Главный вопрос, с ответа на который начинается деятельность классного руководителя: «Кого учить и как воспитывать?» И если ответ на первую часть вопроса не составляет большого труда, он сформулирован современным обществом, то поиски ответа на вторую часть остаются сложными. Несмотря на появление новых образовательных технологий, в большинстве своём ребёнок по-прежнему остаётся объектом образовательной деятельности педагога, хотя время от времени мы предоставляем ему слово и считаем, что он таким образом становится субъектом собственной деятельности. Но «субъект» начинается с постановки собственных целей и задач.
из опыта работы класссного руководителя Microsoft Office Word.docx
Система работы классного руководителя
Главный вопрос, с ответа на который начинается деятельность
классного руководителя: «Кого учить и как воспитывать?» И если ответ на
первую часть вопроса не составляет большого труда, он сформулирован
современным обществом, то поиски ответа на вторую часть остаются
сложными. Несмотря на появление новых образовательных технологий, в
большинстве своём ребёнок попрежнему остаётся объектом образовательной
деятельности педагога, хотя время от времени мы предоставляем ему слово и
считаем, что он таким образом становится субъектом собственной
деятельности. Но «субъект» начинается с постановки собственных целей и
задач.
Убеждённость в этом легла в основу концепции школы «Лицей», в
которой я работаю. Ведущей воспитательной технологией нашей школы стала
технология социального проектирования. Именно она способна, на наш
взгляд, ответить на вопрос: «Как воспитывать?» Я пришла в «Лицей», уже
проработав семь лет в школе, выпустив класс, в котором были медалисты и
победители городских олимпиад. Но всетаки оставалось недовольство собой
изза невозможности дойти до каждого ребенка. Анализируя сегодня свою
работу, понимаю, что моей «ведущей технологией» тех лет были беседы,
эмоциональные рассказы о том, каким должен быть человек, как надо жить,
мы много читали, обсуждали, готовили классные мероприятия. Но рассказов
учителя о том, каким нужно быть, совершенно недостаточно, потому что в
противовес учителю об этом же говорили улица, мода, СМИ. И их голоса для
отдельных ребят оказывались громче, сильнее, убедительнее. Стало понятно,
что работать надо, отталкиваясь от реальной ситуации, в которую погружен
ребенок, и через совместную деятельность строить в этом ребенке то, что ты
хочешь построить. Это понимание пришло, только когда я включилась в
технологию социального проектирования, Если в первые годы моя роль как классного руководителя в проекте
заключалась в том, чтобы помочь ребенку определиться с тем, что его
беспокоит, то со временем стало понятно, что можно использовать
технологию и в своей работе. Потому что главный социальный проект
классного руководителя – его класс. Именно в этой логике осуществляется
работа с классом. Есть ситуация 1 (ученик с его достоинствами и
недостатками) и есть желаемая ситуация 2 (ученик на каждом возрастном
этапе соответствующий модели ученика класса, а в идеале – соответствующий
модели выпускника. И есть средство – воспитательная система классного
руководителя как составляющая общей системы школы. Другими словами,
это матрица изменений: что есть, как должно быть, за счет чего возможно
изменение.
А дальше задача классного руководителя, несущего ответственность за
ребенка, построить разрыв между тем «что хочу» и тем «что есть» в его
собственном сознании, смотивировать его на постановку собственных задач в
отношении к общественной жизни, в личностном изменении и, как следствие, в
учебе. Один из способов побуждения к самостроению, по словам Л.С.
Выготского, заключается в том, что «к воспитаннику надо отнестись так, как
будто он уже такой, каким мы бы хотели его видеть». А чтобы помочь стать
таким, необходимо работать в совместной рефлексии; в понимании того, что
происходит с учеником, привлечении к этому анализу и самого ребенка, и
учителей, и родителей, другими словами, обеспечить сетевое сопровождение.
В результате такой работы ребенок приобретает опыт рефлексии собственной
ситуации и учится находить возможные пути ее разрешения. По существу, это
движение ребенка к развитию себя как субъекта собственной
жизнедеятельности (самопознание, самореализация), к простраиванию
отношений с другими людьми, с культурой, природой, в целом, с окружающим
миром. И если это становится понятным, то становится понятным и механизм
управления образовательным процессом:
Помощь в определении своих способностей, задатков, интересов,
склонностей;
Прогнозирование результата;
Включение в разного рода деятельность.
Рефлексия
Как этот механизм действует, можно увидеть в следующих ситуациях.
Каждый новый класс это дети с разным социальным опытом, уровнем
воспитанности, учебных способностей. И работа классного руководителя
начинается с диагностики ребенка, наблюдения за ним в разных спектрах
проявлений: в учебе, в работе, в общении со сверстниками, старшими; в
отслеживании того, какие качества и ценности, свойственные возрасту, в нем
сформированы. Понимая, что главными участниками образовательного
процесса должны стать родители, а базовой ценностью – ценность семьи, в
качестве одной из диагностирующих работ мы проводим сочинение «Какой я
сын (дочь) своих родителей». Эти работы дают многое: знакомство с
ребенком, представление о семье, о взаимоотношениях детей и родителей.
Вот строчки из сочинений: «Как в сказках спасают положительные герои, так
и меня спасают мои родители. Рядом со мной люди, которым я доверяю». Но
есть и другое: « бывает, мы с отцом неделями не разговариваем – не о чем».
Конечно, ни для кого не секрет, что зачастую воспитание в семье
сводится к фразам: «Как в школе?». Что можно сделать в такой ситуации?
Как найти общее поле для взаимодействия детей и родителей, кроме учебы,
потому что общение на эту тему не всегда приводит к какомуто результату,
как сохранить уважение к родителям, бабушкам и дедушкам, которое раньше
существовало как некая данность, аксиома, передавалось от поколения к
поколению, а сегодня нужно за него бороться. Вот тутто и нужен проектный
шаг, мы искали выход всем коллективом и решили, что таким средством
может стать обращение к своей родословной. Поэтому в нашем «Лицее» проводится культурноисторический проект «Мы и время», который
поднимает вопросы «история семьи в истории страны»», «Это наша с тобой
биография», «История семьи в истории города». Из знания родословной
рождается уважение к своей семье, своему роду, появляется основание,
способное удержать в жизненной стихии, а это заставляет проектировать и
свой жизненный путь. «Я – потомок Волчковых, надеюсь, стану достойным
продолжением, потому что знаю, все, что есть во мне, это частичка моих
прабабушек и прадедушек, родителей. Уже сейчас я делаю все, чтобы
воплотить неосуществленную мечту моего деда, стать художником». Или же
ребенок в результате такой работы понимает, как мало он знал даже о
собственном отце. «Я не знал, что он плавал на теплоходе Северным морским
путем и играл в футбол льдиной в июле». А узнав, какой сложный путь к
осуществлении своей мечты прошел отец, открывает: «Мой отец интересный и
целеустремленный человек». И в итоге такой работы появляется ответ на
вопрос, зачем нужна связь поколений. «Нам нужен их опыт для того, чтобы
понять, как жить и зачем жить. Поняв эти две вещи, человек сможет
поставить себя на ноги в любом мире, в любое время. А подняв себя, можно
помочь подняться и другим, то есть начать решать не только свои проблемы,
но и проблемы общества». Так появляется дело, объединяющее семью,
рождается уважение к собственным родителям.
Но гораздо сложнее построить отношение к общественной жизни,
событиям историческим. Достаточно серьезный момент построения детского
мировоззрения связан с формированием отношения к празднованию Дня
Победы. В последние годы отношение к этому дню в обществе становится
неоднозначным, некоторые политики культивируют мысль о том, что 9 мая –
отживший праздник, всего лишь дань традиции. А учитывая тенденции
западных политиков переписать историю, принизить, а то и очернить роль
Советского Союза в разгроме фашизма, формирование правильного
отношения к этим событиям становится гражданским долгом учителя. Проведенное анкетирование показало, что многие школьники не могут назвать
крупных сражений Великой Отечественной войны, не знают имен полководцев
и героев войны, из городовгероев в лучшем случае называют Москву и
Ленинград, а кое–кто решающую роль в победе отводит Великобритании и
США. Как донести мысль о том, что не знать о войне, забыть об этих
трагических для нашей Родины годах, равносильно преступлению,
девальвации подвига? Как приблизить эти далекие события к современному
ребенку, пробудить в нем боль и гордость за прошлое своей страны? И снова
обращение к своей семье, проложенный путь работы с семьей является
ключиком. Где были наши близкие во время войны, как они пережили это
страшное время? И тогда оказывается, что у Славы прадедушка по маминой
линии погиб в боях под Ленинградом, а дедушка, отец папы, еще 43 раза
встречал День победы, и это был самый главный праздник в его семье. А
прадедушка Ксении был морским пехотинцем и погиб в июле 44го, и
сообщение об этом хранится у бабушки, которая никогда не видела своего
отца, потому что родилась за три дня до получения этого страшного известия.
А Катя родилась в городегерое Минске и знает героическую судьбу этого
города. Такие связи нашел каждый, и как теперь не знать, не помнить о войне,
это равносильно отказу от своих родных, от своих корней. Становится
понятным, почему нужно поздравить ветеранов, написать рассказ о них и,
самое главное, заботиться, как о своих родных, которых нет рядом. Для
некоторых родителей восстановление этих страниц жизни своей семьи тоже
было новым: «Знаю, что воевали, но не знаю, где конкретно». И когда после
такой работы у взрослых появляется мысль побывать на месте гибели своих
дедов («знаем, где установлен памятник, решили, что съездим обязательно»),
это тоже один из результатов работы.
Но достаточно ли знания о судьбе своих близких, чтобы построить
отношение к войне, быть убедительными в споре с теми, кто считает
возможным забыть о тех событиях, поэтому естественно обращение к книгам, к истории. И тогда начинаем читать «Дожить до рассвета» или «В списках не
значился», ведь для того, чтобы помнить, нужно сначала узнать.
И конечно, большую помощь в формировании мировоззрения моих
сегодняшних детей, в выстраивании отношения к войне, да и другим важным
вещам играют выпускники. Так мои бывшие ученики, с которыми в свое время
мы прошли аналогичным путем (встречи с ветеранами, обращения к истории
своей семьи), сейчас они, понимая, как нелегок труд по изменению себя,
пишут письма сегодняшним лицеистам, делится мыслями о событиях в
стране, о значении победы. Вот строчки письма одного из выпускников. «9
мая навело на патриотические размышления, хотя нельзя сказать, что в другие
дни их не бывает. Многое из увиденного, услышанного и прочитанного меня
удивило и отнюдь не порадовало. Простите, что все это вам излагаю, но мне
важно, чтобы вы об этом тоже подумали. Для меня важным стало то, что я
задумался о простых, казалось бы, вещах, привитых мне еще в детстве. На нас
напали – мы победили…Без разделения на страны. Думал и пришел к выводу,
что сегодня праздновать надо именно День победы – над фашизмом и
идеологией. К чему бы она привела, существуй она сегодня в качестве
официальной политики большинства стран Европы. Пусть подумают об этом
те, кто считает героями пособников фашизма, хоть и под ярлыком «борцов за
независимость». Попытки приравнять в значимости ветеранов, допустим, СС
и любой другой советской дивизии означает, что западные страны,
основываясь на историческом опыте, считают одинаково ценным их вклад в
мировую историю». И начинам обсуждать эти письма, строить свое отношение
к ним; убежденность выпускников сегодня становится нашим подспорьем,
потому что слова и пример взрослых, успешных, состоявшихся молодых
людей для учеников убедительны и важны.
Вот в такой логике осуществляется работа с классом, и проектная
схема используется не только в какихто важных мировоззренческих вещах,
тот же механизм используем, когда разрабатываем проект, например, «школьный дворик». Казалось бы, что может быть проще: нужны клумбы на
школьном дворе – стоит только сказать детям, позвонить родителям, будет и
земля, и рассада для цветов. Но появится ли у детей желание заботиться о
них? И даже в таком, казалось бы, небольшом деле нужен проектный ход.
Вывести детей на желание изменить двор, самим продумать, как это можно
осуществить, кого взять в союзники. И тогда проект становится по
настоящему общим делом, в котором участвуют и взрослые, и дети. А
родители, которые сначала просто радовались, что ребенок занят делом, а не
слоняется по улице, отзываются на просьбу ребенка помочь, становятся
участниками проекта. Так рождается ответственность за дело, появляется
опыт командной работы, формируется трудолюбие и ответственность.
И каждый проделанный шаг сопровождается рефлексией, что позволяет
корректировать движение в проекте, уточнять цели и задачи, намечать
следующие шаги.
Зоя Ивановна Хайдукова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» г.Нефтеюганска
Система работы классного руководителя
Система работы классного руководителя
Система работы классного руководителя
Система работы классного руководителя
Система работы классного руководителя
Система работы классного руководителя
Система работы классного руководителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.