Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования Кушвинского городского округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Система здоровьесберегающих технологий
в дошкольном образовательном учреждении
( из опыта работы)
Составитель:
Таг Наталья Вадимовна
Должность:
Воспитатель
МАДОУ № 9
г. Кушва 2019 г.
В современной системе образования много проблем. Одна из них - это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
В настоящее время проблема здоровья детей стоит особо остро. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Проблема в том, что в дошкольном образовании общепринятая система физического воспитания и многие авторские программы не учитывают конкретных условий детских учреждений и не предусматривают дифференцированного подхода к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем.
Проанализировав оздоровительную работу, были выявили противоречие между необходимостью формирования осознанного отношения ребёнка к своему здоровью и отсутствием целостной системы физкультурно-оздоровительной работы, разработанной для ДОУ, основанной на современных оздоровительных технологиях и учитывающей местные условия. Перед нами возникли вопросы: Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как организовать образовательную деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес детей дошкольного возраста к занятиям физической культурой, потребность в здоровом образе жизни? Как достичь в процессе занимательного дела оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?
Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности:
- внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ;
- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни.
Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчёркивают исследования В.В.Колбановой, Л.Г.Татарниковой и В.П.Петленко, подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В.Г.Алямовской, М.Л.Лазарева и Г.А. Баранчукова отмечается, что становление валеологической культуры обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребёнка, широким спектром педагогических средств и приёмов.
Основная проблема, которая встала перед нами - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. Поэтому, мы пришли к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.
Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения. Одной из серьезных, пока до конца не решенных задач, является подготовка педагогов к работе по внедрению здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью (Смирнов Н.К.). Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:
1. Система физкультурной работы включает в себя:
- проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики и ритмики;
- проведение двигательных разминок между занятиями;
- организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;
- организация оздоровительного часа на прогулке 1 раз в неделю;
- гимнастика и закаливающие процедуры после дневного сна;
- организация занимательной двигательной деятельности различного типа; пальчиковые игры и упражнения;
- самостоятельная, двигательная деятельность детей;
- организация досугов, праздников;
- проведение «Дня здоровья», в летнее время «Недели здоровья»
- организация работы с семьёй.
2. Организация работы с детьми по формированию ЗОЖ.
В
рамках образовательной области «Физическая культура» для успешного формирования
представлений у дошкольников о ЗОЖ необходима целенаправленная, систематическая
воспитательно - образовательная работа в ДОУ и семье. Мы определили для себя
следующие направления работы:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде.
3. Формы оздоровления дошкольника.
Основная задача коррекционно-педагогической работы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности красивой осанки с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления. Положительный эффект даёт использование в работе с детьми таких форм оздоровления, как:
- Гимнастика для глаз,
- Дыхательная гимнастика,
- Гимнастика для глаз,
- Бодрящая гимнастика после сна,
- Релаксация,
- Босохождение по массажным дорожкам,
- Музыкотерапия и т.д.
4. Работа с семьёй.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Такие как: информационные бюллетени, выпуск буклетов «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Здоровые дети », «Как я расту», проводятся консультации, родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.
Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий, позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику и позволит достичь положительных результатов.
Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.