СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Оценка 4.8

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
информатика
Взрослым
13.02.2018
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Вопрос о роли современных информационных технологий, а в последнее время и коммуникационных технологий в деле совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы является актуальным на протяжении последних двух десятилетий. Однако, наибольшую остроту он получил в ходе внедрения в практику учебного процесса относительно недорогих и поэтому доступных персональных компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть internet. Для успешной реализации программы модернизации среднего образования, во многом базирующегося на компьютеризации и «интернетизации» , потребуется не только современное техническое оснащение учебных заведений, но и соответствующая подготовка педагогов и организация системы образования. Казалось бы, в этом нет ничего принципиально нового, и потребуется только расширить рамки уже достигнутого: в педагогических вузах налажена подготовка учителей соответствующего профиля, в школах, оснащенных компьютерами, проводятся уроки информатики, а администраторы учебных заведений, не говоря уже о руководителях системы образования муниципального уровня, считают наличие персонального компьютера на своем столе естественным и необходимым. Однако, все не так просто, и при более внимательном рассмотрении здесь обнаруживается весьма принципиальное противоречие – между качеством и доступностью образования. Так, для каждого педагога, будь то школьный учитель или вузовский преподаватель, главная цель – обеспечение качества образования, чему в большей степени может способствовать использование информационных и коммуникационных технологий. В то же время для руководителя помимо качества очень важной задачей является организация максимально широкого доступа к имеющемуся оборудованию и другим учебным ресурсам. И зачастую вместо обеспечения доступного качественного образования делается выбор в пользу решения только одной из этих задач. Применение информационных и коммуникационных технологий в высшем образовании традиционно сводится к двум основным направлениям. Первое состоит в использовании возможностей этих технологий для увеличения доступности образования, что осуществляется путем включения в систему образования тех лиц, для которых иной способ может быть вообще недоступен. Необходимо сказать, что такая дистанционная форма обучения встречается множество возражений. Ёе противники справедливо отмечают, что будущие студенты лишены всего того, что требуется для получения подлинно качественного образования: работа в лабораториях, доступ к научным библиотекам, общение с преподавателями и другими студентами на семинарах и в неофициальной обстановке. Второе направление предполагает использование информационных технологий для изменения того, чему учить и как учить, т.е. содержания и способов обучения в рамках традиционной очной формы. Но здесь возникает весьма щепетильная проблема, связанная с тем, что внедрение передовых технологий часто создает дополнительные преимущества наиболее успевающим, активным и способным клиентам, не влияя на уровень подготовки основной массы. В сложившейся структуре встает вопрос о доступности качестве образования. Переход к реальной информатизации общего образования возможен на основе единой образовательной информационной среды, формируется всеми участниками информационного процесса. Создание такой среды может начаться со школьной internet-библиотеки с наглядным и доступным для учащихся структурированным предоставлением информации. Организация широкого доступа к необходимым учебным ресурсам на практике способствует кооперации учебных заведений различного уровня по созданию регионального образовательного пространства. Но в упрощенном, но к сожалению, распространенном представлении утверждается, что все решает просто широкое внедрение информационных и телекоммуникационных технологий, которым приписывается воистину волшебная сила. И в этом случае обществу предлагает весьма простое решение – достаточно обеспечить учебное заведение компьютерами и средствами телекоммуникаций и образование, как по мановению волшебной палочки, станет дешевле, качественнее и доступней. Но даже самые лучшие и передовые технологии, взятые на вооружение педагогами и обучаемыми, без адекватной реорганизации учебно-воспитательного процесса оказывают деморализующее влияние и попросту расточительны. По существу, это то же самое, что привести в библиотеку малограмотного человека и ждать, пока он научится бегло читать и ориентироваться в книгах. Прагматический подход к использованию информационных технологий предполагает: с их помощью образование можно сделать более доступным с предположением возможных потерь в качестве или повысить качество образования, но для ограниченного, наиболее подготовленного контингента обучаемых. Другая трудность, которую нельзя оставить без внимания, это увеличение ответственности самого обучаемого за результаты обучения в ситуации, когда ему предоставляется множество возможностей выбора между различными формами обучения, лавина нужной и посторонней информации в условиях дефицита времени. И в этих условиях педагоги должны помочь обучаемым в правильной организации их учебной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей. Одно из наиболее существенных негативных сторон изменений, происходящих в системе современного образования, является отрывочный характер ряда сопутствующих процессов. - Многие обучаемые развивают в себе привычку не разделять досуг (например, компьютерные игры, переписка или блуждание в сети) и собственно работу на компьютере. В результате досуг, и ребята носят явно непродуктивный отрывочный характер. - В обучении, базирующемся на применении информационных технологий, наряду с таким положительным моментом как систематизация знаний, очень часто происходит фрагментация содержания. - Чрезвычайно опасна потеря контактов между обучаемыми, преподавателями и обучаемыми, а так же в среде самих преподавателей. В этой ситуации, обучаемые и преподаватели перестают ощущать себя членами единого сообщества, им остаются только роли получающих и предоставляющих знаний анонимов. В системе образования наметилось много новых проектов, основанных на широком использовании возможностей информационных и телекоммуникационных технологий. Но для выполнения основной задачи – обеспечения разнообразного непрерывного образования – требуется разработка новых концепций, обеспечивающих изменения на уровне парадигм. Такая измененная образовательная система, в которой современные технологии будут взвешенно и разумно сочетаться с достижениями педагогики, предоставить преподавателям и обучаемым новые возможности и преимущества: от пассивного восприятия учебного материала к самостоятельной продуктивной деятельности; от сообщающего обучения к дискуссиям и совместному творческому поиску; от сухих баллов к интегрированной оценке развития личностных качеств; от ограниченной помощи обучаемому к широкомасштабным образовательным услугам; от одного диплома ко многим дипломам и сертификатам, составляющим комплексный профессиональный портрет специалиста.
Коляда А.С.(статья).doc
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Коляда А.С. ГАОУ СПО Кумертауский горный колледж Научный руководитель: Хакимова О.Ф.   XakimovaO    @   mail  .  ru Вопрос о роли современных информационных технологий, а в последнее  время и коммуникационных   технологий   в   деле   совершенствования   и   модернизации   сложившейся образовательной системы является актуальным на протяжении последних двух десятилетий. Однако, наибольшую остроту он получил в ходе внедрения в практику учебного процесса относительно недорогих и поэтому доступных персональных компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть internet. Для успешной реализации программы   модернизации   среднего   образования,   во   многом   базирующегося   на компьютеризации   и   «интернетизации»   ,   потребуется   не   только   современное   техническое оснащение учебных заведений, но и соответствующая подготовка педагогов и организация системы образования. Казалось   бы,   в   этом   нет   ничего   принципиально   нового,   и   потребуется   только расширить рамки уже достигнутого: в педагогических вузах налажена подготовка учителей соответствующего   профиля,   в   школах,   оснащенных   компьютерами,   проводятся   уроки информатики, а администраторы учебных заведений, не говоря уже о руководителях системы образования муниципального уровня, считают наличие персонального компьютера на своем столе естественным и необходимым.  Однако,   все   не   так   просто,   и   при   более   внимательном   рассмотрении   здесь обнаруживается весьма принципиальное противоречие – между качеством и доступностью образования.   Так,   для   каждого   педагога,   будь   то   школьный   учитель   или   вузовский преподаватель, главная цель – обеспечение качества образования, чему в большей степени может способствовать использование информационных и коммуникационных технологий. В то же время для руководителя помимо качества очень важной задачей является организация максимально широкого доступа к имеющемуся оборудованию и другим учебным ресурсам.  И зачастую   вместо   обеспечения   доступного   качественного   образования     делается   выбор   в пользу решения только одной из этих задач.  Применение   информационных   и   коммуникационных   технологий   в   высшем образовании   традиционно   сводится   к   двум   основным   направлениям.   Первое   состоит   в использовании возможностей этих технологий для увеличения доступности образования, что осуществляется путем включения в систему образования тех лиц, для которых иной способ может   быть   вообще   недоступен.   Необходимо   сказать,   что   такая  дистанционная   форма обучения  встречается   множество   возражений.   Ёе   противники   справедливо   отмечают,   что будущие студенты лишены всего того, что требуется для получения подлинно качественного образования:  работа   в   лабораториях,   доступ   к   научным   библиотекам,   общение   с преподавателями и другими студентами на семинарах и в неофициальной обстановке.  Второе направление предполагает использование  информационных технологий для изменения   того,  чему  учить  и  как   учить,   т.е.   содержания   и  способов   обучения   в  рамках традиционной очной формы. Но здесь возникает весьма щепетильная проблема, связанная с тем,   что   внедрение   передовых   технологий   часто   создает   дополнительные   преимущества наиболее  успевающим, активным и способным клиентам, не влияя на уровень подготовки основной массы. В   сложившейся   структуре   встает   вопрос   о   доступности     качестве   образования. Переход   к   реальной   информатизации   общего   образования   возможен   на   основе  единой образовательной   информационной   среды, информационного процесса.  формируется   всеми   участниками Создание такой среды может начаться со школьной internet­библиотеки с наглядным и доступным для учащихся структурированным предоставлением информации. Организация широкого доступа к необходимым учебным ресурсам на практике способствует кооперации учебных   заведений     различного   уровня   по   созданию   регионального   образовательного пространства. Но в упрощенном, но к сожалению, распространенном представлении утверждается, что   все   решает   просто   широкое   внедрение   информационных   и   телекоммуникационных технологий, которым приписывается воистину волшебная сила. И в этом случае обществу предлагает   весьма   простое   решение   –   достаточно   обеспечить   учебное   заведение компьютерами и средствами телекоммуникаций и образование, как по мановению волшебной палочки, станет дешевле,  качественнее и доступней. Но даже самые  лучшие и передовые технологии, взятые на вооружение педагогами и обучаемыми, без адекватной реорганизации учебно­воспитательного   процесса   оказывают   деморализующее   влияние   и   попросту расточительны. По существу, это то же самое, что привести в библиотеку малограмотного человека и ждать, пока он научится бегло читать и ориентироваться в книгах. Прагматический подход к использованию информационных технологий предполагает: с их помощью образование можно сделать более доступным с предположением возможных потерь   в   качестве   или   повысить   качество   образования,   но   для   ограниченного,   наиболее подготовленного контингента обучаемых. Другая   трудность,   которую   нельзя   оставить   без   внимания,   это   увеличение ответственности   самого   обучаемого   за   результаты   обучения   в   ситуации,   когда   ему предоставляется   множество   возможностей   выбора   между   различными   формами   обучения, лавина нужной и посторонней информации в условиях дефицита времени. И в этих условиях педагоги должны помочь обучаемым в правильной организации их учебной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей. Одно   из   наиболее   существенных   негативных   сторон   изменений,   происходящих   в системе современного образования, является  отрывочный характер ряда сопутствующих процессов. ­   Многие   обучаемые   развивают   в   себе   привычку   не   разделять   досуг   (например, компьютерные игры, переписка или блуждание в сети) и собственно работу на компьютере. В результате досуг, и ребята носят явно непродуктивный отрывочный характер. ­ В обучении, базирующемся на применении информационных технологий, наряду с таким   положительным   моментом   как   систематизация   знаний,   очень   часто   происходит фрагментация содержания. ­   Чрезвычайно   опасна   потеря   контактов   между   обучаемыми,   преподавателями   и обучаемыми,   а   так   же   в   среде   самих   преподавателей.   В   этой   ситуации,   обучаемые   и преподаватели перестают ощущать себя членами единого сообщества, им остаются только роли получающих и предоставляющих знаний анонимов. В системе образования наметилось много новых проектов, основанных на широком использовании возможностей информационных и телекоммуникационных технологий. Но для выполнения   основной   задачи   –   обеспечения   разнообразного   непрерывного   образования   – требуется   разработка   новых   концепций,   обеспечивающих   изменения   на   уровне   парадигм. Такая   измененная   образовательная   система,   в   которой   современные   технологии   будут взвешенно и разумно сочетаться с достижениями педагогики, предоставить преподавателям и обучаемым   новые   возможности   и   преимущества:   от   пассивного   восприятия   учебного материала   к   самостоятельной   продуктивной   деятельности;   от   сообщающего   обучения   к дискуссиям и совместному творческому поиску; от сухих баллов к интегрированной оценке развития личностных качеств; от ограниченной помощи обучаемому к широкомасштабным образовательным   услугам;   от   одного   диплома   ко   многим   дипломам   и   сертификатам, составляющим комплексный  профессиональный портрет специалиста.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018