Система работы по применению проектных технологий.
Из опыта работы.
Выступление на МО учителей начальной школы.
Подготовила: Балнова Е.М.,
учитель первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ №103» г.Воронежа
Поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения.
Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов.
Участвуя в организации и проведении окружной научно-практической конференции проектных и исследовательских работ «Интеллект – 2013» Зеленоградского округа города Москвы для учащихся 1-4 классов 21.04.2013г., я выступала с сообщением на тему: «Проектная деятельность в начальной школе», в котором осветила главные цели, задачи и идеи метода проектов в начальной школе.
Главная идея метода проектов - направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы.
Метод проектов:
- формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивает, в первую очередь, исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки;
- формирует не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- приоритетно нацелен на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывает принцип связи обучения с жизнью.
Выполнение проекта позволяет ученику
развить виды деятельности:
• мышление;
• поиск информации;
• анализ, экспериментирование;
• принятие решения;
• самостоятельная работа и работа в группах;
• применение и углубление знаний, а также проявить и развить творчество,
активность, инициативу.
Проектная деятельность, с точки зрения учащегося, - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проектная деятельность, с точки зрения учителя, - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем реализации задач, вытекающих из неё.
Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения». И, как показывает опыт работы, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
На протяжении 2012-2019 г.г. мною изучены принципы проектной деятельности, её влияние на развитие личности учащихся начальной школы. Я изучила педагогические и психологические научно-методические издания, которые помогли мне раскрыть аспекты данной работы: историческое развитие проектного метода, его роль в развитии личности, понятия «проект», «метод проектов», «проектная деятельность»; требования к проектам, классификацию проектов, выполнение презентаций проектов; особенности осуществления проекта в начальной школе. Я проанализировала готовность младших школьников к проектной деятельности, рассказала о своём опыте и опыте коллег в этом вопросе. Учащиеся моих классов каждый год участвуют в создании творческих проектов.
Выполнение учащимися творческих и исследовательских проектов предметного и межпредметного характера
Список проектов учащихся
Учебный год |
Перечень работ |
Выход на аудиторию |
Участники |
Результат |
2013-2014
5 работ |
«Планеты солнечной системы» |
Урок окружающего мира в 4 классе |
Все учащиеся 4 класса |
Оформление выставки работ учащихся, создание альбома с творческими проектами учащихся
|
«Природа России» |
Открытый урок окружающего мира в 4 классе |
Все учащиеся 4 класса |
Оформление выставки работ учащихся |
|
«Страницы Всемирной истории» |
Открытый рок окружающего мира в 4 классе |
Все учащиеся 4 класса |
Оформление выставки работ учащихся, создание альбома с творческими проектами учащихся
|
|
«Такие разные праздники» |
Открытый урок окружающего мира в 4 классе |
Все учащиеся 4 класса |
Оформление выставки работ учащихся, создание альбома с творческими проектами, размещение материалов в сети Интернет
|
|
«Бисер сквозь века и десятилетия. Возрождение искусства бисероплетения» |
Научно-практическая конференция в МБОУ «Школа №46» г. Рязани «Дерзайте, вы – талантливы!» 27.02.2014 г. |
Газыева Альвина, Ступак Артём |
Участники проекта награждены грамотами за участие в конференции.
|
|
2014-2015
6 работ |
«Я и моя семья» |
Урок окружающего мира в 1 классе |
Все учащиеся 1 класса |
Оформление выставки работ учащихся, осознание значимости своей семьи
|
«Я и мой класс» |
Урок окружающего мира в 1 классе |
Все учащиеся 1 класса |
Сплочение детского коллектива, осознание своего места в нем, оформление выставки работ
|
|
«Мои животные». |
Классный час в 1 классе |
Все учащиеся 1 класса |
Оформление выставки работ, самореализация, самооценка |
|
«Моя Азбука». |
Внеклассное мероприятие «Прощание с Азбукой!» |
Все учащиеся 1 классов |
Участие во внеклассном мероприятии, оформление выставки работ, сплочение детского коллектива, осознание величия русского языка |
|
«Витамины в нашей жизни». |
Классный час в 1 классе |
Все учащиеся 1 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме
|
|
«Моей семьи война коснулась» |
Классный час в 1 классе |
Все учащиеся 1 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме.
|
|
2015-2016
6 работ |
«Родной город» |
Урок по окружающему миру во 2 классе |
Все учащиеся 2 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме |
«Красная книга» |
Урок по окружающему миру во 2 классе |
Все учащиеся 2 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме |
|
«Города России» |
Урок по окружающему миру во 2 классе |
Все учащиеся 2 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме |
|
«Профессии» |
Урок по окружающему миру во 2 классе |
Все учащиеся 2 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме |
|
«Моя родословная» |
Урок по окружающему миру во 2 классе |
Все учащиеся 2 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме |
|
«Страны мира» |
Урок по окружающему миру во 2 классе |
Все учащиеся 2 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме, толерантное отношение к людям во всем мире
|
|
2016-2017
7 работ |
«Богатства, отданные людям». |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Все учащиеся 3 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме
|
«Разнообразие природы родного края» |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Все учащиеся 3 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме
|
|
«Математическая сказка» |
Урок по математике |
Все учащиеся 3 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме
|
|
«Школа кулинаров» |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Все учащиеся 3 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме.
|
|
«Кто нас защищает» |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Все учащиеся 3 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме.
|
|
«Экономика родного края» |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Все учащиеся 3 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме.
|
|
«Музей путешествий» |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Все учащиеся 3 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме.
|
|
2017-2018 4 работы |
«Планеты солнечной системы» |
Урок окружающего мира в 4 классе |
Все учащиеся 4 класса |
Оформление выставки работ учащихся, создание альбома с творческими проектами учащихся
|
«Природа России» |
Открытый урок окружающего мира в 4 классе |
Все учащиеся 4 класса |
Оформление выставки работ учащихся |
|
«Страницы Всемирной истории» |
Открытый рок окружающего мира в 4 классе |
Все учащиеся 4 класса |
Оформление выставки работ учащихся, создание альбома с творческими проектами учащихся
|
|
«Такие разные праздники» |
Открытый урок окружающего мира в 4 классе |
Все учащиеся 4 класса |
Оформление выставки работ учащихся, создание альбома с творческими проектами, размещение материалов в сети Интернет
|
|
2018-2019 37 работ |
«Детская площадка» |
Урок по технологии» |
Все учащиеся 3 класса |
Оформление выставки работ учащихся, создание альбома с творческими проектами, размещение материалов в сети Интернет
|
«Богатства, отданные людям». |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Все учащиеся 3 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме
|
|
«Разнообразие природы родного края» |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Все учащиеся 3 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме
|
|
«Математическая сказка» |
Урок по математике |
Все учащиеся 3 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме
|
|
«Школа кулинаров» |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Все учащиеся 3 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме.
|
|
«Кто нас защищает» |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Все учащиеся 3 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме.
|
|
«Экономика родного края» |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Все учащиеся 3 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме.
|
|
«Музей путешествий» |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Все учащиеся 3 класса |
Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме.
|
|
«Гипс в нашей жизни» |
Научно-практическая конференция «Перспектива»в МБОУ «СОШ №103» г.Воронежа
|
Лисун Мария |
Участники проекта награждены грамотами за участие в конференции.
|
|
Тайна имён учащихся нашего класса. |
Урок русского языка в 3 классе |
Адерихина Алина
|
Индивидуальные проекты детей по предметам. Оформление вставки работ, создание классного альбома по теме.
|
|
Мир фразеологизмов. |
Урок русского языка в 3 классе |
Астратенко Вячеслав |
||
Задачи в рисунках. |
Урок математики в 3 классе |
Батищев Александр |
||
Тайна глубин Марианской впадины. |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Башкатова Маргарита Сергеевна |
||
Значение пчёл в природе. |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Безрядина Аполиннария |
||
Так ли важен утренний завтрак? |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Беляева Виктория Дмитриевна |
||
Новый год в России и в Британии. |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Головешкина Елизавета
|
||
Загадочные улитки. |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Доровская Анна |
||
Домовой: сказка или быль? |
Урок литературного чтения в 3 классе |
Калинин Кирилл |
||
Домашние опасности. |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Каурковский Никита |
||
Что будет с яйцом без кальция? |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Ковалёв Захар |
||
Как создаются мультфильмы? |
Урок литературного чтения в 3 классе |
Корнюшин Николай |
||
Арифметические действия и их свойства. |
Урок математики в 3 классе |
Леонард Максим |
||
Гипс в жизни человека. |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Лисун Мария |
||
Молоко полезно детям. |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Лихачёв Антон
|
||
Комнатные огурцы. |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Лобашёв Константин
|
||
Роль сотовой связи в жизни людей. |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Маккавеев Мирон |
||
Имена сказочных персонажей в кроссвордах. |
Урок литературного чтения в 3 классе |
Максимчук Сергей |
||
Зебра на пути, или история пешеходных переходов. |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Петляков Артём |
||
Как приготовить мыло в домашних условиях? |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Погорелова Ксения |
||
Волк в русских сказках: образ, характер, роль. |
Урок литературного чтения в 3 классе |
Рубцов Илья
|
||
Завтрашний день книги. |
Урок литературного чтения в 3 классе |
Сергеева Валерия |
||
Военная техника в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Симонов Ярослав |
||
Всё о светофоре. |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Смирнов Александр |
||
Загадочный образ Бабы-Яги. |
Урок литературного чтения в 3 классе |
Смирнова Полина |
||
Хоть пчёлка не велика, но велики её дела. |
Урок по окружающему миру в 3 классе |
Соловьёв Данил |
||
Загадки модульного оригами. |
Урок технологии в 3 классе |
Чернышова Алёна |
||
Тайны вязания крючком. |
Урок технологии в 3 классе |
Шевцова Светлана |
||
Вологодское кружево – достояние Русского Севера. |
Урок технологии в 3 классе |
Яцков Дмитрий |
||
2019-2020 32 работы |
«Планеты солнечной системы» |
Урок окружающего мира в 4 классе |
Все учащиеся 4 класса |
Оформление выставки работ учащихся, создание альбома с творческими проектами учащихся
|
«Природа России» |
Открытый урок окружающего мира в 4 классе |
Все учащиеся 4 класса |
Оформление выставки работ учащихся |
|
«Страницы Всемирной истории» |
Открытый рок окружающего мира в 4 классе |
Все учащиеся 4 класса |
Оформление выставки работ учащихся, создание альбома с творческими проектами учащихся
|
|
«Такие разные праздники» |
Открытый урок окружающего мира в 4 классе |
Все учащиеся 4 класса |
Оформление выставки работ учащихся, создание альбома с творческими проектами, размещение материалов в сети Интернет
|
|
Индивидуальные проекты учащихся |
Уроки по русскому языку, литературному чтению, математике, технологии |
Все учащиеся 4 класса |
Оформление выставки работ учащихся, создание альбома с творческими проектами учащихся
|
Результативность выполнения учащимися творческих и исследовательских проектов (за шесть лет)
Год |
Кол-во ра бот |
Кол-во участников |
Результат |
2013-2014 |
5 |
24 |
Оформление выставки работ учащихся, создание альбомов с творческими проектами учащихся, размещение материалов в сети Интернет. Сплочение детского коллектива, осознание своего места в нем. Участие во внеклассных мероприятиях. Самореализация, и самооценка. Участники проекта «Бисер сквозь века и десятилетия. Возрождение искусства бисероплетения»: Газыева Альвина и Ступак Артем награждены грамотами за участие в научно практической конфернции в МБОУ «Школа №46» г. Рязани «Дерзайте, вы – талантливы!» 27.02.2014 г.. Их работа освещена в сети интернет http://nsportal.ru/albom/2014/09/21/balnova-elena-mikhaylovna/nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-derzayte-vy |
2014-2015 |
6 |
27 |
Оформление выставки работ учащихся. Создание альбомов с творческими и исследовательскими проектами учащихся. Самореализация, самооценка. Осознание значимости своей семьи. Сплочение детского коллектива, осознание своего места в нем. Участие во внеклассных мероприятиях. Осознание величия русского языка. |
2015-2016 |
6 |
25 |
Оформление вставки работ. Создание классных альбомов по темам. Самореализация, самооценка. Сплочение детского коллектива, осознание своего места в нем. Участие во внеклассных мероприятиях. Толерантное отношение к людям во всем мире. |
2016-2017
|
7 |
24 |
Оформление вставки работ. Создание классных альбомов по темам. Самореализация, самооценка. Сплочение детского коллектива, осознание своего места в нем. Участие во внеклассных мероприятиях. |
2017-2018 |
4 |
25 |
Оформление вставки работ. Создание классных альбомов по темам. Самореализация, самооценка. Сплочение детского коллектива, осознание своего места в нем. Участие во внеклассных мероприятиях. |
2018-2019 |
37 |
29 |
Оформление вставки работ. Создание классных альбомов по темам. Самореализация, самооценка. Сплочение детского коллектива, осознание своего места в нем. Участие во внеклассных мероприятиях. Участие в научно-практической конференции. |
2019-2010 |
32 |
28 |
Оформление вставки работ. Создание классных альбомов по темам. Самореализация, самооценка. Сплочение детского коллектива, осознание своего места в нем. Участие во внеклассных мероприятиях. Участие в научно-практической конференции. |
Таким образом, дети активно участвуют в создании творческих и исседовательских проектов предметного и межпредметного характера. Ученики выступают с результатами своих работ на научно-практических конференциях. По результатам деятельности учащихся в классе оформляются альбомы и папки с их работами. Ребята выступают на открытых уроках со своими проектами. Материалы работ выложены в сети Интернет.
Наиболее значимые проекты:
Тема: «Бисер сквозь века и десятилетия. Возрождение искусства бисероплетения» (2013-2014 учебный год).
Проект подготовлен учащимися 4 Б класса МБОУ «Школа №46» города Рязани: Газыевой Альвиной и Ступаком Артёмом. Тема проекта освещена на научно-практической конференции в МБОУ «Школа №46» г.Рязани 27.02.2014 года. Участники проекта награждены грамотами за участие в конференции.
В проекте раскрывается история развития бисероплетения в России, даны характеристики бисера, проведены социалогические исследования учащихся, членов их семей и педагогов на предмет владения ими мастерством бисероплетения, осуществлен эксперимент по созданию бисера из подручных средств, создана коллекция изделий, выполненных своими руками в технике бисероплетения.
Фотографии участия Газыевой Альвины и Ступака Артёма в научно-практической конференции выложены в сети интернет на сайте nsportal.ru
http://nsportal.ru/albom/2014/09/21/balnova-elena-mikhaylovna/nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-derzayte-vy
Тема: «Моей семьи война коснулась» (2014-2015 учебный год).
Создание альбома памяти к 70-летию Победы в Великой отечественной войне. В проекте принимал участие весь класс. В альбоме освещены даты Великой отечественной войны, собран материал о героях-рязанцах, а также родственниках учащихся, принимавших участие в войне. Вложены рисунки и стихотворения о трагических днях военных лет. Работая над проектом, в классе были проведены открытое мероприятие на тему: «Великая война и Великая Победа» 24.04.2015г., выставки рисунков, стенгазет и творческих работ «Моей семьи война коснулась», «Потрет моего героя».
Тема: «В мире басен И.А. Крылова» (2018-2019 учебный год).
Создание альбома к 270-летию со дня рождения великого баснописца. В проекте принимал участие весь класс. В альбоме освещена жизнь И. А. Крылова, даны тексты его басен. Вложены рисунки детей к басням. Работая над проектом, было проведено открытое внеклассное мероприятие в форме викторины на параллель 3 классов на тему: «В мире басен И.А. Крылова» 06.02.2019г. В классе проведены выставки рисунков, творческих работ учащихся.
Тема: «Гипс в жизни человека» (2018-2019 учебный год)
Проект подготовлен учащейся 3 А класса МБОУ «СОШ «103» : Лисун Маприей. Тема проекта освещена на научно-практической конференции «Перспектива» в МБОУ «СОШ №103» . Ученица награждены грамотой призера конференции
В проекте раскрывается история изучения гипса, использования гипса человеком, даны характеристики гипса, проведены социалогические исследования учащихся, членов их семей и педагогов на предмет знания об использовании гипса, осуществлен эксперимент по созданию магнитов на холодильник из гипса, создана коллекция изделий, выполненных своими руками.
Презентация ученического проекта по окружающему миру на тему: «Гипс в жизни человека» выложена на сайте infourok.ru 05.06.2019 г.
https://infourok.ru/prezentaciya-uchenicheskogo-proekta-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-gips-v-zhizni-cheloveka-3761536.html?is_new
Тема: «Детская площадка» (2018-2019 учебный год).
Создание творческих макетов детских площадок, воплощение детских фантазий. В проекте принимал участие весь класс. Собран материал об истории детсих площадок. Работая над проектом на уроках, в классе были проведены беседы на темы: «Город будущего», «Какой я хочу видеть детскую площаку». «Детская площадка будущего». Всё это воплотилось в макеты учащихся. Состоялась выставка работ учеников.
Участие учащихся в конкурсах проектов
Название конкурса |
Дата, место его проведения |
Уровень |
Название проекта |
Список учащихся, принимавших участие в проекте |
Результат |
Научно-практическая конференция: «Дерзайте, вы – талантливы!» |
27.02.2014 МБОУ «Школа №46» города Рязани |
Школьный |
«Бисер сквозь века и десятилетия. Возрождение искусства бисероплетения» |
Газыева Альвина, Ступак Артём |
Грамоты за учатие. Фотографии выложены в сети интернет на сайте nsportal.ru http://nsportal.ru/albom/2014/09/21/balnova-elena-mikhaylovna/nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-derzayte-vy
|
Научно-практическая конференция «Перспектива» |
23.05.2019 МБОУ «СОШ №103» города Воронежа |
Школьный |
«Гипс в нашей жизни» |
Лисун Мария |
Призер конференции. Презентация ученического проекта по окружающему миру на тему: «Гипс в жизни человека» выложена на сайте infourok.ru https://infourok.ru/prezentaciya-uchenicheskogo-proekta-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-gips-v-zhizni-cheloveka-3761536.html?is_new
|
|
|
|
|
|
|
Понимая значимость проектной и исследовательской деятельности в образовательном процессе, я продолжу работу над повышением интереса учащихся к данным видам работы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.