Презентация " Работа с детьми ЗПР"
Оценка 5

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
психологическая работа +1
Взрослым
20.12.2017
Презентация " Работа с детьми ЗПР"
Предоставленный материал будет интересен для членов школьных и дошкольных консилиумов. Подробное описание категории детей ЗПР, характеристика данной категории, методы и приемы в работе с ними. Очень важен предоставленный материал и для учителей начального. среднего и старшего звена.Буду очень рада если предложенный материал поможет в работе педагогов.Слайды
Организация работы ЗПР.pptx

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Презентация " Работа с детьми ЗПР"
Индивидуально­типологические особенности учащихся с ЗПР Семинар для педагогов L/O/G/O

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Презентация " Работа с детьми ЗПР"
Задержка психического развития  Ян Амос Каменский. • • «Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию  глухих, слепых, отсаталых, которым из­за физического  недостатка невозможно в достаточной мере привить  знания? • Отвечаю: из человеческого образования нельзя  исключать никого, кроме нечеловека.»

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Презентация " Работа с детьми ЗПР"
Понятие. www.themegallery.com • ЗПР — особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа  психического развития ребенка. (словарь ­ справочник дефектология) • В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка  психического развития» является психолого­педагогическим, относится к  «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе  созревания различных психических функций. • По данным отечественных и зарубежных авторов, в детской популяции  выделяется от 6 до 11% детей с задержкой психического развития различного  генеза. • Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к  детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы ­  органической или функциональной. У этих детей нет специфических  нарушений слуха, зрения, опорно­двигательного аппарата,они не являются  умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается  полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм  поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной  истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических  расстройств.  Такой диагноз может поставить только психолого­медико­педагогическая  комиссия (ПМПК) •

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Презентация " Работа с детьми ЗПР"
www.themegallery.com • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • Патогенетической основой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение (ЦНС) и ее  резидуально­органическая недостаточностью.  ЗПР может быть обусловлена и функциональной незрелостью  ЦНС.  Задержки развития могут быть вызваны разными причинами:  негрубым внутриутробным поражением ЦНС,  нетяжелыми родовыми травмами,  недоношенностью,  близнецовостью,  инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями. Вместе с тем многие авторы подчеркивают, что наряду с биологическими (ранним органическим поражением  ЦНС и генетической предрасположенностью) важную роль в формировании ЗПР у детей играют социально­ психологические факторы. Наиболее часто в литературе встречаются указания на следующие неблагоприятные психосоциальные условия,  усугубляющие задержку психического развития у детей: ­ нежеланная беременность; ­ одинокая мать или воспитание в неполных семьях; ­ частые конфликты и несогласованность подходов к воспитанию; ­ наличие криминального окружения; ­ низкий уровень образованности родителей; ­ проживание в условиях недостаточной материальной обеспеченности и неблагополучного быта; ­ факторы большого города: шум, длительная дорога на работу и домой, неблагоприятные экологические  факторы. Другие авторы выделяют психологические факторы, предрасполагающие ребенка к формированию ЗПР. К ним  относятся: ­ особенности и типы семейного воспитания; ­ ранняя психическая и социальная депривация ребенка; ­ пролонгированные стрессовые ситуации, в которых находится ребенок, и др.

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Презентация " Работа с детьми ЗПР"
www.themegallery.com •Церебрастенический синдром характеризуется низкой устойчивостью нервной  системы к умственной и физической нагрузке. Цереброастенические расстройства  могут возникать при различных нарушениях мозговой деятельности, чаще всего ­  при гипертензионно­гидроцефальном синдроме (повышении внутричерепного  давления). У таких детей увеличены размеры головы, выпуклый высокий лоб, на  лбу и висках выражен сосудистый рисунок (венозная сеть).  Для таких детей характерны моторная неловкость, нарушения мелкой моторики.  Неустойчив эмоциональный тонус, характерна резкая смена настроения,  плаксивость, склонность к апатии.  В некоторых случаях родители такого ребенка считают его не по годам развитым,  ошибочно ориентируясь на хорошую механическую память, многоречивость,  склонность к рассуждениям. Однако при более пристальном внимании выясняется,  что развита формальная сторона речи при недостатках ее смысловой стороны,  ослаблена логическая память.  Наиболее характерны для этих детей повышенная утомляемость и истощаемость,  что проявляется в расстройствах внимания, слабости произвольной деятельности.  Если не учитывать возможностей ребенка, увеличивать учебную нагрузку,  предъявлять непосильные требования, то велик риск нервно­психического срыва,  расстройств сна и нарушения регуляции вегетативных процессов.

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Презентация " Работа с детьми ЗПР"
гиперкинетический) характеризуется общей двигательной  расторможенностью, повышенной возбудимостью, обилием лишних  движений, импульсивностью поступков. Эти признаки сочетаются с  выраженной недостаточностью целенаправленного внимания,  снижением его объема и концентрации. Нарушается произвольность  регуляции поведения. Такие дети плохо подчиняются требованиям  дисциплины, у них возникают проблемы в общении со сверстниками.  • Психоорганический синдром нередко лежит в основе отклонений в  www.themegallery.com • Гипердинамический синдром (гиперактивности, или  формировании познавательной деятельности ребенка, при котором  наряду с явлениями церебрастении и двигательной  расторможенности наблюдаются признаки раннего органического  поражения головного мозга. Проявляться это может в виде вялости,  замедленности любой деятельности, слабости побуждений,  инертности. У некоторых детей инертность и медлительность  умственной деятельности сосуществует с двигательной  расторможенностью. Проявиться психоорганический синдром может  и в психомоторной расторможенности и нарушении целенаправленной  деятельности.

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Презентация " Работа с детьми ЗПР"
www.themegallery.com • • • Нейрофизиологические исследования свидетельствуют, что даже при негрубых,  функциональных изменениях в теменной, височно­теменно­затылочной, височной  областях, отмечаются изменения в процессах восприятия, анализа и переработке  информации. У таких детей затруднен процесс формирования межанализаторных связей,  которые обеспечивают, в частности, такие сложные виды деятельности, как чтение и  письмо. Нарушения процессов приема и переработки сенсорной информации  обуславливают недостатки образной сферы, зрительной и особенно слуховой памяти,  трудности пространственной ориентировки. У детей с психоорганическим синдромом страдает мелкая моторика и зрительно­моторная  координация, что затрудняет овладение навыками самообслуживания и письма.  Отражаются эти недостатки и на продуктивной деятельности (рисование, лепка), Дети с  психоорганическим синдромом, как правило, отстают в речевом развитии.      Вывод: для психической сферы детей с ЗПР типичным является сочетание частично  недостаточных высших психических функций с сохранными. У одних детей преобладают  черты эмоционально­личностной незрелости и страдает произвольная регуляция  деятельности, у других снижена работоспособность, у третьих более выражены  недостатки внимания, памяти, мышления. Трудность построения коррекционно­ педагогического процесса в том, что задержка психического развития является сложным,  полиморфным нарушением и затрагивает различные аспекты психического и физического  развития.

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Презентация " Работа с детьми ЗПР"
www.themegallery.com • Особые состояния, схожие по симптоматике с "задержкой", формируются у  детей вследствие так называемой "педагогической запущенности".  • Педагогическая запущенность ­ устойчивое отклонение в сознании и  поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды  и  недостатком воспитания. • В этих случаях у ребенка с полноценной нервной системой, но длительно  находящегося в условиях информационной, социальной, а часто и  эмоциональной депривации, наблюдается недостаточный уровень развития  эмоциональной и личностной сферы, а также отмечается снижение знаний,  умений и навыков. Такой ребенок в знакомых ситуация на бытовом уровне  ориентируется достаточно хорошо, но в ситуации требующей волевого усилия и  познавательной активности часто проявляет себя как ребенок с ЗПР.  Динамика развития такого ребенка определяется интенсивностью  педагогической коррекции. При сочетании с благоприятными социальными  условиями прогноз развития ребенка будет благоприятен.  • Педагогически запущенные дети нередко называют трудными. Но это скорее  относится не к самим детям, а к условиям в которых они находились.  Некоторые дети педагогически запущенные дети поведением напоминают  аномальных детей. Поэтому здесь нужна четкая дифференциация. Часто  педагогическая запущенность наблюдается у детей в учреждениях  интернатах.

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Презентация " Работа с детьми ЗПР"
www.themegallery.com • На успешность компенсации влияют • • • • возраст ребенка,  состояние его здоровья,  особенности окружающей его микросоциальной среды,  какие именно из психических функций задержались в развитии, когда и  насколько,  другие психологические особенности ребенка.    У таких детей и детей ЗПР наблюдается внешнее сходство отклонений в  поведении : конфликтность, нарушение правил поведения, отказ или уклон от  требований, лживость, необязательность. Причина возникновения отклонений  у педагогически запущенных детей – стойкие отклонения в нравственно­ правовом сознании.  • • • Детей с ЗПР нередко относят к олигофренам (легкая степень УО) , у детей с  ЗПР в отличии от УО недоразвитие высших психических функций носит  временный характер. Они всегда готовы использовать помощь взрослого,  усваивают принципы решения действий.

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Презентация " Работа с детьми ЗПР"
www.themegallery.com • ИНТЕРЕСНО! • В литературе подчеркивается преобладание мальчиков среди  • ЗПР  в 20% при совместной работе медиков, педагогов и  психологов компенсируется развитие ребенка приближается к  нормальному к 10­11 годам. • • больных с ЗПР, что можно объяснить рядом причин: ­ более высокой уязвимостью плода мужского пола по  отношению к патологическим воздействиям в периоды  беременности и родов; ­ относительно меньшей степенью функциональной  межполушарной асимметрии у девочек по сравнению с  мальчиками, что обусловливает больший резерв  компенсаторных возможностей при поражении систем мозга,  обеспечивающих высшую психическую деятельность.

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Презентация " Работа с детьми ЗПР"
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР  выявляется: • www.themegallery.com отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики.  Главным образом страдает техника движений и двигательные  качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация).У всех  детей двигательная неловкость и недостаточная координация,  проявляющиеся даже в таких автоматизированных движениях, как  ходьба, бег. У многих детей наряду с плохой координацией движений  наблюдаются гиперкинезы ­ чрезмерная двигательная активность в  форме неадекватной, чрезмерной силы или амплитуды движений. У  некоторых детей наблюдаются хореиформные движения (мышечные  подергивания). В некоторых случаях, но значительно реже, напротив,  двигательная активность значительно снижена по отношению к  нормальному уровню. В наибольшей мере отставание в развитии  двигательной сферы проявляется в области психомоторики ­  произвольных осознанных движений, направленных на достижение  определенной цели. Недостатки моторики неблагоприятно  сказываются на развитии изобразительной деятельности детей,  обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении  мелких деталей рисунка, а в дальнейшем ­ в трудностях овладения  письмом. Все сказанное говорит о необходимости специальных  занятий по развитию моторики.

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Презентация " Работа с детьми ЗПР"
www.themegallery.com • Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо­ деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют  правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима,  затрудняются при пользовании ножницами .  Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень  физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся  сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.  • • Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны  удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его  при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость,  особенно на словесный раздражитель. Неравномерная работоспособность  поэтому трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на  протяжении той или иной деятельности..Недостатки внимания детей с ЗПР в  значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной  истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической  недостаточностью центральной нервной системы.   • • Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто  действуют импульсивно. Могут наблюдаться и проявления инертности ­ в этом  случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Презентация " Работа с детьми ЗПР"
www.themegallery.com • • Также у них недостаточно сформирована способность к произвольной  регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий  учебного типа.  Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У детей  с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия  несколько затруднен ­ снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность  восприятия (зрительного, слухового, тактильно­двигательного). • В исследованиях выявлено, что дети с ЗПР в единицу времени воспринимают  меньший объем информации, т. е. снижена скорость выполнения  перцептивных операций.  • Затруднена ориентировочно­исследовательская деятельность, направленная  на исследование свойств и качеств предметов. (они не умеют рассматривать то,  на что направлен их взгляд, и вслушиваться в то, что звучит в данный момент,  будь то речь или какие­то другие звуки). Требуется большее количество практических проб и примериваний при  решении наглядно­практических задач, дети затрудняются в обследовании  предмета.  •

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Презентация " Работа с детьми ЗПР"
• • • • • www.themegallery.com В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически  соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их  сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при  назывании признаков цвета, формы, величины.  Поэтому ребенок может правильно  выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака («дай красный  карандаш»), но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется.  Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок,  называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков.  Не использует слова, обозначающие величины ("длинный ­ короткий", "широкий ­ узкий",  "высокий ­ низкий" и т.д.), а пользуется словами "большой ­ маленький".  Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов­ представлений.  Из­за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в  выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного  взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования  способности воспринимать целостный образ предмета, что находит отражение в  проблемах, связанных с изобразительной деятельностью.  Влияет на это и недостаточность тактильно­двигательного восприятия, которое  выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных  ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины),  т.е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.  Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать  некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом  страдают фонематические процессы.

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Презентация " Работа с детьми ЗПР"
Избегать: www.themegallery.com • монотонности • отрыва содержания материала от личного опыта ребенка • перегрузок (любых), переутомления. Дозировка материала от  возможностей ребенка. • соблюдение режима • алгоритмы, памятки  (пошаговость) • во время образовательной деятельности д.б в зоне прямого  доступа педагога  • фразы короткие и простые • яркая наглядность

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Презентация " Работа с детьми ЗПР"
www.themegallery.com • • • • • • • Трудности обучения детей с ЗПР как мы уже выяснили нередко связаны с их  мотивационной незрелостью. Как мы сегодня разобрались, интеллектуальное  отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Учитывая слабость их  мотивационной сферы, мы должны решать одну из основных задач в образовательной  деятельности  – формирование познавательного интереса и активности.  • Для формирования положительного отношения к деятельности можно выделить  следующие направления в работе педагога: создание общей положительной атмосферы на уроке; снижение тревожности детей, избегая упреков, насмешек, угроз и т.д. исключить страх у детей перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить; создание ситуации успеха   для формирования чувства уверенности в себе и  положительной самооценки; опора на игру как ведущую деятельность ребенка.  Стимулировать познавательный интерес можно многообразием приемов:  занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами­шутками, загадками,  занимательными упражнениями и т.д.);  похвала.

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Презентация " Работа с детьми ЗПР"
www.themegallery.com • Также необходимо находить любой повод, чтобы похвалить ребенка,  отметить хотя бы небольшие его достижения. Похвала  воспринимается детьми, прежде всего как выражение  положительного к себе отношения   педагога. Она стимулирует  активность ребенка, который стремиться многократно, заслужить  одобрение взрослых. При этом активность детей, вызванная  стремлением к похвале, нередко переходит в заинтересованность  самой  работой, а иногда и в познавательный интерес. • Эффективное овладение учебным материалом, детьми с ЗПР,  возможно лишь при умелой организации сотрудничества учеников   через создание ситуации успеха.

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Презентация " Работа с детьми ЗПР"
Упражнение «Комплименты для  ребенка» www.themegallery.com • Задание: известно множество способов в мотивации детей во  время деятельности. Дети с ЗПР особенно нуждается в  поддержке и мотивации. Поддержка таких детей должна быть  чем­то большим, нежели фразы, которые всё время повторяют:  «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность,  творчество и разнообразие – сильное средство в развитии  самоуважения ребёнка.  • Приведите 10­15 возможных вариантов (способов) сказать  ученику: «Ты молодец! Отлично!»  • Например: «Продолжай также хорошо работать», «это  достижение! Я ценю то, что ты сделал!»

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Презентация " Работа с детьми ЗПР"
www.themegallery.com • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • Великолепно! Здорово! Прекрасно! Уже лучше! Удивительно! Гораздо лучше, чем я ожидала! Отлично! Поздравляю! Потрясающе! Ты сегодня много сделал! Поразительно! Еще лучше, чем прежде! Ты в этом разобрался! Это как раз то, что нужно! Я тобой горжусь! С каждым днем у тебя получается все лучше! Я знала, что тебе это по силам! Я горжусь тем, что тебе это удалось! Тут мне без тебя не обойтись! Именно этого мы от тебя ждали! Сказано здорово ­ просто и ясно! Мне очень важна твоя помощь! Работать с тобой просто радость.

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Презентация " Работа с детьми ЗПР"
«Не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны» В. Сухомлинский

Презентация " Работа с детьми ЗПР"

Презентация " Работа с детьми ЗПР"
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! L/O/G/O
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2017