МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»
Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края
Управление образования муниципального района
«Нерчинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Волочаевка
РАССМОТРЕНО Методическим Советом. ____________ Тумаева О.В. Протокол № __1___ от «01» сентября 2024 г. |
СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора: __________Кузнецова Е.А. Протокол № _1___ от «01» сентября 2024 г. |
УТВЕРЖДЕНО.. Директор школы: ___________ Распопина Н.А. Приказ № 147 от «01» сентября 2024 г. |
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Чтение»
(для 3 класса)
с. Волочаевка, 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ. 6
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.. 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 11
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ) и адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации особых образовательных потребностей.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Чтение» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Чтение» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение».
Цель обучения - учить правильному чтению слов, предложений и текстов по слогам.
Задачи обучения:
− воспитание у обучающихся интереса к чтению;
− формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
− формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
− развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы педагогического работника, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» в 3 классе определяет следующие задачи:
− воспитание у обучающихся интереса к чтению;
− формирование навыка сознательного, правильного и выразительного чтения;
− развитие умения читать доступный пониманию текст вслух и про себя;
− развитие умения общаться на уроке: отвечать на вопросы педагога, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном;
− формирование умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с использованием иллюстраций к тексту, картин; находить в тексте предложения для ответа на вопросы; элементарно оценивать прочитанное;
− развитие умения пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту;
− развитие умения разучивать по учебнику или с голоса учителя короткие стихотворения, читать их перед классом;
− формирование читательской самостоятельности у обучающихся: развитие интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными пониманию произведениями детской литературы.
В 3 классе систематическое формирование выразительного чтения начинается с перехода на чтение целыми словами. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития. Большое внимание на уроках чтения в 3 классе уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
В процессе обучения целесообразно использовать следующие методы и приемы:
− словесный метод (рассказ, объяснение, разъяснение беседа, работа с учебником);
− наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
− практический метод (упражнения, практическая работа, пересказ, выборочное чтение);
− репродуктивный метод (работа по алгоритму).
Содержание разделов
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Контрольные работы |
1. |
Здравствуй, школа! |
9 |
1 (тест) |
2. |
Осень наступила. |
12 |
1 (тест) |
3. |
Учимся трудиться. |
13 |
1 (тест) |
4. |
Ребятам о зверятах. |
15 |
1 (тест) |
5. |
Чудесный мир сказок. |
10 |
1 (тест) |
6. |
Зимушка, зима. |
20 |
1 (тест) |
7. |
«Так нельзя, а так можно». |
12 |
1 (тест) |
8. |
Весна в окно стучится. |
19 |
1 (тест) |
9. |
Весёлые истории. |
7 |
1 (тест) |
10. |
Родина любимая. |
8 |
1 (тест) |
11. |
Здравствуй, лето! |
11 |
1 (тест) |
Итого: |
136 |
11 |
Личностные:
- проявление эмоционального отклика на произведения литературы;
- способность давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- способность поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками;
- способность обращаться за помощью;
- владение разнообразными средствами коммуникации;
- элементарные представления о смысле некоторых нравственных понятий (правда, ложь, добро, трудолюбие и др.), отражённых в литературных произведениях;
- уважительное и бережное отношение к людям труда и их деятельности.
Предметные:
Минимальный уровень:
- правильно читать текст по слогам с постепенным переходом к правильному чтению целым словом двух- и трёхсложных слов;
- отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста;
- определять главных действующих лиц прочитанного произведения;
- соотносить иллюстрацию с отрывком определённого прочитанного и разобранного текста;
- пересказывать текст или его часть с опорой на картинный план или вопросы;
- определять особенности интонации, соответствующей характеру и поступкам героев (после предварительного разбора);
- выразительно читать наизусть 3-5 стихотворений.
Достаточный уровень:
- правильно читать вслух целыми словами;
- выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений;
- давать элементарную оценку поступкам героев и событий;
- читать текст по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора).
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
В 3 классе текущий контроль по предмету «Чтение» осуществляется в форме устных ответов индивидуально или фронтально. При оценке устных ответов принимается во внимание:
− чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно);
− выразительное чтение наизусть или с листа;
− умение ориентироваться в тексте;
− знание литературных произведений.
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он читает целыми словами правильно, с 1 – 2 самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, логических ударений; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» - ставится обучающемуся, если он читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам; допускает 1 – 2 ошибки при чтении, соблюдение смысловых пауз, логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» - ставится обучающемуся, если он читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении смысловых и синтаксических пауз, логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» - не ставится.
№
|
Тема предмета |
Кол-во часов |
Программное содержание |
Дифференциация видов деятельности |
|
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
||||
Здравствуй, школа! – 9 часов |
|||||
1 |
М.Садовский.Стихотворение «Сентябрь» |
1 |
Выразительное чтение стихотворения. Ответы на вопросы. Расширение знаний о приметах осени. Заучивание стихотворения наизусть |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Называют приметы осени. Оценивают поведение персонажей, изображённых на иллюстрации, с опорой на вопросы. Заучивают наизусть часть стихотворения |
Выразительно читают целыми словами с побудительной интонацией. Устанавливают причинно-следственные связи между поступками героев. Называют приметы осени. Заучивают наизусть стихотворение |
2 |
По В. Воскобойникову. Рассказ «Веселая улица» |
1 |
Чтение рассказа, определение главной мысли. Ответы на вопросы. Определение главных героев, элементарная оценка их поступков. Соотнесение картинки с текстом. Пересказ по вопросам учителя |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. Называют главных
героев, дают элементарную оценку их поступкам. |
Читают целыми словами. Отвечают на вопросы к тексту. Выделяют
главную мысль произведения. Пересказывают по вопросам учителя |
3 |
В. Берестов.Стихотворение «Первое сентября» |
1 |
Выразительное
чтение стихотворения. |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. Определяют настроение персонажей. Объясняют
слова с опорой на личный опыт. |
Выразительно читают целыми словами с соблюдением знаков
препинания. Объясняют название рассказа. Оценивают
настроение персонажей. |
4 |
По В. Драгунскому.Рассказ «Завтра в школу» |
1 |
Чтение рассказа, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Оценка поступков героев.
|
Читают
плавно по слогам. Определяют главную мысль. |
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Отвечают на вопросы к тексту. Оценивают поступки героев. Устанавливают причинно-следственные связи между поступками героев. Выборочно читают для подтверждения ответа. Пересказывают по вопросам учителя и иллюстрации |
5 |
По Э. Шиму. Рассказ «Пятерки» |
1 |
Чтение рассказа, ответы на вопросы.
|
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя о правилах поведения в школе. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Отвечают на вопросы к тексту. Оценивают поступки героев. Устно составляют подписи к картинкам. Пересказывают по картинному плану |
6 |
В. Берестов. Стихотворение «Котенок хочет в школу»
|
1 |
Формирование
навыка выразительного чтения. |
Читают плавно по слогам с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы по содержанию Заучивают наизусть две строчки стихотворения |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. Заучивают наизусть стихотворение |
7 |
В. Бирюков. Сказка «Кто лучшим будет» |
1 |
Чтение текста, ответы на вопросы. Составление простых предложений на основе личного опыта
|
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы по содержанию текста. Составление простых предложений на основе личного опыта с помощью учителя
|
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Составление простых предложений на основе личного опыта. Выборочно читают для подтверждения ответа |
8 |
По В. Хомченко. Рассказ «Обида» |
1 |
Чтение рассказа, ответы на вопросы. Пересказ по вопросам учителя |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя по содержанию текста. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Отвечают на вопросы по содержанию. Находят
в тексте слова, определяющие внешний вид героев. |
9 |
А. Аксенова.Рассказ «Наша учительница».Обобщение по разделу «Здравствуй, школа!» |
1 |
Чтение текста, ответы на вопросы. Соотнесение иллюстративного материала и содержания текста. Пересказ по иллюстрациям. Выполнение теста по разделу «Здравствуй, школа!» |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют тест с помощью учителя |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Соотносят иллюстративный материал с содержанием текста. Выборочно читают для подтверждения ответа. Пересказывают текст по иллюстрациям. Выполняют тест самостоятельно |
Осень наступила… - 12 часов |
|||||
10 |
О. Высотская. Стихотворение «Осень» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Заучивание стихотворения наизусть. Составление рассказа по картинке про осень |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы с использованием иллюстрации. Заучивают
наизусть часть стихотворения. |
Выразительно читают. Отвечают на вопросы по содержанию стихотворения. Заучивают наизусть. Выразительно читают с интонацией, соответствующей знакам препинания. Составляют рассказ по картинке про осень |
11 |
По Ю. Ковалю. Рассказ «Последний лист»
|
1 |
Чтение рассказа. Ответы на вопросы, определение главной мысли. Определение главных героев, оценка их поступков. Пересказ по иллюстрациям |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Пересказывают по вопросам учителя и иллюстрации. Объясняют смысл образных выражений |
12 |
А. Толстой. Стихотворение «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Заучивание стихотворения наизусть. Рисование иллюстрации к стихотворению |
Читают плавно по слогам с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы по иллюстрациям. Заучивают
наизусть часть стихотворения. |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. Заучивают наизусть стихотворение. Рисуют рисунок на тему осени |
13 |
По Н. Сладкову. Рассказ «Сентябрь на дворе» |
1 |
Чтение рассказа. Ответы на вопросы, определение главной мысли. Определение главных героев, оценка их поступков. Выборочное чтение для подтверждения ответа. |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя по
содержанию. Пересказывают по вопросам учителя |
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Пересказывают по вопросам. Уточняют признаки времени года по содержанию. Выборочно читают для подтверждения ответа |
14 |
В. Степанов. Стихотворение «Воробей» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Составление рассуждений на основе личного опыта и содержания прочитанного |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы по иллюстрации. Называют зимующих птиц с опорой на иллюстрации. Составляют предложения о воробье на основе личного опыта |
Выразительно читают с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы по содержанию стихотворения. Называют зимующих и перелётных птиц. Составляют рассказ о воробье. Объясняют образное выражение |
15 |
По А. Баркову.Рассказ «Лето на веревочке» |
1 |
Чтение рассказа. Ответы на вопросы, определение главной мысли. Определение главных героев, оценка их поступков. Чтение по ролям. Пересказ по вопросам учителя и иллюстрациям |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы по содержанию. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Оценивают
поступки героев. Пересказывают по вопросам учителя и иллюстрации. Выборочно читают для подтверждения ответа |
16 |
Е. Благинина.Стихотворение «Улетают, улетели…».По Э. Шиму. Смешинка «Ворона и синица» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по вопросам. Заучивание наизусть стихотворения |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы по иллюстрациям. Подбирают к иллюстрациям строки из стихотворения с помощью учителя. Заучивают
наизусть часть стихотворения |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. Подбирают к иллюстрациям строки из стихотворения. Выборочно читают для подтверждения ответа. Объясняют образные выражения. Заучивают наизусть стихотворение |
17 |
По Л. Воронковой.Рассказ «За кормом для птиц» |
1 |
Чтение рассказа. Ответы на вопросы, определение главной мысли. Определение главных героев, оценка их поступков. Составление рассуждений с опорой на личный опыт и прочитанный текст. Выборочное чтение по заданию учителя |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы по иллюстрациям. Выборочно читают по вопросам учителя |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Выборочно читают для подтверждения ответа. Составляют устный рассказ о помощи птицам
|
18 |
Г. Ладонщиков.Стихотворение «В октябре»
|
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Установление причинно-следственных связей между природными явлениями и действиями людей
|
Читают плавно по слогам с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. Объясняют смысл слов с помощью учителя |
Выразительно читают с интонацией, соответствующей знакам
препинания. Объясняют смысл слов и образных выражений. Устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями и действиями людей |
19 |
По Н. Сладкову. Рассказ «Страшный невидимка» |
1 |
Чтение рассказа. Ответы на вопросы, определение главной мысли. Составление рассуждений по содержанию текста. Выборочное чтение по заданию учителя |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы по иллюстрациям. |
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Отвечают на вопросы по содержанию. Выборочно читают для подтверждения ответа |
20 |
А. Плещеев. Стихотворение «Осень наступила» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Заучивание наизусть стихотворения |
Читают плавно по слогам с побудительной интонацией. Заучивают наизусть часть стихотворения |
Выразительно читают с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы по содержанию. Заучивают наизусть и эмоционально оценивают настроение, вызванное прочтением стихотворения |
21 |
По Н. Абрамцевой.Сказка «Сказка об осеннем ветре».Н. Майданик. «Доскажи словечко» (Осенние загадки).Обобщение по разделу «Осень наступила…» |
1 |
Чтение рассказа. Ответы на вопросы, определение главной мысли. Соотнесение иллюстративного материала с текстом. Выборочное чтение по заданию учителя. Отгадывание загадки, нахождение на картинках отгадки. Выполнение теста по разделу «Осень наступила…» |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы по иллюстрациям. Выполняют тест с помощью учителя |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Соотносят иллюстративный материал с текстом. Выборочно читают по заданию учителя. Выполняют тест самостоятельно |
Учимся трудиться – 13 часов |
|||||
22 |
Ю. Тувим.Стихотворение «Все для всех» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Объяснение смысла пословиц. Выборочное чтение по вопросам |
Читают
плавно по слогам с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы учителя по
содержанию. |
Выразительно читают с соблюдением знаком препинания. Подбирают к иллюстрациям слова из стихотворения. Выборочно читают для подтверждения ответа. Объясняют смысл пословиц |
23 |
По Д. Габе.Рассказ «Работа» |
1 |
Чтение рассказа. Ответы на вопросы, определение главной мысли. Определение героев, оценка их поступков. Пересказ по вопросам учителя и иллюстрациям |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Пересказывают по вопросам учителя и иллюстрациям. Определяют характер главного героя по его поступкам |
24 |
В. Орлов.Стихотворение «Мои помощники» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию
|
Читают плавно по слогам с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы учителя по содержанию |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. Составляют устный рассказ про помощников на основе содержания стихотворения |
25 |
По А. Потаповой.Рассказ «Бабушка и внучка» |
1 |
Чтение рассказа. Ответы на вопросы, определение главной мысли. Определение героев, оценка их поступков. Подбор к иллюстрациям отрывков из текста. Пересказ по вопросам учителя и иллюстрациям |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Подбирают к иллюстрациям отрывки из текста. Пересказывают по картинному плану. Определяют характер героя по его поступкам |
26 |
Б. Заходер.Стихотворение «Повара» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. |
Выразительно читают с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы по содержанию. Выборочно читают по заданию учителя |
27 |
По М. Дружининой.Рассказ «Сюрприз» |
1 |
Чтение текста, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Объяснение названия рассказа. Составление рассуждений по содержанию рассказа. Выборочное чтение по заданию учителя |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Выборочно читают для подтверждения ответа. Объясняют название рассказа |
28 |
О. Высотская. Стихотворение «Маргаритка» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя. Составление устного рассказа по теме стихотворения |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрации. |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. Выборочно читают по заданию учителя. Составляют рассказ о цветах |
29 |
По В. Хомченко.Рассказ «Пуговица» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают поступки героев с помощью учителя |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Выборочно читают для подтверждения ответа. Оценивают поступки героев |
30 |
Г. Ладонщиков.Стихотворение «Портниха» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя. Заучивание наизусть стихотворения |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Выразительно читают с интонацией, соответствующей знакам
препинания. Выборочно читают по заданию учителя |
31 |
В. Осеева. Рассказ «Пуговица» |
1 |
Чтение текста, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Определение главных героев, оценка их поступков. Выборочное чтение по заданию учителя |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Выборочно читают с помощью учителя |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Выборочно читают для подтверждения ответа. Составляют устный рассказ о главном герое |
32 |
По В. Голявкину. Рассказ «Как я помогал маме мыть пол» |
1 |
Чтение текста, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Определение главных героев, оценка их поступков. Выборочное чтение по заданию учителя. Составление рассказа по картинке |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Пересказывают по вопросам учителя. Выборочно читают по заданию учителя.
|
33 |
По С. Баруздину. Рассказ «Как Алешке учиться надоело» |
1 |
Чтение рассказа, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Определение главных героев, оценка их поступков. Чтение диалога по ролям. Объяснение смысла пословицы |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя по
содержанию. Пробуют читать диалог по ролям с помощью учителя |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Пересказывают по вопросам учителя. Объясняют
смысл пословицы. |
34 |
Дж. Родари. Стихотворение «Чем пахнут ремесла». Обобщение по разделу «Учимся трудиться» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя. Соотнесение иллюстраций с названием рассказа. Сравнение произведений, близких по теме. Выполнение теста по разделу «Учимся трудиться» |
Читают плавно по слогам с побудительной интонацией. Отвечают на
вопросы учителя. Соотносят иллюстрации с произведениями с помощью учителя. Выполняют тест с помощью учителя |
Выразительно читают с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы по содержанию стихотворения. Уточняют названия профессий, объясняют смысл образного выражения. Соотносят иллюстрации с названием рассказа. Сравнивают произведения, близкие по темам. Выполняют тест самостоятельно |
Ребятам о зверятах – 15 часов |
|||||
35 |
По Е. Чарушину.Рассказ «Лисята» |
1 |
Чтение текста, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Уточнение названий диких и домашних животных. Выборочное чтение для подтверждения ответа. |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Выборочно читают по вопросам учителя |
Читают целыми словами определяют главную мысль Называют домашних и диких животных. Пересказывают по иллюстрациям |
36 |
По Н. Сладкову.Смешинка «Лисица и еж».Е. Тараховская. Стихотворение «Заяц» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя. Рисование животных |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрации. |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. Выборочно
читают по заданию учителя. |
37 |
По М. Пришвину. Рассказ «Еж» |
1 |
Чтение текста, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Выборочное чтение для подтверждения ответа. Пересказ по вопросам учителя. |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. Выборочно
читают с помощью учителя. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Выборочно читают для подтверждения ответа. Составляют рассказ о еже. Пересказывают по картинкам и вопросам учителя |
38 |
По А. Баркову. Рассказ «Материнская забота» |
1 |
Чтение рассказа, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Подбор к иллюстрациям отрывков из текста. Выборочное чтение по заданию учителя. Пересказ по вопросам учителя |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Выборочно читают для подтверждения ответа. Подбирают к иллюстрациям отрывки из текста. Пересказывают
по вопросам учителя. |
39 |
По Г. Снегиреву. Рассказ «Белек»
|
1 |
Чтение текста, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Определение главных героев, оценка их поступков. Выборочное чтение по заданию учителя. Пересказ по вопросам учителя и картинкам |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Выборочно читают по заданию и вопросам учителя |
Читают
целыми словами определяют главную мысль. Выборочно читают по заданию
учителя. |
40 |
В. Приходько.Стихотворение «Пин и Гвин» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя. Заучивание наизусть стихотворения |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрации. |
Выразительно читают. Отвечают на вопросы. Заучивают наизусть стихотворение. Выборочно читают для подтверждения ответа. Составляют рассказ на основе собственного опыта |
41 |
По Б. Житкову. Рассказ «Галка» |
1 |
Чтение текста, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Определение главных героев, оценка их поступков. Выборочное чтение по заданию учителя. Составление причинно-следственных связей между событиями рассказа. Составление рассказа по иллюстрации |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Составляют рассказ по картинке. Выборочно
читают для подтверждения ответа. |
42 |
По В. Гаранжину. Рассказ «Куриный воспитанник» |
1 |
Чтение рассказа, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Выборочное чтение по заданию учителя. Объяснение названия рассказа. Пересказ по вопросам учителя |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. Пересказывают часть текста по вопросам учителя |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Объясняют название рассказа. Составляют рассказ по картинке. Выборочно читают для подтверждения ответа. Пересказывают по вопросам |
43 |
По М. Тварловскому. Сказка «Добрый волк» |
1 |
Чтение текста, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Объяснение смысла пословицы. Выборочное чтение по заданию учителя. Пересказ с использованием иллюстраций
|
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрации. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Пересказывают по вопросам учителя и картинке. Выборочно читают для подтверждения ответа. Пересказывают сказку с использованием иллюстраций |
44 |
По Н. Носову. Рассказ «Живая шляпа» |
1 |
Чтение рассказа, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Определение главных героев, оценка их поступков. Выборочное чтение по заданию учителя. Объяснение смысла названия рассказа. Пересказ с использованием иллюстраций |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Объясняют
смысл названия рассказа. |
45 |
По Л. Вершинину.Сказка «Смешинка» |
1 |
Чтение текста, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Подбор к иллюстрации отрывка из текста.
|
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрации. |
Выразительно читают с побудительной интонацией. Определяют главную мысль. Отвечают на вопросы. Подбирают к иллюстрации отрывок из текста |
46 |
По Н. Павловой. Сказка «Котята» |
1 |
Чтение сказки, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Пересказ сказки по картинкам
|
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Выборочно читают для подтверждения ответа. Пересказывают сказку по картинкам |
47 |
В. Берестов.Стихотворение «Кошкин щенок» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. Выборочно читают с помощью учителя |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. Выборочно читают по заданию учителя |
48 |
По М. Пляцковскому.Сказка «Сердитый дог Буль» |
1 |
Чтение сказки, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Выразительное чтение по ролям. Пересказ сказки по картинкам
|
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Читают по ролям с соответствующей интонацией. Пересказывают по картинкам |
49 |
Обобщающий урок по разделу «Ребятам о зверятах» |
1 |
Обобщение знаний по разделу. Сравнение произведений, одинаковых по теме. Ответы на вопросы по содержанию произведений. Составление рассказа о животных. Выполнение теста по разделу «Ребятам о зверятах» |
Отвечают на вопросы учителя по содержанию произведений. Выполняют тест с помощью учителя |
Отвечают на вопросы по содержанию произведений. Соотносят иллюстрации с прочитанными произведениями. Выполняют тест самостоятельно |
Чудесный мир сказок -10 часов |
|||||
50 |
Русская народная сказка «Лиса и журавль» |
1 |
Чтение сказки, определение главных героев. Формирование навыка чтения по ролям. Выборочное чтение по заданию учителя |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Выборочно читают по заданию учителя. Пересказывают по вопросам учителя |
Читают целыми словами, передавая голосом интонацию, соответствующую характеру героя. Определяют
главную мысль. Оценивают поступки героев. Пересказывают по вопросам учителя. |
51 |
Русская народная сказка «Храбрый баран» |
1 |
Чтение сказки, определение главных героев. Выборочное чтение по заданию учителя. |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрации. |
Читают
целыми словами, передавая голосом интонацию, соответствующую характеру героя.
|
52 |
Русская народная сказка «Лиса и тетерев» |
1 |
Чтение сказки, определение главных героев. Передача голосом интонации, соответствующей характеру героя. Выборочное по вопросам учителя и по ролям. Пересказ сказки по вопросам |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Читают
целыми словами, передавая голосом интонацию, соответствующую характеру героя.
|
53 |
Украинская народная сказка «Овечка и волк» |
1 |
Чтение сказки по ролям с соответствующей интонацией, определение главных героев. Формирование навыка чтения по ролям. Выборочное чтение по вопросам учителя |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на
иллюстрации. Выборочно читают по заданию учителя |
Читают
целыми словами определяют главную мысль. Читают по ролям, передавая голосом
соответствующую интонацию. |
54 |
Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы» |
1 |
Чтение сказки, определение главных героев. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по вопросам учителя. Пересказ по вопросам учителя |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на
иллюстрации. Пересказывают с помощью учителя |
Читают
целыми словами определяют главную мысль. Выборочно читают для подтверждения
ответа. Определяют нравственный смысл сказки. |
55 |
Таджикская народная сказка «Тигр и лиса» |
1 |
Чтение сказки, определение характера главных героев по их поступкам. Передача голосом интонации, соответствующей характеру героя. Выборочное чтение по вопросам учителя. Пересказ сказки по вопросам |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрации. Выборочно читают по заданию учителя. Пересказывают по вопросам учителя |
Читают целыми словами, с соответствующей интонацией. Определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Выборочно читают для подтверждения ответа. Пересказывают по вопросам |
56 |
Французская народная сказка «Лиса и куропатка» |
1 |
Чтение сказки, определение главных героев. Передача голосом интонации, соответствующей характеру героя. Выборочное чтение по вопросам учителя. Пересказ сказки по серии сюжетных картинок |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрации. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Читают по ролям с соответствующей интонацией. Выборочно читают для подтверждения ответа. Пересказывают по серии сюжетных картинок |
57 |
Абхазская народная сказка «Куцый хвост» |
1 |
Чтение сказки, определение эмоциональной оценки главных героев. Передача голосом интонации, соответствующей характеру героя. Выборочное чтение по вопросам учителя. Пересказ сказки по серии сюжетных картинок |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на
иллюстрации. Выборочно
читают по вопросам учителя. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Выборочно читают с соответствующей интонацией. Пересказывают по серии сюжетных картинок. Дают нравственную оценку смысла сказки |
58 |
Удмуртская народная сказка «Глупый котенок» |
1 |
Чтение сказки, определение главных героев. Передача голосом интонации, соответствующей характеру героя. Выборочное чтение по вопросам учителя. Пересказ сказки по вопросам учителя и картинке |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Выборочно читают для подтверждения ответа. Устанавливают причинно-следственные связи между событиями. Определяют
смысл названия сказки. |
59 |
Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир сказок» |
1 |
Обобщение знаний по разделу. Сравнение сказок, одинаковых по теме. Составление суждений о прочитанных сказках. Пересказ любимых сказок. Выполнение теста по разделу «Чудесный мир сказок» |
Сравнивают сказки, одинаковые по теме, по вопросам учителя. Называют любимые сказки. Пересказывают с помощью учителя. Выполняют тест с помощью учителя |
Сравнивают сказки, одинаковые по теме. Определяют название сказки по пословице. Пересказывают любимые сказки. Пересказывают сказки по иллюстрациям. Выполняют тест самостоятельно |
Зимушка-зима - 20 часов |
|||||
60 |
Русская народная песня «Ой ты, зимушка-зима!» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя. Самостоятельное рисование на основе содержания стихотворения. Заучивание наизусть стихотворения |
Читают плавно по слогам с побудительной интонацией. Отвечают на
вопросы учителя по иллюстрации. Рисуют
зиму по трафарету. |
Выразительно читают с интонацией, соответствующей знакам
препинания. Выборочно читают по заданию учителя. Заучивают наизусть. Самостоятельно рисуют рисунок по содержанию стихотворения |
61 |
По В. Бианки. Сказка «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз» |
1 |
Чтение текста, определение главных героев. Передача голосом интонации, соответствующей характеру героя. Выборочное чтение по вопросам учителя. Пересказ сказки по серии сюжетных картинок |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрации. |
Читают целыми словами. Читают по ролям с соответствующей интонацией. Выборочно читают для подтверждения ответа. Пересказывают сказку по серии сюжетных картинок |
62 |
М. Садовский.Стихотворение «Декабрь» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Составление устного рассказа по теме стихотворения. Выборочное чтение по заданию учителя. Заучивание наизусть стихотворения |
Читают плавно по слогам. Выборочно читают по заданию учителя. Заучивают наизусть часть стихотворения. Составляют предложения к картинкам |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. Заучивают наизусть стихотворение |
63 |
По Л. Воронковой.Рассказ «Как елку наряжали» |
1 |
Чтение рассказа, определение главных героев. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по вопросам учителя. Пересказ по серии сюжетных картинок |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрации. |
Читают целыми словами. Отвечают на вопросы по содержанию. Выборочно читают для подтверждения ответа. Пересказывают по серии сюжетных картинок |
64 |
С. Попов. Стихотворение «В новогоднюю ночь» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя. Заучивание наизусть стихотворения |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрацию. Выборочно
читают по заданию учителя. |
Выразительно читают с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы по содержанию. Выборочно
читают по заданию учителя. |
65 |
По А. Усачеву.Сказка «Как Дед Мороз сделал себе помощников» |
1 |
Чтение текста, определение главных героев. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по вопросам учителя. Самостоятельное рисование на основе содержания текста. Пересказ сказки по серии сюжетных картинок |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрации. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Выборочно
читают по ролям с соответствующей интонацией героев. Самостоятельно рисуют на основе содержания текста |
66 |
По А. Потаповой. Рассказ «Такой вот герой» |
1 |
Чтение рассказа, определение эмоциональной оценки поведения главных героев. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по вопросам учителя. Пересказ сказки по серии сюжетных картинок |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрации. |
Выразительно читают целыми словами. Выборочно
читают для подтверждения ответа. |
67 |
С. Есенин. Стихотворение «Зима» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя. Объяснение смысла образных выражений |
Читают
плавно по слогам с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы учителя с
опорой на иллюстрацию. |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. Выборочно читают по заданию учителя. Объясняют смысл образных выражений, подбирают синонимы |
68 |
С. Суворова. Стихотворение «Подарок» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя. Составление устного рассказа по теме стихотворения |
Читают
плавно по слогам с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы учителя по
содержанию. |
Выразительно читают с интонацией, соответствующей знакам
препинания. Выборочно читают по заданию учителя. Составляют устный рассказ по теме стихотворения |
69 |
По В. Голявкину. Рассказ «У Ники новые лыжи» |
1 |
Чтение рассказа, определение главных героев. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по вопросам учителя. Пересказ по вопросам учителя и иллюстрациям |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрации. Выборочно
читают с помощью учителя. |
Читают целыми словами. Отвечают на вопросы по содержанию. Выборочно
читают по заданию учителя. |
70 |
И. Шевчук. Стихотворение «С прогулки» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя. Определение жанра стихотворения
|
Читают
плавно по слогам с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы учителя с
опорой на иллюстрации. |
Выразительно читают с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы по содержанию. Выборочно
читают по заданию учителя. |
71 |
По М. Быковой. Рассказ «Неудачная находка» |
1 |
Чтение текста, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Определение главных героев, оценка их поступков. Выборочное чтение по заданию учителя. Подбор к иллюстрациям отрывков из текста. Составление рассказа по картинке |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Составляют предложения к картинке |
Читают целыми словами. Отвечают на вопросы по содержанию. Называют главных героев, оценивают их поступки. Читают по ролям с соответствующей интонацией. Составляют рассказ по картинке. Подбирают к иллюстрациям отрывки из текста |
72 |
И. Суриков. Стихотворение «Детство» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя. Заучивание наизусть стихотворения |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Выразительно читают с интонацией, соответствующей знакам
препинания. Выборочно читают для подтверждения ответа. Заучивают наизусть стихотворение |
73 |
По Е. Чарушину. Рассказ «Что за зверь?» |
1 |
Чтение рассказа, определение главных героев. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по вопросам учителя. Пересказ по вопросам учителя |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрацию. |
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Выборочно
читают по заданию учителя. Подбирают отрывок из текста к иллюстрации |
74 |
По Э. Шиму. Сказка «Не стучать – все спят!» |
1 |
Чтение текста, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Определение главных героев, оценка их поступков. Выборочное чтение по ролям. Составление рассказа по картинке |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Читают по ролям с соответствующей интонацией. Выборочно читают для подтверждения ответа. Составляют рассказ по картинке |
75 |
В. Степанов. Стихотворение «Зайка» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. Выборочно
читают по заданию учителя |
Выразительно
читают с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы. Выборочно читают для подтверждения
ответа |
76 |
По Н. Сладкову. Рассказ «Еловая каша» |
1 |
Чтение рассказа, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Определение главных героев, оценка их поступков. Выборочное чтение по ролям. Составление рассказа по картинке |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на
иллюстрацию. Называют главных героев |
Читают
целыми словами, определяют главную мысль. Оценивают главных героев. Выборочно
читают по заданию учителя. |
77 |
З. Александрова. Стихотворение «Снежок» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя. |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. Выборочно читают по заданию учителя. Заучивают наизусть стихотворение |
78 |
По С. Баруздину. Рассказ «Коллективная печка» |
1 |
Чтение текста, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Выборочное чтение по заданию учителя. Объяснение смысла названия рассказа. Пересказ по вопросам учителя |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрацию. |
Читают целыми словами. Отвечают на вопросы по содержанию. Выборочно читают по заданию учителя. Объясняют
смысл названия рассказа. |
79 |
В. Аникин. «Доскажи словечко» (зимние загадки). Обобщающий урок по разделу «Зимушка-зима» |
1 |
Уточнение признаков зимы в лесу и в городе. Отгадывание загадок. Соотнесение иллюстраций и содержания загадок. Объяснение смысла пословиц. Выполнение теста по разделу «Зимушка-зима» |
Называют признаки зимы по вопросам учителя. Отгадывают загадки. Подбирают отгадки к картинкам. Выполняют тест с помощью учителя
|
Называют признаки зимы. Отгадывают загадки. Соотносят иллюстрации с отгадками. Объясняют смысл пословиц. Выполняют тест самостоятельно
|
Так нельзя, а так можно – 12 часов |
|||||
80 |
По А. Ягафаровой. Сказка «Снегирь и Синичка» |
1 |
Чтение рассказа, определение главных героев. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя. Пересказ по серии сюжетных картинок Установление смысловых связей между поступками героев |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрации. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Выборочно читают по вопросам учителя. Пересказывают по серии сюжетных картинок. Устанавливают смысловые связи между поступками героев |
81 |
По В. Хомченко. Рассказ «Птица-синица» |
1 |
Чтение текста, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Выборочное чтение по заданию учителя. Пересказ по вопросам учителя
|
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрации. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Выборочно читают для подтверждения ответа. Оценивают поступки героев. Пересказывают по вопросам
|
82 |
Г. Ладонщиков. Стихотворение «Дельный совет» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Составление рассуждений на основе содержания прочитанного |
Читают плавно по слогам с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы учителя по содержанию стихотворения. Объясняют
название стихотворения с помощью учителя |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. Объясняют смысл образных выражений и названия стихотворения |
83 |
По Л. Толстому. Рассказ «Косточка» |
1 |
Чтение рассказа, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Определение главных героев, оценка их поступков. Выборочное чтение по заданию учителя. Подбор к иллюстрации отрывка из текста. Составление рассказа по картинке |
Читают плавно по слогам, определяют главную мысль. Выборочно читают по вопросам учителя. Подбирают предложения к иллюстрации |
Читают целыми словами. Отвечают на вопросы. Оценивают поступки
главных героев. Подбирают
к иллюстрации отрывок из текста. |
84 |
По С. Георгиеву. Рассказ «Праздничный стол» |
1 |
Чтение текста, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Определение главных героев, оценка их поступков. Подбор к иллюстрациям отрывков из текста
|
Читают
плавно по слогам, определяют главную мысль. |
Читают целыми словами. Отвечают на вопросы. Оценивают поступки главных героев. Подбирают
к иллюстрации отрывок из текста. |
85 |
В. Берестов. Стихотворение «За игрой» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя. Заучивание стихотворения наизусть |
Читают
плавно по слогам с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы учителя. |
Выразительно читают с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы по содержанию. Выборочно читают по заданию учителя. Заучивают наизусть стихотворение |
86 |
С. Баруздин. Стихотворение «Бревно» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя. Подбор к картинкам отрывков из текста |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Выборочно
читают по заданию учителя. |
Выразительно читают с соответствующей интонацией. Отвечают на вопросы. Выборочно читают по заданию учителя. Подбирают к картинкам отрывки из текста |
87 |
А. Седугин. Рассказ «Как Артемка котенка спас» |
1 |
Чтение рассказа, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Определение главных героев, оценка их поступков. Выборочное чтение по заданию учителя. Составление рассказа по картинке |
Читают
плавно по слогам, определяют главную мысль. |
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Выборочно читают для подтверждения ответа. Составляют рассказ по картинке |
88 |
По В. Осеевой. Рассказ «Подвиг» |
1 |
Чтение текста, определение главных героев, нравственная оценка их поступков. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя. Пересказ вопросам учителя и картинкам |
Читают плавно по слогам по слогам. Выборочно
читают по вопросам учителя. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Называют главных героев, дают их поступкам нравственную оценку. Выборочно
читают для подтверждения ответа. |
89 |
И. Демьянов. Смешинка «Девочка-копуша» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя по содержанию |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. |
90 |
По В. Бирюкову. Сказка «Лесные доктора» |
1 |
Чтение рассказа, определение главных героев. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по вопросам учителя. Пересказ по серии сюжетных картинок |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Читают целыми словами. Отвечают на вопросы. Называют главных героев. Выборочно читают. Объясняют образное выражение. Пересказывают по серии сюжетных картинок |
91 |
Обобщающий урок по разделу «Так нельзя, а так можно» |
1 |
Обобщение знаний обучающихся по разделу. Соотнесение иллюстрации с прочитанными произведениями. Пересказ по вопросам учителя. Выполнение теста по разделу «Так нельзя, а так можно» |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют тест с помощью учителя |
Читают целыми словами. Отвечают на вопросы. Соотносят иллюстрации с прочитанными произведениями. Пересказывают по вопросам и иллюстрациям. Выполняют тест самостоятельно |
Весна в окно стучится – 19 часов |
|||||
92 |
Ф. Тютчев. Стихотворение «Зима недаром злится» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя. Заучивание стихотворения наизусть |
Читают плавно по слогам с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрацию. Выборочно
читают строки о зиме с помощью учителя. |
Выразительно читают с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы по содержанию. Выборочно читают для подтверждения ответа. Объясняют смысл образного выражения. Заучивают наизусть стихотворение |
93 |
По В. Бирюкову. Сказка «Весенняя песня» |
1 |
Чтение текста, определение главных героев. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по вопросам учителя. Пересказ по вопросам учителя и картинке |
Читают
плавно по слогам. Называют главных героев. Отвечают на вопросы учителя. |
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Выборочно читаю для подтверждения ответа. Пересказывают по вопросам учителя и картинке |
94 |
Украинская народная песня «Веснянка» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. Находят и читают строки стихотворения о солнце |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. Выборочно читают для подтверждения ответа строки стихотворения о признаках весны |
95 |
По Э. Шиму. Сказка «Сосулька» |
1 |
Чтение рассказа, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Выборочное чтение по вопросам учителя. Чтение по ролям |
Читают плавно по слогам. Определяют главную мысль. Читают по ролям с помощью учителя |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Выборочно
читают для подтверждения ответа. |
96 |
Русская народная песня «Выгляни, солнышко» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. Выборочно читают строки о зиме по вопросам учителя |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. Выборочно читают строки о зиме |
97 |
С. Вербова. Рассказ «Мамин портрет»
|
1 |
Чтение текста, определение главных героев. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по вопросам учителя. Пересказ по вопросам учителя и картинке |
Читают плавно по слогам. Называют главных героев. Отвечают на вопросы учителя. Подбирают
к рисунку предложение из текста с помощью учителя. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Выборочно читают для подтверждения ответа. Подбирают отрывок из текста к рисунку. Пересказывают по вопросам учителя и картинке |
98 |
П. Синявский. Стихотворение «Разноцветный подарок» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Установление причинно-следственных связей между поступками героев |
Читают плавно по слогам с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. Выборочно
читают по заданию учителя |
Выразительно читают с интонацией, соответствующей знакам
препинания. Устанавливают причинно-следственные связи между поступками героев |
99 |
А. Седугин. Рассказ «Тихо-тихо» |
1 |
Чтение рассказа, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Выборочное чтение по вопросам учителя. Чтение по ролям |
Читают плавно по слогам. Определяют главную мысль. Выборочно читают по заданию учителя |
Читают
целыми словами определяют главную мысль. Выборочно читаю для подтверждения
ответа. |
100 |
Р. Сеф. Стихотворение «Лицом к весне» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию.
|
Читают плавно по слогам. Называют признаки весны с опорой на иллюстрацию. Отвечают на вопросы учителя по содержанию |
Выразительно читают с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы по содержанию. Составляют рассказ о весне с опорой на иллюстрацию и личный опыт |
101 |
С. Вербова. Стихотворение «Ледоход» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Составление устного рассказа по теме стихотворения |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. Составляют устный рассказ о ледоходе |
102 |
По Р. Фархади. Рассказ «Сон медвежонка» |
1 |
Чтение текста, определение главных героев. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по вопросам учителя. Пересказ по вопросам учителя |
Читают
плавно по слогам. Называют главных героев. Отвечают на вопросы учителя. |
Читают целыми словами определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Выборочно читают для подтверждения ответа. Пересказывают по вопросам учителя |
103 |
Г. Ладонщиков. Стихотворение «Медведь проснулся» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Определение жанра стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрацию. |
Выразительно читают побудительной интонацией. Отвечают на вопрос по содержанию. Определяют жанр стихотворения. Заучивают наизусть стихотворения |
104 |
По В. Бианки. Рассказ «Заяц на дереве» |
1 |
Чтение рассказа, определение главных героев. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по вопросам учителя. Пересказ текста по серии сюжетных картинок |
Читают
плавно по слогам. Называют главных героев. Отвечают на вопросы учителя. |
Читают целыми словами. Называют главных героев. Отвечают на вопросы по содержанию. Выборочно читают для подтверждения ответа. Пересказывают по серии сюжетных картинок |
105 |
С. Погореловский. «Стихотворение Нашигости» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию |
Читают плавно по слогам с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы учителя. Выборочно
читают строки про скворечник |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. Выборочно читают строки о прилёте птиц |
106 |
По Г. Скребицкому. Рассказ «Скворушка»
|
1 |
Чтение текста, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Выборочное чтение по заданию учителя. Составление рассказа по картинке |
Читают
плавно по слогам, определяют главную мысль с помощью учителя. |
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Отвечают на вопросы по содержанию. Выборочно читают для подтверждения ответа. Составляют рассказ по картинке |
107 |
И. Белоусов. Стихотворение «Весенняя гостья» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию
|
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Составляют предложение к картинке |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. Подбирают к картинке строки из стихотворения |
108 |
По К. Ушинскому. Рассказ «Пчелки на разведках».
|
1 |
Чтение текста, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Выборочное чтение по заданию учителя
|
Читают плавно по слогам, определяют главную мысль по вопросам
учителя. Выборочно читают по заданию учителя |
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Отвечают на вопросы по содержанию. Выборочно читают отрывок из текста про пчёл |
109 |
По А. Баркову. Рассказ «Тюльпаны» |
1 |
Чтение рассказа, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Выборочное чтение по заданию учителя. |
Читают
плавно по слогам, определяют главную мысль. |
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Выборочно читают для подтверждения ответа. Рисуют цветы самостоятельно |
110 |
Е. Савельева. «Доскажи словечко» (Весенние загадки). Обобщающий урок по разделу «Весна в окно стучится» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Отгадывание загадки, рисование отгадки. Ответы на вопросы по содержанию. Сравнение стихотворений, близких по теме. Выполнение теста по разделу «Весна в окно стучится» |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют тест с помощью учителя |
Выразительно читают целыми словами. Отгадывают загадки, рисуют отгадки. Сравнивают стихи, близкие по теме. Выполняют тест самостоятельно |
Весёлые истории -7 часов |
|||||
111 |
Р. Фархади. Стихотворение «Перепутаница» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Подбор к иллюстрациям подходящих отрывков из стихотворения. |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. Подбирают
подходящий отрывок из стихотворения к картинкам. |
112 |
По Г. Остеру. Сказка «Эхо» |
1 |
Чтение рассказа. Ответы на вопросы, определение главной мысли. Составление устного рассказа по теме, близкой к теме рассказа. |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Выборочно читают для подтверждения ответа. Составляют устный рассказ по теме, близкой к теме рассказа |
113 |
А. Шибаев. Стихотворение «Кто кем становится» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию с использованием строк стихотворения. Выборочное чтение по заданию учителя |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с использованием строк
стихотворения. |
Выразительно читают с побудительной интонацией. Выборочно читают
для подтверждения ответа.
|
114 |
А. Усачев.Стихотворение «Волшебный барабан» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. |
Выразительно читают с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы по содержанию. Выборочно читают для подтверждения ответа |
115 |
М. Пляцковский. Сказка «Шишки»
|
1 |
Чтение сказки, определение главных героев. Передача голосом интонации, соответствующей характеру героя. Выборочное чтение по вопросам учителя по ролям. Пересказ сказки по серии сюжетных картинок |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Оценивают поступки героев. Выборочно читают с соответствующей интонацией. Пересказывают по серии сюжетных картинок |
116 |
По Ю. Степанову. Сказка «Портрет» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрацию. |
Выразительно читают целыми словами. Выборочно читают для подтверждения ответа |
117 |
М. Бородицкая. Стихотворение «Булочная песенка». Обобщающий урок по разделу «Весёлые истории» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя. Сравнение произведений, одинаковых по теме. Выполнение теста по разделу «Весёлые истории»
|
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают произведения, одинаковые по теме, с помощью учителя. Выполняют тест с помощью учителя |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. Сравнивают произведения, одинаковые по теме. Выполняют тест самостоятельно |
Родина любимая – 8 часов |
|||||
118 |
Г. Ладонщиков. Стихотворение «Скворец на чужбине» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение по заданию учителя. |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Выборочно читают по заданию учителя |
Читают целыми словами с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы по содержанию Выборочно читают для подтверждения ответа. Объясняют смысл пословицы |
119 |
По К. Ушинскому. Рассказ «Наше Отечество» |
1 |
Чтение рассказа. Ответы на вопросы, определение главной мысли. Выборочное чтение по заданию учителя. Составление рассказа о своей малой родине |
Читают
плавно по слогам, определяют главную мысль. |
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Выборочно читают для подтверждения ответа. Составляют рассказ о своей малой Родине |
120 |
По Т. Кудрявцевой. «Флаг России» |
1 |
Чтение рассказа. Ответы на вопросы, определение главной мысли. Выборочное чтение по заданию учителя. Рисование флага России |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Читают
целыми словами, определяют главную мысль. Выборочно читают для подтверждения
ответа. |
121 |
М. Ильин. Рассказ «Главный город страны» |
1 |
Чтение текста. Ответы на вопросы, определение главной мысли. Выборочное чтение по заданию учителя. Составление устного рассказа о Москве |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Составляют предложения о Москве |
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Отвечают на вопросы по содержанию. Выборочно читают для подтверждения ответа. Составляют устный рассказ о Москве |
122 |
В. Степанов. Стихотворение «Песня» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Заучивание стихотворения наизусть |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на картинки. |
Выразительно читают с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы по содержанию. Заучивают наизусть стихотворение |
123 |
А. Усачев. Стихотворение «День Победы» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Составление рассказа о праздновании Дня Победы |
Читают
плавно по слогам с побудительной интонацией. Отвечают на вопросы учителя. |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. Составляют рассказ о праздновании Дня Победы |
124 |
По С. Баруздину. Рассказ «Страшный клад»
|
1 |
Чтение рассказа. Ответы на вопросы, определение главной мысли. Выборочное чтение по заданию учителя. Пересказ по картинному плану |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Выборочно читают по заданию учителя. Пересказывают по картинному плану |
125 |
По С. Алексееву. Рассказ «Тульские пряники». Обобщающий урок по разделу «Родина любимая»
|
1 |
Чтение текста. Ответы на вопросы, определение главной мысли. Выборочное чтение по заданию учителя. Объяснение смысла поговорок и пословиц. Выполнение теста по разделу «Родина любимая» |
Читают плавно по слогам, определяют главную мысль. Выполняют тест с помощью учителя |
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Выборочно читают отрывки из произведений по заданию учителя. Объясняют смысл пословиц и поговорок. Выполняют тест самостоятельно |
Здравствуй, лето! – 11 часов |
|||||
126 |
А. Усачев. Стихотворение «Что такое лето?» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Составление устного рассказ о лете |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. Составляют рассказ о лете |
127 |
По Л. Воронковой. Рассказ «Что сказала бы мама?» |
1 |
Чтение рассказа, эмоциональная оценка поступков героев. Ответы на вопросы, определение главной мысли. Поиск в тексте объяснения названия рассказа
|
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Отвечают на вопросы по содержанию. Ищут в тексте объяснение названия рассказа |
128 |
По Л. Воронковой. Рассказ «Что сказала бы мама?» |
1 |
Определение главных героев, оценка их поступков. Выборочное чтение по заданию учителя |
Отвечают
на вопросы учителя. |
Оценивают поступки героев. Пересказывают по вопросам учителя и картинке. Выборочно читают для подтверждения ответа |
129 |
М. Дружинина. Стихотворение «Земляника» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию. Подбор подходящего отрывка к иллюстрации |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Выразительно читают с интонацией, соответствующей знакам
препинания. Подбирают отрывок из стихотворения к иллюстрации |
130 |
По В. Хомченко. Рассказ «Куда исчез гриб?» |
1 |
Чтение рассказа. Ответы на вопросы, определение главной мысли. Подбор отрывков из текста к иллюстрациям |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Подбирают отрывки из текста к иллюстрациям |
131 |
По В. Хомченко. Рассказ «Куда исчез гриб?» |
1 |
Определение главных героев, оценка их поступков. Чтение по ролям. Пересказ по вопросам учителя и картинке |
Отвечают
на вопросы учителя. |
Оценивают
поступки героев. Пересказывают по вопросам учителя и картинке. |
132 |
По В. Бианки. Рассказ «Еж-спаситель»
|
1 |
Чтение рассказа. Ответы на вопросы, определение главной мысли. Выборочное чтение по заданию учителя. Пересказ по картинному плану |
Читают
плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Читают целыми словами, определяют главную мысль. Выборочно читают для подтверждения ответа. Пересказывают по картинному плану |
133 |
Р. Фархади. Стихотворение «Жарко» |
1 |
Формирование навыка выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию.
|
Читают
по слогам. Отвечают на вопросы учителя. |
Выразительно читают с соблюдением знаков препинания. Заучивают наизусть стихотворение |
134 |
По Э. Шиму. Рассказ «Верное время» |
1 |
Чтение текста, ответы на вопросы. Определение главной мысли. Определение главных героев, оценка их поступков |
Читают
плавно по слогам, определяют главную мысль. |
Выразительно
читают целыми словами. |
135 |
По Э. Шиму. Рассказ «Верное время» |
1 |
Выборочное чтение по заданию учителя. Подбор отрывков из текста к иллюстрациям. Составление рассказа по картинкам по вопросам учителя |
Отвечают на вопросы учителя. Подбирают предложения к иллюстрациям. Составляют рассказ с помощью учителя |
Выборочно читают. Подбирают
отрывки из текста к иллюстрациям. |
136 |
Доскажи словечко. Летние загадки. Обобщающий урок по разделу «Здравствуй, лето!» |
1 |
Обобщений знаний по разделу. Соотнесение картинки и произведения. Составление рассказа о лете. Выполнение теста по разделу «Здравствуй, лето!» |
Читают плавно по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют тест с помощью учителя |
Читают целыми словами с интонацией, соответствующей знакам
препинания. Выполняют тест самостоятельно |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.