Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на у начального общего образования.
Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в три основных блока:
-самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной ролиобучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ,историю и осознание своей этнической принадлежности;развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
-смыслообразование
— поиск и установление личностного смысла («значения для себя») учения
обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных
мотивов, понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю»,
«незнания», стремления к преодолению этого разрыва;
-морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при ее разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основное содержание оценки личностных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг оценки сформированности:
-внутренней позиции обучающегося, которая отражается в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса (уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками), и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
-основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
-самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
-мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
-знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения / нарушения моральной нормы.
В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Формирование и достижение указанных выше личностных результатов — задача и ответственность образовательного учреждения, поэтому их оценка осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых — основание для принятия управленческих решений при проектировании и реализации программы развития образовательного учреждения, программ поддержки образовательного процесса и др. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных от оценки предметных и метапредметных результатов.
Оценка личностных результатов решает задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента:
-характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;
-определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка;
-систему психолого-педагогических рекомендаций, обеспечивающих успешную реализацию задач начального общего образования.
Другая форма оценки личностных результатов учащихся — оценка их индивидуального прогресса личностного развития, которым необходима специальная поддержка. Эта задача решается педагогом-психологом в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития — в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации) при согласии родителей (законных представителей) и проводится педагогом-психологом.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действии, направленных на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
-способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
-способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
-использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
-сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. В силу своей природы, являясь функционально ориентировочными, метапредметные действия составляют психологическую основу и условие успешности решения обучающимися предметных задач. Соответственно уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, качественно оценивается и измеряется в следующих основных формах:
-достижение метапредметных результатов выступает как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;
-достижение метапредметных результатов рассматривается как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся, а проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий;
-достижение
метапредметных результатов проявляется и в успешности выполнения комплексных
заданий на межпредметной основе (в частности, широкие возможности для
оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование
проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков
работы с ин
формацией).
Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения обучающимся универсального учебного действия, обнаруживающий себя в том, что действие занимает в структуре учебной деятельности обучающегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребенка.
Таким образом, оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе вносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки выявляется и достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки отслеживается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, овладение которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, обеспечиваемые системой начального образования уровень «включенности» детей в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, сотрудничества и ряд других), проводится в форме неперсонифицированных процедур.
Оценка предметных результатов выявляет достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенном в Стандарте, предметные результаты содержат в себе, во-первых, систему основополагающих элементов научного знания, выражающуюся через учебный материал различных курсов (далее — систему предметных знаний), и, во-вторых, систему формируемых действий с учебным материалом (далее — систему предметных действий), направленные на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.
Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней выделяются опорные знания (их усвоение принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.
К опорным относятся, прежде всего, основополагающие элементы научного знания (как общенаучные, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры), лежащие в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы. На уровне начального общего образования к опорной системе знаний отнесен понятийный аппарат (или «язык») учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и обучающимся эффективно продвигаться в изучении предмета.
Опорная система знаний определяется с учетом их значимости для решения основных задач образования на данном уровне, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учетом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижения большинством обучающихся. Сюда включается система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей.
На уровне начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.
Действия с предметным содержанием (предметные действия) — вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, прежде всего познавательные: использование знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т.д. Однако на разных предметах эти действия преломляются через специфику предмета, например, выполняются с разными объектами — с числами и математическими выражениями; со звуками и буквами, словами, словосочетаниями и предложениями; высказываниями и текстами; с объектами живой и неживой природы; музыкальными и художественными произведениями и т.п. Поэтому при всей общности подходов и алгоритмов выполнения действий сам состав формируемых и отрабатываемых действий носит специфическую «предметную» окраску. Различен и вклад разных учебных предметов в становление и формирование отдельных универсальных учебных действий. Так, например, неоценим вклад технологии в становление и формирование регулятивных учебных действий.
Совокупность всех учебных предметов формирует все универсальные учебные действия при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение планируемых результатов.
К предметным относятся также действия, присущие главным образом конкретному предмету, овладение которыми необходимо для полноценного личностного развития или дальнейшего изучения предмета (в частности, способы двигательной деятельности, осваиваемые в курсе физической культуры, или способы обработки материалов, приемы лепки, рисования, способы музыкальной исполнительской деятельности и др.).
Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предметом диапазона (круга) задач, а затем и осознанному и произвольному их выполнению, переносу на новые классы объектов. Это проявляется в способности обучающихся решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
Оценка достижения этих предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Основными принципами системы оценки, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются:
· Критериальность: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформули-рованных в требованиях стандарта к планируемым результатам. Критериями являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия;
· Уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО;
· Комплексность оценки – возможность суммирования результатов;
· Приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя (прогностическая самооценка предстоящей работы и ретроспективная оценка выполненной работы);
· Гибкость и вариативность форм оценивания результатов: содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов;
· Открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной.
Контроль планируемых результатов обучающихся.
Критериями контроля являются требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку. Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия;
Основными видами контроля являются:
· стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью.
· промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
· контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио);
· итоговый контроль; предполагает проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных четвертей и учебного года.
Формы контроля:
стартовые диагностические работы на начало учебного года;
стандартизированные письменные и устные работы;
комплексные диагностические и контрольные работы;
тематические проверочные (контрольные) работы;
самоанализ и самооценка;
портфолио обучающихся.
Количество тематических, проверочных, диагностических и итоговых работ установлено по каждому предмету в соответствии рабочей программой.
Оценка результатов.
Основными функциями оценки являются:
· мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует её продолжение;
· диагностическая - указывает на причины тех или иных образовательных результа-тов ученика, выявляет индивидуальную динамику учебных достижений обучающихся;
· воспитательная - формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;
· информационная - свидетельствует о степени успешности ученика в достижении предметных, метапредметных результатов в соответствии с ФГОС НОО, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей.
На уровне начального общего образования рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, которая включает разнообразные методы оценивания:
Начиная с 3 класса текущая оценка выставляется в виде отметок: «5», «4», «3», «2» в соответствии с оценочной шкалой.
Качество освоения программы |
Уровень достижений |
Отметка в балльной шкале |
90-100% 66-89% 50-65% меньше 50% |
высокий повышенный средний ниже среднего |
«5» «4» «3» «2» |
Качественная характеристика знаний, умений и универсальных учебных действий составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки. Средства фиксации результатов контроля и оценки: листы достижений, классные журналы, электронные дневники, портфолио. Условия эффективности системы оценки - систематичность, личностная ориентированность, динамика.
Конечная цель системы контроля и оценки заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
«Портфолио» как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно оценивать эффективность учебного процесса, работы учителя и образовательного учреждения. При этом наиболее часто реализуется подход, основанный на сравнении количественных показателей, характеризующих результаты оценки, полученные в двух точках образовательной траектории учащихся.
Оценка динамики образовательных достижений, как правило, имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребенка.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфолио ученика. Оно относится к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т.д.).
Портфолио — действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
-поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
-поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
-развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
-формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Портфолио представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях.
В его состав включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.
В портфолио учеников начальной школы включаются:
- выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам. Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение высоких уровней формируемых учебных действий.
- материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебнои (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности, например, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях и др.
Основное требование, предъявляемое к этим материалам, — отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения примерной образовательной программы начального общего образования.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального общего образования, закрепленных в Стандарте.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы:
- о сформированности у выпускников начальной школы универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной шкоде;
-сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
-индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.