Система мотивационной деятельности на уроках физической культуры посредством игрового и соревновательного метода (на примере спортивной игры «Баскетбол»)
Оценка 4.8

Система мотивационной деятельности на уроках физической культуры посредством игрового и соревновательного метода (на примере спортивной игры «Баскетбол»)

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
физическая культура
5 кл—11 кл
08.11.2019
Система мотивационной деятельности  на уроках физической культуры  посредством игрового и соревновательного метода  (на примере  спортивной игры «Баскетбол»)
1. Представление подготовительной части урока (разминки) в оригинальной форме, включающей: Общеразвивающие упражнения с баскетбольными мячами в движении; Общеразивающие упражнения с баскетбольными мячами на месте. 2. Общефизическая подготовка с баскетбольными мячами. 3. Упражнения игрового характера с баскетбольными мячами. 4. Анкетирование участников мастер-класса на выявление интереса учащихся к данным методам и средствам проведения занятий по физической культуре.
Содержание мастер-класса.docx
учителя физической культуры МАОУ СОШ № 16 Мастер­класс Созина Дмитрия Андреевича Тема:   уроках     мотивационной Система на посредством   игрового   и   соревновательного   метода (на примере  спортивной игры «Баскетбол») деятельности культуры     физической       Цель: привлечение   учащихся   к   регулярным   занятиям   физической культурой и здоровому образу жизни. Задача: сформировать     интерес   учащихся   к   занятиям   физической культурой посредством игровых видов спорта (баскетбол). Содержание Направленность 1. Представление подготовительной  части урока (разминки) в  оригинальной форме, включающей:  Общеразвивающие упражнения  с баскетбольными мячами в  движении;   Общеразивающие упражнения с  баскетбольными мячами на  месте.  2. Общефизическая подготовка с  баскетбольными мячами.  Подготавливает организм к  основной части занятия  Вносит разнообразие в занятия  физической культурой  Повышает эмоциональный фон,  что способствует благоприятному  микроклимату на уроке  Развивает физические качества:  ловкость, координационные  способности, быстроту.  Упражнения для развития  отдельных мышечных групп  Стимулирование к более  3. Упражнения игрового характера с  баскетбольными мячами. 4. Анкетирование участников мастер­ класса качественному выполнению  упражнений ОФП  Наиболее успешное развитие  мотивационной деятельности  на положительное развитие  командных взаимодействий,  сплоченности коллектива, чувства ответственности  на выявление интереса учащихся к данным методам и средствам  проведения занятий по  физической культуре Введение В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями   направлено   не   на   достижение   спортивных   результатов,   а  на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения   такой   глобальной   проблемы   наиболее   эффективными   средствами являются, прежде всего, спортивные игры. С давних пор игра составляет одну из основных сфер в жизни человека. Она дает ребенку возможность познавать мир, воспитывает, делает процесс обучения более интересным. Педагоги всех времен уверены, что игра самый увлекательный   способ   обучения,   формирования   детской   души,   развития физических сил и возможностей. Многолетние обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы. Современный   баскетбол   находится   на   стадии   бурного   творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите. Баскетбол   является   одним   из   средств   физического   развития   и воспитания   молодежи.   Эта   игра   с   нестандартными   движениями   и динамической силовой работой переменной мощности. Игровая   деятельность   в   баскетболе   представляет   собой   целостное воспроизведение   игровых   приемов,   технико­тактических   действий, физических   и   психических   компонентов   подготовленности   участников   в условиях постоянно изменяющихся игровых ситуаций. Для   баскетбола   характерны   высокий   динамизм   в   развитии   ситуаций, постоянное   чередование   оборонительных   и   наступательных   фаз   игры, непрерывное   переключение   игроков   от   одних   двигательных   действий   к другим,   многообразие   способов   их   выполнения,   вариативность   скорости   и направлений перемещений, определяющее значение зрительного анализатора в оценке   изменяющихся   условий   и   выборе   адекватных   ответных   действий, комплексное задействование практически всех групп мышц и функциональных систем   организма,   преобладание   скоростно­силового   режима   мышечной работы, синхронность в деятельности верхних и нижних конечностей и др. Достижение   результата   в   игре   носит   ступенчатый   и   множественный характер,   что   требует   от   играющих   многократного   выполнения   игровых действий   в   различных   сочетаниях   и   с   различной   очередностью. Одномоментное   результативное   действие   не   является   гарантией преимущества над соперником в конечном итоге, а представляет собой только единичный структурный элемент системы игровой деятельности отдельного игрока. Баскетбол   относится   к   коллективным   видам   игровой   деятельности, следовательно, требует тесного сотрудничества партнеров по команде. Учитывая специфику игровой деятельности в баскетболе, автономное развитие   базовых   физических   качеств,   изучение   техники   и   тактики   игры должны   быть   изначально   ориентированы   на   эффективную   комплексную   и наиболее   полную   реализацию   различных   сторон   подготовленности обучающихся в условиях игрового противоборства. Ни высокий уровень владения техникой отдельных игровых приемов, ни богатый   арсенал   тактических   знаний   и   умений,   ни   достаточно   развитый физический   потенциал   занимающихся   сами   по   себе   гарантируют эффективность   игровой   деятельности.   Успехи,   достигнутые   в   освоении структурных   компонентов   игры   в   баскетбол,   еще   не   обеспечивают   их взаимосвязанного   воспроизведения   непосредственно   в   игровом противоборстве.   Необходимо   специально   учить   этому.   Причем   обучение игровой   деятельности   не   должно   ограничиваться   произвольным использованием двусторонних учебных игр. Взаимосвязь различных аспектов обучения   требует   направленной   координации   педагогических   воздействий. Это   возможно   только   благодаря   специально   организованному   процессу интеграции   результатов   обучения   технике,   тактике   игры   и   развития специальных физических качеств. Для того чтобы уроки и тренировочные занятия по баскетболу сделать наиболее   интересными   и   увлекательными   и   в   тоже   время   не   потерять   их оздоровительной и спортивной направленности при выполнении стандартных упражнений в подготовительной части урока (разминка), основной (решение основных задач урока) и заключительной (ОФП, упражнения на релаксацию) целесообразно применять игровые и соревновательные методы. 1. Анализ  методов спортивной подготовки 1.1. Особенности методов спортивной подготовки В спортивной подготовке используются различные методы воспитания, обучения   и   тренировки.   Эти   методы   определяют   способы   приемы   и организацию   выполнения   упражнений,   заданий,   требований.   Цель   любого метода   –   обеспечивать   наибольшую   эффективность   используемых   средств, воздействий и нагрузок, успешно решить поставленные задачи. Конкретный эффект любого педагогического средства определяется не только содержанием и формой, но и способом применения, т. е. методом. При подборе методов следует следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам   спортивной   тренировки,   возрастным   и   половым   особенностям спортсменов, их квалификации и уровню подготовленности. 1.2. Игровой метод Игровой   метод   весьма   эффективен,   широко   используется   особенно   в подготовке юных спортсменов. Движения, действия, задания, выполняемые с учебной,   воспитательной   и   тренировочными   целями   в   форме   игры, проводимой   для   увеличения   нагрузок   и   более   успешной   адаптации,   для сохранения   интереса   в   процессе   занятия.   Чаще   используется   выполнения отдельных упражнений и заданий в подвижных играх и их частей, элементов спортивных игр и спортивные игры в разных вариантах. При этом игровые методы позволяют решать не только задачи тренировки, но также обучения и воспитания волевых качеств. Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях, регламентированных  установленными  правилами  игры. Он  может быть   представлен   упражнениями   в   игровой   форме,   эстафетами   и непосредственно игрой. Участие   занимающихся   в   специальных   эстафетах   и   подвижных   играх связано   с   воспроизведением   компонентов   их   физического,   технического   и тактического потенциалов в различных сочетаниях и постоянно изменяющихся условиях.   Подготовительные   игры   требуют   от   играющих   рационального решения   технико­тактических   задач   в   моделируемых   педагогом   ситуациях игрового   противоборства   и   адекватного   взаимосвязанного   применения освоенных   игровых   действий.   Игровая   деятельность   происходит   на   фоне повышенного эмоционального состояния игроков и создает соответствующие условия   для   применения   всей   совокупности   навыков   и   качеств, приобретенных   на   занятиях   по   баскетболу.   Эти   особенности   игровой деятельности требуют от занимающихся инициативы, смелости, настойчивости и самостоятельности, умения управлять своими эмоциями и подчинять личные интересы   интересам   команды,   проявления   высоких   координационных способностей,   оригинальных   и неожиданных для соперников технических и тактических решений. Все это определяет   эффективность   игрового   метода   для   совершенствования различных   сторон   подготовки   спортсмена.   Игровая   подготовка   является интегральной   формой   спортивной   подготовки   баскетболистов.   Она направлена   на   совершенствование   умений   вести   борьбу.   Главное   средство игровой   подготовки   –   специально   организованная   и   управляемая   тренером двусторонняя учебная игра. Основная задача баскетболистов в учебной игре не только в том чтобы добиться результата, сколько в том, чтобы овладеть умением   вести   борьбу,   наблюдая   за   ходом   игры,   отличая   важное   и существенное от случайного и второстепенного.   быстроты   реагирования,   мышления, Задачи игровой подготовки: 1.Совершенствование   умения   распределять   силы,   что   предполагает формирование умений предельно мобилизовать  свои возможности, сочетать периоды напряженной двигательной деятельности и расслабления. 2.Совершенствование   индивидуальных   действий   и   взаимодействий   с партнерами   по   команде,   что   воплощается   в   реализацию   плана   игры   или оперативных заданий тренера. 3.Совершенствование и использование освоенных тактических систем, комбинаций и их вариантов. Для   управления   игровой   подготовкой   рекомендуется   несколько облегчать   игровые   условия   при   выполнении   контрольных   заданий, увеличивать искусственно   ограничивать   время   и   пространство, соревновательные   трудности,   использовать   сбивающие   факторы, систематически   количественно   и   качественно   контролировать   выполнение баскетболистами игровых заданий и поощрять за их успешное выполнение.   1.3. Соревновательный метод При таком методе, как известно, упражнения и задания выполняются в виде   состязаний,   вызывающих   проявления   резервных   сил   и   возможностей, воспитывающих   бойцовские   качества,   создающих   психологическую подготовленность. Особенно может помочь ученикам соревновательный метод при развитии силы, быстроты, выносливости и других качеств. Соревновательные методы используются также в обучении спортивной технике,   ее   элементам   и   связкам,   точности   движений   и   др.   Такие   методы также   эффективны   при   воспитании   способности   более   быстро   решать поставленные   задачи,   умения   выбрать   оптимальный   вариант   действий   в сложной   обстановке.   Соревновательные   методы   незаменимы   при необходимости сравнить из нескольких вариантов решения одной и той же задачи   (разные   способы   выполнение   упражнений,   действий,   тактической комбинации и др.). Важную роль в нашей работе играет использование методов воспитания, обучения   и   тренировки.   В   значительной   мере   большинство   методов основываются на педагогике – науке о воспитании, образовании и обучении подрастающего поколения. Как известно, главные ее средства и методы: слово учителя, его объяснение, убеждение, контроль, оценка, исправление ошибок, повторение,   также   основными   принципами   педагогики   являются: сознательность,   активность,   доступность,   систематичность,   постепенность, повторность, наглядность и правила – от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Основу   соревновательного   метода   составляет   специально организованная   соревновательная   деятельность.   Особенно   эффективен   этот метод   на   этапе   совершенствования.   Он   может   быть   представлен соревнованием   на   количественный   или   качественный   результат   при выполнении   отдельных   двигательных   действий,   играми   по   упрощенным правилам,   двусторонними   учебными,   контрольными   играми   и,   наконец, официальными соревнованиями. Бескомпромиссное соперничество, борьба за первенство или возможно высокое достижение усиливают комплексное тренировочное воздействие на организм занимающихся в процессе состязаний; способствуют улучшению всех видов подготовленности во взаимосвязи и росту спортивных результатов. С целью достижения конкретного результата соревновательный метод может   осуществляться   в   усложненных   или   облегченных   по   отношению   к официальным   правилам   соревнований   условиях.   Наиболее   действенными методическими   приемами,   практикуемыми   на   уроках   по   баскетболу, являются: –  уменьшение   или   увеличение   площади   взаимодействия   занимающихся   при выполнении игровых действий; –   уменьшение   или   увеличение   количества   игроков   на   площадке   в   обеих командах или в одной из них; –  введение  в ходе  выполнения  упражнения  дополнительной   специфической информации   (например,   игра   двумя   мячами;   условно   зрительные   сигналы, меняющие регламент действия спортсменов и т.д.); –   наложение   ограничений   на   выполнение   игровых   действий,   связанных   с изменением   существующих   в   игре   правил   (например,   увеличение продолжительности   игры;   сокращение   времени   владения   мячом;   строгий лимит передач мяча, ходов разыгрываемой игровой фазы; запрещение ведения мяча, завершение атак только указанным способом и др.); –  усложнение   восприятия   игровых   ситуаций  (например,  игра   в  одинаковой форме; игра при недостаточном освещении; игра при моделировании  шума трибун и т.п.); –   усложнение   или   упрощение   условий   выполнения   игровых   приемов (например,   использование   облегченного   или   утяжеленного   мяча,   снижение высоты колец или применение над кольцами дополнительных приспособлений, затрудняющих попадание мяча в корзину; применение утяжеленных поясов, манжетов, обуви и т. д.); –   игра   с   гандикапом   (например,   предоставление   одной   из   команд преимущества в заброшенных мячах, в полученных фолах и т. д.). С большим эффектом в условиях школы можно использовать практику проведения соревнований по так называемому уличному баскетболу 3Х3 на одну корзину до 15 очков или продолжительностью до 20 мин. Игры проводят в   основном   на   открытой   площадке.   Демократичность   правил   и непритязательность требований к условиям игрового противоборства делают этот вид состязаний доступным для широкого круга любителей баскетбола. Следует отметить, что, несмотря на всю привлекательность игрового и соревновательного   методов,   их   применение   требует   определенной подготовленности   занимающихся   в   плане   обучения   и   овладения   основами техники и тактики игры. Продолжительность игровых заданий и игр должна быть нормирована, так как наибольший эффект достигается при концентрации времени, отводимого на решение конкретной задачи. На   начальном   этапе   обучения   необходимо   отдавать   предпочтение индивидуальным состязаниям на точность и качество выполнений заданий. И только   по   мере   повышения   уровня   технико­тактической   подготовленности смещать   акценты:   переходить   к   командным   видам   соревнований, стимулировать   быстроту   и   результативность   действий   в   условиях возрастающей активности противоборства. Эффект педагогических воздействий на уроках по баскетболу всецело зависит от профессионального мастерства педагога, его умения взаимосвязано и рационально использовать комплекс средств и методов, соответствующих возрасту и подготовленности занимающихся, а также сложности изучаемого материала. 2.   Методика   обучения   игровому   и   соревновательному   методам   в системе подготовки баскетболистов 2.1.   Характеристика   современной   системы   подготовки баскетболистов Баскетбол – командная игра с мячом, в которой игроки одной команды, предавая друг другу мяч или передвигаясь с ним, стремятся забросить как можно большее количество раз мяч в корзину команды противника. Наличие постоянной борьбы, которая ведется с помощью естественных движений (бега, ходьбы,   прыжков,   метаний),   сопровождающихся   волевыми   усилиями, оказывает   самое   разностороннее   воздействие   на   психологическую, физиологическую   и   двигательную   функции   человека.   Выполняя   большое количество   разнообразных   движений   в   различном   темпе,   направлениях,   с различными   скоростями   и   напряжением,   человек   получает   благотворное воздействие на свое состояние. Постоянное изменение обстановки в процессе игры   обуславливает   высокую   анализаторную   деятельность   человека   и необходимость   выбора   решения.   К   сознанию   постоянно   предъявляются высокие   требования.   В   процессе   игры   человек   получает   высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение. Все это делает баскетбол эффективным средством физического воспитания.  Приемы   и   действия,   с   помощью   которых   ведется   игра,   позволяют начинать   занятия   с   детьми   9­10   лет,   используя   для   этого   инвентарь, соответствующий возрасту. Система   подготовки   баскетболистов   включает   следующие фундаментальные разделы: 1) обучение технике игры; 2) обучение тактике игры; 3) обучение игровой деятельности. К   современному   баскетболисту   предъявляются   очень   высокие требования, как со стороны физической подготовленности – нужно уметь на высоком уровне: – длительное время и в высоком темпе активно двигаться на площадке (бег, прыжки); –   совершать   многократные   прыжки,   причем   в   большом   не   только количественном объеме, но и качественном (высота прыжка); – выполнять многократные рывки и ускорения как с мячом, так и без него на максимальной скорости; со   стороны   психологической   подготовленности     –   также   нужно   уметь   на высоком уровне: –   выполнять   броски   с   сопротивлением,   на   фоне   усталости,   играть   в ответственные моменты матча; так   и   со   стороны   интеллектуальной   подготовленности   требуется   знание множество   различных   тактических   схем,   установок   на   игру,   вариантов развития игры. Конечный результат игры в баскетбол весьма специфичен: – большой количественный показатель конечного результата (в среднем 80­85 очков за игру); – частота смены промежуточных результатов (в среднем через каждые 30с меняется счет); –   отсутствие   ничейного   результата,   т.е.   невозможность   компромиссного решения борьбы. Для   достижения   успеха   необходимы   согласованные   действия   всех членов команды, подчинение своих действий общей задаче. Основные показатели игры (в среднем за матч) е ы в о р г И и л е т а з а к о п Мужчины Женщины к а т а   о в ­ л о К 83­88 78­81 я а щ б О о н в и т а т ь л у з е р ) и к ч о (   85­95 75­85 ь т с е и н а д а п о П с   в о к с о р б ) (   % 51­55 ы р 40­45 г и е и н а д а п о П х ы н ф а р т ш ) % 80­83 70­75 (   в о к с о р б и к о к с т О т и щ й о 66 в С 60   и к о к с т О а к и н в и т о р п т и Щ 38 36 Таблица 1 е ы в е л о Г и ч а д е р е п 23 20   а ч я м и р е т о П 17 19 Участвуя в соревнованиях, баскетболист совершает большую работу: за игру спортсмен высокой квалификации преодолевает расстояние 5000­7000 м, делая при этом 130­140 прыжков, множество рывков (до 120­150), ускорений и остановок. Передвижение на высокой скорости сочетается с передачами и бросками   мяча   в   корзину.   Исследования   показали,   что   баскетболист, участвующий в игре 40 мин без замены, непосредственно оперирует с мячом всего 3,5­4 мин, а остальное время играет без мяча. Сущность игры будет раскрыта   неполно,   если   не   учесть   большого   напряжения   нервной   системы игроков и необходимости морально­волевых усилий для достижения победы. Из   всего   выше   перечисленного   мы   видим,   какие   серьезные   требования предъявляются к современному баскетболисту и на основе этих требований строится тренировочный процесс. 2.2.   Особенности   применения   игрового   и   соревновательного методов на практике в системе подготовки баскетболистов Прежде   всего,   следует   отметить   положительные   и   отрицательные стороны по вопросу практического внедрения игрового и соревновательного методов в системе подготовки баскетболистов. К   положительным   сторонам   применения   данных   методов   в подготовительной части урока (разминке) можно отнести следующее:  данные   методы   способствуют   с   самого   начала   занятия   созданию положительного   эмоционального   фона,   повышению   интереса   у занимающихся, экономии времени.  кроме тех задач, которые решаются в подготовительной части урока, могут   также   решаться   задачи   и   из   основной   части   (например, совершенствование   уже   хорошо   изученных   элементов),   или приобретение   простых   навыков   (ловля   мяча,   прыжки   необычным способом).   К отрицательным сторонам относится:  возможно   не   одинаковое   распределение   нагрузки   (сложно индивидуально   дозировать   нагрузку,   как   известно,   ЧСС   во   время разминки не должна превышать 120 ударов в минуту);   недостаточная разминка отдельных мышечных групп;   повышенный эмоциональный фон в начале занятия (может быть, плюсом, а может быть минусом); При   применении   игрового   и   соревновательного   методов   в   основной части урока (тренировочного занятия) положительными сторонами является следующее:   высокая плотность урока (тренировочного занятия);   моделирование игровых ситуаций;   возможность решения одновременно нескольких задач, причем не только физического характера, но и педагогического;   также   создается   более   рабочая   обстановка   и   положительный эмоциональный фон;   совершенствование   ранее   изученных   навыков   и   умений   в   игровых ситуациях, что способствует более прочному формированию навыка. Отрицательные   стороны:   помимо   сложности   равномерного распределения   нагрузки,   становится   очень   сложным   обучение   техническим действиям на начальном этапе в силу своей специфичности. Применение в заключительной части урока: к положительным сторонам относится   сжатие   психологического   и   эмоционального   напряжения, закрепление навыков и умений, пройденных ранее или на данном занятии, к отрицательным – неравномерное распределение нагрузки. Применение   игрового   и   соревновательного   методов   в   системе подготовки баскетболистов положительно сказывается и при занятиях ОФП:  увеличивается мотивационная часть;   создаются предпосылки для выполнения упражнений с субмаксимальной и близкой к соревновательной мощностям;   происходит   формирование   таких   качеств,   как   самостоятельность,   развитию   самоконтроля   и ответственность,   что   способствует   самовоспитанию. 2.3.   Практическое   применение   игрового   и   соревновательного методов в системе подготовки баскетболистов Как уже говорилось выше, современные спортивные игры предъявляют множество   разнообразных   требований   к   уровню   подготовки   спортсмена­ игровика.   К   тому   же   на   начальном   этапе   обучения   стоит   задача заинтересованности   и   привлечения   к   регулярным   занятиям   физической культурой и спортом, что позволяет сделать внедрение в систему подготовки игровых и соревновательных методов.  Основными   методическими   рекомендациями   по   вопросу   внедрения   в практические   занятия   игрового   и   соревновательного   методов   послужат следующие выводы: 1) Для успешной реализации данных методов на практике необходим определенный уровень физической и спортивной подготовки (т.е. учащиеся уже должны обладать некоторыми знаниями, умениями и навыками). 2) Количественная   и   качественная   наполняемость   группы,   класса (учащиеся должны быть примерно одинакового уровня подготовленности). 3) Педагог   (тренер)   должен   владеть   довольно   большим   количеством знаний и умений, и иметь достаточно информации для проведения занятия в данном направлении. Так педагогу необходимо:   знать   большое   количество   средств   и   методов   игрового   и соревновательного   характера;   различных   упражнений   в   игровых   формах, подвижных игр, эстафет.   поставленных задач.   правильно   дозировать   и   вовремя   прекратить   или   сменить   игровое действие в случае поступления сильного утомления или снижения интереса занимающихся.  действия. организовывать четко и лаконично объяснить суть и правила игрового уметь правильно подобрать игровое упражнение, игру для достижения Особенности методики обучения игровому и соревновательному методам в разных частях урока (тренировочного занятия) Подготовительная часть (во время разминки): 1) подвижная игра 2) эстафеты 3) игровые упражнения Подвижная   игра  выбирается   на   основе   задач   и   целей   урока (тренировочного   занятия)   и   с   как   можно   большим   во   влечением   в   игру мышечных   групп.   Также   строго   дозируется   по   продолжительности   и самочувствию занимающихся. Примеры подвижных игр для баскетболистов:  перестрелка   –   направленность:   развитие   координационных способностей,   скорости,   быстроты   реакции,   ловкости.   Воспитывает командный дух, чувство товарищества и взаимопомощи. Вовлечены в работу все мышечные группы.  пятнашки   с   мячом   –   направленность:   развитие   специальной выносливости, координации, ловкости, быстроты, совершенствование передач мяча   и   командных   взаимодействий.   Воспитывает   ответственность, коммуникативность,   креативность   мышления.   Вовлечены   в   работу   все мышечные группы.  футбол   «гусениц»   –   направленность:     развитие   специальной   и силовой   выносливости,   координации,   укрепление   опорно­двигательного аппарата. Воспитывает товарищество, ответственность.  Эстафеты  выбираются   на   основе   задачи   и   целей   урока (тренировочного   занятия).   Существует   хорошая   возможность   варьировать упражнения и нагрузку (на силу, гибкость, скорость, внимание и т.д.). Примеры эстафеты для баскетболистов: 1   этап   –   ведение   баскетбольного   мяча   «змейкой»   вокруг   фишек   и дальней   от   защитника   рукой.   Направленность:   совершенствование   ведения мяча, развитие скоростных качеств. 2 этап – ведение мяча до щита бросок с двух шагов, ведение мяча до центра поля и передача мяча в руки направляющему. В случае промаха мяч выводится   за   штрафную   линию,   и   все   повторяется   до   забитого   мяча. Направленность: совершенствование бросков с двух шагов в корзину,  навыка дальних передач, развитие скоростных качеств. 3 этап – выполнение «восьмерки» через ноги на каждый шаг без удара в пол.   Направленность:   развитие   координационных   способностей,   гибкости, выносливости, скоростных качеств.                    4 этап – выполнение восьмерки через ноги на каждый шаг с махом прямой перед собой. Направленность: развитие гибкости, ловкости.           5 этап – передачи мяча в колоннах; после каждой передачи выполняется какое­либо   действие   (приседание,   прыжок,   отжимание,   наклон   и   т.д.). Направленность:   совершенствование   техники   передачи   мяча,   развитие ловкости, скоростных качеств. Игровые   упражнения  выбираются   согласно   целям   и   задачам   урока (тренировочного   занятия).   Имеется   возможность   строго   контролировать   и дозировать нагрузку.  Примеры игровых упражнений для баскетболистов:  Бег по кругу с жонглированием мяча – 1­ый круг в левую сторону, 2­ой круг – в правую.  «Восьмерка» через ноги на каждый шаг без удара мяча, 2­ой круг спиной вперед.  Бег по кругу с жонглированием мяча в левую, в правую стороны спиной вперед.  Подбрасывание мяча вверх и вперед, при этом сесть, встать, сделать шаг и поймать в движении по кругу.  Выполнение футбольного  финта «восьмерки» при этом катить мяч по площадке, не касаясь его руками.  Ведение   мяча   «змейкой»   вокруг   своих   партнеров,   которые замедляют темп бега, начинает замыкающий.  Передачи мяча по кругу (один мяч убирается) в движении. Основная   часть  (решение   главных   задач   урока,   тренировочного занятия). Игровые   и   соревновательные   методы   подбираются   соответственно целям и задачам урока. Примерные варианты игровых упражнений для баскетболистов:   Задача:   совершенствование   техники   ведения   мяча   правой   рукой, приобретение навыков ведения мяча левой рукой. Каждому занимающемуся дается баскетбольный мяч по сигналу игроки начинают выполнять ведение мяча заданной рукой (левой или правой) и в тоже время пытаются выбить мяч у других игроков свободной рукой при потере мяча   игрок   выполняет   какое­либо   действие   направленное   на   развитие физических качеств (приседание, отжимание, прыжки). Варианты:   игра   проводится   по   всей   площадке;   только   на   одной половине; на 2­х половинах с переходом. Индивидуально или по командам.  Задача: совершенствование техники передач мяча. Игроки встают в круг с одним баскетбольным мячом, по сигналу они начинают движение в заданную сторону, передавая мяч по порядку друг другу, затем количество мячей увеличивается. При этом мяч нельзя ронять, а нужно выполнять передачу точно в руки. Варианты:  после  потери   мяча  игрок, потерявший   мяч,  выходит,  либо выполняет какое­либо действие. Также можно проводить в виде соревнования между командами на количество передач, ошибок или самое длительное время сохранения мяча без потерь.  Задача: совершенствование навыков и умений, приобретенных ранее в тренировочном процессе, обучение технике подбора мяча в игровых условиях, обучение точности и качественности первой передачи из под своего щита для начала быстрого отрыва. Учебная игра проходит по правилам баскетбола, только после каждого броска или забитого мяча атака выполняется на другой щит. Заключительная   часть:   основная   направленность   игровых   и соревновательных   методов   на   снятие   нервного   напряжения,   постепенного снижения нагрузки, восстановление организма после урока (тренировочного занятия). Примеры применения игрового и соревновательного методов: Задачи:   постепенное   снижение   физической   нагрузки,   психической   и нервной возбудимости. Соревнования по штрафным броскам. Варианты:   по   командам;   индивидуально;   по   времени;   на   количество забитых мячей и т.д. Также   могут   применятся   различные   игры   на   внимание   из   школьной программы и упражнения на гибкость по методу круговой тренировки. Из приведенных нами примеров мы можем сделать следующий вывод, что применение игрового и соревновательного методов в системе подготовки баскетболистов   является   целесообразным   и   методически   объяснимым   и доказуемым. Заключение К   апробации   данной   теории   на   практике   меня   подтолкнул   анализ последней современной литературы в области физической культуры и спорта, который показал тенденции последних лет к уходу от традиционной школы физического   воспитания   в   сторону   новых   форм   обучения   с   применением игровых и соревновательных методов.  Данная   методика   применяется   всеми   известными   и   выдающимися мастерами тренерского цеха. Бывший тренер миланского футбольного клуба «Интер», победитель «Лиги чемпионов» с португальским клубом «Порту» и бывший   тренер   английского   клуба   «Челси»   Жозе   Моуринью   говорит напрямую, что мои игроки не знают, что такое кроссы и беговые упражнения. И тут напрашивается вопрос, а как быть в начале спортивного сезона, когда у команды закладывается фундамент и начинается функциональная подготовка. На что Жозе Моуринью отвечает, что все упражнения аэробного характера выполняются с мячом и в игровой форме, что в свою очередь создает повод не только   для   одновременного   повышения   функциональной,   технической   и игровой подготовленности, но и также здоровый микроклимат в команде, что способствует положительному психологическому фону и во время проведения матчей. То же самое возможно и во время силовой подготовки. Старший тренер по   баскетболу   краснотурьинского   клуба   «Маяк»   –   неоднократного победителя областных соревнований по баскетболу среди юношей, бронзового призера чемпионата России и постоянного участника всех крупных и важных баскетбольных состязаний области и страны – Л. В. Журавлева тоже делает акцент на применение игрового метода в силовой подготовке.  Сделать   ставку   на  развитие   спортивных   игр   в  школе   меня   вынудили объективные   условия:   во­первых,   отсутствие   школьного   стадиона,   и соответственно возможности серьезно заниматься легкой атлетикой и лыжной подготовкой; во­вторых, нестандартные размеры спортивного зала (например, для занятий по волейболу – очень низкий потолок). Для занятий по баскетболу условия   более   приемлемые.  Младшие   школьники   в  контрольных   и   учебно­ тренировочных играх играют 4х4, а старшие 3х3. Основными соревнованиями в нашем городе среди учебных заведений являются соревнования, входящие в городскую Спартакиаду. На основе этих соревнований и строится вся учебно­ тренировочная деятельность в течение всего года. Нашей небольшой школе очень сложно во всех видах показывать достоянные результаты (попадать в число   призеров),   но   в   некоторых   видах,   в   частности   в   баскетболе,   на протяжении уже нескольких лет мы являемся лидерами. Баскетбол в Спартакиаде представлен обширно – кроме традиционных соревнований по баскетболу среди учащихся 5­8­х 9­11­х классов, баскетбол входит в программу соревнований «Старты надежд», где участвуют ученики 5­ х классов. В связи с этим обучение баскетболу в нашей школе ведется с 5­го по 11­ый класс. С начала ребята знакомятся с этой игрой на уроках, и затем все, у кого появилось желание ближе познакомиться с этим видом спорта, могут заниматься на тренировках в нашей школьной секции. Формирование   учебно­тренировочных   групп   происходит   также   под Спартакиаду и участие в ней. Группы формируются следующим образом: 5­е классы; 6­8 классы; 9­11 классы. Как видим, возраст, который представлен в Спартакиаде.   Следует   отметить   положительные   изменения   в   динамике результатов   городской   спартакиады   школьников   в   межаттестационный период.  Единственная проблема –  это группа 6­8 классов, т.к. очень большой возрастной разброс. Школа работает в две смены и уроки заканчиваются в 18 часов,   поэтому   сделать   большее   количество   групп   невозможно   в   силу объективных причин, но, конечно, очень хотелось бы. Ребята с 6 по 11 класс тренируются три раза в неделю, 5­е классы – 2 раза в неделю между сменами. Количество тренировочных занятий, как можно заметить, небольшое, поэтому на   одном   тренировочном   занятии   приходится   решать   много   задач: технических, тактических, игровых, ОФП. Вот здесь и приходят на помощь игровые   и   соревновательные   методы   в   проведении   и   построении   учебно­ тренировочного занятия.  Благодаря   этому   наши   ребята   довольно   успешно   выступают   на соревнованиях   по   баскетболу   среди   школ   города,   а   старшая   группа   уже традиционно   выступает   также   на   городских   соревнованиях   по   баскетболу среди предприятий города и на Кубке памяти В. К. Дреера. Эта команда с каждым   годом   набирает   все   больший   вес   и   силу,   уже   было   выиграно   и проведено несколько «сенсационных» матчей в рамках города. Помимо этого сейчас наша школа, как и все остальные школы города, вступила в школьную баскетбольную   Лигу   «КЭС   Баскет»,   для   нас   сам   факт   участия   в   этих соревнованиях   уже   большой   шаг   вперед.   Также   мы   активно   выезжаем   и   в соседние   города   Краснотурьинск,   Серов,   для   выступления   в   различных турнирах   и   товарищеских   встречах.   Неоднократно   проходили   встречи   с командами   из   города   Пелыма,   Перми, Краснотурьинска (Маяк, УПИ, КИК), Серова, Н. Ляли, что, конечно же, дает ребятам стимул к дальнейшему профессиональному росту. Об этом говорят и личные   достижения   спортсменов­игровиков   из   нашей   школы,   регулярно признаваемых лучшими игроками городских школьных турниров.   Екатеринбурга,   Югорска, Уважаемые участники мастер­класса, как вы считаете: 1. Данная   форма   организации   урока   способствует   повышению   интереса   к Анкета. занятиям физической культурой? да                            нет                         не знаю 2. Лично Вам было интересно в процессе занятия?  да                            нет                         не знаю

Система мотивационной деятельности на уроках физической культуры посредством игрового и соревновательного метода (на примере спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности  на уроках физической культуры  посредством игрового и соревновательного метода  (на примере  спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности на уроках физической культуры посредством игрового и соревновательного метода (на примере спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности  на уроках физической культуры  посредством игрового и соревновательного метода  (на примере  спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности на уроках физической культуры посредством игрового и соревновательного метода (на примере спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности  на уроках физической культуры  посредством игрового и соревновательного метода  (на примере  спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности на уроках физической культуры посредством игрового и соревновательного метода (на примере спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности  на уроках физической культуры  посредством игрового и соревновательного метода  (на примере  спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности на уроках физической культуры посредством игрового и соревновательного метода (на примере спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности  на уроках физической культуры  посредством игрового и соревновательного метода  (на примере  спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности на уроках физической культуры посредством игрового и соревновательного метода (на примере спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности  на уроках физической культуры  посредством игрового и соревновательного метода  (на примере  спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности на уроках физической культуры посредством игрового и соревновательного метода (на примере спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности  на уроках физической культуры  посредством игрового и соревновательного метода  (на примере  спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности на уроках физической культуры посредством игрового и соревновательного метода (на примере спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности  на уроках физической культуры  посредством игрового и соревновательного метода  (на примере  спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности на уроках физической культуры посредством игрового и соревновательного метода (на примере спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности  на уроках физической культуры  посредством игрового и соревновательного метода  (на примере  спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности на уроках физической культуры посредством игрового и соревновательного метода (на примере спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности  на уроках физической культуры  посредством игрового и соревновательного метода  (на примере  спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности на уроках физической культуры посредством игрового и соревновательного метода (на примере спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности  на уроках физической культуры  посредством игрового и соревновательного метода  (на примере  спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности на уроках физической культуры посредством игрового и соревновательного метода (на примере спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности  на уроках физической культуры  посредством игрового и соревновательного метода  (на примере  спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности на уроках физической культуры посредством игрового и соревновательного метода (на примере спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности  на уроках физической культуры  посредством игрового и соревновательного метода  (на примере  спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности на уроках физической культуры посредством игрового и соревновательного метода (на примере спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности  на уроках физической культуры  посредством игрового и соревновательного метода  (на примере  спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности на уроках физической культуры посредством игрового и соревновательного метода (на примере спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности  на уроках физической культуры  посредством игрового и соревновательного метода  (на примере  спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности на уроках физической культуры посредством игрового и соревновательного метода (на примере спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности  на уроках физической культуры  посредством игрового и соревновательного метода  (на примере  спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности на уроках физической культуры посредством игрового и соревновательного метода (на примере спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности  на уроках физической культуры  посредством игрового и соревновательного метода  (на примере  спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности на уроках физической культуры посредством игрового и соревновательного метода (на примере спортивной игры «Баскетбол»)

Система мотивационной деятельности  на уроках физической культуры  посредством игрового и соревновательного метода  (на примере  спортивной игры «Баскетбол»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2019