Теперь возьмите три корзинки для бумаг и одну из них
пометьте словом «друзья». Вторую — словом «враги». Тре
тью — «нейтральные».
Берите по одной полоске с именами и опускайте в ка
кую-нибудь из корзинок. Легко ли это делать? Требует ли
это времени на размышление и некоторых компромиссов?
Что если некто кажется другом, но под влиянием об
стоятельств способен повести себя совсем не по-друже
ски?
Что если некто — весьма относительный друг? Следует
ли его имени находиться в той же корзинке, где имена на
стоящих друзей?
Система возможностей
Теперь возьмите три корзинки для бумаг и одну из них
пометьте словом «друзья». Вторую — словом «враги». Тре
тью — «нейтральные».
Берите по одной полоске с именами и опускайте в ка
кую-нибудь из корзинок. Легко ли это делать? Требует ли
это времени на размышление и некоторых компромиссов?
Что если некто кажется другом, но под влиянием об
стоятельств способен повести себя совсем не по-друже
ски?
Что если некто — весьма относительный друг? Следует
ли его имени находиться в той же корзинке, где имена на
стоящих друзей?
Было бы намного легче, конечно, если бы у нас имелось
много корзинок. Отдельная — для настоящих друзей, от
дельная — для относительных. Да еще и специальная кор
зинка для тех, кто «наполовину друг, наполовину враг».
Множество корзинок отражало бы реальность жизни
куда лучше. Однако обычно мы не обзаводимся множест
вом; мы обходимся несколькими основными. В значитель
ной степени это объясняется тем, что в нашем языке есть
место только для основных корзинок. Существует ли сло
во для обозначения человека, который наполовину друг,
наполовину враг? Ведь это не то же самое, что «друг толь
ко в счастье».
Корзинки для переговоров определены весьма основа
тельно.
• Мы против них.
• Друзья против врагов.• Наша сторона против их стороны.
• Хорошие парни против плохих парней.
Едва ли стоит удивляться, что мы так плохо умеем ула
живать конфликты. Эмоции, им обычно сопутствующие
по вполне понятным причинам, — делают эти корзинки
еще прочнее и основательнее. Представьте себе, что вместо
корзинок у нас имелся бы спектр. Наодном его конце рас
полагались бы «верные друзья», на другом — «заклятые
враги». И каждого человека можно было бы разместить в
этом спектре. Окажись кто-то в середине — он был бы свя
зан как с «дружеским» концом, так и с «вражеским».
К несчастью, для человеческого мозга работа в подоб
ной «спектральной системе» оказалась бы невозможной.
К несчастью, охватить эту систему оказался бы не в со
стоянии язык.
К несчастью, никогда не смогла бы действовать в ней
и «определенность» логики.
Поэтому мы вынуждены воспринимать мир весьма не
адекватным образом. На основе этого восприятия мы дей
ствуем (вполне логично) с весьма неадекватными резуль
татами. По этой-то причине человеческая раса так и не
научилась до сих пор думать по-настоящему.
Традиционная аристотелевская логика нуждается в опреде
ленности ячеек.
Ячейки обеспечивают раздельные объекты для работы.
Ячейки обеспечивают испытанные информационные связи.
Две тысячи лет назад китайцы в вопросах науки и тех
нологии намного опережали Запад. У них имелись порох,
ракетыит.д.Многиеизобретения,которыемысчитаемсамо собой разумеющимися, пришли к нам из Китая.
Что же случилось? Каким образом Запад выдвинулся
вперед?
Китайцы, кажется, никогда не разрабатывали ключе
вую часть ментального программного обеспечения, отно
сящуюся к «системе возможностей».