Данная статья из опыта работы и дает описание авторской коллективной разработки персональной автоматизированной накопительной системы учета и использования достижений всех учащихся образовательного учреждения в различных областях: спорт, искусство, исследовательская работа, а также осуществлять мониторинг, фиксировать и анализировать достижения, что значительно облегчает работу как педагогам, так и администрации.Система автоматизированного учета достижений учащихся в дополнительном образовании. Из опыта работы.
Система автоматизированного учета и использования личных
внеучебных достижений учащихся в деятельности ОДОД как условие
персонализации образования
Современная деятельность отделения дополнительного образования
детей (ОДОД) гимназии № 406 ориентирована на реализацию ведущих идей
«Концепции развития дополнительного образования детей» (распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726р), среди которых
персональное развитие, жизнетворчество в контексте позитивной социализации;
превращение жизненного пространства в мотивирующее к познанию,
творчеству, труду, спорту. Поэтому цель развития ОДОД гимназии
определяется как расширение возможностей для самопознания, самораскрытия
личности, персонализации образования, удовлетворения разнообразных
интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования.
Одним из средств достижения этой цели и реализации идей Концепции
является система учета внеучебных достижений учащихся «РОСТ»,
разработанная творческой группой педагогов гимназии (М. И. Морозовой,
Т. Г. Шавровой,
Л. Н. Ефименко,
С. А. Киселевой М. Ю. Заикиной) в сотрудничестве с программистами
С. В. Сибакиной,
В. В. Штерн,
(А. П. Селивановым, В. В. Соколенко) и реализуемая с 2012 года. Авторский
инновационный продукт представляет собой персонифицированную,
автоматизированную накопительную систему учета и использования внеучебных
достижений всех учащихся гимназии.
«РОСТ» позволяет в автоматическом режиме аккумулировать,
обрабатывать (по нескольким параметрам), хранить (в течение всего периода
обучения), легко извлекать данные по внеучебным достижениям каждого
гимназиста, а также данные по обобщенным и рейтинговым показателям
достижений обучающихся, педагогов и детских коллективов. Результаты
(международный, всероссийский, городской,
фиксируются по уровням
районный, школьный) в учетной карте группы (сводная таблица) и «кейсе
личностных достижений» гимназиста. Лучшие достижения учащихся вобласти спорта, искусства, исследовательской деятельности отражаются на
сайте гимназии в разделе «РОСТа» «Галерея славы гимназии».
Системой «РОСТ» учитываются проектные или учебноисследовательские
работы, участие в олимпиадах, конкурсах; результаты технического творчества;
работы по искусству, успешные выступления (на концертах, творческих
конкурсах, фестивалях и пр.), спортивные достижения, практические
результаты общественнополезной деятельности.
Система состоит из педагогического и программнотехнологического
модулей. Программнотехнологический модуль представляет собой авторскую
разработку компьютерной программы, позволяющей в автоматическом режиме
аккумулировать, обрабатывать (по нескольким параметрам), хранить, легко
извлекать данные по достижениям каждого гимназиста, а также данные по
обобщенным и рейтинговым показателям достижений учащихся, педагогов и
классных коллективов. Педагогический модуль определяет организацию работы
по учету и использованию накопленной и обработанной информации.
Информация о достижениях гимназистов собирается в электронном виде
(сканированные образы дипломов, продуктов творческой деятельности ученика
и пр.). Аккумулируются информационные потоки, поступающие из различных
сфер не только внеучебной работы гимназии (во внеучебной деятельности по
предмету, в детских объединениях отделения дополнительного образования,
воспитательной работе), но и из внешней социокультурной среды (в системе
дополнительного образования и других организациях). Система позволяет
использовать возможности сетевого взаимодействия для получения
разносторонней информации о достижениях школьника.
Оценка результатов использования системы учета «РОСТ» показывает, что
она позволяет:
учесть достижения всех учащихся (в виде текстовой информации и
сканированных объектов, исследовательских проектов и др.), определить
возможности развития способностей каждого гимназиста; увидеть сводные результаты по гимназии и наилучшие личные
результаты гимназистов;
значительно облегчить сбор и использование информации педагогам
администрации;
социальным педагогам,
дополнительного образования,
осуществлять мониторинг достижений гимназистов, проводить разноаспектный
анализ его результатов;
фиксировать и анализировать графики дополнительных занятий
каждого гимназиста, в том числе, и для предупреждения их перегрузки;
осуществлять мониторинг достижений учащихся,
проводить
разноаспектный анализ его результатов, а также автоматически фиксировать
педагогические достижения педагога и рейтинг.
При вводе информации о достижении учащегося фиксируется фамилия
педагога, под руководством которого был достигнут результат. Эта функция
позволяет автоматически накапливать информацию по результативности работы
каждого педагога (обращение к фамилии педагога позволяет увидеть учащихся,
к достижениям которых был причастен педагог). Формируется рейтинг
педагогических достижений учителя, влияющий на результативность работы по
критериям эффективности его деятельности.
Система «РОСТ» обладает выраженным адресный педагогический
потенциал, который включает в себя:
для учащихся: возможность видеть свои достижения как стимулы роста,
сохранить о них информацию (даже если их материальные прообразы были
утеряны), обрести уверенность в себе, раскрыть, познать и оценить свои
способности, необходимые, в том числе, и для профессионального
самоопределения и т.п.;
для родителей учащихся: увидеть и оценить возможности своих детей,
их достижения в системе дополнительного образования (в гимназии и другихучреждениях), участие в социально полезной деятельности, а также оценить
степень загруженности ребенка;
для педагогов: разносторонне (по результатам учебной и внеучебной
деятельности) увидеть личность каждого ученика, его возможности, оценить
динамику его развития во внеучебной деятельности; использовать информацию
для тематических и итоговых отчетов, аналитических исследований (для
работы над индивидуальной методической темой, подготовки выступлений на
конференциях, педсоветах, родительских собраниях), своей профессиональной
аттестации, участия в профессиональных конкурсах (подготовка портфолио), а
также для предупреждения перегрузок обучающихся;
для социального педагога: возможность использования информации о
достижениях школьника для его социальной реабилитации восстановления
разрушенных связей личности с обществом; для подбора кружков, секций для
детей группы риска, адекватных их интересам;
для администрации: осуществлять мониторинг качества внеучебной
работы, создать условия для решения ряда задач развития ОДОД гимназии,
использовать информацию для составления тематических и итоговых отчетов,
оценки эффективности работы педагогов с одаренными детьми, определения
критериев оценки деятельности педагогов ОДОД, влияющих на определение
стимулирующих надбавок к заработной плате,
индивидуальной работы с педагогами по их профессиональному росту и др.
а также организации
Система облегчает деятельность педагогов и администрации, позволяя
автоматически подготовить отчеты, аналитические справки:
Система «РОСТ» способствует:
формированию (совершенствованию) и функционированию системы
внутренней оценки качества образования, позволяя обеспечить полное и
своевременное удовлетворение потребностей образовательного учреждения в
необходимой информации; созданию перспективных и оперативных планов деятельности ОУ;
снижению энергозатрат;
эффективности труда руководителя образовательного учреждения и
руководителей 2 и 3 уровней;
своевременному обеспечению учредителя и общественности
достоверной информацией о деятельности ОУ в установленных объемах.
Таким образом, для ОДОД гимназии система учета «РОСТ» решает
задачи стимулирования личностного роста гимназистов, повышения качества
дополнительного образования и управления педагогическим процессом, а
также совершенствование профессионального мастерства педагогов.
Система «РОСТ» является инновационным продуктом, так как
проведенный аналоговый анализ показывает, что эту систему отличают:
1) разносторонность и более высокая степень полноты сбора информации о
достижениях каждого ученика (в том числе и в деятельности вне гимназии);
2) автоматизированность обработки и хранения информации;
3) открытость и допустимая доступность информации для учителей,
педагогов дополнительного образования, гимназистов и их родителей, а о
высших достижениях учащихся – для любого посетителя, что позволяет
сделать более открытой работу школы;
4) мониторинг внеучебных достижений каждого учащегося в течение всего
периода обучения в гимназии (требования п. 26 ФГОС начального, основного
и среднего общего образования);
5) возможность использования рейтинговой информации для решения задач
управления образовательным учреждением;
6) простота использования и освобождение педагогов от некоторых видов
рутинной бумажной работы.
Использование облачных технологий создает возможность безграничного
присоединения к системе «РОСТ» других образовательных учреждений.Таким образом, система персонифицированного, автоматизированного,
накопительного учета внеучебных достижений учащихся «РОСТ» является
средством повышения эффективности организации образовательного процесса,
позволяет сделать работу более открытой, создать новые стимулы к творческой
деятельности педагогов и обучающихся.
Сведения об авторах:
Морозова Марина Ивановна, методист ОДОД ГБОУ гимназии № 406, кандидат
педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий
АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»;
Ефименко Лариса Николаевна, руководитель структурного подразделения ОДОД
ГБОУ гимназии № 406.
Морозова Елена Витальевна, педагог ОДОД гимназии;
Сибакина Ольга Алексеевна – педагог организатор ОДОД