пособие «Рекомендации для педагогов и специалистов МБОУ по укреплению и оздоравливанию дыхательного аппарата детей школьного возраста (лечебные игры)»;
· пособие «Рекомендации для родителей по укреплению и оздоравливанию дыхательного аппарата детей школьного возраста» (игры, упражнения);
· тематическое планирование теоретических занятий по обучению детей регуляции дыхания (младшая, средняя, старшая группы);
· комплексы дыхательной гимнастики для детей (6-7, 8-15 лет);
· план музыкально-оздоровительных мероприятий на учебный год;
· разработки мероприятий с детьми и родителями со здоровьесберегающией направленностью;
· СD диск «Музыкально-оздоровительная гимнастика» для проведения игр и упражнений на укрепление дыхания, релаксации.
Снижение заболеваемости, возрастающая динамика развития дыхательного аппарата детей вокального объединения «Гармония» показала: данный педагогический опыт является одним из основных составляющих для последующего оздоровления дыхательного аппарата обучающихся, что позволяет рассматривать музыкальную деятельность, как новое направление успешной реализации комплексной системы оздоровления детей, как в образовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.
10.Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях (при наличии). Опыт работы обобщила:
· на районном семинаре «Развитие творческих способностей обучающихся через формирование художественной деятельности во всех основных видах пластических искусств» (2015);
· на районном семинаре «Организация вокально-исполнительского процесса в системе дополнительного образования» (2015);
· на районном семинаре «Особенности работы с детским хором» (2016);
· «Организация гражданско-патриотического воспитания посредством создания единой социально-гуманитарной среды в образовательной организации» (2017)
· на районном мастер-классе «Применение музыкальных технологий на занятиях» - тема «Применение вокалотерапевтических технологий на занятиях» (2017г).
· на районном семинаре «Приемы и методы формирования исполнительских компетенций в вокальных объединениях» (2019г.)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.