Система совершенствования методики активного обучения.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Практическая дифференциация обучения реализуется в системе отбора содержания и количества информации по теме в целом и урока в частности. Эту систему составляют: - опережающее задание по теме; - комплекс дидактических средств, к занятию, основой которого является опорный конспект разно-целевого назначения; - оперативное блочное повторение части изучаемого материала; - познавательные задания с проблемными ситуациями для более подготовленных учащихся; - специальные задания для проверки усвоения знаний менее подготовленных учащихся;
Иконка файла материала Система совершенствования методики активного обучения.doc
Система совершенствования методики активного обучения. Практическая дифференциация обучения реализуется в системе отбора содержания и количества информации по теме в целом и урока в частности. Эту систему составляют: - опережающее задание по теме; - комплекс дидактических средств, к занятию, основой которого является опорный конспект разно­целевого назначения; - оперативное блочное повторение части изучаемого материала; - познавательные   задания   с   проблемными   ситуациями   для   более - - подготовленных учащихся; специальные задания для проверки усвоения знаний менее подготовленных учащихся; зачетные задания, предлагаемые учащимся в начале изучения новой темы для последующей работы. Дифференциация   обучения   возможна   с   помощью   активных   методов нетрадиционных   дидактических   средств,   которые   являются   источником знаний,   основой   формирования   умений   и   навыков   производственного обучения   и   направлена   на   повышение   активизации   мыслительной деятельности учащихся. Для этого можно применять : 1. Оперативное закрепление одного из вопросов темы урока с помощью карточек­заданий. 2. Фронтальное   устное   дифференцированное   закрепление   изученного   на уроке, проводимое «сильным» учащимся с менее подготовленным под руководством педагога. 3. Рецензирование учащимися ответов своих товарищей. 4. Выполнение   письменных   оперативно   оцениваемых   заданий   (тестов), проверка их по эталонам.5. Зачеты с элементами игровых ситуаций. 6. Письменные зачеты. Специфика моего предмета позволяет мне широко применять бригадный метод.   Я   считаю,   что   общественная   мотивация   трудовой   деятельности усиливает интерес к работе. Современная наука требует не развитие одной личности, а коллектива. Участвуя в коллективном труде человек, познает не только   других,   но   и   себя:   кто   он   есть,   какую   ценность   представляет   для окружающих, что он может. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем   и   отношение   коллектива,   педагогов.   Как   показывает   наблюдение ученики   практически   и   психологически   на   готовы   к   участию   в производственном труде. Представление у них о будущей профессии, очень смутное. Важной предпосылкой самовоспитания является адекватная оценка своего соответствия требованиям профессии. По   этому,   используя   в   процессе   обучения   бригадный   метод   основная задача   состоит   в   создании   микро   климата   близкого   к   производственной обстановке в ателье, мастерской. Для подготовки к уроку производственного обучения я привлекаю совет бригады,   который   знакомится   с   предстоящей   темой   урока.   Вместе   с бригадирами   и   контролерами   распределяются   задания   между   членами бригады,   продумываются   методы   контроля,   выполнение   задания,   приема продукции,   расстановка   учащихся   по   оборудованию.   Урок   я   начинаю   с построения   бригад.   Затем   провожу   вводный   инструктаж,   который   можно провести в форме деловой или тренировочной игры, с целью проверки знаний предыдущего   урока,   затем   провожу   объяснение   нового   материала,   выдаю задание на каждую бригаду. Бригадиры должны сами распределить работу между   членами   своих   бригад.   Затем   провожу   текущий   инструктаж. Контролеры   и   бригадиры   следят   за   правильностью   выполняемой   работы, техникой   безопасности,   а   контролер   следит   за   качеством   пошиваемой продукции.На   заключительном   инструктаже   я   предоставляю   слово   бригадирам   и контролерам   для   анализа   выполненной   работы.   Подводятся   итоги   и выставляются   оценки   учащимся.   Лучшие   работы   демонстрируются учащимися. Благодаря   всем   этим   действиям   у   меня   появляется   время   на индивидуальную   работу   со   слабыми   учащимися   и   контроль,   за   всем производственным процессом. При теоретическом изучении тем я использую работу «по парам». В паре должен быть «сильный» и «слабый» ученики. Такой вид работы можно использовать   при   повторении   пройденного   материала.   «Сильный»   ученик рассказывает материал «слабому», слабый ученик слушает, оценивает ответ, после чего они меняются ролями. Для решения проблемного задания хорошо использовать групповую форму работы. Работу можно построить в двух направлениях: 1. Разделить всех учеников на группы по уровню их подготовленности. У всех трех групп задания будут разные по сложности. Первыми раскрывают решение поставленной проблемы группа учеников со слабым уровнем подготовленности. Ученики двух других групп слушают и оценивают ответ. Затем отвечает следующая группа. Завершают и обобщают ответ ученики с высоким уровнем подготовленности. 2. Все ученики делятся на группы. В каждой группе по пять человек, из которых   один   «сильный»,   один   «слабый»,   остальные   со   средним   уровнем подготовленности. Для всех групп задание дается одинаковое. Это может быть повторение теоретического материала, задание на смекалку, изучение нового материала. Сначала все учащиеся работают   коллективно. Затем каждый член группы рассказывает   этот   материал,   один   начинает,   а   следующий   продолжает. Завершает   работу   учащийся   с   более   высоким   уровнем   подготовленности. Свои ответы они оценивают сообща. Моя функция заключается в контролекачества знаний учащихся. Заслушивая ответ самого слабого ученика, я могу оценить всех остальных учеников группы (если ученик со слабой подготовкой может   хорошо   рассказать   этот   материал,   значит,   вся   группа   поработала хорошо).   Ответившая   группа   получает   усложненный   вариант   задания,   а   я проверяю   ответы   следующей   группы.   Такая   форма   работы   помогает   мне поднять   активность   и   заинтересованность   на   уроках.   При   проведении   дополнений терминологических высказываний,   тестов   на   выполнение   алгоритмических   действий   на   этапе тестов­подстановок,   диктантов,   контроля   я   работаю   с   учениками­консультантами.   Два   ученика   правильно выполнившие   задание   первыми,   собирают   работы   остальных   учащихся   и проверяют, оценивая. Критерии оценок оговариваются заранее. Пример: тест­подстановка. Задание. Заполните пропуски. Воротник сложить лицевыми сторонами во внутрь ….. срезы, ….. шириной ….. см.  Затем об ….. шириной шва ….. см., и т.д. Ключ к заданию. 1. Уровнять 2. Обтачать  3. 0,1 см. 4. 0,7 см. 5. 1,0 см. Задание. Дополните высказывание. Соединение   двух   деталей   машинной   строчкой   с   последующим   вывертыванием   на лицевую сторону называется ….. Ключ к заданию: обтачивание.Применение   системы   методов   и   средств   обучения   меняет традиционность  занятия, требует соблюдения основных элементов методики, в   число   которых   входит   подготовка   учащихся   к   активному   восприятию учебного материала, постановка вопросов и творческих заданий, проведение различных форм закрепления. Такой подход интенсифицирует труд учителя и   как   организатора, учащегося,   увеличивает   возможности   педагога, воспитателя, наставника. Освобождает его на занятиях от большого объема чисто технической работы увеличивая время для творческой. И так технология активного обучения требует активной подготовки к уроку   однако   затраты   усилий   окупаются   более   высокой   эффективностью занятий,   увеличивают   творческий   потенциал   преподавателя   и   повышают интерес учащегося к учебе.