Система работы классного руководителя

  • Педсоветы
  • Работа в классе
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 03.08.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главный вопрос, с ответа на который начинается деятельность классного руководителя: «Кого учить и как воспитывать?» И если ответ на первую часть вопроса не составляет большого труда, он сформулирован современным обществом, то поиски ответа на вторую часть остаются сложными. Несмотря на появление новых образовательных технологий, в большинстве своём ребёнок по-прежнему остаётся объектом образовательной деятельности педагога, хотя время от времени мы предоставляем ему слово и считаем, что он таким образом становится субъектом собственной деятельности. Но «субъект» начинается с постановки собственных целей и задач.
Иконка файла материала из опыта работы класссного руководителя Microsoft Office Word.docx
Система работы классного руководителя Главный   вопрос,   с   ответа   на   который   начинается   деятельность классного руководителя: «Кого учить и как воспитывать?» И если ответ на первую   часть   вопроса   не   составляет   большого   труда,   он   сформулирован современным   обществом,   то   поиски   ответа   на   вторую   часть   остаются сложными.   Несмотря   на   появление   новых   образовательных   технологий,   в большинстве своём ребёнок по­прежнему остаётся объектом образовательной деятельности педагога, хотя время от времени мы предоставляем ему слово и считаем,   что   он   таким   образом   становится   субъектом   собственной деятельности. Но «субъект» начинается с постановки собственных целей и задач. Убеждённость   в   этом   легла   в   основу   концепции   школы   «Лицей»,   в которой я работаю. Ведущей воспитательной технологией нашей школы стала технология   социального   проектирования.   Именно   она   способна,   на   наш взгляд, ответить на вопрос: «Как воспитывать?» Я пришла в «Лицей», уже проработав семь лет в школе, выпустив класс, в котором были медалисты и победители городских олимпиад. Но все­таки оставалось недовольство собой из­за невозможности  дойти  до  каждого  ребенка. Анализируя  сегодня  свою работу,   понимаю,   что   моей   «ведущей   технологией»   тех   лет   были   беседы, эмоциональные рассказы о том, каким должен быть человек, как надо жить, мы много читали, обсуждали, готовили классные мероприятия. Но рассказов учителя о том, каким нужно быть, совершенно недостаточно, потому что в противовес учителю об этом же говорили улица, мода, СМИ. И их голоса для отдельных ребят оказывались громче, сильнее, убедительнее. Стало понятно, что работать надо, отталкиваясь от реальной ситуации, в которую погружен ребенок, и через совместную деятельность строить в этом ребенке то, что ты хочешь   построить.   Это   понимание   пришло,   только   когда   я   включилась   в технологию социального проектирования,Если в первые годы моя роль как классного руководителя в проекте заключалась   в   том,   чтобы   помочь   ребенку   определиться   с   тем,   что   его беспокоит,   то   со   временем   стало   понятно,   что   можно   использовать технологию   и   в   своей   работе.   Потому   что   главный   социальный   проект классного руководителя – его класс. Именно в этой логике осуществляется работа   с   классом.   Есть   ситуация   1   (ученик   с   его   достоинствами   и недостатками) и есть желаемая ситуация 2 (ученик на каждом возрастном этапе соответствующий модели ученика класса, а в идеале – соответствующий модели   выпускника.   И   есть   средство   –   воспитательная   система   классного руководителя как составляющая общей системы школы. Другими словами, это матрица изменений: что есть, как должно быть, за счет чего возможно изменение.  А дальше задача классного руководителя, несущего ответственность за ребенка, ­ построить разрыв между тем «что хочу» и тем «что есть» в его собственном сознании, смотивировать его на постановку собственных задач в отношении к общественной жизни, в личностном изменении и, как следствие, в учебе.   Один   из   способов   побуждения   к   самостроению,   по   словам   Л.С. Выготского, заключается в том, что «к воспитаннику надо отнестись так, как будто он уже такой, каким мы бы хотели его видеть». А чтобы помочь стать таким, необходимо работать в совместной рефлексии; в понимании того, что происходит с учеником, привлечении к этому анализу и самого ребенка, и учителей, и родителей, другими словами, обеспечить сетевое сопровождение. В результате такой работы ребенок приобретает опыт рефлексии собственной ситуации и учится находить возможные пути ее разрешения. По существу, это движение   ребенка   к   развитию   себя   как   субъекта   собственной жизнедеятельности   (самопознание,   самореализация),   к   простраиванию отношений с другими людьми, с культурой, природой, в целом, с окружающим миром. И если это становится понятным, то становится понятным и механизм управления образовательным процессом: Помощь в определении своих способностей, задатков, интересов, склонностей;     Прогнозирование результата; Включение в разного рода деятельность. Рефлексия Как этот механизм действует, можно увидеть в следующих ситуациях. Каждый новый класс­ это дети с разным социальным опытом, уровнем воспитанности,   учебных   способностей.   И   работа   классного   руководителя начинается   с   диагностики   ребенка,   наблюдения   за   ним   в   разных   спектрах проявлений:   в   учебе,   в   работе,   в   общении   со   сверстниками,   старшими;   в отслеживании того, какие качества и ценности, свойственные возрасту, в нем сформированы.   Понимая,   что   главными   участниками   образовательного процесса должны стать родители, а базовой ценностью – ценность семьи, в качестве одной из диагностирующих работ мы проводим сочинение «Какой я сын   (дочь)   своих   родителей».   Эти   работы   дают   многое:   знакомство   с ребенком, представление о семье, о взаимоотношениях детей и родителей. Вот строчки из сочинений: «Как в сказках спасают положительные герои, так и меня спасают мои родители. Рядом со мной люди, которым я доверяю». Но есть и другое: « бывает, мы с отцом неделями не разговариваем – не о чем». Конечно,   ни   для   кого   не   секрет,   что   зачастую   воспитание   в   семье сводится к фразам: «Как в школе?». Что можно сделать в такой ситуации? Как найти общее поле для взаимодействия детей и родителей, кроме учебы, потому что общение на эту тему не всегда приводит к какому­то результату, как сохранить уважение к родителям, бабушкам и дедушкам, которое раньше существовало   как   некая   данность,   аксиома,   передавалось   от   поколения   к поколению, а сегодня нужно за него бороться. Вот тут­то и нужен проектный шаг,   мы   искали   выход   всем   коллективом   и   решили,   что   таким   средством может   стать   обращение   к   своей   родословной.   Поэтому   в   нашем   «Лицее»проводится   культурно­исторический   проект   «Мы   и   время»,   который поднимает вопросы «история семьи в истории страны»», «Это наша с тобой биография»,   «История   семьи   в   истории   города».   Из   знания   родословной рождается   уважение   к   своей   семье,   своему   роду,   появляется   основание, способное удержать в жизненной стихии, а это заставляет проектировать и свой жизненный путь. «Я – потомок Волчковых, надеюсь, стану достойным продолжением, потому что знаю, все, что есть во мне,­ это частичка моих прабабушек   и   прадедушек,   родителей.   Уже   сейчас   я   делаю   все,   чтобы воплотить неосуществленную мечту моего деда, стать художником». Или же ребенок   в   результате   такой   работы   понимает,   как   мало   он   знал   даже   о собственном отце. «Я не знал, что он плавал на теплоходе Северным морским путем и играл в футбол льдиной в июле». А узнав, какой сложный путь к осуществлении своей мечты прошел отец, открывает: «Мой отец интересный и целеустремленный   человек».  И   в  итоге   такой  работы   появляется   ответ   на вопрос, зачем нужна связь поколений. «Нам нужен их опыт для того, чтобы понять,   как   жить   и   зачем   жить.   Поняв   эти   две   вещи,   человек   сможет поставить себя на ноги в любом мире, в любое время. А подняв себя, можно помочь подняться и другим, то есть начать решать не только свои проблемы, но   и   проблемы   общества».   Так   появляется   дело,   объединяющее   семью, рождается уважение к собственным родителям.  Но   гораздо   сложнее   построить   отношение   к   общественной   жизни, событиям историческим. Достаточно серьезный момент построения детского мировоззрения   связан   с   формированием   отношения   к   празднованию   Дня Победы. В последние годы отношение к этому дню в обществе становится неоднозначным, некоторые политики культивируют мысль о том, что 9 мая – отживший   праздник,   всего   лишь   дань   традиции.   А   учитывая   тенденции западных политиков  переписать историю, принизить, а то и очернить роль Советского   Союза   в   разгроме   фашизма,   формирование   правильного отношения   к   этим   событиям   становится   гражданским   долгом   учителя.Проведенное анкетирование показало, что многие школьники не могут назвать крупных сражений Великой Отечественной войны, не знают имен полководцев и   героев   войны,   из   городов­героев   в   лучшем   случае   называют   Москву   и Ленинград, а кое–кто решающую роль в победе отводит Великобритании и США.   Как   донести   мысль   о   том,   что   не   знать   о   войне,   забыть   об   этих трагических   для   нашей   Родины   годах,   равносильно   преступлению, девальвации подвига? Как приблизить эти далекие события к современному ребенку, пробудить в нем боль и гордость за прошлое своей страны? И снова обращение   к   своей   семье,   проложенный   путь   работы   с   семьей   является ключиком. Где были наши близкие во время войны, как они пережили это страшное время? И тогда оказывается, что у Славы прадедушка по маминой линии погиб в боях под Ленинградом, а дедушка, отец папы, еще 43 раза встречал День победы, и это был самый главный праздник в его семье. А прадедушка   Ксении   был   морским   пехотинцем   и   погиб   в   июле   44­го,   и сообщение об этом хранится у бабушки, которая никогда не видела своего отца, потому что родилась за три дня до получения этого страшного известия. А Катя родилась в городе­герое Минске и знает героическую судьбу этого города.  Такие связи нашел каждый, и как теперь не знать, не помнить о войне, это   равносильно   отказу   от   своих   родных,   от   своих   корней.   Становится понятным,  почему   нужно  поздравить   ветеранов,  написать   рассказ   о  них  и, самое   главное,   заботиться,   как   о   своих   родных,   которых   нет   рядом.   Для некоторых родителей восстановление этих страниц жизни своей семьи тоже было новым: «Знаю, что воевали, но не знаю, где конкретно». И когда после такой работы у взрослых появляется мысль побывать на месте гибели своих дедов («знаем, где установлен памятник, решили, что съездим обязательно»), это тоже один из результатов работы. Но   достаточно   ли   знания   о   судьбе   своих   близких,   чтобы   построить отношение   к   войне,   быть   убедительными   в   споре   с   теми,   кто   считает возможным забыть о тех событиях, поэтому естественно обращение к книгам,к истории. И тогда начинаем читать «Дожить до рассвета» или «В списках не значился», ведь для того, чтобы помнить, нужно сначала узнать. И   конечно,   большую   помощь   в   формировании   мировоззрения   моих сегодняшних детей, в выстраивании отношения к войне, да и другим важным вещам играют выпускники. Так мои бывшие ученики, с которыми в свое время мы прошли аналогичным путем (встречи с ветеранами, обращения к истории своей   семьи),   сейчас   они,   понимая,   как   нелегок   труд   по   изменению   себя, пишут   письма   сегодняшним   лицеистам,   делится   мыслями   о   событиях   в стране, о значении победы. Вот строчки письма одного из выпускников. «9 мая навело на патриотические размышления, хотя нельзя сказать, что в другие дни их не бывает. Многое из увиденного, услышанного и прочитанного меня удивило и отнюдь не порадовало. Простите, что все это вам излагаю, но мне важно, чтобы вы об этом тоже подумали. Для меня важным стало то, что я задумался о простых, казалось бы, вещах, привитых мне еще в детстве. На нас напали – мы победили…Без разделения на страны. Думал и пришел к выводу, что   сегодня   праздновать   надо   именно   День   победы   –   над   фашизмом   и идеологией.   К   чему   бы   она   привела,   существуй   она   сегодня   в   качестве официальной политики большинства стран Европы. Пусть подумают об этом те, кто считает героями пособников фашизма, хоть и под ярлыком «борцов за независимость». Попытки приравнять в значимости ветеранов, допустим, СС и   любой   другой   советской   дивизии   означает,   что   западные   страны, основываясь на историческом опыте, считают одинаково ценным их вклад в мировую историю». И начинам обсуждать эти письма, строить свое отношение к   ним;   убежденность   выпускников   сегодня   становится   нашим   подспорьем, потому   что   слова   и   пример   взрослых,   успешных,   состоявшихся   молодых людей для учеников убедительны и важны. Вот   в   такой   логике   осуществляется   работа   с   классом,   и   проектная схема используется не только в каких­то важных мировоззренческих вещах, тот   же   механизм   используем,   когда   разрабатываем   проект,   например,«школьный дворик». Казалось бы, что может быть проще: нужны клумбы на школьном дворе – стоит только сказать детям, позвонить родителям, будет и земля, и рассада для цветов. Но появится ли у детей желание заботиться о них? И даже в таком, казалось бы, небольшом деле нужен проектный ход. Вывести детей на желание изменить двор, самим продумать, как это можно осуществить,   кого   взять   в   союзники.   И   тогда   проект   становится   по­ настоящему   общим   делом,   в   котором   участвуют   и   взрослые,   и   дети.   А родители, которые сначала просто радовались, что ребенок занят делом, а не слоняется   по   улице,   отзываются   на   просьбу   ребенка   помочь,   становятся участниками   проекта.   Так   рождается   ответственность   за   дело,   появляется опыт командной работы, формируется трудолюбие и ответственность. И каждый проделанный шаг сопровождается рефлексией, что позволяет корректировать   движение   в   проекте,   уточнять   цели   и   задачи,   намечать следующие шаги. Зоя Ивановна Хайдукова,  учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» г.Нефтеюганска