Главный вопрос, с ответа на который начинается деятельность классного руководителя: «Кого учить и как воспитывать?» И если ответ на первую часть вопроса не составляет большого труда, он сформулирован современным обществом, то поиски ответа на вторую часть остаются сложными. Несмотря на появление новых образовательных технологий, в большинстве своём ребёнок по-прежнему остаётся объектом образовательной деятельности педагога, хотя время от времени мы предоставляем ему слово и считаем, что он таким образом становится субъектом собственной деятельности. Но «субъект» начинается с постановки собственных целей и задач.
Система работы классного руководителя
Главный вопрос, с ответа на который начинается деятельность
классного руководителя: «Кого учить и как воспитывать?» И если ответ на
первую часть вопроса не составляет большого труда, он сформулирован
современным обществом, то поиски ответа на вторую часть остаются
сложными. Несмотря на появление новых образовательных технологий, в
большинстве своём ребёнок попрежнему остаётся объектом образовательной
деятельности педагога, хотя время от времени мы предоставляем ему слово и
считаем, что он таким образом становится субъектом собственной
деятельности. Но «субъект» начинается с постановки собственных целей и
задач.
Убеждённость в этом легла в основу концепции школы «Лицей», в
которой я работаю. Ведущей воспитательной технологией нашей школы стала
технология социального проектирования. Именно она способна, на наш
взгляд, ответить на вопрос: «Как воспитывать?» Я пришла в «Лицей», уже
проработав семь лет в школе, выпустив класс, в котором были медалисты и
победители городских олимпиад. Но всетаки оставалось недовольство собой
изза невозможности дойти до каждого ребенка. Анализируя сегодня свою
работу, понимаю, что моей «ведущей технологией» тех лет были беседы,
эмоциональные рассказы о том, каким должен быть человек, как надо жить,
мы много читали, обсуждали, готовили классные мероприятия. Но рассказов
учителя о том, каким нужно быть, совершенно недостаточно, потому что в
противовес учителю об этом же говорили улица, мода, СМИ. И их голоса для
отдельных ребят оказывались громче, сильнее, убедительнее. Стало понятно,
что работать надо, отталкиваясь от реальной ситуации, в которую погружен
ребенок, и через совместную деятельность строить в этом ребенке то, что ты
хочешь построить. Это понимание пришло, только когда я включилась в
технологию социального проектирования,Если в первые годы моя роль как классного руководителя в проекте
заключалась в том, чтобы помочь ребенку определиться с тем, что его
беспокоит, то со временем стало понятно, что можно использовать
технологию и в своей работе. Потому что главный социальный проект
классного руководителя – его класс. Именно в этой логике осуществляется
работа с классом. Есть ситуация 1 (ученик с его достоинствами и
недостатками) и есть желаемая ситуация 2 (ученик на каждом возрастном
этапе соответствующий модели ученика класса, а в идеале – соответствующий
модели выпускника. И есть средство – воспитательная система классного
руководителя как составляющая общей системы школы. Другими словами,
это матрица изменений: что есть, как должно быть, за счет чего возможно
изменение.
А дальше задача классного руководителя, несущего ответственность за
ребенка, построить разрыв между тем «что хочу» и тем «что есть» в его
собственном сознании, смотивировать его на постановку собственных задач в
отношении к общественной жизни, в личностном изменении и, как следствие, в
учебе. Один из способов побуждения к самостроению, по словам Л.С.
Выготского, заключается в том, что «к воспитаннику надо отнестись так, как
будто он уже такой, каким мы бы хотели его видеть». А чтобы помочь стать
таким, необходимо работать в совместной рефлексии; в понимании того, что
происходит с учеником, привлечении к этому анализу и самого ребенка, и
учителей, и родителей, другими словами, обеспечить сетевое сопровождение.
В результате такой работы ребенок приобретает опыт рефлексии собственной
ситуации и учится находить возможные пути ее разрешения. По существу, это
движение ребенка к развитию себя как субъекта собственной
жизнедеятельности (самопознание, самореализация), к простраиванию
отношений с другими людьми, с культурой, природой, в целом, с окружающим
миром. И если это становится понятным, то становится понятным и механизм
управления образовательным процессом:
Помощь в определении своих способностей, задатков, интересов,
склонностей;
Прогнозирование результата;
Включение в разного рода деятельность.
Рефлексия
Как этот механизм действует, можно увидеть в следующих ситуациях.
Каждый новый класс это дети с разным социальным опытом, уровнем
воспитанности, учебных способностей. И работа классного руководителя
начинается с диагностики ребенка, наблюдения за ним в разных спектрах
проявлений: в учебе, в работе, в общении со сверстниками, старшими; в
отслеживании того, какие качества и ценности, свойственные возрасту, в нем
сформированы. Понимая, что главными участниками образовательного
процесса должны стать родители, а базовой ценностью – ценность семьи, в
качестве одной из диагностирующих работ мы проводим сочинение «Какой я
сын (дочь) своих родителей». Эти работы дают многое: знакомство с
ребенком, представление о семье, о взаимоотношениях детей и родителей.
Вот строчки из сочинений: «Как в сказках спасают положительные герои, так
и меня спасают мои родители. Рядом со мной люди, которым я доверяю». Но
есть и другое: « бывает, мы с отцом неделями не разговариваем – не о чем».
Конечно, ни для кого не секрет, что зачастую воспитание в семье
сводится к фразам: «Как в школе?». Что можно сделать в такой ситуации?
Как найти общее поле для взаимодействия детей и родителей, кроме учебы,
потому что общение на эту тему не всегда приводит к какомуто результату,
как сохранить уважение к родителям, бабушкам и дедушкам, которое раньше
существовало как некая данность, аксиома, передавалось от поколения к
поколению, а сегодня нужно за него бороться. Вот тутто и нужен проектный
шаг, мы искали выход всем коллективом и решили, что таким средством
может стать обращение к своей родословной. Поэтому в нашем «Лицее»проводится культурноисторический проект «Мы и время», который
поднимает вопросы «история семьи в истории страны»», «Это наша с тобой
биография», «История семьи в истории города». Из знания родословной
рождается уважение к своей семье, своему роду, появляется основание,
способное удержать в жизненной стихии, а это заставляет проектировать и
свой жизненный путь. «Я – потомок Волчковых, надеюсь, стану достойным
продолжением, потому что знаю, все, что есть во мне, это частичка моих
прабабушек и прадедушек, родителей. Уже сейчас я делаю все, чтобы
воплотить неосуществленную мечту моего деда, стать художником». Или же
ребенок в результате такой работы понимает, как мало он знал даже о
собственном отце. «Я не знал, что он плавал на теплоходе Северным морским
путем и играл в футбол льдиной в июле». А узнав, какой сложный путь к
осуществлении своей мечты прошел отец, открывает: «Мой отец интересный и
целеустремленный человек». И в итоге такой работы появляется ответ на
вопрос, зачем нужна связь поколений. «Нам нужен их опыт для того, чтобы
понять, как жить и зачем жить. Поняв эти две вещи, человек сможет
поставить себя на ноги в любом мире, в любое время. А подняв себя, можно
помочь подняться и другим, то есть начать решать не только свои проблемы,
но и проблемы общества». Так появляется дело, объединяющее семью,
рождается уважение к собственным родителям.
Но гораздо сложнее построить отношение к общественной жизни,
событиям историческим. Достаточно серьезный момент построения детского
мировоззрения связан с формированием отношения к празднованию Дня
Победы. В последние годы отношение к этому дню в обществе становится
неоднозначным, некоторые политики культивируют мысль о том, что 9 мая –
отживший праздник, всего лишь дань традиции. А учитывая тенденции
западных политиков переписать историю, принизить, а то и очернить роль
Советского Союза в разгроме фашизма, формирование правильного
отношения к этим событиям становится гражданским долгом учителя.Проведенное анкетирование показало, что многие школьники не могут назвать
крупных сражений Великой Отечественной войны, не знают имен полководцев
и героев войны, из городовгероев в лучшем случае называют Москву и
Ленинград, а кое–кто решающую роль в победе отводит Великобритании и
США. Как донести мысль о том, что не знать о войне, забыть об этих
трагических для нашей Родины годах, равносильно преступлению,
девальвации подвига? Как приблизить эти далекие события к современному
ребенку, пробудить в нем боль и гордость за прошлое своей страны? И снова
обращение к своей семье, проложенный путь работы с семьей является
ключиком. Где были наши близкие во время войны, как они пережили это
страшное время? И тогда оказывается, что у Славы прадедушка по маминой
линии погиб в боях под Ленинградом, а дедушка, отец папы, еще 43 раза
встречал День победы, и это был самый главный праздник в его семье. А
прадедушка Ксении был морским пехотинцем и погиб в июле 44го, и
сообщение об этом хранится у бабушки, которая никогда не видела своего
отца, потому что родилась за три дня до получения этого страшного известия.
А Катя родилась в городегерое Минске и знает героическую судьбу этого
города. Такие связи нашел каждый, и как теперь не знать, не помнить о войне,
это равносильно отказу от своих родных, от своих корней. Становится
понятным, почему нужно поздравить ветеранов, написать рассказ о них и,
самое главное, заботиться, как о своих родных, которых нет рядом. Для
некоторых родителей восстановление этих страниц жизни своей семьи тоже
было новым: «Знаю, что воевали, но не знаю, где конкретно». И когда после
такой работы у взрослых появляется мысль побывать на месте гибели своих
дедов («знаем, где установлен памятник, решили, что съездим обязательно»),
это тоже один из результатов работы.
Но достаточно ли знания о судьбе своих близких, чтобы построить
отношение к войне, быть убедительными в споре с теми, кто считает
возможным забыть о тех событиях, поэтому естественно обращение к книгам,к истории. И тогда начинаем читать «Дожить до рассвета» или «В списках не
значился», ведь для того, чтобы помнить, нужно сначала узнать.
И конечно, большую помощь в формировании мировоззрения моих
сегодняшних детей, в выстраивании отношения к войне, да и другим важным
вещам играют выпускники. Так мои бывшие ученики, с которыми в свое время
мы прошли аналогичным путем (встречи с ветеранами, обращения к истории
своей семьи), сейчас они, понимая, как нелегок труд по изменению себя,
пишут письма сегодняшним лицеистам, делится мыслями о событиях в
стране, о значении победы. Вот строчки письма одного из выпускников. «9
мая навело на патриотические размышления, хотя нельзя сказать, что в другие
дни их не бывает. Многое из увиденного, услышанного и прочитанного меня
удивило и отнюдь не порадовало. Простите, что все это вам излагаю, но мне
важно, чтобы вы об этом тоже подумали. Для меня важным стало то, что я
задумался о простых, казалось бы, вещах, привитых мне еще в детстве. На нас
напали – мы победили…Без разделения на страны. Думал и пришел к выводу,
что сегодня праздновать надо именно День победы – над фашизмом и
идеологией. К чему бы она привела, существуй она сегодня в качестве
официальной политики большинства стран Европы. Пусть подумают об этом
те, кто считает героями пособников фашизма, хоть и под ярлыком «борцов за
независимость». Попытки приравнять в значимости ветеранов, допустим, СС
и любой другой советской дивизии означает, что западные страны,
основываясь на историческом опыте, считают одинаково ценным их вклад в
мировую историю». И начинам обсуждать эти письма, строить свое отношение
к ним; убежденность выпускников сегодня становится нашим подспорьем,
потому что слова и пример взрослых, успешных, состоявшихся молодых
людей для учеников убедительны и важны.
Вот в такой логике осуществляется работа с классом, и проектная
схема используется не только в какихто важных мировоззренческих вещах,
тот же механизм используем, когда разрабатываем проект, например,«школьный дворик». Казалось бы, что может быть проще: нужны клумбы на
школьном дворе – стоит только сказать детям, позвонить родителям, будет и
земля, и рассада для цветов. Но появится ли у детей желание заботиться о
них? И даже в таком, казалось бы, небольшом деле нужен проектный ход.
Вывести детей на желание изменить двор, самим продумать, как это можно
осуществить, кого взять в союзники. И тогда проект становится по
настоящему общим делом, в котором участвуют и взрослые, и дети. А
родители, которые сначала просто радовались, что ребенок занят делом, а не
слоняется по улице, отзываются на просьбу ребенка помочь, становятся
участниками проекта. Так рождается ответственность за дело, появляется
опыт командной работы, формируется трудолюбие и ответственность.
И каждый проделанный шаг сопровождается рефлексией, что позволяет
корректировать движение в проекте, уточнять цели и задачи, намечать
следующие шаги.
Зоя Ивановна Хайдукова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» г.Нефтеюганска