Система профилактической и коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими признаки школьной дезадаптации
Выступление педагога – психолога
Дядищевой Юлии Валерьевны
Муниципальное образовательное учреждение
«Центр образования №9»
г. Новомосковск
Адаптация
Процесс активного освоения личностью внешней среды условия обучения в основной школе с целью приспособления ее к своим индивидуальным интересам, склонностям, возможностям.
Физиологическая адаптация
Социально-психологическая адаптация
Дезадаптация
Нарушение адаптации, приспособления организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов.
Учебная дезадаптация
Школьная дезадаптация
Социальная
дезадаптация
Несформированость
общеучебных умений и навыков. Снижение учебной мотивации
Несформированность основных операций мышления, процессов памяти, распределения и концентрации внимания
Характерными признаками являются состояние непонимания, смысловая неопределенность, нервно-психическое напряжение
Слабая сформированность организационных умений (самостоятельно выполнять задание по алгоритму, навыки самопроверки и самооценки)
Несформированность
конструктивных форм общения
в группе сверстников
Включение в новый коллектив сверстников, необходимость выстраивания взаимоотношений в классе
Борьба за лидерство, проявление неконструктивных форм взаимодействия, неприятие отдельных учащихся
Изменения в составе классных коллективов, необходимость установления новых отношений в классе, изменение социометрического статуса ребенка
Нарушение
характера взаимоадаптации
между учеником и учителем
Отсутствие интереса к предмету, страх перед учителем
Ученик боится отвечать на уроке, низкая успеваемость по предмету, негативные реакции на замечания, поиск предлога для привлечения внимания, пропуски уроков, нарушение состояния здоровья
Психологическая диагностика позволяет….
Определить преимущества и проблемные стороны ребенка на индивидуальном и групповом уровне;
Определить возможные пути коррекции образовательного процесса (учебного и воспитательного);
Сформулировать задачи по профилактике дезадаптации;
Выделить группу риска для углубленной диагностики и коррекционно - развивающих программ;
Провести индивидуальные и групповые консультации информационно-рекомендательного плана с участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами).
Коррекционно-развивающая
работа
при несформированость
общеучебных умений и навыков, снижении учебной мотивации
Развитие общеучебных навыков
Развитие познавательных процессов, организационных умений, произвольности и навыков самостоятельной работы
Повышение учебной мотивации
Консультации для педагогов и родителей
при несформированость
общеучебных умений и навыков, снижении учебной мотивации
Снижение отрицательных эмоций, связанных с учебной неуспешностью ребенка
Обучение педагогов способам развития познавательных процессов и организационных умений ребенка на учебном материале
Создание условий для формирования у взрослого ответственной позиции по отношению к преодолению учебных трудностей
Коррекционно-развивающая работа
при несформированости
конструктивных форм общения в группе сверстников
Формирование социальной компетентности, навыков эффективного поведения и общения в конфликтных ситуациях
Обучение навыкам анализа ситуаций общения, эмоционального самоконтроля, эффективного взаимодействия в конфликте
Развитие самосознания, определение позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях
Консультирование учащихся
по проблемам дезадаптации
Отреагирование отрицательных эмоций, вызванных проблемами в учебной деятельности, взаимоотношениях со сверстниками
Актуализация позитивного опыта преодоления детьми проблемных ситуаций
Создание условий для осознания учащимися структуры ситуаций, вызывающих учебные проблемы
«Необучаемый» класс
особенности класса:
неэффективная учебная деятельность;
ярлык «тупые» (отражается в групповом самосознании);
несоответствие учебных задач возрастным особенностям;
стиль педагогического взаимодействия, не способствующий формированию и развитию познавательной активности.
«Необучаемый» класс
психологические особенности учащихся:
несформированность учебных навыков;
остаточная минимальная мозговая дисфункция;
задержка психического развития;
выученная беспомощность;
школьная тревожность;
низкий темп учебной деятельности
«Немотивированный» класс
особенности класса:
преобладание «отрицательных» мотивов в шаблоне учебной деятельности;
низкий рейтинг ценности учебы в структуре групповых ценностей;
низкий рейтинг ценности учебы, транслируемый родителями;
несоответствие учебных задач возрастным особенностям;
ситуация «хронического учебного неуспеха», в том числе связанная со спецификой оценивания.
«Немотивированный» класс
психологические особенности учащихся:
несформированность учебных навыков;
остаточная минимальная мозговая дисфункция;
выученная беспомощность;
школьная тревожность;
низкий темп учебной деятельности;
низкий уровень притязаний.
«Неуправляемый» класс
особенности класса:
ярлык «неуправляемые» (отражается в групповом самосознании);
преобладание «отрицательных» мотивов в шаблоне учебной деятельности (мотив общения);
низкий рейтинг ценности дисциплины в структуре групповых ценностей;
низкий рейтинг ценности дисциплины или статуса педагога, транслируемый родителями;
авторитарный или попустительский стиль руководства со стороны учителя.
«Неуправляемый» класс
психологические особенности учащихся:
остаточная минимальная мозговая дисфункция' (прежде всего, реактивного типа);
переживание критических этапов развития;
психотравмирующий опыт, вызвавший реактивное поведение.
«Внутренне конфликтный» класс
особенности класса:
несбалансированность групповой структуры;
провокации учителя и родителей;
типичный стиль отношений в школе (отсутствие адекватной модели разрешения конфликтов).
«Внутренне конфликтный» класс
психологические особенности учащихся:
несформированность навыков общения;
переживание критических этапов развития;
психотравмирующий опыт, вызвавший реактивное поведение.
«Звездный» класс
психологические особенности учащихся:
завышенный уровень притязаний;
завышенная самооценка;
неадекватное ролевое поведение;
чувствительность к критике.
соматические факторы
«Необучаемый» класс
психологические причины
низкий уровень сформированности навыков использования собственного психического потенциала в учебной деятельности;
репродуктивные методы учения преобладают над самостоятельной учебной активностью;
смещены акценты, и организационные моменты начинают доминировать над содержательными.
психические факторы
социально-психологические факторы
неадекватные педагогические или родительские ожидания и оценивания
низкий уровень методической грамотности или профессиональ-ной заинтересован-ности педагога
«Немотивированный» класс
психологические причины
низкий статус ценности образования в семейном рейтинге ценностей
мотивация общения со сверстниками
негативный
ярлык (играет роль подкрепления недисципли-нированного поведения)
«Неуправляемый» класс
психологические причины
попытки учителей поддерживать дисциплину силовыми методами (встречная волна непослушания)
неблагоприят-ный эмоциональный фон взаимоотно-шений
жесткая групповая структура
«Внутренне конфликтный» класс
психологические причины
«заслуга» взрослых, провоцирую-щих детей пристрастно относиться друг к другу
групповая идентификация «Мы — самый одаренный класс»
хроническая неуверенность в своих способностях
«Звездый» класс
психологические причины
неконструктив-ный стиль взаимодействия класса с другими учащимися, педагогами и родителями
«Необучаемый» класс
В работе с классом:
создание условий для адекватного отражения учащимися структуры учебной деятельности;
обучение учащихся эффективному использованию собственного психического потенциала в учебной деятельности;
разрядка отрицательных эмоций, связанных с учебной деятельностью;
создание условий для повышения самооценки учащихся.
В работе с педагогами:
создание условий для формирования у педагогов ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи классу;
обучение педагогов приемам опоры на сильные стороны учащихся, а также развития их высших психических функций в рамках учебной деятельности;
обучение педагогов способам психологической поддержки учащихся, создания ситуаций успеха.
В работе с родителями:
создание условий для формирования у родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи детям;
обучение родителей способам психологической поддержки учащихся, создания ситуаций успеха.
«Немотивированный» класс
В работе с классом:
создание условий для адекватного формирования структуры учебной деятельности (в начальной школе);
стимулирование личностной активности учащихся по поиску новых смыслов учебы и посещения школы в целом;
разрядка отрицательных эмоций, связанных с учебной деятельностью;
создание условий для повышения самооценки учащихся.
В работе с педагогами:
создание условий для формирования у педагогов ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи классу;
обучение педагогов приемам работы с опорой на интересы учащихся;
обучение педагогов способам психологической поддержки учащихся, создания ситуаций успеха.
В работе с родителями:
создание условий для формирования у родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи детям;
обучение родителей способам психологической поддержки учащихся, создания ситуаций успеха.
«Неуправляемый» класс
В работе с классом:
стимулирование личностной активности учащихся по поиску новых смыслов соблюдения правил поведения, закрепления их в системе групповых норм;
формирование навыков конструктивного общения с учителями;
разрядка отрицательных эмоций, связанных с негативными оценками поведения;
создание условий для повышения самооценки учащихся.
В работе с педагогами:
создание условий для формирования у педагогов ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи классу;
обучение педагогов дифференцированным способам реагирования на нарушения дисциплины (в зависимости от их причин);
обучение педагогов способам психологической поддержки учащихся.
В работе с родителями:
создание условий для формирования у родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи детям;
обучение родителей способам психологической поддержки учащихся.
«Внутренне конфликтный» класс
В работе с классом:
стимулирование личностной активности учащихся по поиску новых моделей поведения, расширению ролевого репертуара;
создание условий для нормализации групповой структуры;
создание условий для сплочения коллектива;
формирование навыков конструктивного общения друг с другом;
разрядка отрицательных эмоций, связанных с неблагоприятным эмоциональным фоном в классе;
создание условий для повышения самооценки учащихся.
В работе с педагогами:
создание условий для формирования у педагогов ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи классу;
обучение педагогов дифференцированным способам реагирования на нарушения дисциплины (в зависимости от их причин);
обучение педагогов способам психологической поддержки учащихся.
В работе с родителями:
создание условий для формирования у родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи детям;
обучение родителей способам психологической поддержки учащихся.
«Закрытый» класс
В работе с классом:
стимулирование личностной активности учащихся по поиску новых моделей поведения, расширению ролевого репертуара;
создание условий для сплочения коллектива;
разрядка «страха самораскрытия»;
формирование навыков конструктивного общения друг с другом и с учителями;
создание условий для повышения самооценки учащихся.
В работе с педагогами:
создание условий для формирования у педагогов ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи классу;
обучение педагогов способам психологической поддержки учащихся, стимулированию тенденций к самораскрытию.
В работе с родителями:
создание условий для формирования у родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи детям;
обучение родителей способам психологической поддержки учащихся.
«Звездный» класс
В работе с классом:
создание условий для коррекции самооценки учащихся;
создание условий для сплочения коллектива;
разрядка отрицательных эмоций, связанных с неблагоприятным эмоциональным фоном в классе;
стимулирование учащихся к проявлению активности за пределами учебной деятельности и собственного класса.
В работе с педагогами:
создание условий для формирования у педагогов ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи классу;
обучение педагогов способам психологической поддержки учащихся.
В работе с родителями:
создание условий для формирования у родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи детям;
обучение родителей способам психологической поддержки учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.