Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися начальных классов
Оценка 5

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися начальных классов

Оценка 5
Документация +1
docx
администрации
1 кл—4 кл
11.02.2017
Система оценки достижения  планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися начальных классов
Работа содержит описание системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися начальных классов. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
одо.docx

Система оценки достижения  планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы

 

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их лич­ностном развитии, представленных в разделе «Личностные учеб­ные действия» программы формирования универсальных учеб­ных действий у обучающихся на у начального общего об­разования.

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе ре­ализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в три основных блока:

-самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной ролиобучающегося; становление основ российской гражданской иден­тичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ,историю и осознание своей этнической принадлежности;разви­тие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

-смыслообразование — поиск и установление личностного смысла («значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных моти­вов, понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю»,
«незнания», стремления к преодолению этого разрыва;

-морально-этическая ориентация — знание основных мо­ральных норм и ориентация на их выполнение на основе пони­мания их социальной необходимости; способность к мораль­ной децентрации — учету позиций, мотивов и интересов участни­ков моральной дилеммы при ее разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального по­ведения.

Основное содержание оценки личностных результатов на уровне  начального общего образования строится вокруг оценки сформированности:

-внутренней позиции обучающегося, которая отражается в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению, ориентации на содержатель­ные моменты образовательного процесса (уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, ха­рактер учебного сотрудничества с учителем и одноклассни­ками), и ориентации на образец поведения «хорошего уче­ника» как пример для подражания;

-основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества историчес­ких событий; любовь к своему краю, осознание своей на­циональности, уважение культуры и традиций народов Рос­сии и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

-самооценки, включая осознание своих возможностей в уче­нии, способности адекватно судить о причинах своего успе­ха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

-мотивации учебной деятельности, включая социальные, учеб­но-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации до­стижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

-знания моральных норм и сформированности морально-эти­ческих суждений, способности к решению моральных про­блем на основе децентрации (координации различных то­чек зрения на решение моральной дилеммы); оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблю­дения / нарушения моральной нормы.

В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсут­ствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не под­лежат итоговой оценке.

Формирование и достижение указанных выше личностных ре­зультатов — задача и ответственность образовательного учрежде­ния, поэтому их оценка осуществляется в ходе внешних неперсо­нифицированных мониторинговых исследований, результаты ко­торых — основание для принятия управленческих решений при проектировании и реализации программы развития образователь­ного учреждения, программ поддержки образовательного процес­са и др. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспита­тельно-образовательной деятельности. Это принципиальный мо­мент, отличающий оценку личностных от оценки предметных и метапредметных результатов.

Оценка личностных результатов решает задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных ком­понента:

-характеристику достижений и положительных качеств обу­чающегося;

-определение приоритетных задач и направлений личност­ного развития с учетом как достижений, так и психологи­ческих проблем развития ребенка;

-систему психолого-педагогических рекомендаций, обеспечи­вающих успешную реализацию задач начального общего об­разования.

Другая форма оценки личностных результатов учащихся — оценка их индивидуального прогресса личностного развития, ко­торым необходима специальная поддержка. Эта задача решается педагогом-психологом в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребенка на основе представле­ний о нормативном содержании и возрастной периодизации раз­вития — в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или ад­министрации) при согласии родителей (законных представителей) и проводится педагогом-психологом.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оцен­ку достижения планируемых результатов освоения основной об­разовательной программы, представленных в разделах «Регулятив­ные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне  на­чального общего образования.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов слу­жит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуни­кативных и познавательных универсальных действии, направлен­ных на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

-способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практичес­кую задачу в познавательную, умение планировать собствен­ную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществле­ния; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоя­тельность в обучении;

-способность к осуществлению логических операций срав­нения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выде­ление существенной информации из различных информа­ционных источников;

-использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учеб­но-познавательных и практических задач;

-сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учеб­ных проблем, принимать на себя ответственность за резуль­таты своих действий.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, обеспе­чивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению но­вых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. В силу своей приро­ды, являясь функционально ориентировочными, метапредметные действия составляют психологическую основу и условие успешности решения обучающимися предметных задач. Соответственно уровень сформированности универсальных учебных действий, пред­ставляющих содержание и объект оценки метапредметных резуль­татов, качественно оценивается и измеряется в следующих основ­ных формах:

-достижение метапредметных результатов выступает как ре­зультат выполнения специально сконструированных диаг­ностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;

-достижение метапредметных результатов рассматривается как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практи­ческих задач средствами учебных предметов. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по мате­матике, русскому языку, чтению, окружающему миру, техноло­гии и другим предметам и с учетом характера ошибок, допу­щенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся, а проверочные задания, требующие совместной работы обу­чающихся на общий результат, позволяют оценить сформи­рованность коммуникативных учебных действий;

-достижение метапредметных результатов проявляется и в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе (в частности, широкие возможности для
оценки сформированности метапредметных результатов от­крывает использование проверочных заданий, успешное вы­полнение которых требует освоения навыков работы с ин­
формацией).

Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения обуча­ющимся универсального учебного действия, обнаруживающий себя в том, что действие занимает в структуре учебной деятельности обучающегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребенка.

Таким образом, оценка метапредметных результатов проводит­ся в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредмет­ной основе вносится оценка (прямая или опосредованная) сфор­мированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных дей­ствий.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки выяв­ляется и достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки отслеживается уровень сформи­рованности такого умения, как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседни­ка; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

Оценка уровня сформированности ряда универсальных учеб­ных действий, овладение которыми имеет определяющее зна­чение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, обеспечиваемые системой начального образования уровень «включенности» детей в учебную деятель­ность, уровень их учебной самостоятельности, сотрудничества и ряд других), проводится в форме неперсонифицированных про­цедур.

Оценка предметных результатов выявляет достижения обуча­ющимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

В соответствии с пониманием сущности образовательных ре­зультатов, заложенном в Стандарте, предметные результаты содер­жат в себе, во-первых, систему основополагающих элементов на­учного знания, выражающуюся через учебный материал различ­ных курсов (далее — систему предметных знаний), и, во-вторых, систему формируемых действий с учебным материалом (далее — систему предметных действий), направленные на применение зна­ний, их преобразование и получение нового знания.

Система предметных знаний — важнейшая составляющая пред­метных результатов. В ней выделяются опорные знания (их усво­ение принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

К опорным относятся, прежде всего, основополагающие эле­менты научного знания (как общенаучные, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры), лежащие в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы. На уровне начального общего образо­вания к опорной системе знаний отнесен понятийный аппарат (или «язык») учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и обучающимся эффективно продвигаться в изучении предмета.

Опорная система знаний определяется с учетом их значимости для решения основных задач образования на данном уровне, опор­ного характера изучаемого материала для последующего обуче­ния, а также с учетом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижения большинством обучающихся. Сюда включается система таких знаний, умений, учебных действий, ко­торые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обу­чения и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей.

На уровне начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опор­ной системы знаний по русскому языку и математике.

При оценке предметных результатов основную ценность пред­ставляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуаци­ях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, вы­полняемые обучающимися, с предметным содержанием.

Действия с предметным содержанием (предметные действия) — вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, прежде всего познавательные: использование знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпрета­ция информации, рассуждения и т.д. Однако на разных предметах эти действия преломляются через специфику предмета, например, выполняются с разными объектами — с числами и математичес­кими выражениями; со звуками и буквами, словами, словосочета­ниями и предложениями; высказываниями и текстами; с объек­тами живой и неживой природы; музыкальными и художествен­ными произведениями и т.п. Поэтому при всей общности подходов и алгоритмов выполнения действий сам состав формируемых и отрабатываемых действий носит специфическую «предметную» окраску. Различен и вклад разных учебных предметов в становле­ние и формирование отдельных универсальных учебных действий. Так, например, неоценим вклад технологии в становление и фор­мирование регулятивных учебных действий.

Совокупность всех учебных предметов формирует все универ­сальные учебные действия при условии, что образовательный про­цесс ориентирован на достижение планируемых результатов.

К предметным относятся также действия, присущие главным образом конкретному предмету, овладение которыми необходимо для полноценного личностного развития или дальнейшего изуче­ния предмета (в частности, способы двигательной деятельности, осваиваемые в курсе физической культуры, или способы обработ­ки материалов, приемы лепки, рисования, способы музыкальной исполнительской деятельности и др.).

Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предметом диапазона (круга) задач, а затем и осознанному и произвольному их выполнению, переносу на но­вые классы объектов. Это проявляется в способности обучающих­ся решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обу­чающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учеб­ных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Оценка достижения этих предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе вы­полнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оцен­ка ограничивается контролем успешности освоения действий, вы­полняемых обучающимися с предметным содержанием, отражаю­щим опорную систему знаний данного учебного курса.

Основными принципами системы оценки, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются:

·         Критериальность: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформули-рованных в требованиях стандарта к планируемым результатам. Критериями являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия;

·         Уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО;

·         Комплексность оценки – возможность суммирования результатов;

·         Приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя (прогностическая самооценка предстоящей работы и ретроспективная оценка выполненной работы);

·         Гибкость и вариативность форм оценивания результатов: содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов;

·         Открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной.

 

Контроль планируемых результатов обучающихся.

Критериями контроля являются требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку. Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия;

Основными видами контроля являются:

·         стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью.

·         промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;

·         контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио);

·         итоговый контроль; предполагает  проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных четвертей и учебного года.

Формы контроля:

стартовые диагностические работы на начало учебного года;

стандартизированные письменные и устные работы;

комплексные диагностические и контрольные работы;

тематические проверочные (контрольные) работы;

самоанализ и самооценка;

портфолио обучающихся.

Количество тематических, проверочных, диагностических  и итоговых работ установлено по каждому предмету в соответствии рабочей программой.

 

Оценка результатов.

Основными функциями   оценки являются:

·         мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует её продолжение;

·         диагностическая - указывает на причины тех или иных образовательных результа-тов ученика, выявляет индивидуальную динамику учебных достижений обучающихся;

·         воспитательная - формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;

·         информационная - свидетельствует о степени успешности ученика в достижении предметных, метапредметных результатов в соответствии с ФГОС НОО, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей.

На уровне начального общего образования рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, которая включает разнообразные методы оценивания:

  • наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений);
  • оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в парах, группах (чтение и пересказ, участие в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.);
  • тестирование  (как правило, для оценки продвижения в освоении системы предметных знаний);
  •  оценку  открытых ответов (т.е. даваемых учеником в свободном формате) – как устных, так и письменных;
  • оценку закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа, задания с коротким свободным ответом);
  • оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, листов достижений, дневников учащихся и т.п.).

Начиная с 3 класса текущая оценка выставляется в виде отметок: «5», «4», «3», «2»  в соответствии с оценочной шкалой.

 

Качество освоения

программы

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100%

66-89%

50-65%

меньше 50%

высокий

повышенный

средний

ниже среднего

«5»

«4»

«3»

«2»

 

Качественная характеристика знаний, умений и универсальных учебных действий составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки. Средства фиксации результатов контроля и оценки: листы достижений, классные журналы, электронные дневники, портфолио.  Условия эффективности системы оценки - систематичность, личностная ориентированность, динамика.

Конечная цель системы контроля и оценки заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

 

«Портфолио» как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

На основе выявления характера динамики образовательных до­стижений обучающихся можно оценивать эффективность учеб­ного процесса, работы учителя и образовательного учреждения. При этом наиболее часто реализуется подход, основанный на сравне­нии количественных показателей, характеризующих результаты оценки, полученные в двух точках образовательной траектории учащихся.

Оценка динамики образовательных достижений, как правило, имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оцен­ку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой ин­дивидуального прогресса в развитии ребенка.

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки ди­намики образовательных достижений служит портфолио ученика. Оно относится к разряду аутентичных индивидуаль­ных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики обра­зовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооцен­ка, рефлексия и т.д.).

Портфолио — действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

-поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

-поощрять их активность и самостоятельность, расширять воз­можности обучения и самообучения;

-развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

-формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Портфолио  представляет собой специально организо­ванную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях.

В его состав включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активно­сти: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оз­доровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

В портфолио учеников начальной школы включаются:

- выборки детских работ — формальных и творческих, выпол­ненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам. Работы должны быть подобраны так, чтобы их сово­купность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение высоких уровней формируемых учеб­ных действий.

- материалы, характеризующие достижения обучающихся в рам­ках внеучебнои (школьной и внешкольной) и досуговой деятельно­сти, например, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смот­рах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях и др.

Основное требование, предъявляемое к этим материалам, — от­ражение в них степени достижения планируемых результатов ос­воения примерной образовательной программы начального об­щего образования.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфолио в целом ведутся с позиций достижения пла­нируемых результатов с учетом основных результатов начального общего образования, закрепленных в Стандарте.

По результатам оценки, которая формируется на основе мате­риалов портфолио, делаются выводы:

- о сформированности у выпускников начальной школы универсальных и пред­метных способов действий, а также опорной системы зна­ний, обеспечивающих ему возможность продолжения обра­зования в основной шкоде;

-сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и ре­шения учебно-познавательных и учебно-практических за­дач;

-индивидуальном прогрессе в основных сферах развития лич­ности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоци­ональной, волевой и саморегуляции.

 


 

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы

Стандарта не под­лежат итоговой оценке

Стандарта не под­лежат итоговой оценке

Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг умения учиться, т

Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг умения учиться, т

Оценка предметных результатов выявляет достижения обуча­ющимся планируемых результатов по отдельным предметам

Оценка предметных результатов выявляет достижения обуча­ющимся планируемых результатов по отдельным предметам

Поэтому при всей общности подходов и алгоритмов выполнения действий сам состав формируемых и отрабатываемых действий носит специфическую «предметную» окраску

Поэтому при всей общности подходов и алгоритмов выполнения действий сам состав формируемых и отрабатываемых действий носит специфическую «предметную» окраску

Контроль планируемых результатов обучающихся

Контроль планируемых результатов обучающихся

Начиная с 3 класса текущая оценка выставляется в виде отметок: «5», «4», «3», «2» в соответствии с оценочной шкалой

Начиная с 3 класса текущая оценка выставляется в виде отметок: «5», «4», «3», «2» в соответствии с оценочной шкалой

Портфолио представляет собой специально организо­ванную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях

Портфолио представляет собой специально организо­ванную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017