Система упражнений и игр на урках обучения грамоте ( 1 класс)

  • Игры
  • doc
  • 04.12.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Каждый урок я начинаю с пальчиковой гимнастики. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Около трети всей площади двигательной проекции коры больших полушарий занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Таким образом, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь пальцев рук. Развитие мелкой моторики пальцев подготавливает почву для последующего формирования речи. Пальчиковую гимнастику провожу обязательно с сопровождением речи. Маленькие стишки, загадки, песенки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух.
Иконка файла материала система упражнений и игр на уроках обучения рамоте.doc
Система игр и упражнений на уроках обучения грамоте   Пальцы – дружная семья Пальцы – дружная семья, Друг без друга им нельзя. (Сжимать пальцы каждой руки в кулачки и разжимать их.) Вот большой! А это – средний. Безымянный и последний – Наш мизинчик, малышок! У – у – у! Указательный забыли. Чтобы пальцы дружно жили, (Поочерёдно поднимать пальцы обеих рук кверху) Будем их соединять И движенья выполнять… (Каждый палец руки присоединяем поочерёдно к большому) Мы рога козы покажем (Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперёд, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.) И рога оленя даже… (Широко   раздвигаем   пальцы   обеих   рук,   скрестив   руки,   поднимаем ветвистые рога к голове.) Мы про зайку не забудем – Ушками водить мы будем. (Выдвигаем вперёд указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперёд, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.)Чтобы чётко говорить, Надо с пальцами дружить! (Каждый палец руки поочерёдно присоединяем к большому) В гости к пальчику большому В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний Сам мизинчик­малышок Постучался об порог. Вместе пальчики­друзья, Друг без друга им нельзя. (Каждый палец руки поочерёдно присоединяем к большому) Детям очень нравится играть с пальчиками. Поэтому далее разучиваю с ними много разных пальчиковых игр. Моя семья Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании –  покрутить кулачком). Раз, два, три, четыре, пять Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальцы мы считать, Пять на правой, пять на левой,Знают это Таня с Севой. Вместе будет их десяток, Дружных, крепеньких ребяток. Дел у каждого – сполна! Мы дадим им имена. Вот – большой, или Большак. Помогать он всем мастак! Живёт отдельно от других. Работать может за троих! За ним стоит Указка. Его конёк – подсказка. Он нам без промедленья Укажет путь к варенью. Вот – Середняк, иль средний, Он третий, не последний. Спокойный, очень сильный, Как богатырь былинный. Четвёртый – Сиротинка, По имени Детинка. С напёрстком оловянным Зовётся Безымянным. А пятый – Коротышка, Проказливый мальчишка, Шалун и привереда, Мизинчик­непоседа!Замок На дверях висит замок. (пальцы в «замочек», слегка покачивать) Кто его открыть бы смог? («замочком вперёд – назад») Мы замочком повертели, (повертеть «замочком») Мы замочком покрутили (пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся  друг о друга) Мы замочком постучали, (пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о  друга) Постучали, и открыли! (показать ладошки) Наши пальцы Дружно пальцы встали в ряд (показать ладони) Десять крепеньких ребят (сжать пальцы в кулак) Эти два – всему указка (показать указательные пальцы) Всё подскажут без подсказки. Пальцы – два середнячка (показать средние пальцы) Два здоровых бодрячка. Ну, а эти безымянны (показать безымянные пальцы) Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца­коротышки (показать мизинцы) Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них (показать большие пальцы, остальные пальцы  сжать в кулак) Два больших и удалых.  Затем провожу артикуляционную гимнастику и фонетическую зарядку. Это способствует развитию как устной, так   и письменной речи детей. От уровня   развития   произносительно­слуховой   культуры   детей   (чёткость,дикция,   умение   определить   место   ударения   в   слове)   зависит   их орфографическая грамотность. С работой над звуковой стороной речи тесно связано и формирование пунктуационного навыка.    Для отработки чистого произношения звуков на своих уроках особое внимание уделяю гласным и согласным звукам, их образованию, артикуляции, произнесению,   умению   выделять   ударный   слог   долготой   звучания   и   силой голоса. Использую фонетические зарядки:  1 группа: 1) доктор смотрит в горло (А­а­а); 2) игра в паровоз (У­у­у); 3) как человек удивляется (О­о­о); 4) как жужжат пчёлы (Ж­ж­ж); 5) как фыркает ёжик (Ф­ф­ф) и т.д. 2 группа: 1) выделение первого звука в слове; 2) выделение последнего звука в слове; 3) придумайте слово с определённым звуком (в начале, в середине, в конце слова); 4) назовите парный твёрдый/мягкий звук и т. д. 3 группа. Дети очень любят «собирать звуки в ладошки». 1) «бросаю» звук, ребёнок «возвращает» звук в зависимости от условий игры   (парный   согласный   звук,   мягкий   согласный   звук,   твёрдый согласный звук и т.д.); 2) ребёнок «ловит» два звука, а возвращает – целый слог (слоги могут быть как прямыми, так и обратными);3) называю звуки, а ребёнок «возвращает» целое слово, затем наоборот, называю слово, ребёнок «возвращает» звуки. Отчётливое чтение слогов в схемах. Упражнение на синтез:  Эффективным   является   упражнение   на   выделение   ударного слога с последовательным переносом ударения с первого на второй, а затем на третий:      на' – на – на на – на' – на на – на – на'    А также отчётливое и быстрое чтение слогов по рядам и строчкам по   слоговым   таблицам.   Для   этого   при   изучении   каждого   нового   звука составляем вместе с детьми слоговую таблицу в кассе букв.      Чтобы научить детей внятно и чётко произносить слова, чисто выговаривать   все   звуки   речи,   использую   чистоговорки,   которые необходимы   в   качестве   тренировочных   упражнений   для   развития голосового   аппарата   (произносить   громко,   тихо,   шёпотом),   темпа   речи (произносить быстро, умеренно, медленно): 1.   Са–са–са – под кустом сидит лиса,       Сы­сы­сы – у неё черные усы.2.   Ло­ло­ло – вновь на улице тепло,       Ли­ли­ли – прилетели журавли.    Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие  стихотворения, способствующие постановки чистоты звука:  Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день.    Чистота звука вырабатывается и при проговаривании скороговорок,  которые вносят эмоциональную разрядку в урок:  Щёткой чищу я щенка           Щекочу ему бока. У Сени и Сани                                           В сетях сом с усами.        Воробей просил ворону           Позвать волка к телефону.      Речевые   зарядки  вырабатывают   чёткое   произношение,  правильную артикуляцию,   внимание,   выразительность,   единый   темп   чтения,   память, обогащают речь, несут воспитательный заряд.      Развитию   речи   детей   помогают   загадки.   Они   развивают   слуховое внимание, логическое мышление. А благодаря тому, что некоторые из нихнасыщены какими­то звуками, заучивание загадок способствует закреплению правильного произношения детьми этих звуков. Не жужжу, когда сижу. Не жужжу, когда хожу. Если в воздухе – кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь      В   период   обучения   грамоте   я   использую   различные   игры   и упражнения: «Узнай, кто какие звуки издаёт»,   «Чей голосок?», «По звуку угадай предмет», «Кто в домике живёт?», «Назови слова», «Хлоп ­ хлоп», «Длиннее ­ короче» и другие.         Систематизированная  работа в форме развивающих игр и упражнений, которые специально предназначены для активизации психических процессов, развития умственных способностей, тренировок памяти и мышления, развития речи, мелкой моторики рук школьников даёт свои положительные результаты.Литература Аксёнова   А.К.,   Якубовская   Э.В.   Дидактические   игры.   Издательство: «Просвещение». Логопедия. Учебник для ВУЗов под редакцией Л.С.Волковой. Издательство: «Владос» Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Издательство: «Литур» Узорова   О.В.,   Нефёдова   Е.А..   Пальчиковая   гимнастика,   Издательство: «Астрель, АСТ»