Система автоматизированного учета достижений учащихся в дополнительном образовании

  • Контроль знаний
  • doc
  • 14.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная статья из опыта работы и дает описание авторской коллективной разработки персональной автоматизированной накопительной системы учета и использования достижений всех учащихся образовательного учреждения в различных областях: спорт, искусство, исследовательская работа, а также осуществлять мониторинг, фиксировать и анализировать достижения, что значительно облегчает работу как педагогам, так и администрации.Система автоматизированного учета достижений учащихся в дополнительном образовании. Из опыта работы.
Иконка файла материала система автоматизированного учета достижений учащихся дополнительного образования.doc
Система   автоматизированного   учета   и   использования   личных внеучебных   достижений   учащихся   в   деятельности   ОДОД   как   условие персонализации образования Современная   деятельность   отделения   дополнительного   образования детей   (ОДОД)   гимназии   № 406   ориентирована   на   реализацию   ведущих   идей «Концепции   развития   дополнительного   образования   детей»   (распоряжение Правительства   РФ   от  4   сентября   2014   г.   N   1726­р),   среди   которых   ­ персональное развитие, жизнетворчество в контексте позитивной социализации; превращение   жизненного   пространства   в   мотивирующее   к   познанию, творчеству,   труду,   спорту.   Поэтому   цель   развития   ОДОД   гимназии определяется как расширение возможностей для самопознания, самораскрытия личности,   персонализации   образования,   удовлетворения   разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования. Одним из средств достижения этой цели и реализации идей Концепции является   система   учета   внеучебных   достижений   учащихся   «РОСТ», разработанная   творческой   группой   педагогов   гимназии   (М. И. Морозовой, Т. Г. Шавровой,   Л. Н. Ефименко, С. А. Киселевой   М. Ю. Заикиной)   в   сотрудничестве   с   программистами   С. В. Сибакиной,   В. В. Штерн, (А. П. Селивановым, В. В. Соколенко) и реализуемая с 2012 года.   Авторский инновационный   продукт   представляет   собой   персонифицированную, автоматизированную накопительную систему учета и использования внеучебных достижений всех учащихся гимназии.  «РОСТ»   позволяет   в   автоматическом   режиме   аккумулировать, обрабатывать (по нескольким параметрам), хранить (в течение  всего периода обучения),   легко   извлекать   данные   по   внеучебным   достижениям  каждого гимназиста,   а   также   данные   по   обобщенным   и   рейтинговым   показателям достижений   обучающихся,   педагогов   и   детских   коллективов.  Результаты (международный,   всероссийский,   городской, фиксируются  по   уровням  районный,   школьный)  в   учетной   карте   группы   (сводная   таблица)   и   «кейсе личностных   достижений»   гимназиста.  Лучшие   достижения  учащихся   вобласти   спорта,   искусства,   исследовательской   деятельности   отражаются   на сайте гимназии в разделе «РОСТа» ­ «Галерея славы гимназии». Системой «РОСТ» учитываются проектные или учебно­исследовательские работы, участие в олимпиадах, конкурсах; результаты технического творчества; работы   по   искусству,   успешные   выступления   (на   концертах,   творческих конкурсах,   фестивалях   и   пр.),   спортивные   достижения,   практические результаты общественно­полезной деятельности.  Система   состоит   из   педагогического   и   программно­технологического модулей. Программно­технологический модуль представляет собой авторскую разработку компьютерной программы, позволяющей в автоматическом режиме аккумулировать,   обрабатывать   (по   нескольким   параметрам),   хранить,   легко извлекать   данные   по   достижениям   каждого   гимназиста,   а   также   данные   по обобщенным  и  рейтинговым   показателям  достижений  учащихся,  педагогов  и классных коллективов. Педагогический модуль определяет организацию работы по учету и использованию накопленной и обработанной информации. Информация о достижениях гимназистов собирается в электронном виде (сканированные образы дипломов, продуктов творческой деятельности ученика и пр.). Аккумулируются информационные потоки, поступающие из различных сфер не только внеучебной работы гимназии (во внеучебной деятельности по предмету,   в   детских   объединениях   отделения   дополнительного   образования, воспитательной работе), но и из внешней социокультурной среды (в системе дополнительного   образования   и   других   организациях).   Система   позволяет использовать   возможности  сетевого   взаимодействия  для   получения разносторонней информации о достижениях школьника. Оценка результатов использования системы учета «РОСТ» показывает, что она позволяет:  учесть   достижения   всех   учащихся   (в   виде   текстовой   информации   и сканированных   объектов,   исследовательских   проектов   и   др.),   определить возможности развития способностей каждого гимназиста; увидеть   сводные   результаты   по   гимназии   и   наилучшие   личные результаты гимназистов;  значительно   облегчить   сбор   и   использование   информации   педагогам   администрации;   социальным   педагогам, дополнительного   образования, осуществлять мониторинг достижений гимназистов, проводить разноаспектный анализ его результатов;  фиксировать   и   анализировать   графики   дополнительных   занятий каждого гимназиста, в том числе, и для предупреждения их перегрузки;  осуществлять   мониторинг   достижений   учащихся,   проводить разноаспектный   анализ   его   результатов,   а   также   автоматически   фиксировать педагогические достижения педагога и рейтинг. При   вводе   информации   о   достижении   учащегося   фиксируется   фамилия педагога, под руководством которого был достигнут результат. Эта функция позволяет автоматически накапливать информацию по результативности работы каждого педагога (обращение к фамилии педагога позволяет увидеть учащихся, к   достижениям   которых   был   причастен   педагог).   Формируется   рейтинг педагогических достижений учителя, влияющий на результативность работы по критериям эффективности его деятельности. Система   «РОСТ»   обладает   выраженным   адресный   педагогический потенциал, который включает в себя:  для учащихся: возможность видеть свои достижения как стимулы роста, сохранить   о   них   информацию   (даже   если   их   материальные   прообразы   были утеряны),  обрести   уверенность   в   себе,   раскрыть,   познать   и   оценить   свои способности,   необходимые,   в   том   числе,   и   для   профессионального самоопределения и т.п.;  для родителей учащихся:  увидеть и оценить возможности своих детей, их достижения в системе дополнительного образования (в гимназии и другихучреждениях),  участие   в   социально   полезной   деятельности,  а  также   оценить степень загруженности ребенка;   для   педагогов:  разносторонне   (по   результатам   учебной   и   внеучебной деятельности)   увидеть  личность  каждого  ученика,  его  возможности,  оценить динамику его развития во внеучебной деятельности; использовать информацию для   тематических   и   итоговых   отчетов,   аналитических   исследований   (для работы над индивидуальной методической темой, подготовки выступлений на конференциях, педсоветах, родительских собраниях), своей профессиональной аттестации, участия в профессиональных конкурсах (подготовка портфолио), а также для предупреждения перегрузок обучающихся;  для   социального   педагога:  возможность   использования   информации   о достижениях   школьника   для   его   социальной   реабилитации   ­   восстановления разрушенных связей личности с обществом; для подбора кружков, секций для детей группы риска, адекватных их интересам;  для   администрации:  осуществлять   мониторинг   качества   внеучебной работы,  создать   условия   для   решения   ряда   задач   развития   ОДОД   гимназии, использовать информацию для составления тематических и итоговых отчетов, оценки  эффективности работы педагогов с одаренными детьми, определения критериев   оценки  деятельности   педагогов ОДОД,  влияющих  на  определение стимулирующих   надбавок   к   заработной   плате, индивидуальной работы с педагогами по их профессиональному росту и др.  а   также   организации Система   облегчает   деятельность   педагогов   и   администрации,   позволяя автоматически подготовить отчеты, аналитические справки: Система «РОСТ» способствует:  формированию   (совершенствованию)   и   функционированию   системы внутренней   оценки   качества   образования,   позволяя   обеспечить   полное   и своевременное   удовлетворение   потребностей   образовательного   учреждения   в необходимой информации; созданию перспективных и оперативных планов деятельности ОУ;  снижению энергозатрат;  эффективности   труда   руководителя   образовательного   учреждения   и руководителей 2 и 3 уровней;  своевременному   обеспечению   учредителя   и   общественности достоверной информацией о деятельности ОУ в установленных объемах. Таким   образом,   для   ОДОД   гимназии   система   учета   «РОСТ»   решает задачи стимулирования личностного роста гимназистов, повышения качества дополнительного   образования  и  управления  педагогическим   процессом,  а также совершенствование профессионального мастерства педагогов. Система   «РОСТ»  является  инновационным   продуктом,   так   как проведенный аналоговый анализ показывает, что эту систему отличают: 1) разносторонность и более высокая степень полноты сбора информации о достижениях каждого ученика (в том числе и в деятельности вне гимназии); 2) автоматизированность обработки и хранения информации; 3) открытость   и   допустимая  доступность   информации  для   учителей, педагогов дополнительного образования, гимназистов и их родителей, а о высших   достижениях   учащихся   –   для   любого   посетителя,   что   позволяет сделать более открытой работу школы; 4) мониторинг  внеучебных достижений  каждого  учащегося в течение  всего периода обучения в гимназии (требования п. 26 ФГОС начального, основного и среднего общего образования); 5) возможность   использования   рейтинговой   информации   для   решения   задач управления образовательным учреждением; 6) простота использования и освобождение  педагогов  от некоторых видов рутинной бумажной работы. Использование облачных технологий создает возможность безграничного присоединения к системе «РОСТ» других образовательных учреждений.Таким   образом,   система   персонифицированного,   автоматизированного, накопительного   учета   внеучебных   достижений   учащихся   «РОСТ»   является средством повышения эффективности организации образовательного процесса, позволяет сделать работу более открытой, создать новые стимулы к творческой деятельности педагогов и обучающихся. Сведения об авторах: Морозова Марина Ивановна,  методист   ОДОД   ГБОУ  гимназии   №   406,   кандидат педагогических   наук,   доцент   кафедры   педагогики   и   педагогических   технологий АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»; Ефименко Лариса Николаевна, руководитель структурного подразделения ОДОД ГБОУ гимназии № 406. Морозова Елена Витальевна, педагог ОДОД гимназии; Сибакина Ольга Алексеевна – педагог организатор ОДОД