Система объектно-ориентированного программирования Lazarus

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 20.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Переход с Delphi Lazarus Components — Сравнение компонентов Lazarus и Turbo Delphi; Lazarus For Delphi Users — Для пользователей Delphi, которые хотят начать программировать в Lazarus; Code Conversion Guide — Как конвертировать существующий код и компоненты Delphi и Kylix в Lazarus. Содержание. Функции ПО, написанное на Lasarus Лицензия Недостатки Переход с Delphi Интерфейс Учебники по Lasarus и Pascal Литература Функции Поддерживает преобразование проектов Delphi Реализован основной набор элементов управления Редактор форм и инспектор объектов максимально приближены к Delphi Интерфейс отладки (используется внешний отладчик GDB)
Иконка файла материала lasarus.pptx
Lasarus
Lazarus — свободная среда разработки програмного обеспечения на языке Object Pascal для компилятора Free Paskal (часто используется сокращение FPC — Free Pascal Compiler, свободно распространяемый компилятор языка программирования Pascal). Интегрированная среда разработки предоставляет возможность кроссплатформенной разработки приложений в Delphi-подобном окружении. Позволяет достаточно несложно переносить Delphi-программы с графическим интерфейсом в различные операционные системы: Linux, FreeBSD, Mac OS X, Microsoft Windows, Android. Начиная с Delphi XE2 в самом Delphi имеется возможность компиляции программ для Mac OS X, с версии XE4 — для iOS, с версии XE5 — для Android.
Содержание.  Функции  ПО, написанное на Lasarus  Лицензия  Недостатки  Переход с Delphi  Интерфейс  Учебники по Lasarus и Pascal  Литература
Функции  Поддерживает преобразование проектов Delphi  Реализован основной набор элементов управления  Редактор форм и инспектор объектов максимально приближены к Delphi  Интерфейс отладки (используется внешний отладчик GDB)  Простой переход для Delphi программистов благодаря близости LCL к VCL  Полностью юникодный (UTF-8) интерфейс и редактор и поэтому отсутствие проблем с портированием кода, содержащего национальные символы  Мощный редактор кода, включающий систему подсказок, гипертекстовую навигацию по исходным текстам, автозавершение кода и рефакторинг  Форматирование кода «из коробки», используя механизмы Jedi Code Format  Поддержка двух стилей ассемблера: Intel и AT&T (поддерживаются со стороны компилятора)  Поддержка множества типов синтаксиса Pascal: Object Pascal, Turbo Pascal, Mac Pascal, Delphi (поддерживаются со стороны компилятора)  Имеет собственный формат управления пакетами  Авто сборка самого себя (под новую библиотеку виджетов) нажатием одной кнопки  Поддерживаемые для компиляции ОС: Linux, Microsoft Windows (Win32, Win64), Mac OS X, FreeBSD, WinCE, OS/2
ПО, написанное на Lasarus  Total Commander — 64-разрядная версия TC 8.0 компилируется с помощью Lazarus x64  Double Commander — двухпанельный файловый менеджер c открытым исходным кодом, работающий под Linux и Microsoft Windows.  easyMP3Gain — аудиоредактор для нормализации громкости mp3-файлов.  GLScene — графический движок, использующий библиотеку OpenGL в качестве интерфейса программирования приложений. Входит в пакет CodeTyphon — альтернативная сборка Lazarus, со множеством дополнительных пакетов и компонентов.  Greengnome (англ.) — свободная среда рабочего стола для Microsoft Windows (аналог рабочего стола GNOME для Linux).  PeaZip — свободный и бесплатный кроссплатформенный портативный архиватор и графическая оболочка для других архиваторов.  Ubuntu Control Center — центр управления операционной системой ubuntu.  Transmission Remote GUI — Front-end программа для управления BitTorrent клиентской программой Transmission, работающая под Linux, Microsoft Windows и Mac OS X.  Star Manager — Универсальный менеджер процессов для устройств оборудованых ARM- процессором и работающих под управлением операционной системы WinCE.  Tandem7pi — клиент-серверное решение для автоматизации розничной и мелкооптовой торговли
Лицензия  Lazarus распространяется на условиях GNU General Public License, а значительная часть библиотек, в том числе LCL — на условиях модифицированной GNU Lesser General Public License.
Недостатки  Нет полной совместимости с Delphi  Отсутствие полной документации, хотя она доступна в виде wiki-учебников, которые могут редактировать сами пользователи
Переход с Delphi  Lazarus Components — Сравнение компонентов Lazarus и Turbo Delphi;  Lazarus For Delphi Users — Для пользователей Delphi, которые хотят начать программировать в Lazarus;  Code Conversion Guide — Как конвертировать существующий код и компоненты Delphi и Kylix в Lazarus.
Интерфейс
Окно дерева объектов Главное окно Окно формы Окно инспектора объектов
Главное окно Нетрудно заметить, что главное окно состоит из нескольких частей: • Меню (Файл, Правка, Вид, …); • Палитры компонентов (Standard, Additional…); • Меню проекта (меню с зеленым треугольником); • Меню работы с файлами (создать, сохранить, открыть и т.д.).
Основные составные части Lazarus 1. Дизайнер Форм (Form Designer)  2. Окно Редактора Исходного Текста (Editor Window) 3. Палитра Компонент (Component Palette) 4. Инспектор Объектов (Object Inspector) 5. Справочник (On­line help)
Дизайнер форм Рис.1: Дизайнер Форм ­ то место, где Вы создаете визуальный  интерфейс программы.
Окно редактора основного текста Рис.2: В окне Редактора Вы создаете логику управления программой.
Палитра компонентов Standard     1   2    3     4    5    6    7    8    9   10  11  12  13   14  15  16 2 ­ TMainMenu  позволяет Вам поместить главное меню в программу ( как File, Edit).  3 ­ TPopupMenu  позволяет создавать всплывающие меню.  4 ­ TLabel служит для отображения текста на экране.  5 ­ TEdit ­ стандартный управляющий элемент Windows для ввода. Он может быть  использован для отображения короткого фрагмента текста и позволяет пользователю  вводить текст во время выполнения программы.  6 ­ TMemo ­  иная форма TEdit. Подразумевает работу с большими текстами.  7 ­ TButton  позволяет выполнить какие­либо действия при нажатии кнопки во время  выполнения программы. 8 ­ TCheckBox отображает строку текста с маленьким окошком рядом.   В окошке можно  поставить отметку, которая означает, что что­то выбрано. 9 ­ TRadioButton позволяет выбрать только одну опцию из нескольких.  15 ­ TPanel ­ управляющий элемент, используется в декоративных целях.
Палитра компонентов Additional     1   2    3     4    5    6    7    8    9   10  11  12  13   14  15  16   17 1 ­ TBitBtn ­ кнопка вроде TButton, однако на ней можно разместить картинку (glyph).  TBitBtn имеет несколько предопределенных типов (bkClose, bkOK и др), при выборе  которых кнопка принимает соответствующий вид. 6 ­ TImage ­ отображает графическое изображение на форме. Воспринимает форматы BMP,  ICO, WMF. Если картинку подключить во время дизайна программы, то она  прикомпилируется к EXE файлу. 7 ­ TShape ­ служит для отображения простейших графических объектов на форме:  окружность, квадрат и т.п.
Инспектор объектов Инспектор объектов состоит их  двух частей: 1.Свойства (Properties); 2.События (Events). Свойства служат для установки  атрибутов компонентов (например,  смены цвета или шрифта, установки  имени). События отвечают за  выполненные действия (например,  задание действия кнопки для выхода  из проекта).
Label1 – служит для вывода текстовой информации («Введите  число») Memo1 – служит для вывода результатов Edit1 – служит для ввода данных Button – кнопка для выхода из проекта, очистки входных и  выходных данных или получения результатов a:=StrToInt(Edit1.Text) – перевод входных данных в целочисленную  форму b:=StrToFloat(Edit2.Text) – перевод входных данных в вещественную  форму Memo1.Lines.Add(‘Сумма двух чисел равна’+IntToStr(s)) – вывод  результата сложения чисел
Первый проект Задание для первого проекта простое. Требуется создать  следующую форму: И безусловно  после нажатия  мышкой по  кнопке «Щелкни  здесь» ниже  должен  высвечиваться  автор проекта. Таким образом, для создания этой формы нам потребуется некий текст  (Догадайтесь, кто сделал проект?) и две кнопки: одна для фразы  «Щелкни  здесь», вторая – для кнопки  «Выход».
Соответствующие компоненты на форме можно расположить  следующим образом: Эти компоненты без труда можно найти на панели Standard
Предыдущую форму необходимо преобразовать в следующую: Для этого надо: 1. щелкнуть мышкой по Label1;  в инспекторе объектов найти  2. свойство Caption;  вместо Label1 написать  нужную фразу; 3. 4. выполнить те же действия с  кнопками Button1 n Button2; 5. после того как Вы задали имя  «Выход»,  потребуется задать  ей такую команду, после  которой эта кнопка  действительно будет отвечать  за выход из проекта; 6. для этого надо нажать 2 раза на  кнопку «Выход» и в  создавшейся процедуре  написать Close. После сделанных шагов  нажать
После того, как Вы запустили проект и нажали на кнопке «Щелкни  здесь» ничего не произошло. Для того, чтобы эта команда  выполнялась надо выполнить следующие шаги: 1. Добавить на форму Label2; 2. в свойстве Caption  убрать название и ничего  не писать. 3. Нажать 2 раза на кнопке  «Щелкнуть здесь» и в  появившейся процедуре  написать:  label2.Caption:='Это я!'; После сделанных шагов  в Delphi нажать
Программа работает, но форма должна выглядеть следующим  образом: Т.е., надо поменять шрифт.  Для этого надо щелкнуть по  компоненту и в Инспекторе  объектов найти свойство Font,  щелкнуть по трем точкам и  выбрать нужный шрифт. То  же самое проделать со всеми  компонентами.   А теперь поменяем вид  кнопки. Сначала надо удалить  кнопку «Выход» (щелкнуть по  кнопке и нажать Delete). На  панели Additional найти  кнопку (Ok) и вывести ее на  форму. Затем в Инспекторе  объектов найти свойство Kind  и из списка выбрать Abort. В  свойстве Caption написать   «Выход». После этого 2 раза щелкнуть по  новой кнопке «Выход» и написать в  процедуре Close; После сделанных шагов в  Delphi нажать
Учебники по Lasarus и Pascal  Описание Free Pascal и Lazarus — Краткое описание возможностей этих средств разработки;  Учебник Lazarus — Учебник для начинающих и детальное описание интерфейса Lazarus IDE;  Инструменты IDE Lazarus — Учебник промежуточного уровня о кодах завершения и других инструментах IDE;  Учебник Lazarus и Базы данных — Введение по работе Lazarus с базами данных;  Developing with Graphics — Несколько основных примеров программирования графики;  Tao Yue’s Pascal Tutorial  Объектно ориентированное программирование в FreePascal и Lazarus — Объектно- ориентированое программирование для начинающих;  Программирование с помощью объектов и классов — Учебник по объектно- ориентированному программированию на FPC;  Запуск внешних программ — Краткое обучение по запуску внешних программ из разрабатываемой
Литература  Материал из Википедии – свободной энциклопедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Lazarus