Система работы в 5-6 классах средней школы по подготовке к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы)

Система работы в 5-6 классах средней школы по подготовке к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы)

docx
12.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Система работы по подготовке к ОГЭ.docx

Система работы  в 5-6 классах средней школы по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе строится на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку. Каждый вариант КИМ состоит из трех частей и включает в себя 9 заданий , различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 – краткое изложение ( задание 1).

Часть 2 ( задания 2-8) – задания с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

- задания открытого типа на запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов;

- задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа.

Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Данная структура намечает план систематической работы учителя по подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку, начинать которую необходимо с пятого класса. Наибольшие затруднения учащиеся испытывают при выполнении заданий открытого типа с развернутым ответом, поэтому предлагается усилить работу по языковому анализу текста, созданию текстов типа речи рассуждение.

 Исходя из данной структуры, работа по постепенной подготовке к сдаче ОГЭ  в 5-6 классах построена по следующему плану:

1.      Подробное изложение с речеведческим заданием

2.      Комплексный анализ текста с заданиями открытого типа.

3.      Задание открытого типа с развернутым ответом  (написание лингвистической сказки, создание текста-рассуждения «Объясните смысл пословицы»)

 

Сжатое (подробное) изложение с речеведческим  заданием

 

В 5-6 классах развивается умение передавать в устной и письменной форме содержание прочитанного или прослушанного текста. На этом этапе обучающиеся учатся определять тему и основную мысль текста, его стиль; подробно и сжато излагать повествовательные тексты  ( в том числе с описательными элементами); составлять простой план исходного и собственного текста, давать развернутый ответ на поставленный вопрос текста.

Методика написания изложения

1.      Предтекстовая работа: ознакомительное чтение или прослушивание текста, словарно-орфографическая работа:

- дате толкование трудным и незнакомым для вас словам, используя при этом различные словари;

- выпишите изобразительно-выразительные средства, подберите к ним синонимичные выражения;

- выпишите словосочетания или трудные для написания слова, объясните условия выбора орфограмм, выполните различные виды разборов.

              2. Текстовая работа.

              3. Послетекстовая работа:

                 - определите тип речи, докажите;

                -  определите стиль речи, докажите;

                -   определите тему текста;

                -  определите основную мысль текста;

             -     Составьте кластер по ключевым словам (выделяются микротемы и записываются                                                                                                 ключевые слова  )       

               - составьте план и подберите рабочие материалы

               - перескажите текст по составленной схеме

              -   напишите изложение .  

Тексты для изложений для 5-6 класса.

 

РУКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ.

Все, что построено, возведено, добыто на свете, сделали человеческие руки. Они управляют пером и молотом. Они держат штурвалы кораблей и рулевые баранки автомашин, лопаты и микроскопы. Они могут метко забросить мяч в баскетбольную корзину и ракету на Луну. Руки человека, подчиняясь его разуму и воле, превратили дикие земли в богатые поля, заставили яблоню-дикарку приносить сладкие плоды. Они осушили комариные болота, напоили влагой сухие пустыни, перегородили реки, чтобы могучей силой воды гнать сильный ток на тысячи километров.

Все могут, все умеют, со всем справляются человеческие руки. Только надо приручить их к хорошему делу, чтобы они стали сноровистыми, умелыми, послушными доброму сердцу и точному уму.

Надо, чтобы человек уважал дело своих рук и труд другого человека.

 

БЕЛЬЧОНОК.

Бельчонок спустился по стволу сосны у самых моих ног, сковырнул сыроежку и принялся её есть, а гриб держал в передних лапах. Его щёки быстро двигались, и на землю сыпались крошки гриба. Он съел шляпку, но корешок ему не понравился, и он перешёл на другое место.

Бельчонок был совсем маленький, величиной с ладонь .Он нашёл другую сыроежку, отгрыз её красную шляпку и спрыгнул с ней на пенек. Шляпка гриба была велика для бельчонка, вроде целого блина, и он объел её, но не всю, потом спрыгнул с пенька, откинул недоеденный блин, нашёл шишку и стал доставать из неё сладкие, пахнувшие смолой семена.

Погуляв в одиночестве у моих ног, позавтракав, бельчонок ушел на высоту и покачался на ветке, по которым отправился, может быть, к своему дому.

ДЕВОЧКА НА ШАРЕ

На цирковую арену выбежала маленькая девочка. У нее были синие-синие глаза, а вокруг них длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у нее были длинные руки. Она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар, который для нее выкатили. Она стояла на шаре. И потом вдруг побежала, как будто захотела спрыгнуть с него. Но шар завертелся под ее ногами, и она на нем вот так как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены. Девочка бегала по шару своими маленькими ножками, как по ровному полу, и голубой шар вез ее на себе. Она могла ехать на нем и прямо, и назад, и налево, и куда хочешь! Она бегала, как будто плыла, и весело смеялась. Она напоминала Дюймовочку, такая она была маленькая, милая и необыкновенная.

Девочка на мгновение остановилась, и кто-то ей подал разные браслеты с колокольчиками. Она надела их себе на туфельки и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре, как будто танцевать. И оркестр заиграл тихую музыку, и было слышно, как тонко звенят золотые колокольчики на девочкиных длинных руках. И это все было как в сказке. И тут еще потушили свет, и оказалось, что девочка вдобавок умеет светиться в темноте. Она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела, и это было удивительно.

(По В. Драгунскому)

ДВА ПЛУГА

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу. Другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

Случилось так, что через несколько лет оба земляка опять встретились, Плуг земледельца блестел, как серебро. Он был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской. А плуг, который пролежал без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

— Скажи, пожалуйста, почему ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомого.

Тот отвечал:

— От труда, дружок. А ты заржавел потому, что все это время пролежал на боку, ничего не делал.

(По К. Ушинскому)

ДОБРАЯ КНИГА

В тот далекий зимний вечер у нас в семье украшали елку. По этому случаю взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался елке. Наступило то время сумерек, когда фонари еще не горели, но могли вот-вот зажечься. И от этого «вот-вот», от ожидания внезапно вспыхивающих фонарей у меня замирало сердце. Я знал со слов взрослых, что этот вечер был совершенно особенный. Чтобы дождаться такого же вечера, нужно было прожить еще сто лет.

Действительно, тот зимний вечер в последний день девятнадцатого века не был похож на все остальные. Снег падал медленно и очень важно. Его большие хлопья казались легкими белыми цветами, которые с неба слетают на город. По всем улицам слышался глухой перезвон извозчичьих бубенцов.

Когда я вернулся домой, елку тотчас зажгли. Свечи начали весело потрескивать. Казалось, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации. Около елки лежала толстая книга с золотым обрезом — подарок от мамы. Это были сказки Ганса Христиана Андерсена. Я сел под елкой и раскрыл книгу. В ней было много цветных картинок. Рисунки были прикрыты папиросной бумагой. Я начал читать и зачитался, На нарядную елку я почти не обратил внимания.

Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом — сказку о снежной королеве. Удивительная человеческая доброта исходила от страниц книги. Эта доброта была душистая, похожая на дыхание цветов.

(По К. Паустовскому) 

ДОЗОР

Мой дядя уехал работать на северную стройку и оставил нам свою собаку. Так поселился в конуре возле нашего дома здоровенный волкодав. Звали его Дозор. Ни у кого из моих друзей такой большой собаки не было. Ростом с теленка, а голос густой и хриплый.

Стоило Дозору зарычать, как соседские кошки на деревья лезли. И даже бородатый однорогий козел к забору пятился. А друзья шутили:

— Теперь тебе даже медведь не страшен!

Частенько бродили мы с Дозором по лугам, ходили на болото за клюквой, за голубикой. А как-то раз шли в сумерках по полю. Внезапно Дозор остановился и замер. Потом бросился в сторону и стал отчаянно скрести лапами. Из-под земли вскоре донеслось фырканье и визг. Я подошел ближе и увидел норку хомяка. Мне стало жаль зверька, и я позвал собаку. Но Дозор вошел в азарт и продолжал с яростью рыть землю. Вот уже его голова ушла в нору. Я кинулся к собаке, но тут Дозор с визгом отскочил назад.

Видно, маленький храбрец бросился на собаку первым и куснул обидчика.

Вот и пришлось мне выручать из беды не маленького хомяка, а собаку, здоровенного волкодава!

(По А. Баркову)

ДОИГРАЛИСЬ

Было это в Сибири. Поднимались мы с другом на скалу. Часа два прошло, пока наконец до перевала добрались.

Я посмотрел вниз и замер. Прямо под нами на прибрежной лужайке резвились медвежата. Вот один догнал другого и начал бороться с ним. Изловчился и ножку ему подставил. А тот прямо через голову кувыркнулся и с обрыва в реку полетел. Плюхнулся в воду и угодил в быстрое течение. Завертело беднягу, закрутило.

Братец перепугался, завыл от страха.

На его голос прибежала медведица. Увидела сынка в беде, с ревом бросилась в воду и поплыла наперерез. Схватила сынка за шиворот, вытащила на песок. А медвежонок лежит, не шелохнется.

Медведица стала его теребить да по бережку катать. Вскоре пловец очухался, вскочил на задние лапы и к братцу стал карабкаться. А мать ему помогает, сзади подталкивает. Тут мой друг не выдержал да как крикнет:

— Вот молодчина!

А медведица повернулась в нашу сторону, рявкнула и заспешила с медвежатами в частый кедровник.

(По А. Баркову) 

ДОМИК НА БЕРЕЗЕ

Весной у моего окна на березе начали строить гнездо мухоловки. Это серые, неприметные на вид птицы. В полете они были похожи на крохотные вертолеты. Они на минуту-другую повисали в воздухе, трепетали крыльями, отыскивали на дворе пушинки, сухой лист, солому и сразу несли их к своему домику на березе. Затем будущий отец семейства присаживался на ветку и принимался петь. Правда, песня у него была немудреная, но довольно бойкая.

Я спустился с крыльца, сел на лавочку у забора и стал наблюдать за работой птиц. Сколько в ней легкости, согласия, азарта!

Внезапно над моей головой каркнула ворона, громко хлопнула крыльями и с важностью, по-хозяйски уселась на вершину березы. Стала воровато поглядывать по сторонам.

Птицы почуяли недоброе, бросились к незваной гостье и принялись кружить над ней, тревожно покрикивать. Вскоре на помощь им подоспели синицы и горихвостка. Серая разбойница не выдержала натиска малых птах и предпочла поскорей удалиться.

(По А. Баркову) 

ДОМИК НА КРЫШЕ

Карлсон живет в маленьком домике на крыше. Представьте себе крохотное крылечко, на котором так приятно сидеть по вечерам и глядеть на звезды. Днем можно пить сок и грызть прянит ки, если они есть. Ночью на этом крылечке можно спать, если в домике слишком жарко. А утром можно любоваться, как солнце встает над крышами домов. Домик так удачно примостился за выступом, что обнаружить его трудно.

В домике Карлсона только одна комната. Там стоит верстак. На нем можно

строгать, есть и наваливать на него что попало. Рядом стоит диванчик, чтобы спать, прыгать и кидать туда все барахло. Два стула, чтобы сидеть или класть всякую всячину. А еще на стул можно влезть, когда нужно засунуть что-нибудь на верхнюю полку шкафа. Но обычно это не удавалось, потому что шкаф был забит до отказа. Множество вещей стояло на полу и висело на стенах.

У Карлсона в комнате был камин, а в нем железный обруч на ножках, на котором хозяин готовил еду. На каминной полке тоже стояли самые разные предметы. А с потолка свисала пара башмаков, кочерга и мешок сушеных вишен.

(По А. Линдгрен) 

ДРУЖНЫЕ МЫШКИ

Погналась кошка за маленькой мышкой. Мышка спряталась от нее в бутылку.

Кошка хотела тоже влезть в бутылку, чтобы достать мышку. Но она не могла туда попасть, потому что мышка маленькая, а кошка большая. Тогда кошка говорит мышке:

— А ну-ка, мышка, вылезай из бутылки! Я тебя съем. Мышка отвечает: 
— Не вылезу, мне и тут хорошо. Кошка говорит: 
— Тогда я тебя лапкой достану.

Просунула кошка свою лапку в бутылку, но достать мышку не смогла. Тогда кошка думает: «Пойду принесу какой-нибудь крючок и достану мышку».

Кошка ушла. А тут пришли другие мышки. Старшая мышка села на бутылку и просунула в нее свой длинный хвостик. Маленькая мышка ухватилась за этот хвостик. А другие мышки стали ее тащить. Вот мышки-сестрички вытащили маленькую мышку из бутылки и побежали в свою норку.

Приходит кошка и приносит с собой палку. На палке веревка с крючком. Хотела кошка достать мышку этим крючком. Подошла она к бутылке, а мышки уж и след простыл.

(По М. Зощенко) 

ЖЕМЧУЖИНКА И ЖАБА

У одной вдовы было две дочери. Мать любила старшую больше, чем младшую. Сестры были совсем разными. Старшая была грубая, злая и жадная. А младшая ко всем относилась с добротою и была кроткого нрава.

Однажды мать послала младшую дочь к колодцу за водой. Когда девочка стала набирать воду, к ней подошла старушка-нищенка и попросила напиться. На самом деле это была волшебница. Она хотела узнать, добрая ли душа у девочки. Девочка напоила нищенку.

На прощание старушка сказала:

— У тебя добрая душа. За это ты получишь от меня подарок. Пусть отныне, когда ты станешь смеяться, из твоего рта будут сыпаться жемчужины!

Сказала это старушка и исчезла. А у младшей сестры с тех пор изо рта сыпались жемчужины всякий раз, как она смеялась. За это люди прозвали ее Жемчужинкой.

В другой раз старшая сестра пошла к колодцу за водой. Волшебница опять прикинулась нищенкой и попросила у девочки напиться. Но та лишь обругала старушку:

— Вот еще! Буду я всякой нищенке воду подавать!

— Ты злая и бессердечная девочка! Так пусть же всякий раз, как ты смеешься, изо рта у тебя выскакивают жабы!

С тех пор старщей сестре проходу не стало от насмешек, и называли ее теперь не иначе как Жаба.

(По бирманской сказке)

ЖИВАЯ ШЛЯПА

Шляпа лежала на комоде. Котенок Васька сидел на полу возле комода. Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу, но вдруг вскрикнул и отскочил в сторону с воплем:

—Она живая! 
— Кто живая? 
— Шляпа. 
— Что ты! Разве шляпы бывают живые? 
— Посмотри сам!

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик закричал и прыгнул на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрели на нее и тряслись от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану. Ребята сот скочили с дивана, убежали на кухню и дверь за собой закрыли. Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

— Где же она? — спрашивает Вадик. 
— Вон там, возле стола. 
— Сейчас я ее как тресну кочергой, пусть только подползет ближе! — говорит Вадик.

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

Ребята вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

— Мяу! — закричало что-то. Из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.

(По Н. Носову) 

ЖИВОЙ БАРОМЕТР

В субботу к нам в гости зашел дядя Гриша, посмотрел в окно на серое облачное небо и спрашивает меня:

— Знаешь, как погоду предсказывают? 
— По барометру. 
— Хочешь, я тебе живой барометр подарю? 
— Как живой? Дядя усмехнулся: 
— Очень просто. Забегай ко мне завтра и увидишь.

На другой день пришел я к дяде, а он мне клетку со зверьком протягивает. Мордочка у зверька пухлая. Глазенки черные, точно смородины, выпученные. Шуба рыжая, а на спине пять темных полосок. Забавный!

— Держи бурундука! 
— Спасибо! А при чем тут барометр? 
— Скоро узнаешь! Дядя хитро улыбнулся и похлопал меня по плечу. 
— Забирай, забирай! Кедровыми орехами, семечками, ягодами да грибами его кормить надо.

Радостный прибежал я домой, поставил клетку на подоконник, а сам гляжу на зверька и думаю: «И как же такой кроха погоду угадывает?»

Бурундучишка тем временем знай себе таскает подсолнухи из кормушки. Набьет полный рот и с раздутыми щеками в дуплянку спешит. Видно, там закрома у него.

Вечерело. Из приоткрытого окна веяло сыростью и прохладой. Зверек сел на задние лапы, передними щеки подпер и начал кашлять. Я перепугался и скорей к дяде:

— Простыл зверь! Как его лечить? А дядя успокоил меня: 
— Вовсе он не больной. Если бурундук кашлять вздумал, скоро гроза нагрянет!

Дядя оказался прав! Не успел я за собой калитку захлопнуть, как гром прогремел. С той поры живой барометр не раз меня предупреждал: «Сегодня на рыбалку ходить нельзя, дождь будет». А однажды я его не послушался и весь до ниточки промок!

(По А. Баркову) 

ЖИВОТНЫЕ В НАШЕМ ДОМЕ

Чтобы привить нам любовь к природе и облагородить наши с братом души, родители покупали различных животных: кошек, собак, рыб.

Однажды произошла неприятность с кошкой. Она отчаянно исцарапала Оськины руки. Дело в том, что Оська папиной зубной щеткой почистил кошке зубы...

Но совсем грустная история вышла с козленком. Это живое начинание постигла полная неудача. Козленка папа купил специально для нас. Козленок был маленький, черный, крутолобый, мелко завитой. Он походил на воротник папиной шубы. Папа принес его в гостиную. Тонкие ножки козленка разъезжались на линолеуме.

— Вот, это вам. Ухаживайте за ним хорошенько, — сказал папа.

Пока отец спал после обеда, мы немного повозились с веселым козленком.

Вскоре он надоел нам, и мы забыли о своем курчавом товарище. Козленок куда-то исчез. Через час в пустой гостиной неожиданно раскатисто загремели аккорды пианино. Это нашедшийся козленок прыгнул с разбегу на клавиши. Папа от этого проснулся и заторопился в больницу на вечерний обход.

Когда он вышел в столовую, мы с испугу разом сели оба на один стул. Мама всплеснула руками. Папа взглянул вниз и обмер... Одна из штанин доходила ему лишь до колен. Изжеванные, мокрые, измусоленные клочья висели на ноге... Вот куда исчезал козленок! В тот же вечер его отвезли обратно к хозяину.

(По Л. Кассилю) 

ЗА СТОЛОМ

Кофе пили всегда в столовой у камина, в котором даже в теплую погоду горел огонь. Малыш не любил кофе, но зато очень любил сидеть вот так с мамой, с папой, с братом Боссе и сестрой Бетан перед огнем камина.

Эти минуты были, пожалуй, самыми приятными за весь день. Тут можно было спокойно поговорить с папой и с мамой, и они терпеливо выслушивали Малыша. В другое время такое случалось не всегда.

За столом Боссе и Бетан подтрунивали друг над другом и болтали о том, что произошло за день в школе. Малышу тоже очень хотелось рассказать о своих школьных делах, но этим интересовались только мама и папа. А Боссе и Бетан смеялись над его рассказами, и Малыш замолкал. Он боялся говорить то, над чем так обидно смеются. Впрочем, Боссе и Бетан старались не дразнить Малыша, потому что он им отвечал тем же.

(По А, Линдгрен) 

ЗАПАХ ЗЕМЛИ

Дедушка Макар живет в деревне. Дом у него просторный, на крыше резной петух. За домом сад, поле.

Поле черное, а над ним пар. Днем пар белый, а по вечерам голубой.

— Так полюшко дышит,  заметил дедушка. Нагнулся, взял горсть земли, понюхал и говорит:  
— Пахнет талой водой и шальным ветром!

Солнышко припекает все жарче и жарче. На дворе лужи по ночам не замерзают. Если попробуешь войти в лес, утонешь в мокром снегу. Глянешь вверх, а на высоких липах кричат, хлопочут грачи. Ремонтируют старые гнезда, строят новые.

Идем мы с дедушкой через поле, а навстречу нам трактор. Издали он похож на большого жука. Гудит, стрекочет, тянет за собой железный гребень. Зубья у бороны острые, а от них по земле полосы идут, будто поле причесывают.

(По А. Баркову) 

ЗАПЛАТКА

У Бобки были замечательные штаны защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался своими солдатскими штанами.

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны:. От досады он чуть не заплакал, побежал домой и стал просить маму зашить. Мама рассердилась:

— Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна? Сам зашей. 
— Так я же ведь не умею! 
— Сумел порвать, сумей и зашить. 
— Ну, я так буду ходить, — проворчал Бобка и пошел во двор.

Ребята увидели дырку и стали смеяться.

— Какой же ты солдат, если у тебя штаны порваны?

Бобка оправдывается:

— Я просил маму зашить, а она не хочет.

Ребята говорят:

— Разве солдатам мамы штаны зашивают? Солдат сам должен уметь все делать.

Бобке стало стыдно.

Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам. Дело это было нелегкое.

Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб. Материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче. Пришлось все переделывать.

Бобка взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, приложил снова к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки карандашом и стал пришивать ее снова. Теперь он шил аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.

Он долго возился, сопел и кряхтел. Когда он закончил, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.

Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его, 
— Вот молодец! — говорили они.

(По Н. Носову)

 

НЕДОРАЗУМЕНИЕ

Однажды хозяйка уехала по делам и забыла, что у нее на кухне осталась кошка. А у кошки были три котенка, которых надо было кормить. Вот кошка проголодалась и стала искать что-нибудь съестное. А на кухне никакой еды не было. Тогда кошка вышла в коридор. Но и в коридоре она тоже ничего хорошего не нашла. Тогда кошка подошла к одной комнате и почуяла через дверь, что там чем-то вкусным пахнет. Кошка стала лапкой открывать дверь. А в этой комнате жила соседка, которая ужасно боялась воров. Она сидела у окна, кушала пирожки и дрожала от страха. И вдруг она видит, что дверь в ее комнату тихонько открывается. Соседка пугается и говорит:

— Ой, кто там? Но никто не отвечает. Соседка подумала, что это воры, открыла окно и выпрыгнула во двор. И хорошо, что она жила на первом этаже. Иначе она сломала бы себе ногу или еще что-нибудь. А так она только немножко ушиблась и расквасила себе нос. Соседка побежала звать дворника, а кошка тем временем открыла лапкой дверь, нашла на окне четыре пирожка, съела их и снова пошла на кухню к своим, котятам. Вот приходит дворник с соседкой и видит, что никого в квартире нет. Дворник рассердился и ущел. А соседка села у окна и снова хотела заняться пирожками. И вдруг видит, что никаких пирожков нет. Она подумала, что это она сама их съела и от страха позабыла. И тогда она легла спать голодная. А утром приехала хозяйка и опять стала вовремя кормить кошку. (По М. Зощенко)

 

МАЛЬЧИК И ПТИЧКА

Один мальчик гулял в лесу и нашел гнездышко. А в гнёздышке сидели малюсенькие голенькие птенчики и пищали. Они ждали, когда мама прилетит и покормит их червячками и мушками. Мальчик обрадовался, что нашел таких славных птенчиков. Он хотел взять одного и принести его домой. Только он протянул к птенчикам руку, как вдруг с дерева камнем упала к его ногам птичка. Упала и лежит в траве. Мальчик хотел схватить птичку, но она немножко попрыгала по земле и отбежала в сторону. Тогда мальчик побежал за ней. Он подумал, что птичка ушибла себе крыло и поэтому летать не может. Только мальчик подошел к птичке, а она снова запрыгала по земле и немножко отбежала. Мальчик опять за ней. Птичка вспорхнула и снова села в траву. Тогда мальчик снял свою шапку и хотел этой шапкой накрыть птичку. Только он подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела. Мальчик рассердился на птичку и пошел скорей назад, чтобы взять себе хоть одного птенчика. И он понял, что потерял то место, где было гнездышко. Тогда мальчик догадался, что птичка нарочно упала с дерева и бегала по земле, чтобы подальше увести его от гнездышка. Так мальчик и не нашел птенчика. Он собрал немножко лесной земляники и пошел домой. (По М. Зощенко)

МЕДВЕДЬ-РЫБАК

В прошлом году я весну встречал на Камчатке. Там увидел я однажды медведя-рыбака. Сидит в реке здоровенный медведь. Сидит по горло в воде, только голова сухая из воды торчит, как пень. Башка у него громадная, мохнатая, с мокрой бородой. Он ее то на один бок наклонит, то на другой: рыбу высматривает. И вдруг что-то лапами стал в воде хватать. Вижу — достает рыбу-горбушу. Прикусил он горбушу и сел на нее. Зачем это он, я думаю, на рыбу-то сел? Сел и сидит в воде на рыбе. Да еще и проверяет лапами: тут ли, под ним ли? Вот плывет мимо вторая рыба, и ее медведь поймал. Прикусил и тоже на нее садится. А когда садился, опять, конечно, привстал. И первую рыбу течением из-под него утащило. Мне-то сверху все видно, как эта горбуша покатилась по дну. А медведь как рявкнет! Потерялась рыба. Ах ты! Непонятно ему, бедняге, что такое с его запасом делается, куда он девается. Посидит, посидит, да и пощупает лапой под собой: тут ли рыба, не убежала ли? А как схватит новую, опять я вижу, что старая выкатилась из-под него, и ищи-свищи! Ведь, на самом деле, обида какая: теряется рыба, и все тут! Долго-долго сидел он на рыбе, ворчал, даже пропустил две рыбины, не решился ловить; я видел, как они проплыли мимо. Потом опять подцепил лапой горбушу. И опять все по-старому: нет прежней рыбы. Я лежу на берегу, хочется мне посмеяться, а смеяться нельзя. Попробуй-ка посмейся! Тут тебя медведь со злости съест вместе с пуговицами. Громадную сонную рыбину натащило течение прямо на медведя. Сгреб он ее, кладет под себя... Ну, конечно, под ним пусто. Тут медведь так обиделся, что заревел во всю мочь, прямо как паровоз. Поднялся на дыбы, лапами бьет по воде. Ревет, захлебывается. Вылез из воды, отряхнулся и ушел в лес. А рыбу опять потащило течение. (По Е. Чарушину)

 

Комплексный анализ текста

с заданиями открытого типа


1) Каждый язык — это целый мир.2)  Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. 3) Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. 4) Язык каждого, пусть даже самого малочисленного народа,— это целый мир, полный прелести и волшебства...
5) Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. 6) На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. 7) Каждый из них имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли.
8) Я люблю русский язык, но так же люблю и свой родной балкарский, на котором я впервые сказал «мама», «хлеб», «дерево», «снег», «дождь», «звёзды». 9) Я хочу, чтобы мой язык — первое сокровище моего народа — жил и развивался. 10) Уважение и любовь к русскому языку, на котором я говорю много лет и которым восхищаюсь, продолжая изучать его, совсем не мешает мне любить родную речь — язык моей матери.             

                                                                                                                    (К. Кулиев.)

           1. В каком предложении средством выразительности является метафора?

      1) Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.

      2) Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.

      3) Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище.

      4) Каждый из них имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли.

 

2.      Из предложений 8-9 выпишите слово, в котором правописание согласной  в приставке зависит от глухости-звонкости последующего согласного.

3.       Из предложений 3-5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом : «В полных прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса –енн-, пишется нн».

4.      Замените книжное слово «признательность» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом.

5.      Выпишите грамматическую основу предложения 4.

6.      Среди предложений 4-6 найдите предложение с однородными членами.

7.      Среди предложений 3-5 найдите сложное предложение.

8.      Определите тип речи данного текста.

Задание открытого типа с развернутым ответом

1.      Дайте развернутый ответ на вопрос: «Почему надо любить родной язык?»

2.      Как вы понимаете слова :»Язык – это целый мир?»

3.      Напишите лингвистическую сказку.

4.      Объясните смысл пословицы:

- Без языка и колокол нем.

- Больше знай – меньше болтай.

- В сладких речах всегда таится горечь.

-Где много слов, там мало дел.

- Говори лишь о том, что знаешь.

- Каков ум, такова и речь.

- Коротка речь и ясна – оттого и прекрасна.

- Лучшее лекарство- всегда говорить правду.

-У  дурака язык опаснее кинжала.

- Язык мой – враг мой.


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)