Система упражнений для активизации деятельности обучающихся в работе с информацией для начальной школы
Технология подготовки современного урока в начальной школе. Приемы активизации деятельности обучающихся в работе с информацией.
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Главная задача педагога – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание. Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: словесные — наглядные — практические – поисковые —групповые- самостоятельная работа. Педагогики – классики утверждают: «Смертельный грех учителя – быть скучным». Многие учителя ищут способы, «оживляющие» их уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока, они придают ему оригинальные, нестандартные приемы, творчество и креативность, повышая этим интерес школьников к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает. Надо заметить, что в организации таких уроков важна мера. Иначе дети могут больше сконцентрироваться на необычных способах, чем на материале.
Сегодня мы познакомим Вас с приемами активизации учебной деятельности обучающихся в работе с информацией на уроках……
Практическая часть ( Математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир).
Окружающий мир (1 группа)
Курс «Окружающий мир» в начальных классах знакомит младших школьников со знаниями из естественных и социально-гуманитарных наук: естествознания, обществознания, истории, освоение образовательной программы по предмету предусматривает формирование метапредметных, личностных, предметных результатов. Приемы работы с научно-познавательным и художественным текстом отличаются. Практика школы показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «Окружающий мир» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала знакомого ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности, выполнить задания младшие школьники затрудняются. Задача учителя - организовать работу на уроке таким образом, чтобы каждый ученик был активным участником учебной деятельности. Для этого использовать различные методы и приемы работы с информацией, организовывать работу в парах, группах. На уроках окружающего мира эффективно использовать приём:
1.«Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума» (по имени американского психолога и педагога Бенджамина Блума).
Шесть лепестков — шесть типов вопросов
1) Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты:
Что такое «Красная книга»? Чем человек отличается от животных? Что такое экология?
2) Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что грибы относятся к царству грибов, а не растений?», «Если я правильно понял, то ты утверждаешь, что дельфин относится к зверям - млекопитающим?» (Объясните почему.) Обычно задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.
3) Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему летом идет дождь, а зимой снег?» «Почему листья на деревьях осенью желтеют?», «Почему на небе во время дождя появляется радуга?» Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.
4) Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы». Как изменился бы мир, если бы не было солнца? Что произойдет, если на земле не будет животных?
5) Оценочные вопросы. Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий. Как вы относитесь к человеку с вредными привычками?
6) Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики.
Как нужно поливать цветы? Как посадить лук? Как правильно сервировать стол к ужину? Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок, глина и соли? Как выработать правильную осанку?
Обучающиеся абсолютно всех возрастов, начиная с первоклассников, понимают значение всех типов вопросов. В любом возрасте дети могут привести свои примеры по каждому типу вопросов. Учащиеся любят такого рода занятия, похожие на игру, а игровая деятельность в процессе обучения является движущим фактором в познании.
Особенности организации работы с информацией на уроках математики
Работа с записью и чтением информации в таблицах естественным образом сочетается с традиционной частью содержания курса математики. Начиная с первых уроков математики дети учатся пересчитывать предметы, т.е. определять число элементов во множестве. Для того чтобы начать пересчитывать элементы множества, детям нужно сначала научиться видеть его, выделять среди других множеств.
Приёмы на уроках математики:
1. Вопросы «Чем похожи?», «Чем различаются?»
2. Таблица
3. Диаграмма
4. «Верно — Не верно»
5. «Лови ошибку» Можно предложить детям задачи с ошибками, с неверной информацией. Дана задача, в которой есть ошибка. Сидели 2 воробья, прилетели еще 2. Сколько всего ворон?
Приёмы на уроках литературного чтения:
1.Ментальная карта (интеллект-карта) - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.
Преимущества интеллект – карт перед традиционной формой представления информации:
Суть приёма состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном проекте.
2.Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов.
Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.
Прием «кластер» в начальной школе – это один из методов технологии критического мышления, стимулирующей интеллектуальное развитие учеников.
Суть приёма: кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.
Практическая часть
На практической части нашего семинара рассмотрим прием «Несплошные тексты»
Что же это такое? Это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или только вербальным способом.
Например, вывеска на магазине, билет в театр, этикетка на одежде, смайлик и дорожные знаки. Всё это содержит в себе информацию, которую должны уметь читать и взрослые, и дети.
Также к несплошным текстам относятся таблицы, графики, схемы, опорные конспекты, диаграммы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления, буклеты, иллюстрация с подписью в учебнике.
На столах у вас есть билет в Дильфинарий.
Как вы думаете, на каком уроке можно использовать этот входной билет в дельфинарий?
Например, на русском языке
Тема: «Связь слов в предложении»
Задание: Составьте словосочетания по предложению: «Опоздавшие зрители теряют право на места, указанные в билетах».
Тема: «Предложение»
Задание: Выпиши предложение – пожелание.
Тема: «Предложение»
Задание: Определи первое предложение. (Желаем вам приятного просмотра
Тема: «Форма слова»
Задание: Выпиши все формы слова билет.
Тема: «Имя числительное»
Задание: Выпиши числительные.
На математике при решении задач, на окружающем мире.
Запишите в таблице верные ответы на вопросы.
Вопросы |
Ответы |
Какой адрес у дельфинария? |
|
Сколько стоит билет на представление? |
|
Когда Миша пойдёт на представление? |
|
Укажите время начала представления. |
|
В каком случае можно обменять билет на представление? |
|
Что нельзя делать зрителю в зале? |
|
Задание №1.
- В перовом задании вам предстоит ответить на вопросы, используя текст билета.
- Давайте прочитаем вопросы и ответим на них.
1.Какой адрес у театра? (Адрес театра улица Калинина дом 2)
2.Сколько стоит билет на спектакль? (Билет на спектакль стоит 400 рублей)
3.Назовите дату спектакля. (Дата спектакля 09 ноября 2020 года)
4.Назовите время начала спектакля. (Время начала спектакля 19.00)
5.Название спектакля. (Название спектакля «Снежная королева»)
6.В каком случае можно обменять билет на спектакль? (Билет на спектакль можно обменять в случае отмены мероприятия).
Задание №2.
- Я предлагаю вам составить памятку «Правила поведения в театре», используя информацию, которая находится в нижней части билета.
Памятка «Правила поведения в театре».
1.После третьего звонка вход запрещен.
2.В зале запрещена видеосъёмка и фотосъёмка со вспышкой.
(При выполнении данного задания обучающиеся находят явную информацию в тексте, сжимают её и преобразовывают в нужную форму).
- Уходя на работу, мама оставила вам записку – напоминание.
Это задание №3. Внимательно посмотрите на это задание. Вам необходимо заполнить пропуски, сделанные в записке, опираясь на содержание билета.
Записка.
Прочитайте записку от мамы. Заполните пробелы, сделанные в тексте.
Записка.
Миша, я ушла на работу. Не забудь, ты сегодня с сестрой идёшь в_____________. Доехать очень просто. На метро до станции ___________, а там найдёте___________________. Выехать лучше пораньше, потому что______________________________________________________________.
Задание 4. Рассматривая билет, постарайтесь ответить на вопросы:
1.
В каком направлении едет автобус?
2. Какова стоимость билета?
3. Какое место занимает пассажир?
4. Укажите дату и время отправления автобуса?
5. Определи, сколько времени было у пассажира
с момента покупки
билета до его посадки в автобус?
6. Из какого города выезжал автобус?
Какова конечная остановка?
7. Составь текст СМС сообщения, чтобы пассажира
встретили в пункте прибытия.
8. Заполни таблицу необходимой информацией из билета.
Задания для практической части
Как вы думаете, на каком уроке можно использовать этот входной билет и билет на автобус?
Русский язык.
Какие задания можно придумать?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.