Система управления базами данных

  • doc
  • 16.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Системы управления базами данных.doc

«Система управления базами данных»

 

Цель урока: познакомить учащихся с системами управления базами данных (СУБД), показать особенности работы в СУБД.

Задачи:

Обучающие:

·        Сформировать у учащихся представление об основных понятиях СУБД;

·        Сформировать представление о возможностях СУБД по форме представления данных;

·        Рассмотреть виды запросов и способы создания запросов в СУБД.

Развивающие:

·        Развивать репродуктивное воображение;

·        Развивать наглядно-действенное, абстрактно-логическое мышление;

Воспитательные:

·        Продолжить формирование материалистического мировоззрения;

·        Воспитывать культуру умственного труда.

Оборудование:

·        Персональный компьютер;

·        Мультимедийный проектор;

·        Экран / интерактивная доска.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point (мультимедийная презентация «Система управления базами данных» из УМК Л.Л. Босовой).

Литература:

Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса : в 2 ч. Ч.1 / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - 2 -е изд., – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 248 с. : ил.

План урока:

       I.            Организационный момент.

    II.            Актуализация знаний и постановка целей урока. Фронтальный опрос.

 III.            Объяснение нового материала. Эвристическая беседа.

IV.            Самостоятельная работа в тетради. Работа с учебником.

   V.            Оценивание работ с пояснением отметки.

VI.            Домашнее задание.

VII.            Рефлексия.

Прогноз возможных учебных действий, желаемых результатов:

Аналитическая деятельность:

·        приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

·        создавать однотабличные базы данных;

·        осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

·        осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

Новые понятия урока:

·        СУБД;

·        Таблица;

·        Форма;

·        Запрос;

·        Форма;

·        Условие выбора;

·        Отчет.

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, организует внимание учащихся, проверяет отсутствующих.

II. Актуализация знаний и постановка целей урока.

·       Что такое база данных?

·       В каких областях деятельности человека применяются базы данных?

·       Какие типы баз данных вы знаете?

·       Расскажите о способе организации данных в реляционной базе данных.

 

Слайд №1, 2 (Приложение №1).

На слайде тема урока. Учитель сообщает тему урока, его цели, задачи, ключевые понятия, конечный результат, который необходимо достигнуть в процессе работы.

 

 

 

 

 

III. Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала проходит в форме эвристической беседы с одновременным показом мультимедийной презентации на демонстрационном экране.

Слайд №3. (Приложение №1)

Система управления базами данных (СУБД) - программное обеспечение для создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации. На блок-схеме показаны основные функции, которые выполняют СУБД.

 

Слайд №4. (Приложение №1)

Учитель: Ребята как вы думайте, что такое интерфейс? (Внешний вид приложения. Совокупность графических элементов: значки, кнопки, меню, полосы прокрутки, контекстное меню, кнопки управления состоянием окна, текстовые поля, флажки, переключатели, использующихся для работы с приложением).

Учитель: На скриншоте показан интерфейс СУБД Base из пакета OpenOffice.org. А как называется СУБД, установленная на компьютерах в нашем классе, из пакета MS Office? Логотип вы видите справа на слайде. (Microsoft Access).

В качестве примера так же приводятся скриншоты интерфейсов 1 С: ХроноГраф Школа 3.0 ПРОФ и Электронного журнала.

 


Слайд №5. (Приложение №1)

На блок-схеме изображены основные объекты, которые используются при работе с СУБД.

Учитель: Ребята вспомним в какой БД данные хранятся в таблицах. (В реляционной БД)

 

Слайд №6. (Приложение №1)

На слайде показаны имена полей и тип данных соответствующий названию полей.

Учитель: Ребята, а что такое поле БД и запись БД, и какие данные они хранят? (Поле – столбец в реляционной БД, хранит одну характеристику объекта. Запись – строка в реляционной БД, хранит все характеристики объекта).


Слайд №7. (Приложение №1)

 

Учитель: На блок-схеме показаны этапы создания БД в СУБД.

Ребята как вы думайте, что подразумевается под описанием структуры БД? (задать ключевое поле, имена полей и тип данных, соответствующий каждому полю).

 

Слайд №8. (Приложение №1)

Учитель: На слайде показаны два способа внесения информации в БД, табличный и форма для ввода данных. Где вы встречались с похожей формой для внесения информации в базу данных? (регистрация в электронной почте, социальных сетях, форумах, сайтах).

Учитель: Обращайте особое внимание, на каких сайтах, и какую информацию о себе вы вносите. Некоторые сайты длительное время хранят информацию о Вас, даже если вы ее удалили со своих страниц в социальных сетях.

Слайд №10. (Приложение №1)

Пример таблицы «Список» базы данных «Наш класс»

 

Слайд №10. (Приложение №1)

Учитель: Запросы выступают в роли фильтра и извлекают нужную нам информацию из огромного количества информации в БД. Для составления запроса нужно задать условие выбора, по которому будет отсортирована нужная нам информация. Условие выбора записывается в форме логических выражений.

Ребята, давайте вспомним логические операции. (конъюнкция, дизъюнкция, инверсия).

 

Слайд №11, №12, №13 (Приложение №1)

На слайдах приведены примеры:

·       условий выбора;

·       условий выбора даты;

·       сложных условий выбора.

Учащимся предлагается на основе полученных ранее знаний определить истинность или ложность высказывания в зависимости от поставленного условия выбора.

 

Слайд №14. (Приложение №1)

В завершении объяснения нового материала, обратить внимание учащихся на важные понятия темы.

 

IV. Самостоятельная работа в тетради. Работа с учебником.

Письменно ответить на вопросы 1,2,3,4 на странице 90 учебника.

При правильном выполнении дополнительных заданий №10 а, б, в, г и № 11 а, б, в, г вы получите оценку 5.

 

 

V. Оценивание работ с пояснением отметки.

Выставление отметок в журнал, дневники.

VI. Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание дается дифференцированно в зависимости от познавательной активности учащихся.

Прочитать параграф 2.6.1–2.6.4 и знать определения понятий: СУБД, таблица, запрос, форма, отчет – отметка 3;

Письменно выполнить задания 23, 24 стр. 98 – отметка 4;

Письменно выполнить задания 25, 26 стр. 98 – отметка 5.

VII. Рефлексия.

Вопросы учащимся:

·                   Выполнили вы цель, поставленную на уроке?

·                   Вы самостоятельно выполняли задания?

·                   Что нам помогло при выполнении заданий?

·                   Кто на ваш взгляд наиболее отличился на уроке?


·