СИСТЕМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

По характеру учебной самостоятельной деятельности уча¬щихся на внеурочных занятиях по математике целесообразно выделить четыре уровня самостоятельности. Первый уровень — простейшая воспроизводящая самостоя-тельность. Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоя¬тельной деятельности ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний, когда учащийся, имея правило, образец, самостоятельно решает зада¬чи, упражнения на его применение.
Иконка файла материала СИСТЕМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.doc
СИСТЕМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на  внеурочных занятиях по математике целесообразно выделить четыре уровня  самостоятельности. Первый уровень — простейшая воспроизводящая самостоятельность.  Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности  ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения  имеющихся знаний, когда учащийся, имея правило, образец, самостоятельно  решает задачи, упражнения на его применение. Ученик, вышедший на первый уровень самостоятельности, но не  достигший еще второго уровня, при решении задачи использует имеющийся у  него образец, или правило, или метод и т. п., если же задача не соответствует  образцу, то он решить ее не может. При этом он даже не предпринимает  попыток как­то изменить ситуацию, а чаще всего отказывается от решения  новой задачи под тем предлогом, что такие задачи еще не решались. Первый уровень самостоятельности прослеживается в учебно­ познавательной деятельности многих учеников, приступивших к внеурочным  занятиям. Затем одни учащиеся быстро выходят на следующий уровень,  другие задерживаются на нем определенное время. Большинство из них в  процессе изучения материала выходят на более высокий уровень  самостоятельности, чем первый. Так как первый уровень развития самостоятельности прослеживается у  многих учеников в начале занятий, то задача учителя заключается не в  игнорировании его, полагая, что школьники, посещающие внеурочные  занятия, уже достигли более высоких уровней, а в обеспечении перехода всех  учащихся на следующие, более высокие уровни самостоятельности. Второй уровень самостоятельности можно назвать вариативной  самостоятельностью. Самостоятельность на этом уровне проявляется в  умении из нескольких имеющихся правил, определений, образцов  рассуждении и т. п. выбрать одно определенное и использовать его в процессе  самостоятельного решения новой задачи. На данном уровне  самостоятельности учащийся показывает умение производить мыслительные  операции, такие, как сравнение, анализ. Анализируя условие задачи, ученик  перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для ее решения,  сравнивает их и выбирает более действенное. Третий уровень самостоятельности — частично­поисковая са­ мостоятельность. Самостоятельность ученика на этом уровне проявляется в  умении из имеющихся у него правил и предписаний для решения задач  определенного раздела математики формировать (комбинировать)  обобщенные способы для решения более широкого класса задач, в том числе и из других разделов математики; в умении осуществить переносматематических методов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач  из другого раздела или из смежных учебных предметов; в стремлении найти  «собственное правило», прием, способ деятельности; в поисках нескольких  способов решения задачи и в выборе наиболее рационального, изящного; в  варьировании условия задачи и сравнении соответствующих способов  решения и т. п. В названных проявлениях самостоятельности присутствуют  элементы творчества. Ученик на этом уровне обладает относительно большим набором  приемов умственной деятельности — умеет проводить сравнение, анализ,  синтез, абстрагирование и т. п. В его деятельности значительное место  занимает контроль результатов и самоконтроль. Он может самостоятельно  спланировать и организовать свою учебную деятельность. На внеурочных занятиях в X, а особенно в XI классе самостоятельность  некоторых учащихся носит творческий характер, что находит выражение в  самостоятельной постановке ими проблемы или задачи, в составлении плана  ее решения и отыскании способа решения; в постановке гипотез и их  проверке; в проведении собственных исследований и т. п. Поэтому  целесообразно выделить высший, четвертый уровень самостоятельности —  творческую самостоятельность. В соответствии с выделенными уровнями осуществляются четыре этапа  учебной работы. Каждый этап связан с предыдущим и с последующим и  должен обеспечивать переход школьника с одного уровня самостоятельности  на следующий. Первый этап ставит целью выход учащегося на первый уровень  самостоятельности. На этом этапе учитель знакомит учащихся с  элементарными формами познавательной деятельности, сообщая  математические сведения, разъясняет, как можно было бы получить их  самостоятельно. С этой целью он использует лекционную форму работы или  рассказ, а затем организует самостоятельную деятельность учеников,  состоящую в изучении доступного материала учебного пособия и решении  задач, предварительно разработанных учителем в качестве примеров. Эта  деятельность учителя и учащихся на занятиях соответствует аналогичной  деятельности на уроках математики и довольно хорошо освещена в  методической литературе. На данном этапе учитель организует элементарную работу учащихся по  математическому самообучению: просмотр математических телевизионных  передач во внеурочное время; самостоятельное решение конкурсных задач из  сборников, содержащих подробные решения или указания для контроля,  причем с обязательным условием использования при решении некоторых из  них знаний, полученных на внеурочных занятиях. На втором этапе учебной работы преподаватель привлекает учащихся к  обсуждению различных способов решения познавательной задачи и отбору  наиболее рационального из них; поощряет самостоятельную деятельностьучеников в сравнении способов. Учитель знакомит учащихся с общими и  частными указаниями, содействующими самостоятельному выбору путей  решения познавательной задачи с помощью уже изученных приемов, способов  и методов решения аналогичных задач. На этом этапе педагог широко  пользуется методом эвристической беседы, организует самостоятельное  изучение учащимися нового материала по учебным пособиям, раскрывающим  материал конкретно­индуктивным способом и содержащим большое число  примеров различной трудности. На втором этапе продолжается работа по организации математического  самообучения учащихся и руководству им. Ученики решают задачи из  сборников конкурсных задач, готовятся к школьным математическим  олимпиадам (обычно условия подготовительных задач помещаются на  специальных стендах), читают доступную научно­популярную литературу,  например, из серии «Популярные лекции по математике». Руководство само­ обучением учащихся на этом этапе носит фронтально­индивидуальный  характер: учитель дает рекомендации по самообучению всем учащимся, но  выполнение их не обязательно для всех; помощь преподавателя в организации  математического самообучения учащихся носит индивидуальный характер. Третий этап наиболее ответственный, так как именно на этом этапе  должен произойти выход всех учащихся на основной уровень  самостоятельности. Здесь большое внимание уделяется организации  самостоятельного изучения учащимися дополнительной учебной, научно­ популярной и научной математической литературы, сопровождаемого  решением достаточного числа задач; подготовке рефератов и докладов по  математике; творческому обсуждению докладов и сообщений на семинарах,  организуемых на факультативе (постановка и обсуждение гипотез, задач­ проблем, математических методов, возможных обобщений или приложений  изученной теории и т. п.); участию в школьном конкурсе по решению задач, в  школьной, районной или городской олимпиаде по математике, в заочных  олимпиадах и конкурсах; самообучению учащихся с учетом индивидуальных  интересов и потребностей. Например, в качестве рефератов могут быть предложены классические  задачи древности: о квадратуре круга, об удвоении куба, о трисекции угла.  Примером приложения изученной теории может служить использование  метода координат к решению геометрических задач. Как задача­проблема  ставится вопрос о вычислении работы переменной силы и т. п. На этом этапе учитель организует на занятиях обобщающие беседы по  самостоятельно изученному школьниками материалу; систематизирует знания учащихся; учит приемам обобщения и  абстрагирования; проводит разбор найденных учениками решений;  показывает, как надо работать над задачей (все ли случаи рассмотрены, нет ли особых случаев, нельзя ли обобщить найденный способ, чтобы можно было  применять его к целому классу задач, и т. п.); учит выдвигать гипотезы,искать пути предварительного обоснования или опровержения их  индуктивным путем, а затем находить дедуктивные доказательства; с  помощью проблемных вопросов создает дискуссионную обстановку,  направляет ход дискуссии и подводит итоги и т. д. Большое внимание уде­ ляется индивидуальной работе с учащимися: оказание ненавязчивой помощи  некоторым ученикам в поисках путей решения задачи, в подготовке к  математическим олимпиадам, в подборе литературы для рефератов и их  письменном оформлении, в организации и осуществлении математического  самообучения. Рассмотрим примеры. (Смотри приложение 1) На четвертом этапе основной формой является индивидуальная работа  с учащимися, дифференцируемая с учетом познавательных интересов и  потребностей и профессиональной ориентации каждого. Самостоятельная  работа школьника на этом этапе работы носит поисково­исследовательский  характер и требует творческих усилий. Учащиеся самостоятельно в течение  сравнительно длительного срока решают задачи, сформулированные ими  самими или выбранные из предложенных учителем. Помощь преподавателя  заключается в проведении индивидуальных консультаций, в рекомендации  соответствующей литературы, в организации обсуждения найденного  учеником доказательства и т. п. На этом этапе проводятся конкурсы по решению задач, само­ стоятельная подготовка победителей школьной математической олимпиады к  районной (областной, республиканской) олимпиаде (под руководством  учителя); продолжается работа по самообучению. Наиболее глубоко и полно система учебной работы по развитию  самостоятельности и творческой активности школьников реализуется при  изучении факультативных курсов по математике.