Система взаимодействия учителя-дефектолога со специалистами
Оценка 5

Система взаимодействия учителя-дефектолога со специалистами

Оценка 5
docx
15.11.2023
Система взаимодействия учителя-дефектолога со специалистами
Система взаимодействия учителя-дефектолога со специалистами сопровождения воспитательно-образовательного процесса (медицинским работником, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, тьютором)
Система взаимодействия учителя-дефектолога со специалистами сопровождения.docx

Система взаимодействия учителя-дефектолога со специалистами сопровождения воспитательно-образовательного процесса (медицинским работником, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, тьютором)

 

В целом психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских технологий, реализуемых специалистами ППМС-сопровождения школы в единой команде с педагогами.

Диагностическая работа включает проведение комплексного психолого-педагогического обследования обучающихся с ОВЗ с целью выявления их особых образовательных потребностей, изучения динамики развития, успешности освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, социальной ситуации развития и условий семейного воспитания и др.

По результатам обследования осуществляется анализ успешности коррекционно-развивающей работы и ее изменение в соответствии с потребностями обучающихся, пожеланиями их родителей.

Диагностическая работа строится на основе программы комплексного изучения каждого обучающегося с ОВЗ различными специалистами (учитель, учитель-дефектолог, психолог, социальный педагог, медицинский работник):

– учитель: устанавливает усвоенный детьми с ОВЗ объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности в обучении, определяет условия, при которых эти трудности могут быть преодолены; отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях;

– учитель-дефектолог: проводит изучение особенностей и возможностей развития каждого обучающегося с ОВЗ в соответствии со спецификой сенсорного нарушения, уровнем интеллектуального развития, интеллектуальных нарушений;

– учитель-логопед: проводит изучение особенностей речевого развития обучающихся с ОВЗ;

– педагог-психолог: проводит психологическое обследование каждого ребенка с ОВЗ с использованием методов, адекватных задачам обследования и особенностям обучающегося, анализирует результаты обследования, разрабатывает на их основе рекомендации для всех участников образовательного процесса, в том числе по организации и содержанию коррекционной работы;

– социальный педагог: проводит социально-педагогическое обследование, изучает социальную микросреду, семьи обучающихся с ОВЗ, выявляет обучающихся группы социального риска.

Коррекционно-развивающая работа.

 Специальная коррекционно-развивающая работа осуществляется учителем-дефектологом, педагогом-психологом, социальным педагогом на основе ее совместного планирования и постоянного сотрудничества, систематического взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, включая обучающихся с ОВЗ и их нормативно развивающихся одноклассников, учителей, администрации образовательной организации, педагогов, участвующих во внеурочной 30 деятельности, родителей детей с нормативным и нарушенным развитием, а также медицинских работников образовательной организации. При этом:

 – учитель: реализует методы и приемы организации учебной деятельности с учетом рекомендаций специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога), выработанных ППк/ПМПк решений;

– учитель-дефектолог: определяет методы и приемы организации учебной деятельности с учетом структуры дефекта, в рамках своей компетенции осуществляет коррекцию обучающихся с учетом сенсорного нарушения, наличием/отсутствием интеллектуальных нарушений; – учитель-логопед: осуществляет коррекцию речевых нарушений;

– педагог-психолог: проводит коррекционно-развивающую работу, направленную на коррекцию психологических проблем (в эмоциональной, познавательной, коммуникативной и поведенческой сфере);

 – социальный педагог: осуществляет содействие коррекции внутрисемейных отношений, внутригрупповых отношений в образовательной организации.

Консультационная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, развития и социализации обучающихся. Консультационная работа включает выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям коррекционной и диагностической работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса; консультирование педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, организации коммуникации в образовательном процессе, консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии образования, семейного воспитания и приемов коррекционно-развивающей работы в условиях семьи; консультирование обучающихся с нарушенным и нормативным развитием по вопросам их взаимодействия и общения, родителей нормативно развивающихся детей по вопросам организации и осуществления инклюзивного образования. При этом:

 – учитель: консультирует по вопросам организации обучения детей с ОВЗ;

 – учитель-дефектолог: консультирует по вопросам преодоления затруднений в освоении обучающимися с ОВЗ учебного материала, по формам и методам обучения детей с ОВЗ разных нозологий;

– учитель-логопед: консультирует по вопросам содействия развитию речевой деятельности ребенка;

– педагог-психолог: консультирует по вопросам осознания природы дефекта, проблемам во взаимодействии с ближайшим социальным окружением, формированию адекватного отношения к состоянию нарушения у ребенка;

– социальный педагог: консультирует по вопросам социального взаимодействия, правовой и социальной защиты.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснение вопросов образования, социокультурного развития, социальной адаптации, коммуникации с детьми с ОВЗ, их семейного воспитания, проведения коррекционной работы.

 Информационно-просветительская работа проводится со всеми участниками образовательного процесса в различных формах, включая дистанционные: лекции, беседы, информационные стенды, индивидуальные консультации и др.

 Основные задачи специалистов сопровождения в рамках просветительской работы:

 – учитель: информирование родителей об условиях организации обучения в образовательной организации;

– учитель-дефектолог: обеспечение информацией педагогов и родителей об особенностях организации учебной деятельности обучающихся разных групп нозологий;

– учитель-логопед: обеспечение информацией педагогов и родителей об особенностях развития речи у детей с ОВЗ разных нозологий;

 – педагог-психолог: повышение психологической компетентности педагогов и родителей, обеспечение участников образовательных отношений информацией по психологическим проблемам;

– социальный педагог: повышение правовой компетентности родителей обучающихся с ОВЗ.

Профилактическая работа направлена на формирование комфортного психологического климата в образовательной организации для всех участников образовательного процесса и в условиях семейного воспитания.

Профилактическая работа включает помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками, родителями, учителями; работу по профилактике вторичных нарушений, профилактику внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; обеспечение успеха для ребенка в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.

Задачи специалистов сопровождения в реализации профилактической деятельности:

 – учитель: обеспечение ситуации успеха для ребенка с ОВЗ, организация обучения в зоне ближайшего развития, содействие формированию толерантного отношения со стороны сверстников и взрослых;

– учитель-дефектолог: актуализация ресурсных возможностей учебной деятельности обучающихся с ОВЗ разных нозологий;

– учитель-логопед: профилактика вторичных нарушений в речевой деятельности;

 – педагог-психолог: профилактика вторичных нарушений (неадаптивных личностных изменений) у обучающихся с ОВЗ разных нозологий;

– социальный педагог: профилактика социальной дезадаптации обучающихся с ОВЗ.

Взаимодействие тьютора с другими специалистами.

Совместно с учителем тьютор: осуществляет работу по адаптации учебной программы для ребенка; помогает учителю в изготовлении наглядных пособий.

Совместно с психологом, социальным педагогом, дефектологом, логопедом: помогает выявить возникшие проблемы в школьной жизни ребенка; выполняет рекомендации специалистов по разрешению тех или иных проблем.

 

Медико-педагогическая составляющая взаимодействия способствует укреплению здоровья учащихся, обеспечивает профилактику перегрузок, нервных срывов, формирование ресурсов семьи, позволяющих выработать у детей и подростков стойкие жизненные позиции, ориентированные на сохранение здоровья.


 

Система взаимодействия учителя-дефектолога со специалистами сопровождения воспитательно-образовательного процесса (медицинским работником, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, тьютором)

Система взаимодействия учителя-дефектолога со специалистами сопровождения воспитательно-образовательного процесса (медицинским работником, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, тьютором)

ОВЗ, выявляет обучающихся группы социального риска

ОВЗ, выявляет обучающихся группы социального риска

При этом: – учитель: консультирует по вопросам организации обучения детей с

При этом: – учитель: консультирует по вопросам организации обучения детей с

Профилактическая работа направлена на формирование комфортного психологического климата в образовательной организации для всех участников образовательного процесса и в условиях семейного воспитания

Профилактическая работа направлена на формирование комфортного психологического климата в образовательной организации для всех участников образовательного процесса и в условиях семейного воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2023