Система работы по развитию речи, формированию читательских навыков и литературному образованию младших школьников
Оценка 4.6

Система работы по развитию речи, формированию читательских навыков и литературному образованию младших школьников

Оценка 4.6
Научные работы +1
doc
чтение
1 кл
24.05.2017
Система работы по развитию речи, формированию читательских навыков  и литературному образованию  младших школьников
Система работы по развитию речи, формированию читательских навыков и литературному образованию младших школьников В букварный период уроки чтения – обучения грамоте имеют особую ценность и значимость. К основным задачам этого периода – научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, о языке и литературе; расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества, человека – добавились еще и новые: активизировать внутреннюю и внешнюю речь, сделать речь и ее средства объектом осознания учениками. Решать эти и другие задачи помогает богатое содержание учебников, в основе которых система общего развития. Богатый и разнообразный окружающий мир и неотъемлемый от него мир языка воздействуют на развитие ума, воли, эмоции, нравственности ребенка. Веселые стихи, загадки, ребусы, кроссворды, «хитрые задания» помогают настроить ребят на успешное обучение, легко и весело овладеть чтением, подготовиться к письму. В этот период особое внимание уделяю осознанию детьми средств устного общения., а для этого надо их прежде всего «разговорить». С этой целью с первых уроков обучения грамоте открываем «театр». Основное его назначение – освоение средств устного общения, накопление опыта чтения, подготовка к выразительному чтению, показ понимания прочитанного через инсценирование литературных произведений. «Наш первоклассный театр» начинает работу с разыгрывания пантомим. Эта форма доступна всем ребятам. В сценках разыгрываются ситуации, которые происходят в повседневной жизни. Наблюдая за игрой «актеров», зрители дают оценку, как играли участники, учатся использовать средства устного общения, рассказывают, как они понимают и оценивают поступки героев. На этапе, когда ребята еще не владеют чтением, использую рисуночное письмо, предложения-пиктограммы. В театре углубляется работа по развитию речи, по пониманию и выразительности чтения.
Система работы по развитию речи.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ТАЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»  «ТАЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Система работы по развитию речи,  Система работы по развитию речи, формированию читательских формированию читательских навыков  навыков  и литературному образованию  и литературному образованию  младших школьников младших школьников                   Фильцова Раиса Алексеевна Фильцова Раиса Алексеевна учитель начальных классов учитель начальных классов                                1 Май, 2017 год Май, 2017 год СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ И ЛИТЕРАТУРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ И ЛИТЕРАТУРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ         В   букварный   период   уроки   чтения   –   обучения   грамоте   имеют   особую   ценность   и значимость.         К основным  задачам этого периода – научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, о языке и литературе; расширить кругозор детей на основе   богатого  содержания,  отражающего  мир  природы,   общества,   человека  – добавились еще и новые: активизировать внутреннюю и внешнюю речь, сделать речь и ее средства объектом  осознания учениками.         Решать эти и другие задачи помогает богатое содержание учебников, в основе которых система общего развития. Богатый и разнообразный окружающий мир и неотъемлемый  от него мир языка  воздействуют на развитие ума, воли, эмоции,  нравственности ребенка.          Веселые стихи, загадки, ребусы, кроссворды, «хитрые задания» помогают настроить ребят на успешное обучение, легко и весело овладеть чтением, подготовиться к письму. В этот период особое внимание уделяю осознанию детьми  средств устного общения., а для этого   надо   их   прежде   всего   «разговорить».   С   этой   целью   с   первых   уроков   обучения грамоте   открываем   «театр».   Основное   его   назначение   –  освоение   средств   устного общения, накопление опыта чтения, подготовка к выразительному чтению, показ понимания прочитанного через инсценирование литературных произведений. «Наш первоклассный театр» начинает работу с разыгрывания пантомим. Эта форма доступна всем ребятам. В сценках разыгрываются ситуации, которые происходят в повседневной жизни. Наблюдая за игрой «актеров», зрители дают оценку, как играли участники, учатся использовать средства  устного общения, рассказывают,  как они понимают и оценивают поступки героев. На этапе, когда ребята еще не владеют чтением, использую рисуночное письмо, предложения­пиктограммы. В театре углубляется работа по развитию речи, по пониманию и выразительности чтения.       Пример: Новогодние фантазии. Даю такое задание: представьте, что было бы  с Колобком,   если   бы   он   покатился   по   дорожке   не   летом,   а   зимой.   Коллективно придумываем, а затем инсценируем новый вариант сказки. Сочетаем инсценирование с пением песни «Километрами дорог раз, два, три шел, не уставая, развеселый Колобок, раз два, три, песню напевая…»             Проникновению в текст помогает сохранение особенностей героев и жанра, приемы разночтения.   Так   постепенно   у   ребят   накапливается   опыт   осознанного   и   правильного использования языковых средств в речи. Хорошим подспорьем для нас является классная тетрадь Волшебницы Речи «Речь. Речь. Речь», в которую мы с ребятами  вписываем веселые стихи,   считалки,   скороговорки,   загадки,   потешки,   небылицы   и   прочую   «стихотворную шумиху», которая помогает играть нам « в стихи и со стихами».  Как научиться играть со стихами? Очень просто. Их надо читать и знать. Веселое, смешное, дразнящее   или   устрашающее   стихотворение   –   это   и   есть   своеобразная   «словесная 2 игрушка». А без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли.            Система   моей работы по развитию речи учащихся и созданию культурной речевой среды включает следующие виды, формы и приемы  обучения:  Слово учителя.  Слово учителя является первейшим образцом речи учащихся, поэтому я продумываю не только   содержание,   но   и   форму   своего   рассказа   так,   чтобы   он   имел   начало   и   конец, подходящий для темы, четко провожу главную мысль. Дети следят за логикой, связностью, доказательностью рассказа.  Обучение умению задавать вопросы. Систематически   при   анализе   текстов   в   ходе   бесед   учу   детей   правильно   и   точно формулировать   вопрос,   находить   сначала   в   вопросе   часть   ответа   и   заканчивать высказывание, а далее  давать полный  и четкий ответ на поставленный вопрос.  Развитие монологической и диалогической речи учащихся. В   различных   формах,   в   том   числе   игровых   и   занимательных,   обучаю   детей   умению подробно,   выборочно   и   сжато   пересказывать   тексты,   находить   главную   мысль произведения, передавать содержание иллюстраций к тексту, выражать свое отношение к героям, рассказывать о своих наблюдениях за природными явлениями, делать выводы и обобщения.   Такими   приемами   развивается   монологическая   речь   учащихся.   С   целью развития   диалогической   речи   учащихся,   привлекаю   ребят   к   такой   форме   работы   как тематические   диалоги   после   просмотра   видеофильма,   после   прочтения   книги,   при неожиданной встрече.  Пополнение и обогащение словарного запаса учащихся. Использую различные приемы обогащения словарного запаса учащихся: ­ количественное обогащение словаря (усвоение новых слов, значений, терминов); ­ качественное обогащение словаря (расширение смысловых оттенков); ­ очищение словаря учащихся от просторечных, диалектных, жаргонных слов); ­ активизация новых слов через речевую практику;  Использую следующие приемы объяснения новых слов: ­ рассматривание предмета на картинке, на рисунке или в естественной обстановке; ­ подбор синонимов, однокоренных слов, уточнение значение слова по словарю; ­ логическое определение; ­ включение нового слова в словосочетание или предложение.  Работа над выразительностью чтения. При   изучении   произведений   систематически     работаю   над   выразительностью   чтения учащихся, используя следующие приемы: ­ образец выразительного чтения  данного произведения учителем; ­   анализ   содержания   и   средств   художественной   выразительности,   определение правильной   интонации,   тона,   темпа,   расстановка   логического   ударения,   смысловых пауз, нахождение опорных слов, выражающих идею всего произведения; ­   после   глубокого   анализа   идейного   и   художественного   содержания   поэтического произведения  предлагаю послушать авторское или актерское исполнение, определить его своеобразие, манеру. И только после этой работы начинаю работу над выразительностью чтения.  Обучение умению пересказывать текст. Самым простым видом пересказа   художественного текста является подробный пересказ как   можно   ближе   к   тексту.   С   этого   и   начинаю   работу     над   обучением   умению 3 пересказывать   текст.   Использую   следующие   приемы   индивидуальной,   групповой   и коллективной работы:  ­ пересказывание друг за другом; ­ по частям; ­ по эпизодам; ­ по сюжетным картинкам; ­ по плану. Постепенно   работа   усложняется,   ребята   получают   задание   пересказывать   отдельные эпизоды,   давать   характеристику   литературным   героям,   описывать   иллюстрации   к произведению. Больших усилий требует сжатый пересказ большого по объему текста, при этом   учащиеся   овладевают   умениями   выделять   главное,   находить   ключевые   (опорные) слова, предложения.            На уроках чтения перед учащимися в учебниках последовательно разворачивается широкая картина мира литературы:    В первом классе литературу мы с ребятами рассматриваем как искусство слова.   Основной   обучающий   прием,   с   помощью   которого   учимся     постигать   специфику художественного слова – это  сравнение  научного текста и художественного, авторского произведения и фольклорного, поэтического и прозаического.  Во втором классе рассматриваем литературу еще и как один из видов искусства  в  сочетании с такими видами искусства как живопись, музыка.   Теперь расширяется зона сравнительного  анализа текстов, в которую уже включаются  не только литературные, но и живописные произведения. Например:     изучая     художественное   произведение   А.   Пушкина   «Тиха   украинская ночь…»,     мы   заочно   отправляемся   в   Картинную   галерею,     рассматриваем     и анализируем картину А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре».  В 3­4 классах особое структурное построение учебников помогает школьнику   освоить   методику   собственного   литературного   чтения:   школьник,   читая   литературный текст, вынужден обращаться за дополнительной информацией к разным рубрикам учебника «Комментариям»,   «Консультантам»,   «Исторической   справке»,   «Ленте   времени», «Картинной   галерее»,   а   также   выходить   за   рамки   учебника,   обращаясь   к   словарям   и полным литературным текстам в хрестоматии.  Так постепенно, средствами самого учебного процесса  формируется у ребят правильный тип  читательской деятельности.        Одним из современных подходов в обучении чтению является анализ живописного произведения.  Заочные путешествия в «Картинную галерею», которые мы совершаем на уроках     литературного   чтения,     дают   возможность   приобщать   ребят   к   такому   виду искусства как живопись; способствуют развитию устной речи учащихся, формированию навыков правильного построения текста; развитию логического мышления и творческих способностей.     Повышают   уровень   учебной   мотивации,   помогают   решать   задачи нравственного и эстетического воспитания личности школьника, положительно влиять на ум, волю и чувства ребенка.               Нравственные   ценности   не   переходят   в   душу   юного   читателя   автоматически   – нравственное   чувство   развивается,   нравственные   убеждения   формируются   и   особенно интенсивно в детском возрасте, поэтому я стремлюсь пробудить, а затем и сформировать интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию и емкости художественного слова, его нравственного потенциала. Пример: В 3 классе на уроке литературного чтения «М.Врубель. Пан» осуществляется анализ картины М.Врубеля «Пан» с целью подготовки младших школьников к устному сочинению по картине. 4 Итак, подводя итог ранее сказанному о преподавании литературного чтения,  делаю вывод, что дети хотят и должны войти в «нарисованную» писателем жизнь, пережить ее как реальную   и   отозваться   на   переживания   героев   собственными   переживаниями,   понять авторскую идею и насладиться умением автора владеть словом.  Но, чтобы это произошло надо понимать, что  литература – это вид искусства, и что на уроках литературного чтения  «…нужно   работать   на   уровне   искусства   и,   по   возможности,   его методами…» (М.А. Рыбникова).                          Литература: 1. В. Ю. Свиридова. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение», 1  класс. 2.Н.А. Чуракова. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение», 2­3 классы. 3.В.А. Лазарева. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение»,1, 2,3,4  классы. 4. Учебники. Литературное чтение. В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова. 5.Хрестоматии по литературному чтению.  В. Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова. 6. Учись читать. Пособие по чтению. В. Ю. Свиридова 7.                         . Мастерская слова. 8. Н.А. Касаткина. Занимательные материалы к урокам обучения  грамоте и русского языка в начальной школе. Волгоград, 2003. 5

Система работы по развитию речи, формированию читательских навыков и литературному образованию младших школьников

Система работы по развитию речи, формированию читательских навыков  и литературному образованию  младших школьников

Система работы по развитию речи, формированию читательских навыков и литературному образованию младших школьников

Система работы по развитию речи, формированию читательских навыков  и литературному образованию  младших школьников

Система работы по развитию речи, формированию читательских навыков и литературному образованию младших школьников

Система работы по развитию речи, формированию читательских навыков  и литературному образованию  младших школьников

Система работы по развитию речи, формированию читательских навыков и литературному образованию младших школьников

Система работы по развитию речи, формированию читательских навыков  и литературному образованию  младших школьников

Система работы по развитию речи, формированию читательских навыков и литературному образованию младших школьников

Система работы по развитию речи, формированию читательских навыков  и литературному образованию  младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2017