На сегодня одной из приоритетных задач для учителя является здоровьесбережение учащихся. Поступая в 1 класс, дети уже имеют серьёзные отклонения от нормы состояния здоровья . Поэтому учителю , особенно начальных классов, необходимо в системе работать над сохранением здоровья учащихся. В своей работе по здоровьесбережению я уже использую определённую систему на протяжении нескольких лет, которая даёт положительные результаты. Хочу поделиться опытом работы в этом направлении с коллегами. Буду рада. если мой небольшой опыт поможет.
Методическая статья
для учителей начальной школы
«Система работы по сохранению
и укреплению здоровья
у детей начальной школы»
Составитель
учитель высшей категории ГБОУ ООШ №18г.Новокуйбышевска Самарской области
Татьяна Дмитриевна Ремизова
2019 год
Система работы по сохранению и укреплению здоровья у детей
начальной школы.
Введение.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего
общества. В последнее время всё очевиднее становится катастрофическое
ухудшение здоровья младших школьников. Наряду с неблагоприятными
социальными и экономическими факторами в качестве причины
признаётся и отрицательное влияние школы на детей. Идеи
приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для
развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки,
как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь
калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят к
нулю все усилия педагогов по воспитанию и обучению подрастающего
поколения.
Проблема охраны и укрепления здоровья многогранна и сложна. По
данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и Российской академии
медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14%
детей, количество здоровых дошкольников составляет лишь около 10%.
Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют
дефицит массы тела, 50% детей страдают хроническими заболеваниями. У
детей 47 лет среди хронических заболеваний первое место занимают
болезни костномышечной системы. Увеличилось количество детей низкого
роста, с дефицитом массы тела: уровень физического развития не
соответствует биологическому возрасту, возрастает число функциональных
отклонений, возникающих с возрастом.
Известно, что растущий организм ребёнка в силу особенностей
обмена веществ, наличия критических периодов роста и развития , особо
чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также к
дефициту жизненно важных питательных веществ.
Здоровье – основа формирования личности и один из факторов
успешного обучения. В этой связи уместно привести слова
замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что
примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной
отставания в учёбе являются плохое состояние здоровья, какоенибудь
недомогание или заболевание».
Сохранение и укрепление здоровья учащихся являются
перспективными формами оздоровления всего общества. Поэтому заботао здоровье учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя
и самого ребёнка.
Актуальность проблемы.
К сожалению, отсутствует целостная и целенаправленная система
формирования культуры здоровья населения.
А именно:
1. Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения
ЗОЖ.
2. Отсутствие интегрированности в решении проблем, связанных со
здоровьем населения.
3. Низкий уровень санитарногигиенической, просветительской работы:
просветительская работа направлена на лечение, а не на
предупреждение заболеваемости. При этом не раскрываются
факторы риска и, главное, пути их преодоления, не выявляются
функциональные возможности организма в противодействии
неблагоприятным влияниям как окружающей, так и социальной
среды, в устранении начальных признаков заболевания. Вместо этого
упор делается на лекарственные и технические средства лечения и
восстановления здоровья.
4. Отсутствует мода на здоровье. Средства массовой информации мало
внимания уделяют формированию гармоничного развития человека.
5. Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры
отдыха.
В современных условиях модернизации российского
образования основные функции учителя начальных классов сводятся
не только к обучению и воспитанию, но и к усилению внимания к
таким важным качествам, как культура поведения, усвоение
этических норм, сформированность ценностных отношений, но,
учитывая состояние здоровья современных детей, актуализируется
проблема формирования ценностного отношения к собственному
здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые
социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще
приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья
подрастающего поколения.
Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная чертакоторой – приоритет здоровья среди других направлений учебно
воспитательной работы начальной школы, включает:
последовательное формирование в школе здоровьесберегающего
образовательного пространства с обязательным использованием всеми
педагогами таких технологий, чтобы получение учащимися образования
происходило без ущерба для здоровья;
а также воспитание у детей культуры здоровья, под которой понимают
не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате
обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый
образ жизни, заботиться о собственном здоровье.
Основные приоритеты педагогики оздоровления.
1. Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление – не совокупность лечебнопрофилактических мер, а
форма развития психофизических возможностей детей.
3.Индивидуально дифференцированный подход – основное средство
оздоровительноразвивающей работы с учащимися.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику
возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В здоровьесберегающем обучении применяются две группы методов:
специфические ( характерные только для педагогики оздоровления) и
общепедагогические ( применяемые во всех случаях обучения и
воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в
соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную
реализацию комплекса задач здоровьесбережения.
В качестве основополагающих принципов здоровьесбережения можно
выделить:
1) Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех
стрессообразующих факторов учебновоспитательного процесса.
Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка,
индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха
необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их
нормального психологического состояния.
2) Творческий характер образовательного процесса.
Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той
или иной степени, является насилием над собой и другими.
Возможность для реализации творческих задач достигается
использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных
методов и форм обучения.
3) Обеспечение мотивации образовательной деятельности.
Ребёнок должен быть эмоционально вовлечён в процесс
социализации, что обеспечивает естественное повышениеработоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб
здоровью.
4) Построение учебновоспитательного процесса в соответствии с
закономерностями становления психических функций.
Прежде всего имеется в виду переход от совместных
действий к самостоятельным, переход от развёрнутых поэтапных
действий к свёрнутым и автоматизированным.
5) Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении
нового материала, принцип целостности.
6) Учёт системного строения высших психических функций.
7) Осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности.
8) Рациональная организация двигательной активности.
9) Обеспечение адекватного восстановления сил.
Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов
напряжённой активной работы и расслабления, смена произвольной и
эмоционально активизации необходима во избежание переутомления
детей.
10) Обеспечение прочного запоминания.
Научно обоснованная система повторения – необходимое
условие здоровьесберегающих технологий.
11) Комплексная система закаливания.
Причиной возникновения и построения системы работы по
здоровьесбережению учащихся оказалось резкое снижение успеваемости
моих второклассников и значительное количество пропусков по
болезни в 201011 учебном году. Это побудило меня усиленно заняться
углубленным изучением психологопедагогической литературы по
здоровьесбережению. Подробное знакомство с медицинскими картами
моих ребят показало, что 53% из них уже страдают хроническими
заболеваниями; 31% учащихся – нарушением осанки, 12% имеют
подготовительную группу здоровья. Я обратилась за помощью к
школьному психологу, попросив её провести в середине второго
учебного года анкетирование для определения школьной мотивации
учащихся ( автор Лусканова Н.Г.). Результаты показали, что количество
учеников с высокой школьной мотивацией сократилось на 17%, с
хорошей школьной мотивацией на 8%. Тогда я стала анализировать
всю свою работу, с целью найти причины снижения интереса к
учению. Планирование учебновоспитательной работы с классом
составлено методически грамотно, что подтверждают проверки
администрации.
Как помочь детям? Как сделать так, чтобы они начали жить
активной, полноценной и интересной жизнью школьника, погружаясь в
глубины науки? Как организовать учение в школе так, чтобы оновызывало прилив энергии и было в радость? Эти вопросы не давали
мне покоя до конца того учебного года. Ведь с этой проблемой я
встретилась впервые за многие годы работы в школе. Ответы на них я
искала со своими самыми первыми помощникамиродителями. Так
постепенно пришла к выводу, что учебный процесс надо строить с
учётом состояния здоровья детей, сбережением их здоровья
необходимо заниматься при обучении по любой программе
систематически и комплексно.
Система работы.
Первое, что мы организовали с родителями, это поездку всем
классом в оздоровительный лагерь «Берёзки». Попали на заезд с 12
апреля по май самое «утро года». В лагере я жила вместе с ребятами. За
период пребывания в лагере ребята открылись мне совершенно с другой
стороны. Им было интересно всё, что там происходило. Доставляли
удовольствие даже лечебные процедуры. Было решено эту возможность
оздоровления использовать каждый год. Наблюдая за детьми в лагере, я
сделала для себя вывод: им не хватает двигательной активности в стенах
школы.
К началу следующего 201112 учебного года я рассмотрела все
возможные варианты работы по сохранению и укреплению здоровья
ребят, по поддержке их работоспособности и интереса к обучению.
В свою систему работы я решила не включать ничего принципиально
нового для себя, просто комплексно использовать для решения проблемы
имеющиеся возможности здоровьесбережения школьников.
Система работы.
Основной формой учебного процесса был и остаётся урок. Для
повышения его эффективности необходимы двигательные минутки,
которые позволяют снять физиоологическую усталость и расслабиться,
прислушаться к себе и настроить свой организм на плодотворную работу.
Систематическое проветривание кабинета и включение
аэрогидроионизатора позволяют сменить кислородное насыщение
помещения и создать благоприятные условия для занятий.
Начало урока с комплекса гимнастических упражнений даёт возможность
мобилизовать внимание учащихся. Комплекс состоит из 47ми
общеразвивающих упражнений и выполняется в течение 5ти минут. При
выборе составляющих гимнастики учитываю, с какого именно урока
начинается учебный день, так как урок с большей письменной нагрузкойтребует упражнений мелкой моторики, а урок, связанный с чтением,
требует наличия упражнений для тренировки зрительного аппарата.
Чтобы учебная нагрузка соответствовала возрасту и индивидуальным
возможностям каждого ребёнка, стараюсь в течение урока 46 раз менять
виды деятельности. Гиперактивным ученикам во время устной работы
позволяю стоять, что не отвлекает внимания других учащихся от работы.
На каждом уроке провожу физкультурные минутки, которые занимают 13
минуты.Их цель предупреждение утомления, восстановление умственной
работоспособности, профилактика нарушений осанки. Физкультурные паузы
даю самые разные:
гимнастика для глаз;
гимнастика для улучшения слуха;
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для кистей рук и пальцев;
упражнения для профилактики плоскостопия;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика;
артикуляционная гимнастика.
В комплекс включаю 34е физических упражнения. Физминутки даю в
стихотворной форме, так как это позволяет не только снять усталость,
но и развивает память. Особенно эффективны физминутки, которые
проводят сами дети.
Мозгом младшего школьника учебная информация воспринимается легче
и быстрее через многоцветье. Эту физиологическую особенность детей
начальных классов я учитываю, используя яркие наглядные пособия
Можно реализовывать здоровьесберегающие технологии, используя на
различных уроках материалы по охране здоровья.
На уроках русского языка, например, даю самые разные задания, применяя
тексты, пословицы и поговорки о здоровье, пишу с детьми сочинения
рассуждения о пользе здорового образа жизни. На уроках литературного
чтения провожу обсуждение прочитанного с выводами о способах
сохранения здоровья.Большие возможности для использования этого
материала дают интегрированные уроки математики и окружающего
мира.Например.
Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75%
витаминов.Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями –
60%, а порезанный кусками 35%. На сколько…?
Четыре яблочных зёрнышка заменяют суточную дозу йода в
организме. Сколько таких зёрнышек нужно съесть, чтобы пополнить
недельный запас йода в организме?
Самая чистая вода и самая полезная талая, в первые 6 часов
после размораживания.Не маловажно соблюдение на уроке психологического климата с
преобладанием положительных эмоций и использованием музыкальных
пауз для эмоциональной разгрузки.
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к
получению и усвоению любой информации, поэтому целесообразно
использовать школьные занятия для обучения детей основам здорового
образа жизни. В начальных классах необходимо проводить уроки здоровья,
на которых должны закладываться навыки соблюдения правильного
режима дня, гигиены, рационального питания, негативного отношения к
вредным привычкам.
Американский фонд здоровья разработал образовательную программу
для школьников «Знай своё тело». В России на основе этой программы
издано руководство для учителей начальных классов « Познай себя»
(М.Л.Лазарев, 1992 г.). Программа «Познай себя» представляет собой
доступный для детей курс гигиенических и медицинских знаний и
навыков, направленный на формирование здорового образа жизни.
Используя данную программу, я выбрала для себя основные темы для
проведения уроков здоровья:
1) Понятие о здоровом и больном организме, хорошем и плохом
самочувствии.
2) Значение соблюдения режима дня и необходимости подвижного
образа жизни, физических упражнений для укрепления здоровья.
3) Особенности рационального питания детей; заболевания, связанные
с неправильным питанием.
4) Гигиенические навыки и их роль в профилактике заболевания
зубов, желудочнокишечного тракта, педикулёза.
5) Вредные привычки у детей (курение, алкоголь,токсикомания,
наркомания), их связь с возникновением заболеваний человека.
6) Основы полового воспитания младших школьников.
7) Правила безопасности жизнедеятельности.
8) Экстремальные ситуации, определение потенциальной опасности,
необходимость точных действий детей в экстремальных случаях.
Проведение данных уроков начинаю с первого класса.
К четвёртому классу постепенно происходит углубление и
усложнение содержания учебного материала.По каждой теме детям
рекомендую список книг, необходимых для прочтения.Кроме того,
каждый раздел включает дополнительные виды деятельности:
чтение стихов, сказок , рассказов;
постановка сценок, спектаклей;
разучивание и прослушивание песен;
подвижные игры и физические упражнения на расслабление,
концентрацию внимания, развитие воображения;
рисование и раскрашивание рисунков;
составление и решение кроссвордов;
выполнение проектов.
Материал беру из книг «50 уроков здоровья для больших и
маленьких» ( Н.Коростылёв) и « Азбука здоровья в картинках»
(К.Люцис).
Уже 40 лет я веду уроки физкультуры сама, и, накопив
определённый багаж знаний и опыта, знаю, что учителя часто
сталкиваются с проблемой поиска материалов на спортивную тему.
Книг по физической культуре много, но найти доступный, и в то же
время познавательный материал сложно. В выборе такого материала
мне помогает учебник для учащихся начальной школы « Мой друг
физкультура» ( В.И.Лях), в котором вся теория физической культуры
излагается доступно и в системе.
Зная о том, что в младшем школьном возрасте ведущей является
игровая деятельность, я стараюсь проводить свои уроки физкультуры в
игровой форме, когда сухие строчки программы превращаются в
удивительные и увлекательные минуты, и маленький человек ( мой
ученик) может проявить себя, показать свои способности. Любая игра,
даже учебная, требует соблюдения определённых правил, которые я
составляю вместе с детьми. Соблюдать правила должен каждый
участник игры.
Вот они:
Играйте честно, дружно. Правила в игре – законы, которые надо
соблюдать. В игре проявляйте больше смекалки ( не нарушая
принятых правил)
Играя с товарищами, помните, что вы не одни (не выставляйте себя,
дайте играть другим).
В игахпоединках выбирайте противников, равных по силам.
Старайтесь всё время выручать товарищей по команде. Закон игры:
один за всех и все за одного.
Будьте спокойны и уверены в себе. Так вернее прийти к победе.
Обязательно слушайте руководителя игры: он главный судья.
Подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший.
Победив, не зазнавайтесь ( ведь можно играть ещё лучше). Не
смейтесь над проигравшими. Помните: в игре вы противники, вне
игры товарищи.
Проиграли – не унывайте. Поблагодарите победителя за науку;
постарайтесь взять верх при следующей встрече.
В игре не сердись на того, кто нечаянно толкнул или наступил на
ногу.
Судьёй должны быть довольны и победители, и побеждённые!Для соблюдения правильного режима двигательной активности
младших школьников целесообразно планировать подвижные перемены
и динамические паузы. Они способствуют лучшему восприятию
учебного материала, физическому развитию и воспитанию волевых
качеств.
Динамические паузы, как правило, провожу в середине рабочего дня,
на третьем уроке. При хорошей погоде лучше заниматься на улице,
в плохую погоду – в хорошо проветриваемом помещении. В программу
динамических пауз можно вводить общеразвивающие упражнения,
ритмическую гимнастику, подвижные игры. Активный отдых на свежем
воздухе приносит больше пользы организму, чем в помещении школы.
Проведение подвижных пауз и перемен в системе оказывает
закаливающее и оздоровительное воздействие на детский организм.
Игровая форма проведения динамических пауз и подвижных перемен
помогает детям стать более организованными и самостоятельными,
благодаря соблюдению правил.
Тематические уроки по основам безопасности
жизнедеятельности позволяют использовать различные виды работы.
Вот некоторые из них:
театрализованные представления «ОБЖейка» по ПДД;
экскурсия в Самарский музей пожарной службы;
знакомство с различными видами спорта (оформление раскладушки);
приглашение сотрудников Социальной гостиницы и проигрывание с
их помощью и участием жизненных ситуаций по темам, касающимся
сохранения жизни и здоровья. Например, урок –игра «Один дома»;
для пропаганды и вовлечения учащихся в спортивную жизнь
школы и города, выступаю организатором встреч с
профессиональными спортсменами ( внеклассное мероприятие «Если
хочешь быть здоров…» и встреча с моей выпускницей, а ныне
известной спортсменкой нашего города и области, Татьяной
Ёлчевой).
Внеклассная работа, без которой немыслима деятельность учителя как
классного руководителя, позволяет применять здоровьесберегающие
технологии с первых школьных дней.
Это лишь неполный список наиболее эффективных форм внеклассной
работы:
«День здоровья»;
организация соревнований с группой д/с коррекции речи «Ветерок»
на базе школы;
проведение спортивных соревнований с ребятами параллельного
класса ( только первые места);
активное участие в школьных играх «Весёлые старты» (призовые
места);
городской фестиваль детских подвижных игр (пятое место и
призовые места в отдельных эстафетах);
городская игра «Перестрелка» ( достойное соперничество в своей
подгруппе);
ежегодный выезд в лагерь «Берёзки» (только призовые места в
спортивных соревнованиях и других конкурсах).
создание благоприятного морального климата в семье;
тесная, искренняя дружба детей и родителей;
Результатом этой работы является повышение интереса учащихся к
профессиональному спорту. Мои ученики – активные члены различных
спортивных секций: футбол, баскетбол, плавание, шахматы, борьба (25%
детей посещают спортивные секции нашего города; есть призёры
областных соревнований по плаванию).
Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка прежде всего
здоровым и успешным. По моему глубокому убеждению, именно в
семье закладываются основы бережного отношения к себе и к своему
здоровью, составляющими частями которого являются:
повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.
Тематический лекторий позволяет родителям по иному взглянуть на
свои отношения с собственными детьми, увидеть в них личность и
помочь её развитию.
Присутствуя на уроках традиционной родительской субботы, взрослые
видят своих чад в рабочей обстановке. И им становится понятно, в
какой помощи нуждается их ребёнок дома. Индивидуальные
собеседования с учителем глубже раскрывают проблемы каждого
ребёнка и эффективно помогают их решению.
Родительские собрания провожу совместно с психологом школы.
Поддерживаю тесный контакт с педиатром Ефимовой З.П.,
курирующим нашу школу. На таких собраниях стараюсь дать
необходимую информацию о возрастных и психологических
особенностях организма ребёнка младшего школьного возраста;
основных гигиенических нормативах его труда и отдыха.
На первом в учебном году родительском собрании провожу
анкетирование, которое позволяет составить психологический портрет
каждой семьи. В разделе «Сведения о семье» мною используются
следующие вопросы:
1) Курит ктолибо из взрослых членов семьи? Кто
именно? (Отец, мать, дедушка, бабушка, другие члены семьи). Где и
когда курят? (Вне квартиры, в нежилых помещениях, в жилых
помещениях при отсутствии детей, везде в присутствии детей).
2) Употребляют ли члены семьи спиртные напитки?
Кто именно? ( Отец, мать, дедушка, бабушка и другие члены семьи ).Как часто? (По праздникам, по любому поводу, без повода,
систематически).
В разделе «Сведения о ребёнке» родители дают
следующую информацию:
1) Состояние здоровья ребёнка. (Болеет часто, болеет 23и раза в год,
практически не болеет).
2) Посещение спортивных секций.
Какую секцию посещает?
С какого времени?
Успешность занятий.(Высокая, средняя, низкая, пока не определена).
Заинтересованность ребёнка.(Высокая, средняя, низкая).
3) Соблюдение режима дня.
Сон. (Ложится и встаёт всегда в одно и то же время; ложится и
встаёт, когда захочет; встаёт по необходимости; вовремя, но трудно.)
Прогулки и игры на открытом воздухе. (Практически не гуляет; 12
или 34 часа; в хорошую погоду проводит на улице всё свободное
время; гуляет в любую погоду, пока не позовёшь домой.)
Подготовка домашних заданий.(Сразу после школы; после дневной
прогулки; вечером; утром до школы.)
Телевидение /компьютер/ и ребёнок. (Смотрит телевизор ежедневно ;
смотрит телевизор по выходным; практически не смотрит.)
4) Гигиенические навыки.
Выполнение требований гигиены. (Стало привычкой; пока не стало
привычкой; встречает сопротивление.)
Соблюдение требований правильной посадки при работе за столом.
(Правильную позу соблюдает без напоминаний; приходится иногда
немного напоминать; приходится систематически контролировать.)
Соблюдение правил правильной посадки при игре, чтении, просмотре
телепередач.
(Всегда следит за собой; приходится иногда напоминать; приходится
систематически контролировать; бесполезно говорить, сидит так, как
ему удобно.)
5) Практические умения.
Умение оказать первую помощь при ушибе, царапине, ссадине.
(Умеет помочь себе; умеет помочь другому; не умеет оказывать
помощь.)
Умение вести себя при заболевании.
(При кашле и насморке; при тошноте; при температуре.)
Умение вести себя при заболевании близких.
(Изоляция; режим тишины; оказание посильной помощи больному.)
Анализ анкетных данных позволяет спланировать работу с родителями.
Беседы для родителей составляю, используя материал брошюр серии «Ваш
ребёнок: азбука здоровья и развития».С первого класса веду разговор с родителями о том, что поступление в
школу – переломный момент в жизни каждого 67 летнего ребёнка. Если
раньше главным его занятием была игра, то теперь – учёба, требующая
внимания и дисциплины. Маленький человек должен полностью изменить
прежний уклад жизни. На его хрупкие плечи ложится большая нагрузка. А
ведь в этом возрасте ребёнок непрерывно растёт, все системы детского
организма находятся в стадии формирования, и поэтому чувствительны к
различным воздействиям. Напоминаю родителям, что учёба – это
интересная, но нелёгкая для детей работа, и нужно сделать всё от них
зависящее, чтобы сохранить здоровье ребёнка, ставшего учеником. Первая
забота родителей первоклассника – его своевременный и полный
медицинский осмотр, который позволит в случае обнаружения каких –
либо отклонений в здоровье ребёнка, провести лечение на начальной
стадии заболевания или необходимые оздоровительные мероприятия. У
ребёнка первоклассника появляются иные условия жизни: новый
коллектив, новые обязанности, новые впечатления о школьной
деятельности, а самое главное – большие нагрузки. Задача родителей –
помочь ребёнку приспособиться ( адаптироваться) к этим условиям. Как же
это сделать?
Прежде всего, необходимо организовать правильный режим дня
первоклассника. И я начинаю составлять наиболее приемлемый режим
дня для ребёнка вместе с родителями, а в четвёртом классе работаю над
проектом «Режим дня» с самими учащимися.
Необходимым условием здоровьесбережения является полноценное
питание. Это тема специального родительского собрания. В ходе
реализации программы «Разговор о правильном питании» материал для
мероприятий с детьми и бесед с родителями беру из одноимённой книги
М: Нестле Фуд, 2003г.,которая предоставляет возможность составить
календарно – тематическое планирование.
Тема следующего родительского собрания «Физическая культура. Что
это такое и зачем она нужна школьникам?». Все родители время от
времени вспоминают, что в их школьные годы в программе обучения был
такой предмет «физра». И что греха таить, многие из нас вспоминают его
без особого удовольствия. С чем это связано? Традиционное отношение к
физкультуре у взрослых достаточно безразличное. Математика царица
наук, краеугольный камень образования. Чтение, русский язык,
изобразительное искусство и другие предметы тоже дают нужные знания. А
какие знания даёт физкультура? Бегать и прыгать дети умеют, не учась
этому в школе… Между тем физическая культура – это несравненно
больше, чем «второстепенный» школьный урок, на котором тебя учат
прыгать, бегать и подтягиваться. Человеку необходимы культура тела,
культура питания, культура движений, культура поведения, которые
составляют в целом культуру здоровья. И оставаться здоровым вовзрослой жизни, познавать культуру здоровья надо с самого раннего
детства, а урок физкультуры – важная составляющая культуры здоровья,
главный фактор становления и сохранения здоровья. В этом году я
выпускаю ещё один (очередной) 4 класс, в котором вела работу по
оздоровительную работу по этой системе. Результат даёт положительную
динамику. И это радует. Значит система работает. Здоровье наших детей – это
самое важное!
20182019 уч.год