Рабочая программа учебного предмета "Обучение грамоте (грамота)" для 1 класса
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
чтение
1 кл
31.05.2017
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько.
Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.Рабочая программа учебного предмета "Обучение грамоте (грамота)" для 1 класса
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса.doc
Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в
соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной про1раммы ОУ,
авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько.
Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и
литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоциональнонравственное и
интеллектуальное развитие ребенка.
Цели и задачи курса
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит
изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы
предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных
курса:
1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.
2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.
3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.
Курс «Обучение грамоте» придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую
направленность и реализует следующие цели:
формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины
мира;
социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся развитие
устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
развитие художественнотворческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости
при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными
навыками работы с учебными и научнопознавательными текстами;
воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников,
формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре
народов многонациональной России и других стран.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие
задачи:
освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и
книге;
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в со
ответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания и письменные тексты описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к
языку, стремления совершенствовать свою речь.
Структура курса
Начальным этапом изучения русского языка и литературного чтения в первом классе является курс
«Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в неделю)
определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой
используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено со ответственно как в
1 курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с
обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают
начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме
буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется
кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совер
шенствуется фонематический слух, осуществляется грамматикоорфографическая пропедевтика.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного
чтения.
Содержание курса Виды речевой деятельности:
Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эф
фективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи.
Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое
овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание,
повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение
орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых
выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в
тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте.
Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду
учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое,
выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике
(на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра
фрагмента видеозаписи и т. п.).
Фонетика и орфоэпия
Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его
значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последова
тельность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой).
Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак рак). Работа с моделями: построение
модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и
согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.
Согласные звонкие и глухие, парные непарные.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное
ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и
сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика
Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Вос
произведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель
твердости мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.
Обозначение буквами звука [й'] в разных позициях.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Гигиенические требования при письме. Выработка правильной осанки, наклонного расположения
тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Начертание
2 письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с
соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы
правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи ши, ча
ща, чу щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных
слов и предложений (три пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных
записей слов с разными позициями согласных звуков.
Слово и предложение
Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение различение).
Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка,
распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах
собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Орфография
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча ща, чу щу, жи ши);
заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);
раздельное написание слов;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов пове
ствовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление
деформированного текста повествовательного характера.
Учебнотематическое планирование
по курсу обучения грамоте
Предмет
Подготовительный
период (4 учебные
недели)
Букварный
период
(16 учебных
недель)
Послебукварный
период
(3 учебные недели)
Литературно
е чтение
Русский
язык
Итого
16 ч
20 ч
36 ч
64 ч
80 ч
144 ч
12 ч
15 ч
27 ч
Итого
92 ч
115 ч
207 ч
Основной
курс
(10
недель)
40ч
50ч
90ч
Итого
132ч
165ч
297ч
3 Учебнотематическое планирование
4 №
п/п
Тема
раздела
Тема
урока
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Характеристика деятельности учащихся
Предметные
результаты
Метапредметн
ые
Личностные
результаты
Изучаемые
понятия
Дата
план факт
Корре
кти
ровка
1 Добуква
рный
период
16ч
2
«Азбука»
— первая
учебная
книга.
Стр.34
Речь
устная и
письменна
я.
Предложе
ние.
Первые
школьные
впечатлени
я.
Пословицы
и
поговорки
об учении.
Стр.56
3
Слово и
Общие сведения о
речи
Ознакомление в
конкретной
речевой ситуации с
понятиями:
речь устная и
письменная;
разные функции
речи: общение,
сообщение,
воздействие; речь
разговорная,
книжная (научная,
деловая,
художественная).
История
возникновения
речи.
Понимание
устной речи.
Различие устной и
письменной речи.
Наблюдение
взаимосвязи между
содержанием и
формой речи.
Особенности
общения в школе,
на улице и дома.
Театр, правила
поведения в
театре.
Представление о
своей родине, о
столице, о родном
городе.
Речевые
ситуации:
сообщение, беседа,
обращение,
убеждение,
призыв, вопрос,
просьба,
спор и проч.
Речевые
средства:
мелодика речи,
Регулятивные:
принимать и
сохранять
учебную задачу,
действовать с
учетом
выделенных
учителем
ориентиров
действия,
адекватно
воспринимать
оценки учителя,
товарищей,
вносить
необходимые
коррективы и
действовать на
основе
результатов
обсуждения.
Познавательны
е:
осуществлять
поиск нужной
информации в
учебнике,
пользоваться
моделями
предложений,
звуковыми
схемами слов,
приведенными в
учебниках,
высказываться в
устной форме,
анализировать
объекты,
выделять
главное,
осуществлять
синтез (целое из
частей),
проводить
сравнение,
классификацию
по разным
критериям,
Личностные:
проявлять
интерес к новому
учебному
материалу,
ориентироваться
в нравственном
содержании
поступков,
развивать
этические
чувства (стыда,
вины, совести),
проявлять
эмпатию –
понимание
чувств других,
сопереживание.
Азбука
Речь устная и
письменная
предложение
Схемы
предложения
Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать
элементы учебной книги (обложка, титульный лист,
иллюстрации, форзац).
Называть условные знаки, объяснять значение каждого знака,
рассказывать об их роли при работе с «Азбукой».
Рассказывать, как правильно обращаться с учебной книгой:
бережно раскрывать, переворачивать страницы, не загибать их,
а использовать закладку и т.д. Использовать эти правила при
работе с «Азбукой».
Отвечать на вопросы учителя о правилах поведения на уроке и
соблюдать эти правила в учебной работе (правильно сидеть,
поднимать руку перед ответом, вставать при ответе, отвечать
громко и чётко, слушать учителя и выполнять его указания,
слушать ответы товарищей).
Оценивать результаты своей работы
на уроке
Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение
под руководством учителя в процессе выполнения учебных
действий.
Практически различать речь устную (говорение, слушание) и
речь письменную (письмо, чтение).
Выделять из речи предложения.
количество предложений в высказывании.
Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.
Соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения.
Внимательно слушать то, что говорят другие. Отвечать на
вопросы учителя.
Включаться в групповую работу, связанную с общением;
рассказывать товарищам о своих впечатлениях, полученных в
первый школьный день; внимательно, не перебивая, слушать
ответы товарищей, высказывать своё мнение о выслушанных
рассказах в доброжелательной форме.
Воспроизводить сюжеты знакомых сказок с опорой на
иллюстрации.
Объяснять смысл пословицы; применять пословицу в устной
речи. Рассуждать о роли знаний в жизни человека, приводить
примеры.
Распределять на группы предметы по существенным
определять основания для классификации.
признакам,
Различать родовидовые понятия. Правильно употреблять в
речи слованазвания отдельных предметов (ранец, учебник;
кукла, мяч, кубик), и слова с общим значением (учебные вещи;
игрушки).
Оценивать результаты своей работы
на уроке
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение
Определять на слух
5 Информационнометодическое обеспечение
№
п/п
1
2
3
4
5
Авторы
Название
Год издания
Издательство
А.А.Плешаков
Сборник рабочих программ «Школа России»
14 классы
Э.Н.Золотухина, А.В.Коровина,
Л.Ф.Костюнина, Л.В.Котова,
Литературное чтение. 1 класс: рабочие
программы по системе учебников «Школа
В.А.Попова
В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин,
Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина
В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин,
Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина
В. Игнатьева, Л. Е. Тарасова
России»
Азбука. 1 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч.
Электронное приложение к учебнику «Русская
азбука»
Комплект демонстрационных таблиц к
«Русской азбуке» В. Г. Горецкого и др.
2011
2011
2011
2011
2011
Москва «Просвещение»
Москва «Просвещение»
Москва «Просвещение»
Москва «Просвещение»
Москва «Просвещение»
6
Рабочая программа учебного предмета "Обучение грамоте (грамота)" для 1 класса
Рабочая программа учебного предмета "Обучение грамоте (грамота)" для 1 класса
Рабочая программа учебного предмета "Обучение грамоте (грамота)" для 1 класса
Рабочая программа учебного предмета "Обучение грамоте (грамота)" для 1 класса
Рабочая программа учебного предмета "Обучение грамоте (грамота)" для 1 класса
Рабочая программа учебного предмета "Обучение грамоте (грамота)" для 1 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.