Система работы с текстом на уроках русского языка
Оценка 5

Система работы с текстом на уроках русского языка

Оценка 5
docx
10.07.2023
Система работы с текстом на уроках русского языка
Сиситема работы с текстом на уроках РЯ.docx

Система работы с текстом на уроках русского языка

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Одной из основных характеристик коммуникативно-ориентированного обучения языку является использование ТЕКСТА в качестве дидактического материала.

Текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

Таким образом, текстоориентированный подход – необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является формирование языковой личности.

Система работы по повышению уровня языковой и речевой компетентности учащихся ориентирована на двустороннюю природу текста — как продукта и процесса речетворчества. С одной стороны, она ориентирована на знания учащихся о категориальных признаках текста, видах, единицах текста, способах членения текста и развертывания тематических предложений. С другой, на знания о способах деятельности, формирующих умения прогнозировать, отбирать средства, адекватные содержанию, оценивать коммуникативные качества текста, совершенствовать написанное. То есть  работа направлена на формирование у школьников обобщённых умений текстовосприятия и текстообразования, которые определяют уровень развития языковой личности.

Изучение работ В.И.Капинос, Н.Н.Сергеевой, М.С.Соловейчик, Н.А.Пленкина позволило выделить общие коммуникативные  умения, ведущие к формированию соответствующей компетенции.

                                                        

 

 

 

 

Общие коммуникативные умения

Умение адекватно                Умение раскрывать тему                     Умение  собирать и

воспринимать                       и основную мысль текста                      систематизировать

устную и письменную                                                                             материал на отдельную

речь                                                                                                                       тему

 


Умение пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст.

 

Умение создавать тексты разных типов и стилей речи

 

Умение совершенствовать и редактировать

                           написанное

Для контроля уровня усвоения коммуникативной компетенции определены индикаторы, которые позволяют определить результативность работы над проблемой. В качестве индикаторов определены когнитивные и операционально-технологические, т.е. знания и умения такие как:

-      умение говорить и писать на тему, соблюдая ее границы;

-      умение отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли высказывания;

-      умение излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);

-      умение правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

-      знание стилей и жанров текстов в соответствии с поставленной целью коммуникации / уметь читать, понимать, анализировать, интерпретировать содержание различных текстов, использовать стили и жанры в соответствии с речевой ситуацией с целью высказывания;

-      знание норм публичной речи, культуры речи, вербальные средства, наглядные материалы / владеть различными видами речевой деятельности, соблюдать нормы публичной речи, культуры речи, использовать наглядный материал, вербальные средства (средства логической связи), приемы обратной связи с аудиторией;

-      восприятие содержания фактической информации в монологе, диалоге, знание особенностей языка в социокультурном контексте / использовать учебные алгоритмы при различных видах речевой деятельности, эффективно использовать особенности языка в различных ситуациях диалогического общения;

-      знание процедуры группового обсуждения в соответствии с поставленной задачей / соблюдать процедуру группового обсуждения, владеть различными формами рефлексии, навыками редактирования, интерпретации.

Система работы по развитию связной речи школьников условно может быть представлена следующими направлениями:

1.      усвоение на практическом уровне речеведческих понятий,

2.      анализ готового текста,

3.      воспроизведение текстов-образцов,

4.      конструирование текстов,

5.      их редактирование.

Работа по каждому из направлений предусматривает комплексный подход, при котором все направления тесно взаимосвязаны, ведь цель работы по усвоению речеведческих понятий: помочь школьникам научиться воспринимать и анализировать тексты, сформировать необходимые коммуникативные умения.

Усвоение на практическом уровне речеведческих понятий

Интерпретация речеведческих понятий осуществляется в соответствии с возрастными возможностями школьников. При работе с текстом мной учитываются его специфические категории: смысловая завершенность, структурная и коммуникативная целостность, стилистическая и жанровая отнесенность, разные типы связи между элементами текста, композиционная оформленность, коммуникативная направленность.

С этой целью использую  упражнения аналитико-синтетического характера  на протяжении всего обучения русскому языку:

-                   сравнение отдельных предложений и текстов,

-                   нахождение границ предложений в тексте,

-                   деление текста на абзацы,

-                   восстановление деформированного текста,

-                   собирание текста из фрагментов,

-                   работа с псевдотекстом,

-                   выделение в тексте опорных слов,

-                   определение темы текста, его идеи,

-                   составление планов (картинного, словесного и др.),

-                   наложение готового плана на текст,

-                   анализ авторского заголовка или создание своего заголовка,

-                   выделение микротем текста.

Начиная с 5 класса, ученики учатся читать и пересказывать лингвистические тексты. Этому помогает система заданий  «Учись читать и пересказывать лингвистический текст» («Выпиши предложение, передающее основную мысль», «Составь план по абзацам», «Выпиши новые термины» и другие), которые развивают внимание учащихся, помогают лучше понять, о чём говориться в тексте, облегчают выполнение задачи по пересказу этого текста. Постепенно у учащихся накапливается опыт чтения и понимания текстов научного стиля. Этому помогает и ведение специальных тетрадей - словарей, в которые записываются все лингвистические термины.

Параллельно с развитие навыков чтения - понимания научной информации идёт работа с художественным текстом: определяется стиль и тип речи; рассматриваются выразительные средства, проводится орфографический и пунктуационный анализ. Учащиеся ведут специальные папки, в которые собирают планы анализа текста, различные памятки, помогающие составить тексты разных стилей и типов речи. 

Анализ готового текста

Технология использования комплексного анализа текста представляется многим учителям универсальной, т.к. позволяет работать учителю-словеснику в разных режимах: частичного и полного интегрирования уроков русского языка и литературы. Работая с художественным текстом в режиме интеграции, именно на основе связного текста решаются лингвистические, синтаксические и пунктуационные задачи (включая и виды грамматических разборов, и графическое изображение предложения).

Анализ  текста  может  быть  полным  и  частичным.

-          Полный  анализ  предполагает  разбор  текста  с  учётом  всех  его  речеведческих  характеристик.

-          Частичный  анализ   характеризует  текст  с  какой-то  одной   стороны: со  стороны  темы и основной  мысли, стиля,  типа  речи,  способов  и   средств  связи.

При организации работы с текстом на уроках русского языка в качестве основы использую «Программу комплексной работы с текстом (примерные вопросы и задания)», составленную Т.М. Пахновой:

1.         Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.

2.         Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.

3.         Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста? Предложите свои варианты названия (если анализируется текст, имеющий заголовок).

4.         Определите стиль текста. Докажите справедливость своего утверждения.

5.         Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения в тексте?

6.         К какому типу речи (повествованию, описанию, рассуждению) относится данный текст? Докажите правильность своего мнения на этот счет.

7.         Какие средства связи между предложениями используются в тексте (в отдельном его абзаце)? Каков способ связи между предложениями в тексте – цепная, параллельная связь или их сочетание?

8.         Объясните, пользуясь словарями, значения выделенных слов.

9.         Подберите синонимы (антонимы) к выделенным словам. Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему в тексте используется данное слово?

10.       Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.

 

Воспроизведение текстов-образцов

Изложения играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся. В основе изложений лежит подражание образцу. Анализ исходного текста, его темы, идей, композиционных и языковых особенностей и последующее его воспроизведение формирует у учащихся связную речь (коммуникативное умение).

Очевидно, что возможности изложения в формировании коммуникативных умений будут успешно реализованы только при условии использования на уроках русского языка разных видов обучающих изложений.

Успех работы над изложением определяется тем, какая подготовительная работа к нему проводится учителем. Ведь по существу само изложение – это уже заключительный этап целой серии предшествующих ему работ (упражнений) стилистического характера. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Помимо своего участия в работе над коллективным изложением, в качестве упражнений, подготавливающих обучающихся к изложениям, широко используются  такие:

-          ответы на вопросы выдержками из текста (цитатами);

-          передача прочитанных предложений другими словами;

-          превращение одних типов предложений в другие, например, повествовательные в вопросительные и восклицательные;

-          замена повествовательных и описательных текстов речью диалогической;

-          сокращение текстов по примеру;

-          свободный и творческий диктанты как переходные формы к изложению и сочинению;

-          письменные ответы на вопросы. Они могут состоять только из одного предложения и быть более развёрнутыми, быть связанными с литературными произведением или с беседой на уроке на свободную тему;

-          составление предложений на определённую тему.

При обучении  написания сжатого изложения подробно знакомлю учащихся с основными логическими способами сжатия (компрессии) текста. Их три: исключение, обобщение и упрощение. 

Логическим способам компрессии текста соответствуют языковые приёмы. К ним относятся

         сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;

         образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

         сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части;

         разбивание сложного предложения на сокращённые простые;

         перевод прямой речи в косвенную;

         пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Работа по сокращению текста проводится в форме беседы, во время которой учащиеся решают, какой способ и приём компрессии лучше применить. Сначала они учатся сокращать прочитанные тексты, а затем – прослушанные. Полезно систематически выполнять следующие тренировочные упражнения:

1.    Сократите текст вдвое.

2.    Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.

3.    Уберите в тексте лишнее  с вашей точки зрения.

При обучении сжатому изложению  обучающиеся   5-7 классов пользуются инструкцией «Как писать сжатое изложение». В 8-9 классах обучающиеся при написании сжатого изложения пользуются памяткой    «Основные способы сжатия текста». (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Конструирование текстов

Главным этапом формирования коммуникативной компетентности учащихся является создание собственного текста. Этот навык  развивается от простого к сложному.

 

Первый уровень (5 – 6 классы) – творческая устная или письменная работа (сочинение-миниатюра, художественная зарисовка, сочинение лингвистической сказки, весёлого рассказа, продолжение текста по началу). При оценке учитывается умение делать текст связным, тематически единым, композиционно оформленным.

 

Второй уровень (7 – 9 классы)- изложение, отзыв, рецензия. Оцениваются логика, авторство, стиль, уместность использования тех или иных языковых единиц.

 

Третий уровень (9 – 11 классы) – создание проектов, сочинение на литературную тему, сочинение по авторскому тексту.

Чёткие критерии контроля и оценки нужны, чтобы организовать рефлексивную деятельность обучающихся. Само- и взаимоконтроль, устные и письменные оценочные суждения в адрес себя или товарища приводят в работу рефлексию, развивают речевые умения.  

 

Редактирование текста

Одним из важных речевых и коммуникативных умений, я считаю, является умение совершенствовать написанное, редактировать текст. Что это значит? Учащийся умеет находить ошибки, классифицировать их, правильно определять причины появления и выявлять способы их устранения. Поэтому в своей педагогической практике я большое внимание уделяю работе над редактированием текста.

Важным представляется поэтапность данной работы.

1.    Работу следует начинать со знакомства с литературными нормами: фонетической, акцентологической, морфологической, синтаксической, лексической, стилистической.

2.    Далее знакомимся с классификацией ошибок (ошибки речевые и грамматические).

3.    Выполняем упражнения, задания, направленные на повторение и закрепление сведений о нормах языка. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Таким образом, от знания нормы, типа ошибки к умению увидеть её в готовом речевом произведении и мотивированно исправить – такой представляется мне основная схема поиска и исправления речевой ошибки школьника. Если же учащийся сможет сам определить причину появления ошибки и выявить способ её устранения, то он сможет и предупредить появление ее в собственном речевом произведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

                                                   Приемы работы над изложением.

1. Вступительная беседа.

Назначение этого приема работы - подготовить учащихся к восприятию текста.
Круг вопросов, определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержания текста и этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников.

В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднение учащихся. Для объяснения используются различные типы словарей: толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический.

Вступительная беседа как прием работы особенно важна в тех случаях, когда текст совсем незнаком учащимся, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительной беседы может оказаться непонятным.

2. Приемы работы, направленные на восприятие текста.

Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как:
1) чтение текста учителем;
2) чтение текста про себя;
3) параллельное прослушивание текста и чтение про себя.

Какой из перечисленных приемов выбрать, будет зависеть от конкретных условий:
- характера изложения (подробное, сжатое, выборочное);
- сложности текста;
- подготовленности класса.

Во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие содержание (например: «сформулируйте тему», «основную мысль текста», «почему текст назван ...?», «как еще можно озаглавить текст?»).

3. Беседа по содержанию текста.

Задачу более глубокого понимания содержания текста, композиции языка решают приемы работы, направленные на анализ текста. Разбор текста - дело очень важное и трудное. Долгое «разжевывание» также вредно, как и отсутствие разбора.

Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль, установку автора, выяснить, какие факты
являются главными определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать свое отношение к воспринятому. В беседе по содержанию целесообразны вопросы и задания типа: «Почему он так поступил?», «С какой целью автор вводит описание природы?», «Докажи, что ...», «Как вы считаете, кто прав?». Слишком большое количество вопросов, рассчитанное на детальное воспроизведение текста, методически не целесообразно, так как у учащихся пропадает интерес к работе. При подготовке к сжатому или выборочному изложению анализ содержания предполагает выделение и осмысление главного в содержании, вычленение тематических линий в тексте и более углубленную работу над содержанием одной из них (выборочное изложение).

4. Анализ структуры текста.

Назначение этого приёма работы - показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Ученики в процессе анализа убеждаются, что тексты делятся на части (подтемы, микротемы), каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а также наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи. Тексты разных типов дают им возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание не распадалось, а было единым структурным целым.

3. Составление плана.

Составление плана - это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, так как при работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков. При составлении плана следует различать тип текста (описание, повествование и рассуждение) Различные функционально-смысловые типы текстов строятся по-разному.

6. Устный пересказ текста.

Устный пересказ, полный или частичный, может быть использован при проведении всех видов изложений.

Как свидетельствует опыт, особенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

Как писать сжатое изложение:

1. Выделите в тексте существенные, важные мысли.

2. Найдите среди них главную мысль.

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей избавиться.

6. Какие факты можно обобщить в соседних частях текста.

7. Переведите информацию на «свой» язык.

8. Запишите сокращённый текст на черновике.

 

Основные способы сжатия текста.

  • Исключение:
    • исключение повторов;
    • исключение одного или нескольких из синонимов;
    • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
    • исключение фрагмента предложения;
    • исключение одного или нескольких предложений.
  • Обобщение:
    • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.               
    • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • Упрощение:
    • слияние нескольких предложений в одно;
    • замена предложения или его части указательным местоимением;
    • замена сложноподчинённого предложения простым;
    • замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Упражнения на восстановление семантико-синтаксических связей

1.      Мартышка и попугай ждали слоненка с большим нет...рпением. Наконец они услыш...ли. Слоненок бежит. Слышно было хорошо. Слоненок т...р...пился. Слоненок бежал очень громко.

Задание.

Объедините, где нужно, простые предложения в сложные, в предложение с однородными сказуемыми. Используйте для связи союзы: потому что, и, что.

 

2.      Гусь словно не слышал его. Тогда Нильс схв...тил Мартина обеими руками за шею. Нильс пот...щил Мартина к воде. Это было нелегкое дело. Гусь был самый лучший в их хозяйстве. Мать раск...рмила его на славу. Нильса сейчас едва от земли видно. Он дот...щил Мартина до самого озера. Он окунул его голову прямо в студеную воду.

Задание.

Устраните ненужные повторы, используя предложения с однородными сказуемыми; объедините, где нужно, простые предложения в сложное. Используйте для связи слова: а, и все-таки, и, и, и.

 

3.      Лис Смирре был не из тех, кто забывает обиды. Смирре поклялся. Смирре отомстит Нильсу и его крылатым товарищам. Смирре был верен своей клятве. Смирре приходилось несладко. Смирре не ел и не спал. Бока у Смирре ввалились. Рыжий пушистый хвост стал похож на жалкую мочалку. Хвостом Смирре всегда так гордился. Смирре не сдавался. На острове однажды заночевали гуси. Выследив остров, Смирре отправился за подмогой к своим старым друзьям ≈ воронам.

Задание.

Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями он и который; используйте предложение с однородными членами; объедините, где нужно, простые предложения в сложные; употребите для связи союзы: что, и, а, но.

Оригинал.

Лис Смирре был не из тех, кто забывает обиды. Он поклялся, что отомстит Нильсу и его крылатым товарищам, и был верен своей клятве.

Смирре приходилось несладко. Он не ел и не спал, бока у него ввалились, а рыжий пушистый хвост,которым он всегда так гордился, стал похож на жалкую мочалку. Но он не сдавался. Выследив остров, на котором однажды заночевали гуси, Смирре отправился за подмогой к своим старым друзьям ≈ воронам.  (С.Лагерлеф)

4.      Две самые сильные обезьяны подхв...тили Маугли под мышки. Две обезьяны пон...слись (в)месте (с)ним по вершинам деревьев. (Без)него они могли бы двига...ся вдвое ск...рее. Мальчик своей тяжестью задерживал их. Кружилась у Маугли голова. Он все же насл...ждался бешеной скачкой. М...лькавшая далеко внизу земля пугала его. Сердце зам...рало от каждого страшного рывка и толчка при перелете над провалом с одного дерева на другое. Двое стражей взл...тали (в)месте (с)ним на вершину дерева так высоко. Тонкие ветки тр...щали и гнулись (под)ними. Потом двое стражей с кашлем и уханьем бр...сались в воздух, вперед и вниз. Они пов...сали на соседн...м дереве, ц...пляясь за нижние сучья руками и ногами.

Задание.

Восстановите связи между предложениями, устраните повторы, используйте для связи слова: как ни, и, и, и, но, хотя, а, что.

Какими словами названы в этом отрывке главный герой и его похитители?

Оригинал.

Две самые сильные обезьяны подхватили Маугли под мышки и понеслись вместе с ним по вершинам деревьев. Без него они могли бы двигаться вдвое скорее, но мальчик своей тяжестью задерживал их. Как ни кружилась у Маугли голова, он все же наслаждался бешеной скачкой, хотя мелькавшая далеко внизу земля пугала его и сердце замирало от каждого страшного рывка и толчка при перелете над провалом с одного дерева на другое. Двое стражей взлетали вместе с ним на вершину дерева так высоко, что тонкие ветви трещали и гнулись под ними, а потом с кашлем и уханьем бросались в воздух, вперед и вниз, и повисали на соседнем дереве, цепляясь за нижние сучья руками и ногами.

 


 

Система работы с текстом на уроках русского языка

Система работы с текстом на уроках русского языка

Общие коммуникативные умения

Общие коммуникативные умения

Система работы по развитию связной речи школьников условно может быть представлена следующими направлениями: 1

Система работы по развитию связной речи школьников условно может быть представлена следующими направлениями: 1

Этому помогает и ведение специальных тетрадей - словарей, в которые записываются все лингвистические термины

Этому помогает и ведение специальных тетрадей - словарей, в которые записываются все лингвистические термины

Найдите в тексте два-три многозначных слова

Найдите в тексте два-три многозначных слова

Работа по сокращению текста проводится в форме беседы, во время которой учащиеся решают, какой способ и приём компрессии лучше применить

Работа по сокращению текста проводится в форме беседы, во время которой учащиеся решают, какой способ и приём компрессии лучше применить

Работу следует начинать со знакомства с литературными нормами: фонетической, акцентологической, морфологической, синтаксической, лексической, стилистической

Работу следует начинать со знакомства с литературными нормами: фонетической, акцентологической, морфологической, синтаксической, лексической, стилистической

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать свое отношение к воспринятому

Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать свое отношение к воспринятому

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Как писать сжатое изложение: 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Как писать сжатое изложение: 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Упражнения на восстановление семантико-синтаксических связей 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Упражнения на восстановление семантико-синтаксических связей 1

Две самые сильные обезьяны подхв

Две самые сильные обезьяны подхв
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2023