Система работы по алгоритмам предполагает прежде всего овла-
дение алгоритмами поиска. Существуют алгоритмы курса, которые ох-
ватывают все изученные правила орфографии, указывают на главные
типы орфограмм и обязывают учащихся к всесторонней проверке текс-
та. Каждый пункт этого алгоритма развертывается в самостоятельный
алгоритм поиска, те, в свою очередь, иногда тоже распадаются на
алгоритмы поиска.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО АЛГОРИТМАМ
Система работы по алгоритмам предполагает прежде всего овла
дение алгоритмами поиска. Существуют алгоритмы курса, которые ох
ватывают все изученные правила орфографии, указывают на главные
типы орфограмм и обязывают учащихся к всесторонней проверке текс
та. Каждый пункт этого алгоритма развертывается в самостоятельный
алгоритм поиска, те, в свою очередь, иногда тоже распадаются на
алгоритмы поиска.
При использовании такого алгоритма могут быть следующие уп
ражнения:
1) направленный, или выборочный, орфографический разбор с
различными задачами:
обозначить соответствующими цифрами все орфограммы прямо
под строчками;
обозначить орфограммы выборочно ( например, лишь с цифрами
3,4,5 );
комментированное письмо с одновременным обозначением
цифрами соответствующих орфограмм;
упражнение с записью слов по рубрикам или строчкам,
соответствующим пунктам этого алгоритма.
Важно, чтобы в составлении алгоритма участвовал весь класс,
чтобы дети запомнили построенную модель применения правила.
"Обучаясь письму таким образом, ученик каждое слово анализи
рует фонетически и по составу. Это приучает его замечать все виды
орфограмм, обнаруживать, где надо писать, как слышишь, где прове
рять правилом, где зрительно или на слух вспоминать написание.
Особенно полезны такие упражнения для посредственно успевающих и
отстающих учеников" [13,c.23].
Таблицы с успехом могут заменить более экономные графические
средства:
точки;
стрелки;
вопросы;
опорные слова;
буквенные обозначения,
представленные перед контрольными словами, после них и на
полях. В результате темпы работы ускоряются. Но перейти к пост
рочной (нетабличной) форме фиксации нельзя, прежде чем учащиеся
не овладеют навыками четкой мыслительной деятельности.