Конспект урока в 1 классе
«АЗБУКА – К МУДРОСТИ СТУПЕНЬКА».
Форма урока: урок-праздник.
Тип урока: обобщение изученного материала.
Цель урока:
в игровой форме повторить и закрепить знания по курсу «Азбука»;
создать у детей ощущение значимости пройденного этапа обучения.
воспитывать умение общаться, помогать друг другу;
создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми;
способствовать раскрытию талантов у учащихся; учить детей держаться на сцене.
Задачи:
Образовательные
· обобщить и систематизировать теоретические знания;
· учить использовать полученные знания в нестандартных ситуациях;
· укреплять интерес к знаниям через игру, праздник;
· развивать интерес к литературному чтению;
· создать условия для развития интеллектуальных умений, памяти, логического и творческого мышления;
Воспитательные
· формирование нравственных ценностей учащихся;
· способствовать воспитанию бережного отношения к книге;
Развивающие
· развивать оценочные способности детей;
· развивать воображение, умение сравнивать и делать выводы.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, костюмы для актеров, шары, гирлянда с буквами, записи песен.
Ход праздника
Учитель:
Праздник начинается,
Гости улыбаются,
А дети постараются
Сегодня показать,
Всё – чему учились,
Всё – к чему стремились,
Потому что есть у нас,
Небольшой для вас рассказ.
А интересно, все ли здесь собрались? Давайте проверим.
Перекличка
- Старательные девочки здесь?
- Здесь!
- Умные мальчики?
- Здесь!
- Заботливые мамы?
- Здесь!
- Умелые папы?
- Здесь!
- Добрые бабушки?
- Здесь!
- Желанные гости?
- Здесь!
Ученики 1 класса
1. Я, ты, он, она! Вместе дружная семья.
2. Большеглазых, озорных,
3. Милых, добрых и смешных.
4. Посмотрите все на нас,
5. замечательный наш класс
6. Мы танцуем и поем
7. Дружно в школе мы живем.
Учитель: Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книжки свои прочитали.
А первым помощником в этом вам стала
Самая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам АЗБУКА хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Чтец 1
За
окном сверкает март,
Снег в воздухе кружится,
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
Чтец 2
Азбука – первая книга моя,
Как не любить мне за это тебя.
Складывать буквы меня ты учила,
Радость открытий мне подарила.
Чтец 3
Нас научила Азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг,
К ней любой из нас привык!
Чтец 4
Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!
Чтец 5
Научились мы писать
И большие фразы,
Сказки и рассказы.
Чтец 6
Наизусть стихотворенье
Можем выучить, смеясь,
И расскажем с выраженьем
Это всё – пустяк для нас.
Чтец 7
Я с этой книжкой первый раз
Пришёл в свой первый светлый класс.
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
Чтец 8
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книги ждут.
Чтец 9
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки звёзды и моря –
Не обойтись без Азбуки, друзья!
Азбука:
Вот и я, мои друзья!
Вам очень рада я!
Я - учила буквам вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рада я, друзья, за вас!
А все ли вы знаете. Что мое имя родилось в России? Моему появлению на Руси я обязана двум болгарским монахам, двум братьям - Кириллу и Мефодию. Они были учеными, философами. Именно они составили славянскую азбуку. Которой мы пользуемся до сих пор. Первая буква называлась АЗ, а вторая БУКИ. Вот и получилось такое красивое название «АЗБУКА».
А первым напечатал русскую Азбуку - Иван Федоров основатель книгопечатания в России. Это было давно, более 400 лет назад. Тогда ещё не умели печатать книги, а переписывали их от руки гусиным пером. На эту работу уходило много времени. Иван Федоров задумал организовать в Москве типографию. Он всё делал сам. Сам смастерил станок для печатания, сам набирал буквы, сам печатал.
Учитель. Дорогая, Азбука! Мы очень рады видеть тебя на нашем празднике. Всё это время ежедневно ты была рядом с нами, трудилась, не покладая рук. А сегодня мы хотим предложить тебе отдохнуть и отправиться в сказочное путешествие. Присаживайся, пожалуйста, и наслаждайся.
Звучит классическая музыка
Учитель
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки...
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски...
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Выходит Сказочница в народном костюме начинает сказку.
Сказочница.
Жил да был один царь,
Русский царь - государь.
Совсем не стар,
Не так уж плох.
И звался просто –
Царь Горох!
И была у царя Гороха дочь - принцесса Горошина, первая красавица королевства. Но вот беда – была она неграмотна.
И тогда случилось вот что:
Царь умылся, нарядился
И на рынок покатился.
За царем стрельцов отряд.
Вот он въехал в конный ряд.
На колени все тут пали
И «Ура!» царю кричали.
Молвил царь: «Велю сейчас огласить всем мой указ!»
Появляется царь, зачитывает указ.
Сказочница.
Народ собирается,
Бал начинается.
Грустить сегодня не годится,
Будем петь, плясать и веселиться!
Звук барабанов извещает о прибытии первой гостьи.
Сказочница. Люди добрые! Вот и первая гостья прибыла к нам на бал! Кто она такая?
Выходит Василиса Премудрая под русскую народную песню.
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом, проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была?
Дети (хором). Василиса Премудрая!
Василиса (кланяется)
Василиса
Здравствуй, царь-батюшка,
Здравствуй, принцесса!
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Знаю о вашей беде.
Помогу, чем могу.
- Ребята, а вы готовы помочь?
- Сколько букв в русском алфавите?
Первокласник-Буквы, обозначающие гласные звуки.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Первокласник Буквы, обозначающие согласные звуки.
А согласные - согласны шелестеть,
шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
Первокласник Буквы, не обозначающие звуков
Ъ знак - очень твёрдый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяет, только жаль, его теряют!
Ь: - мягкий знак, его найдёшь
И в слове «льёт» и в слове «дождь».
Василиса Молодцы, а теперь посмотрим, как вы запомнили алфавит
(Песня «АЛФАВИТ»)
Василиса Ты запомнила принцесса?
Принцесса:
Ну, конечно запомнила. Спасибо вам, детишки!
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский …алфавит!
Звучат барабаны, приезжает Красная Шапочка.
(Выход под музыку «Песенка Красной Шапочки»)
Красная Шапочка
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную мне подарила.
Девочка имя забыла своё,
А ну подскажите имя моё!
Ответы детей: Красная шапочка
Красная шапочка
Эй, скажите мне, друзья,
Что увидеть мне нельзя?
Дети:
· Стук калитки,
· шум дождя,
· пенье птицы,
· шелестение страницы,
· звон трамвая
· бой часов,
· как шуршат под полом мыши –
Красная шапочка Это всё мы только слышим.
А сейчас в ладошки хлопнем,
И ногою дружно топнем,
Догадайся, милый друг,
Значит, мы услышим …звук.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается … гласный.
Красная шапочка: А какие признаки согласных звуков вы знаете?
А сейчас проведём конкурс от Красной Шапочки.
Вы должны отгадать загадку и сказать, сколько букв и звуков в отгадке.
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет – вскачь пройдёт немного,
Захочет – ляжет на бочок.
(юла – 3 буквы, 4 звука)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
(заяц – 4 буквы, 5 звуков)
Льётся речка – мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим.
(коньки – 6 букв, 5 звуков)
Красная шапочка :Молодцы, все загадки отгадали.
Звучат барабаны, приезжает Золушка, рассказывает о себе загадкой. (Выход под музыку «Хоть поверьте, хоть проверьте…»)
Золушка.
Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто тут подскажет?
Дети. Золушка!
Золушка.
Услыхала, царь, про беду я твою,
Хочу предложить вам я помощь свою.
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
Выйдут новые слова.
Давайте составим новые слова.
Я предлагаю поиграть с буквами. На доске вы видите слово «первоклассник». Какие другие слова можно составить из букв этого слова?
У кого получится самое длинное слово? (киви, кассир, окна, перо, кино пикник, воск, квас, пони) –2 минуты
Под звук барабанов «влетает» Баба Яга на метле. («Я- Яга, Яга, Яга…»)
Загадывает загадку.
Бабусю знает целый свет,
Мне от роду лишь триста лет.
Там на неведомых дорожках,
Домик мой на курьих ножках.
Дети. Баба Яга!
Сказочница.
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный. Какой?
Дети. Метла!
Баба Яга. Я летала на метле,
Пироги пекла в золе,
По избе кота гоняла,
Да загадки сочиняла.
В гости к Лешему сходила,
Все отгадки позабыла.
Помогите мне, ребятки,
Отгадайте мои загадки.
Назови, что это?
- Учреждение, куда принимают неграмотных (школа)
- Сигнал к началу и окончанию мучений (звонок)
- Плоский глобус (карта)
- Сюрприз на стуле учителя (кнопка)
- Клуб знакомств для родителей и учителей (родительское собрание)
- Альбомчик для автографов учителей (дневник)
- Место, где дети отбывают 11 лет (школа)
- Президент в масштабах школы (директор)
- Все учителя ждут с нетерпением (отпуск)
- Мудрое время суток (утро)
- Часть лица, которую иногда вешают (нос)
Под звук барабанов появляется Буратино (под песню «Буратино»)
Буратино:
Я – мальчишка деревянный
В полосатом колпачке.
Создан я на радость людям,
Счастья ключ в моей руке.
Черепаха подарила
Этот ключ волшебный мне.
И тогда я очутился
В доброй сказочной стране.
Дети: Буратино.
Буратино:
Я в подарок вам принес сундучок.
Эй, сундук-сундучок,
Открывайся, дружок!
Отгадаешь букву, получишь волшебную конфетку знаний.
Буратино дарит детям, угадавшим букву, подарок
1.Она словно кочерга,
У нее одна нога.
Гнутый гвоздь и клюшка тоже
На букву «Г» очень
похожи.
2. Капитан отставил ногу,
Руку вытянул немного.
Приглядись, наверняка
И ты увидишь букву К.
3. Повис на букве озорник,
Он вдруг решил, что П — турник.
4. Словно месяц буква С,
Улыбается с небес!.
5. На калитку посмотри
И там увидишь букву И.
6. Палочка,
А рядом две ровные дужки –
Вот и готовы
Очки
для лягушки. В
7. Буратино, барабан,
Белка, булка и банан.
- Я играю на трубе
И зовусь я буква "Б"!
После каждого стиха дети встают и говорят: « Это я, это я, это буковка моя!» и получают подарок от Буратино (пряник –книжка)
Молодцы! А расскажите-те ка, пожалуйста , как вы трудились все это время?
Первоклассники поют частушки:
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Буквы гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём.
Тысячу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я любую теперь книжку
Одним махом проглочу.
За окном уж весна танцует,
День приветливый такой.
А у нас сегодня праздник -
День прощанья с азбукой.
Мы простимся с Азбукой
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Мы ей дружно скажем!
Царь. Ай, да молодцы, ребятишки! А какие умненькие!
– Ну что доченька?
Принцесса.
– Папа, я научилась читать!
- Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста, прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
Ну, прочитай еще страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Царь Горох. Ой-ой, радость, какая! Чудеса случаются. Принцесса улыбается! А с вами мы прощаемся! Спасибо всем детишкам и Азбуке конечно, что помогли моей принцессе научиться читать.
Азбука:
И в десять лет, и в шесть, и в пять
Как хорошо уметь читать!
Нашей встречей я довольна, и в благодарность за тёплый приём хочу
познакомить вас со своей подругой, отныне она станет вашим верным
спутником. Эстафету сегодня свою я Литературе передаю.
(появляется книга «Литературное чтение»)
Лит.чт.: Вам моё почтение. Я – Литературное Чтение. Полистай мои страницы: здесь стихи и небылицы, сказки, басни, прибаутки, поговорки, даже шутки. Пушкин, Лермонтов, Толстой, да, учебник не простой. Так много интересного. Я от Азбуки слыхала, что вы знаете немало. Любознательных люблю, щедро знания дарю. Всем, кто хочет много знать, хорошо надо читать. вы должны дать общение, но не простое! Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте «да» или «нет», будьте внимательны!
Игра «Да или нет»
Азбука дала вам знания,
Они с вами навсегда.
Помнить будете, вы? (Да)
Впереди ребята ждут вас книги,
Знаний принесут вам свет.
Они любят аккуратность.
Будете вы рвать их? (Нет)
Книги многое расскажут,
Не обманут никогда.
Нужно только быть прилежным.
Будете лениться? (Нет)
Будь ты с книгой аккуратен,
Сохрани на много лет.
Не рисуй, не ставь в ней пятен.
Все тебе понятно? (Да)
Прочти книгу с интересом,
В каждой книге есть совет.
Книга станет лучшим другом.
Друга бросите, вы? (Нет)
Знайте, каждая из книжек,
Словно яркая звезда.
Книги знайте и любите.
Будете беречь их? (Да).
Ученик: Сегодня праздник необычный –
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
Ученик: Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за всё благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.
Учитель: На наш праздник пришли ваши папы и мамы, бабушки и дедушки.
Они смотрят на вас, затаив дыхание, волнуются и радуются. Им слово.
ВЫСТУПЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ:
Милые наши детки! Мы, конечно, увидели, что вы талантливы, умны, но не забывайте, что нельзя останавливаться на достигнутом. Удачи вам!
Учитель
1сентября Вы переступили порог нашей школы и стали школьниками. За это время вы научились читать, писать и считать. И этому Вас научила умная и интересная Азбука. Вы маленькие граждане нашей страны, но уже грамотные. И не зря в народе говорят : Азбука – к мудрости ступенька. Вы чудесно преодолели эту первую вершину в своей школьной жизни. И я поздравляю Вас с первой школьной победой!
Жила на свете буква эМ,
Была она ни тем, ни сем,
Но повстречалась с буквой И
И сразу стала нотой Ми.
Жила на свете нота Ми.
Дружила с разными людьми,
И как-то раз, придя на сквер,
Там повстречалась с буквой эР.
И стала сразу словом МИР.
И прогремела на весь мир,
В печать попала и в эфир.
Пусть в целом мире будет мир.
Учитель. Дорогие гости! Спасибо за внимание! Первоклассники приглашаются на чаепитие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.