Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Оценка 4.6

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
классное руководство
1 кл
27.01.2019
Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе
На сегодня одной из приоритетных задач для учителя является здоровьесбережение учащихся. Поступая в 1 класс, дети уже имеют серьёзные отклонения от нормы состояния здоровья . Поэтому учителю , особенно начальных классов, необходимо в системе работать над сохранением здоровья учащихся. В своей работе по здоровьесбережению я уже использую определённую систему на протяжении нескольких лет, которая даёт положительные результаты. Хочу поделиться опытом работы в этом направлении с коллегами. Буду рада. если мой небольшой опыт поможет.
Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий.doc
Методическая статья  для учителей начальной школы «Система работы по сохранению      и        укреплению здоровья        у детей начальной школы»                                                         Составитель                            учитель высшей категории ГБОУ ООШ №18 г.Новокуйбышевска Самарской области                                       Татьяна Дмитриевна Ремизова                                                              2019 год Система  работы  по сохранению и укреплению здоровья у детей                                   начальной   школы. Введение.     Здоровье – бесценное  достояние  не  только  каждого  человека, но  и  всего общества. В  последнее  время  всё  очевиднее  становится  катастрофическое  ухудшение  здоровья  младших  школьников. Наряду  с  неблагоприятными   социальными  и  экономическими  факторами  в  качестве  причины   признаётся  и  отрицательное  влияние  школы  на  детей. Идеи   приоритетности  и  значимости  здоровья  и  здорового  образа  жизни  для   развития  цивилизации  не  для  всех  очевидны. Такие  социальные  пороки,  как  бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь   калечат  психическое  и  физическое  здоровье  нации  и  порой  сводят  к   нулю  все  усилия  педагогов  по  воспитанию  и  обучению  подрастающего   поколения.     Проблема  охраны  и  укрепления  здоровья  многогранна и  сложна.  По   данным  НИИ  гигиены  и  охраны  здоровья  детей  и  Российской  академии   медицинских  наук  физиологически  зрелыми  рождается  не  более  14%  детей, количество  здоровых  дошкольников  составляет  лишь  около 10%.  Среди  контингента  детей, поступающих  в  школу, более  20%  имеют   дефицит  массы  тела, 50%  детей  страдают  хроническими  заболеваниями. У детей  4­7  лет  среди  хронических  заболеваний  первое  место  занимают   болезни  костно­мышечной  системы. Увеличилось  количество  детей  низкого роста, с  дефицитом  массы  тела: уровень  физического  развития  не   соответствует  биологическому  возрасту, возрастает  число  функциональных отклонений, возникающих с  возрастом.         Известно, что  растущий  организм  ребёнка  в  силу  особенностей   обмена  веществ, наличия  критических  периодов  роста  и развития  , особо   чувствителен  к  воздействию  факторов  внешней  среды, а  также  к   дефициту  жизненно  важных  питательных  веществ.          Здоровье – основа  формирования  личности  и  один  из  факторов   успешного  обучения. В  этой  связи   уместно  привести  слова   замечательного  педагога  В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил  нас  в  том, что  примерно  у  85%  всех  неуспевающих  учеников  главной  причиной   отставания  в  учёбе  являются  плохое  состояние  здоровья, какое­нибудь   недомогание  или  заболевание».          Сохранение  и  укрепление  здоровья  учащихся  являются   перспективными  формами  оздоровления  всего  общества. Поэтому  забота о  здоровье  учащихся – важнейшая   обязанность  школы, отдельного  учителя и  самого  ребёнка. Актуальность  проблемы.   К  сожалению, отсутствует  целостная  и  целенаправленная  система   формирования  культуры  здоровья  населения. А  именно:  1. Отсутствие  последовательной  и  непрерывной  системы  обучения   ЗОЖ. 2. Отсутствие  интегрированности  в  решении  проблем, связанных со   здоровьем  населения. 3. Низкий  уровень  санитарно­гигиенической, просветительской  работы:  просветительская  работа  направлена  на  лечение, а  не  на   предупреждение  заболеваемости. При  этом  не  раскрываются   факторы  риска  и, главное, ­ пути  их  преодоления, не  выявляются   функциональные  возможности  организма  в  противодействии   неблагоприятным  влияниям  как  окружающей, так  и  социальной   среды, в  устранении  начальных  признаков  заболевания. Вместо  этого  упор  делается  на  лекарственные  и  технические  средства  лечения  и   восстановления  здоровья. 4. Отсутствует  мода  на  здоровье. Средства  массовой  информации  мало внимания  уделяют  формированию  гармоничного  развития  человека. 5. Мало  внимания  уделяется  вопросам  формирования  культуры   отдыха.                                                                                                               В  современных  условиях  модернизации  российского   образования  основные  функции  учителя  начальных  классов  сводятся не   только  к  обучению  и воспитанию, но  и  к  усилению  внимания  к   таким  важным  качествам, как  культура  поведения, усвоение   этических  норм, сформированность  ценностных  отношений, но,  учитывая  состояние  здоровья  современных  детей, актуализируется   проблема  формирования  ценностного  отношения  к  собственному   здоровью  и  здоровью  окружающих  людей, так  как  стрессовые   социальные, экологические  и  психические  нагрузки  всё  чаще   приводят  к  отклонениям  нравственного  и  физического  здоровья   подрастающего  поколения.                                                                Здоровьесберегающая  педагогика, главная  отличительная  черта которой – приоритет  здоровья  среди    других  направлений  учебно­  воспитательной  работы  начальной  школы, включает: ­ последовательное  формирование  в  школе  здоровьесберегающего   образовательного  пространства  с  обязательным  использованием  всеми   педагогами  таких  технологий, чтобы  получение учащимися  образования   происходило  без  ущерба  для  здоровья;                                                                ­ а  также  воспитание  у детей  культуры  здоровья, под  которой  понимают   не  только  грамотность  в  вопросах  здоровья, достигаемую  в  результате   обучения, но  и  практическое  воплощение  потребности  вести  здоровый   образ  жизни, заботиться  о  собственном  здоровье.                                               Основные  приоритеты  педагогики  оздоровления.                                          1. Здоровый  ребёнок – практически  достижимая норма  детского  развития.    2. Оздоровление – не  совокупность  лечебно­профилактических  мер, а   форма  развития  психофизических  возможностей  детей.                                    3.Индивидуально­ дифференцированный  подход – основное  средство   оздоровительноразвивающей работы  с  учащимися.                                          Цель  здоровьесберегающих  технологий – обеспечить  школьнику    возможность  сохранения  здоровья  за  период  обучения  в  школе,  сформировать  у  него  необходимые  ЗУН  по  здоровому  образу  жизни,  научить  использовать  полученные  знания  в  повседневной  жизни.              В  здоровьесберегающем  обучении  применяются  две  группы  методов:  специфические ( характерные только  для  педагогики  оздоровления)  и   общепедагогические ( применяемые  во  всех случаях   обучения  и   воспитания). Только оптимальное  сочетание  этих  методов  в   соответствии с методическими принципами  может  обеспечить   успешную реализацию  комплекса  задач  здоровьесбережения.                                         В  качестве  основополагающих  принципов  здоровьесбережения  можно   выделить:                                                                                1) Создание  образовательной  среды, обеспечивающей  снятие  всех   стрессообразующих факторов  учебно­воспитательного  процесса.                     Атмосфера  доброжелательности, вера  в  силы  ребёнка,  индивидуальный  подход, создание  для  каждого  ситуации  успеха   необходимы  не только для познавательного развития  детей, но и  для  их   нормального  психологического  состояния.                                                      2) Творческий  характер  образовательного  процесса.                                                Обучение  без  творческого  заряда  неинтересно, а  значит, в  той   или  иной  степени, является  насилием  над  собой  и  другими.  Возможность  для  реализации  творческих задач  достигается   использованием  на  занятиях, уроках  и  во  внеурочной  работе  активных   методов и форм  обучения.                                                                                   3) Обеспечение  мотивации  образовательной  деятельности.                     Ребёнок   должен быть  эмоционально  вовлечён  в  процесс   социализации, что  обеспечивает  естественное  повышение работоспособности  и  эффективности  работы  мозга    не  в  ущерб   здоровью.                                  4) Построение  учебно­воспитательного  процесса  в  соответствии с   закономерностями   становления  психических  функций.                             Прежде  всего  имеется  в  виду   переход  от  совместных   действий  к самостоятельным, переход  от  развёрнутых  поэтапных  действий   к  свёрнутым  и  автоматизированным. 5) Предпочтение  значимого  осмысленного   содержания  при  освоении   нового  материала, принцип  целостности. 6) Учёт  системного строения  высших  психических  функций. 7) Осознание  ребёнком  успешности  в  любых видах деятельности. 8) Рациональная  организация  двигательной  активности. 9) Обеспечение  адекватного  восстановления  сил.               Смена  видов  деятельности, регулярное  чередование  периодов   напряжённой  активной  работы  и  расслабления, смена  произвольной  и   эмоционально  активизации  необходима  во  избежание  переутомления   детей. 10) Обеспечение  прочного  запоминания.               Научно  обоснованная  система  повторения – необходимое   условие  здоровьесберегающих технологий. 11) Комплексная  система  закаливания. Причиной  возникновения  и построения  системы  работы  по   здоровьесбережению  учащихся  оказалось  резкое  снижение  успеваемости моих  второклассников  и  значительное  количество  пропусков  по   болезни  в  2010­11 учебном  году. Это  побудило  меня  усиленно  заняться углубленным  изучением  психолого­педагогической  литературы   по   здоровьесбережению. Подробное  знакомство  с  медицинскими  картами   моих  ребят  показало, что  53%  из  них  уже  страдают  хроническими   заболеваниями; 31% учащихся – нарушением  осанки, 12%  имеют   подготовительную  группу  здоровья.      Я  обратилась  за  помощью  к   школьному  психологу, попросив  её  провести  в  середине  второго   учебного  года  анкетирование  для  определения  школьной  мотивации   учащихся ( автор  Лусканова  Н.Г.).  Результаты  показали, что  количество учеников  с  высокой  школьной  мотивацией  сократилось  на  17%, с   хорошей  школьной  мотивацией­ на 8%. Тогда  я  стала  анализировать   всю  свою  работу, с  целью  найти  причины  снижения  интереса  к   учению. Планирование  учебно­воспитательной  работы  с  классом   составлено  методически  грамотно, что  подтверждают  проверки   администрации.          Как  помочь  детям? Как  сделать  так, чтобы  они  начали  жить     активной, полноценной  и  интересной  жизнью  школьника, погружаясь  в   глубины  науки? Как  организовать  учение  в  школе  так, чтобы  оно вызывало  прилив  энергии  и  было  в  радость? Эти  вопросы  не  давали   мне  покоя  до  конца  того  учебного  года. Ведь  с  этой  проблемой  я   встретилась  впервые  за  многие  годы  работы  в  школе. Ответы  на  них  я искала  со  своими  самыми  первыми  помощниками­родителями. Так   постепенно  пришла  к  выводу, что  учебный  процесс  надо строить  с   учётом  состояния  здоровья  детей, сбережением  их  здоровья   необходимо   заниматься  при  обучении  по  любой  программе   систематически и  комплексно. Система работы.           Первое, что  мы  организовали  с  родителями, это  поездку    всем  классом  в  оздоровительный  лагерь  «Берёзки». Попали  на  заезд  с  12   апреля  по  май­ самое  «утро  года». В лагере  я  жила  вместе  с  ребятами. За период  пребывания  в лагере  ребята  открылись  мне  совершенно с  другой   стороны. Им  было  интересно  всё, что  там  происходило. Доставляли   удовольствие    даже  лечебные  процедуры. Было  решено  эту  возможность   оздоровления  использовать  каждый  год. Наблюдая  за  детьми  в  лагере, я   сделала  для  себя вывод: им  не  хватает  двигательной  активности  в  стенах  школы.        К  началу  следующего  2011­12  учебного  года  я  рассмотрела  все   возможные  варианты  работы  по  сохранению  и  укреплению  здоровья   ребят, по  поддержке  их  работоспособности  и  интереса  к  обучению.             В  свою  систему  работы  я  решила  не  включать  ничего  принципиально   нового  для  себя, просто  комплексно  использовать  для  решения  проблемы  имеющиеся  возможности  здоровьесбережения  школьников.        Система  работы.        Основной  формой  учебного процесса  был  и  остаётся урок. Для   повышения  его  эффективности  необходимы  двигательные  минутки,  которые  позволяют  снять  физиоологическую  усталость  и  расслабиться,  прислушаться  к  себе  и настроить  свой  организм  на  плодотворную  работу. Систематическое  проветривание кабинета  и  включение   аэрогидроионизатора  позволяют  сменить  кислородное  насыщение   помещения  и  создать  благоприятные  условия  для  занятий.  Начало урока  с  комплекса гимнастических  упражнений  даёт  возможность   мобилизовать  внимание  учащихся. Комплекс  состоит  из  4­7­ми   общеразвивающих  упражнений  и  выполняется в  течение 5­ти  минут. При   выборе  составляющих  гимнастики  учитываю, с  какого  именно  урока   начинается  учебный  день, так  как урок  с  большей  письменной нагрузкой требует  упражнений  мелкой  моторики, а  урок, связанный с чтением,  требует наличия  упражнений  для  тренировки  зрительного  аппарата. Чтобы  учебная  нагрузка  соответствовала возрасту   и  индивидуальным   возможностям  каждого ребёнка, стараюсь  в  течение  урока  4­6  раз  менять   виды деятельности. Гиперактивным  ученикам  во  время устной  работы   позволяю  стоять, что  не  отвлекает  внимания  других  учащихся от  работы. На каждом  уроке  провожу  физкультурные  минутки, которые  занимают 1­3  минуты.Их  цель­ предупреждение  утомления, восстановление  умственной   работоспособности, профилактика  нарушений  осанки. Физкультурные паузы  даю  самые разные: гимнастика  для  глаз; гимнастика для  улучшения  слуха; ­ упражнения  для  снятия  общего  или  локального  утомления; ­ упражнения  для  кистей рук  и  пальцев; ­ ­ ­ упражнения  для  профилактики плоскостопия; ­ упражнения, корректирующие  осанку; ­ дыхательная  гимнастика; ­ артикуляционная гимнастика. В  комплекс  включаю  3­4­е  физических  упражнения. Физминутки  даю  в   стихотворной  форме, так  как  это  позволяет  не  только  снять  усталость,  но  и  развивает  память. Особенно  эффективны  физминутки, которые   проводят  сами  дети.  Мозгом  младшего  школьника  учебная  информация  воспринимается  легче   и  быстрее  через  многоцветье. Эту  физиологическую особенность  детей   начальных классов  я  учитываю, используя  яркие  наглядные  пособия Можно  реализовывать  здоровьесберегающие  технологии, используя  на   различных  уроках  материалы  по  охране  здоровья.  На  уроках  русского  языка, например, даю самые  разные  задания, применяя  тексты, пословицы  и  поговорки  о здоровье, пишу  с  детьми  сочинения­  рассуждения  о  пользе  здорового  образа  жизни. На  уроках  литературного   чтения  провожу  обсуждение  прочитанного  с  выводами  о  способах  сохранения здоровья.Большие  возможности  для  использования этого   материала  дают  интегрированные  уроки  математики  и  окружающего   мира.Например. ­ Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет  75%   витаминов.Картофель, очищенный и  сваренный целыми  клубнями –  60%, а  порезанный  кусками­ 35%. На  сколько…? ­ Четыре  яблочных  зёрнышка  заменяют суточную  дозу  йода  в   организме. Сколько таких  зёрнышек  нужно  съесть, чтобы  пополнить   недельный запас йода в организме? ­ Самая  чистая  вода  и  самая  полезная  ­ талая, в  первые  6  часов   после  размораживания. Не  маловажно  соблюдение  на  уроке  психологического  климата  с   преобладанием  положительных  эмоций  и  использованием  музыкальных   пауз  для  эмоциональной  разгрузки.            Дети  младшего  школьного  возраста  наиболее  восприимчивы  к   получению  и  усвоению  любой  информации, поэтому  целесообразно   использовать  школьные  занятия  для  обучения  детей  основам   здорового   образа  жизни. В начальных  классах  необходимо  проводить  уроки  здоровья, на  которых  должны  закладываться  навыки  соблюдения  правильного   режима  дня, гигиены, рационального  питания, негативного  отношения  к   вредным  привычкам.   Американский  фонд  здоровья  разработал  образовательную  программу   для  школьников «Знай  своё тело». В  России  на  основе  этой  программы   издано  руководство  для  учителей  начальных  классов « Познай  себя» (М.Л.Лазарев, 1992 г.). Программа  «Познай  себя»  представляет  собой   доступный  для  детей курс  гигиенических  и  медицинских  знаний  и   навыков, направленный  на  формирование  здорового  образа  жизни.  Используя  данную  программу, я  выбрала  для  себя  основные  темы  для   проведения  уроков  здоровья: 1) Понятие  о  здоровом  и  больном  организме, хорошем  и плохом  самочувствии. 2) Значение  соблюдения  режима  дня  и  необходимости  подвижного   образа  жизни, физических  упражнений  для  укрепления  здоровья. 3) Особенности рационального  питания  детей; заболевания, связанные       с  неправильным  питанием. 4) Гигиенические  навыки  и  их  роль  в  профилактике  заболевания   зубов, желудочно­кишечного  тракта, педикулёза. 5) Вредные  привычки  у  детей (курение, алкоголь,токсикомания,  наркомания), их  связь  с  возникновением  заболеваний  человека. 6) Основы  полового  воспитания   младших  школьников. 7) Правила  безопасности  жизнедеятельности. 8) Экстремальные  ситуации, определение  потенциальной  опасности,  необходимость  точных действий  детей  в  экстремальных  случаях. Проведение  данных  уроков  начинаю  с  первого  класса.  К  четвёртому  классу  постепенно  происходит  углубление  и   усложнение  содержания  учебного  материала.По  каждой  теме  детям  рекомендую  список  книг, необходимых  для  прочтения.Кроме  того,  каждый  раздел  включает  дополнительные  виды  деятельности:   ­ чтение  стихов, сказок , рассказов; ­ постановка  сценок, спектаклей; ­ разучивание  и  прослушивание  песен; ­ подвижные  игры  и  физические  упражнения  на расслабление,  концентрацию  внимания, развитие  воображения; ­ рисование  и  раскрашивание  рисунков; ­ ­ составление  и  решение  кроссвордов; выполнение  проектов. Материал  беру  из  книг  «50  уроков  здоровья  для  больших  и  маленьких» ( Н.Коростылёв)   и  « Азбука  здоровья  в  картинках»  (К.Люцис).                  Уже  40 лет  я  веду  уроки  физкультуры  сама, и, накопив   определённый  багаж  знаний  и  опыта, знаю, что  учителя  часто   сталкиваются  с  проблемой  поиска  материалов  на  спортивную тему.  Книг  по  физической  культуре  много, но  найти  доступный, и  в  то же   время  познавательный  материал  сложно. В выборе  такого  материала   мне  помогает  учебник  для  учащихся   начальной  школы « Мой  друг­  физкультура» ( В.И.Лях), в  котором  вся  теория  физической  культуры   излагается  доступно  и  в  системе.         Зная  о  том, что  в  младшем  школьном  возрасте  ведущей  является   игровая  деятельность, я  стараюсь  проводить  свои  уроки  физкультуры  в игровой форме, когда  сухие строчки  программы  превращаются  в   удивительные  и  увлекательные  минуты, и  маленький  человек ( мой   ученик) может  проявить  себя, показать  свои  способности. Любая  игра,  даже  учебная, требует  соблюдения  определённых  правил, которые  я   составляю  вместе  с  детьми. Соблюдать  правила  должен  каждый   участник  игры.  Вот  они: ­ Играйте  честно, дружно. Правила  в  игре – законы, которые  надо   соблюдать. В  игре  проявляйте  больше  смекалки ( не  нарушая   принятых  правил) ­ Играя  с  товарищами, помните, что  вы  не  одни (не выставляйте  себя,  дайте  играть  другим). ­ В  игах­поединках  выбирайте  противников, равных  по  силам.  ­ Старайтесь  всё  время  выручать  товарищей  по  команде. Закон  игры:  один  за  всех  и  все  за  одного. ­ Будьте  спокойны  и  уверены  в  себе. Так  вернее  прийти  к  победе. ­ Обязательно  слушайте  руководителя  игры: он­ главный  судья.  Подчиняйтесь  капитану  команды: в  игре  он  старший. ­ Победив, не  зазнавайтесь ( ведь  можно  играть  ещё  лучше). Не   смейтесь  над  проигравшими. Помните: в  игре  вы­ противники, вне   игры­ товарищи. ­ Проиграли – не  унывайте. Поблагодарите  победителя  за  науку;  постарайтесь  взять  верх  при  следующей  встрече. ­ В  игре  не  сердись  на  того, кто  нечаянно  толкнул  или  наступил  на   ногу. ­ Судьёй  должны  быть  довольны  и  победители, и  побеждённые! Для  соблюдения  правильного  режима  двигательной  активности   младших  школьников  целесообразно  планировать  подвижные  перемены   и  динамические  паузы. Они  способствуют  лучшему  восприятию   учебного  материала, физическому  развитию  и  воспитанию  волевых   качеств. Динамические   паузы, как  правило, провожу  в  середине  рабочего  дня,  на  третьем  уроке. При  хорошей  погоде  лучше  заниматься   на  улице,      в  плохую  погоду – в  хорошо  проветриваемом  помещении. В  программу  динамических  пауз  можно  вводить  общеразвивающие  упражнения,  ритмическую  гимнастику, подвижные  игры. Активный  отдых  на  свежем  воздухе  приносит  больше  пользы  организму, чем  в  помещении  школы.  Проведение  подвижных   пауз  и  перемен  в  системе  оказывает   закаливающее  и  оздоровительное   воздействие   на  детский  организм.  Игровая  форма  проведения   динамических  пауз  и  подвижных  перемен   помогает  детям  стать  более  организованными  и  самостоятельными,  благодаря  соблюдению  правил.               Тематические  уроки   по  основам  безопасности   жизнедеятельности  позволяют  использовать  различные  виды  работы. Вот  некоторые  из  них: театрализованные  представления «ОБЖейка»  по  ПДД; ­ экскурсия  в  Самарский  музей  пожарной  службы; ­ знакомство  с  различными  видами  спорта (оформление раскладушки); ­ ­ приглашение  сотрудников  Социальной  гостиницы  и  проигрывание  с   их  помощью  и  участием  жизненных  ситуаций  по  темам, касающимся сохранения  жизни  и  здоровья. Например, урок –игра «Один  дома»;  ­ для  пропаганды  и  вовлечения   учащихся  в  спортивную  жизнь   школы  и  города, выступаю  организатором  встреч   с   профессиональными  спортсменами  ( внеклассное  мероприятие «Если  хочешь  быть  здоров…»    и   встреча  с  моей   выпускницей, а  ныне   известной  спортсменкой  нашего  города и  области, Татьяной   Ёлчевой). Внеклассная  работа, без  которой  немыслима  деятельность  учителя  как   классного руководителя, позволяет  применять  здоровьесберегающие   технологии  с первых  школьных  дней. Это  лишь  неполный  список  наиболее  эффективных  форм  внеклассной   работы: ­ «День  здоровья»; ­ организация  соревнований  с  группой  д/с  коррекции  речи  «Ветерок»  на  базе  школы; ­ проведение  спортивных  соревнований  с  ребятами  параллельного    ­ класса ( только  первые  места); активное  участие  в  школьных играх  «Весёлые  старты» (призовые   места); ­ ­ ­ городской  фестиваль  детских  подвижных  игр (пятое  место  и   призовые  места  в  отдельных  эстафетах);  городская  игра «Перестрелка» ( достойное  соперничество  в  своей   подгруппе); ежегодный  выезд  в  лагерь «Берёзки» (только  призовые  места  в   спортивных  соревнованиях  и других  конкурсах). создание  благоприятного  морального  климата  в  семье; тесная, искренняя  дружба  детей  и  родителей; Результатом  этой  работы  является  повышение  интереса  учащихся  к   профессиональному  спорту. Мои  ученики – активные  члены  различных   спортивных  секций: футбол, баскетбол, плавание, шахматы, борьба (25%   детей  посещают  спортивные  секции  нашего  города; есть  призёры   областных  соревнований  по плаванию).              Каждый  родитель  хочет  видеть  своего  ребёнка  прежде  всего   здоровым  и  успешным. По  моему  глубокому  убеждению, именно  в   семье  закладываются  основы  бережного  отношения  к  себе  и  к своему   здоровью, составляющими  частями  которого  являются:  ­ ­ ­ повышенное  внимание  к  состоянию  здоровья  всех  членов  семьи. Тематический  лекторий  позволяет  родителям  по  иному  взглянуть  на  свои  отношения  с  собственными  детьми, увидеть  в  них  личность  и   помочь  её  развитию. Присутствуя  на  уроках  традиционной  родительской  субботы, взрослые   видят  своих  чад  в  рабочей  обстановке. И  им  становится  понятно, в   какой  помощи  нуждается  их  ребёнок  дома. Индивидуальные   собеседования   с  учителем  глубже  раскрывают  проблемы  каждого   ребёнка  и  эффективно  помогают их  решению. Родительские  собрания  провожу    совместно  с  психологом    школы.  Поддерживаю  тесный  контакт  с  педиатром  Ефимовой  З.П.,  курирующим  нашу  школу. На  таких  собраниях  стараюсь  дать   необходимую  информацию  о возрастных  и  психологических   особенностях   организма  ребёнка  младшего  школьного  возраста;  основных  гигиенических  нормативах его труда и отдыха. На  первом   в  учебном  году  родительском  собрании  провожу   анкетирование, которое  позволяет  составить  психологический  портрет   каждой  семьи. В  разделе  «Сведения  о  семье»  мною  используются   следующие  вопросы: 1) Курит  кто­либо  из  взрослых   членов  семьи?                                      Кто именно? (Отец, мать, дедушка, бабушка, другие  члены  семьи).       Где  и   когда  курят? (Вне  квартиры, в  нежилых  помещениях, в  жилых   помещениях  при отсутствии  детей, везде  в  присутствии  детей). 2) Употребляют  ли  члены  семьи  спиртные  напитки?             Кто именно? ( Отец, мать, дедушка, бабушка  и другие  члены  семьи ). Как  часто? (По  праздникам,  по  любому  поводу, без  повода,  систематически).                        В  разделе «Сведения  о  ребёнке» родители  дают   следующую  информацию: 1) Состояние  здоровья  ребёнка. (Болеет  часто, болеет 2­3­и  раза в  год,  практически  не  болеет). 2) Посещение  спортивных  секций. Какую  секцию  посещает? С  какого  времени? Успешность  занятий.(Высокая, средняя, низкая,  пока  не  определена). Заинтересованность  ребёнка.(Высокая, средняя, низкая).  3) Соблюдение  режима  дня. Сон. (Ложится  и  встаёт  всегда  в  одно  и  то  же  время; ложится  и   встаёт, когда  захочет; встаёт  по  необходимости; вовремя, но  трудно.)  Прогулки  и игры на  открытом  воздухе. (Практически  не  гуляет; 1­2  или 3­4 часа; в  хорошую  погоду  проводит на  улице  всё  свободное   время; гуляет  в  любую погоду, пока  не  позовёшь  домой.) Подготовка  домашних  заданий.(Сразу  после  школы; после  дневной   прогулки; вечером;  утром до  школы.)           Телевидение /компьютер/  и  ребёнок. (Смотрит  телевизор  ежедневно ;  смотрит телевизор  по выходным; практически  не  смотрит.)  4) Гигиенические  навыки. Выполнение  требований  гигиены. (Стало  привычкой; пока  не стало   привычкой; встречает  сопротивление.) Соблюдение требований  правильной  посадки  при  работе  за столом. (Правильную  позу  соблюдает  без  напоминаний; приходится  иногда   немного  напоминать; приходится  систематически  контролировать.) Соблюдение  правил  правильной  посадки  при  игре, чтении, просмотре телепередач. (Всегда  следит за собой; приходится  иногда  напоминать; приходится   систематически  контролировать; бесполезно говорить, сидит так, как  ему  удобно.) 5) Практические  умения. Умение  оказать  первую  помощь  при  ушибе, царапине, ссадине. (Умеет  помочь  себе; умеет  помочь  другому; не  умеет оказывать  помощь.)            Умение  вести  себя  при  заболевании.           (При  кашле  и  насморке; при  тошноте; при  температуре.)              Умение  вести  себя  при  заболевании  близких.           (Изоляция; режим  тишины; оказание  посильной  помощи  больному.) Анализ  анкетных  данных  позволяет спланировать  работу  с  родителями.  Беседы  для  родителей  составляю, используя  материал  брошюр  серии «Ваш ребёнок: азбука здоровья  и  развития». С  первого  класса  веду  разговор  с  родителями  о  том, что  поступление  в   школу – переломный  момент  в  жизни  каждого  6­7  летнего  ребёнка. Если   раньше  главным его  занятием была  игра, то теперь – учёба, требующая   внимания  и  дисциплины. Маленький  человек должен  полностью изменить   прежний  уклад  жизни. На его хрупкие  плечи  ложится  большая нагрузка. А  ведь  в  этом  возрасте  ребёнок  непрерывно  растёт, все системы  детского   организма  находятся  в  стадии  формирования, и  поэтому  чувствительны  к  различным  воздействиям. Напоминаю  родителям, что учёба – это   интересная, но  нелёгкая  для детей  работа, и  нужно  сделать  всё  от них   зависящее, чтобы сохранить здоровье  ребёнка, ставшего учеником. Первая   забота  родителей  первоклассника – его  своевременный  и  полный   медицинский  осмотр, который  позволит  в  случае  обнаружения  каких –  либо  отклонений  в  здоровье ребёнка, провести  лечение  на начальной   стадии  заболевания  или  необходимые  оздоровительные  мероприятия. У   ребёнка­  первоклассника  появляются  иные условия  жизни: новый   коллектив, новые  обязанности, новые  впечатления  о  школьной   деятельности, а  самое  главное – большие  нагрузки. Задача родителей –  помочь  ребёнку  приспособиться ( адаптироваться) к  этим условиям. Как же  это  сделать? Прежде  всего, необходимо  организовать  правильный  режим дня   первоклассника. И  я  начинаю  составлять  наиболее  приемлемый  режим   дня  для  ребёнка  вместе  с  родителями, а  в  четвёртом  классе  работаю  над проектом  «Режим дня»  с  самими  учащимися.           Необходимым условием  здоровьесбережения  является  полноценное   питание. Это тема  специального  родительского  собрания. В  ходе   реализации  программы «Разговор  о  правильном  питании» материал  для   мероприятий  с  детьми  и  бесед  с родителями  беру  из одноимённой  книги   М: Нестле Фуд, 2003г.,которая  предоставляет  возможность  составить   календарно – тематическое  планирование.            Тема следующего  родительского  собрания «Физическая  культура. Что это  такое  и  зачем  она  нужна  школьникам?». Все  родители  время от   времени  вспоминают, что  в  их  школьные  годы  в  программе обучения  был  такой  предмет «физра». И   что  греха  таить, многие  из нас  вспоминают  его  без  особого  удовольствия. С чем  это  связано? Традиционное  отношение  к   физкультуре  у  взрослых  достаточно  безразличное. Математика­ царица   наук, краеугольный  камень  образования. Чтение, русский  язык,  изобразительное  искусство и  другие  предметы  тоже дают нужные  знания. А какие  знания  даёт  физкультура? Бегать  и  прыгать  дети  умеют, не  учась   этому в  школе… Между  тем физическая  культура – это  несравненно   больше, чем  «второстепенный»  школьный  урок, на  котором  тебя  учат   прыгать, бегать  и  подтягиваться. Человеку  необходимы  культура тела,  культура питания, культура  движений, культура  поведения, которые   составляют  в  целом  культуру  здоровья. И  оставаться  здоровым  во взрослой  жизни, познавать  культуру  здоровья  надо  с  самого  раннего   детства, а урок   физкультуры – важная  составляющая   культуры  здоровья,  главный  фактор  становления  и  сохранения  здоровья. В этом году я  выпускаю ещё один (очередной) 4 класс, в котором вела работу по  оздоровительную работу по этой системе. Результат даёт положительную  динамику. И это радует. Значит система работает. Здоровье наших детей – это самое важное!                                            2018­2019 уч.год

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2019