Система высшего образования России и Китая, перспективы развития
Оценка 5

Система высшего образования России и Китая, перспективы развития

Оценка 5
Научные работы
docx
администрации +1
Взрослым
29.05.2017
Система высшего образования России и Китая, перспективы развития
На сегодняшний день в условиях высокого социального и экономического развития мирового сообщества, дальнейшего прогресса науки, техники и культуры каждое государство повышает требования к системе образования, содержанию, формам и методам обучения. ВУЗ является сферой воспроизводства и передачи социального опыта, обусловленного спецификой общественно-экономического и политического строя. Сравнительное исследование системы образования в Китае и России представляет особый интерес. На сегодняшний китайское правительство, исходит из принципа «подъем страны за счет науки и образования» и применяет стратегию продолжительного развития, придавая модернизации образования и повышению культурного уровня граждан приоритетное значение.
система высшего образования в России и Китае.docx
УДК 378 ГРНТИ 14.35 развития development Система высшего образования России и Китая, перспективы The higher education system of Russia and China, prospects of Андрюкова Анна Владимировна Ключевые   слова:  Система   высшего   образования,   сравнительное исследование, международное сотрудничество  Key   words:  The   system   of   higher   education,   comparative   research, international cooperation Аннотация.  На сегодняшний день в условиях высокого социального и экономического   развития   мирового   сообщества,   дальнейшего   прогресса науки,   техники   и   культуры   каждое   государство   повышает   требования   к системе   образования,   содержанию,   формам   и   методам   обучения.   ВУЗ является   сферой   воспроизводства   и   передачи   социального   опыта, обусловленного   спецификой   общественно­экономического   и   политического строя. Сравнительное исследование системы образования в Китае и России представляет   особый   интерес.   На   сегодняшний   китайское   правительство, исходит   из   принципа   «подъем   страны   за   счет   науки   и   образования»   и применяет   стратегию   продолжительного   развития,   придавая   модернизации образования   и   повышению   культурного   уровня   граждан   приоритетное значение. Система Образования прочно вошла в нашу жизнь, ведь чтобы достичь определенных успехов и целей, уважаемый себя человек должен иметь высшее образование. Система   образования   в   каждой   стране   развивалась   по­разному. Особенно   бурное   развитие   в   сфере   образования   за   последнее   время произошло в странах Азии. Западную   Европу   уже   охватил   "восточный"   бум   ­   молодежь   учит китайский, японский, монгольский языки, изучает культуру и традиции этих стран.  Тем   более   что   крупная   азиатская   страна   Китай  ­   наш   сосед,  и   его влияние в мире с каждым годом растет. Так что изучение восточных языков ­становится  все  более  актуальным,  и  это  не  только дань  моде,  но  и  шанс получить   хорошую   работу.   В   Китае   насчитывается   более   2   тыс. университетов,   колледжей   и   профессиональных   высших   школ,   в   которых обучается   около   9   млн.   человек.   На   бакалаврских   программах   в   них обучается более 5,5 млн. студентов, на магистерских и докторских ­ около 300   тыс.   студентов.   Более   450   ВУЗов   страны   имеют   право   принимать   на обучение иностранных студентов На   современном   этапе   в   условиях   ускоренного   социального   и экономического   развития   мирового   сообщества,   дальнейшего   прогресса науки,   техники   и   культуры   каждое   государство   повышает   требования   к системе   образования,   содержанию,   формам   и   методам   обучения   в   ВУЗе, являющейся   сферой   воспроизводства   и   передачи   социального   опыта, обусловленного   спецификой   общественно­экономического   и   политического строя. Сравнительное   исследование   системы   образования   в   Китае   и   России представляет   особый   интерес.   Во­первых,   в   Китае   до   «культурной революции»   образование   было   организовано   по   советскому   варианту   и ориентировалось на удовлетворение кадровых потребностей государственной экономики. Сегодня китайское правительство, исходя из принципа «подъем страны за счет науки и образования» и стратегии продолжительного развития, придает   модернизации   образования   и   повышению   культурного   уровня граждан приоритетное значение. Признав образование стратегически важным для   социально­экономического   развития   страны,   китайское   правительство выработало в области образования курс: «В развитии образования – лицом к модернизации, внешнему миру, будущему». [1] Исследование­сравнение   систем   образования   этих   двух   стран обусловлено так же тем, что оба государства являются членами блока стран БРИКС, который, по мнению множества политологов мира, возможно, станет в будущем новой экономической элитой мира. Поэтому важно найти черты сходства   между   ними,   и   обучаясь   на   направлении   «Педагогическое образование», было интересно заняться изучением именно сферы образования и обучения. В   России   система   ВУЗов   состоит   из   институтов,   университетов, академий,   где   проводится   обучение   по   программам   бакалавриата   и специалитета.  На   данный   момент   окончательно   специалитет   без   внедрения системы   бакалавриата   сохранили   только   ВУЗ   военной   и   медицинской специальности.   Программы   обучения   бакалавриат   и   специалитет   довольно различны. При обучении на бакалавра своего направления и профиля студент обучается четыре­пять лет, после чего выпускается со степенью бакалавра, далее с возможностью продолжения образования до степени магистра наук – два   года.   Если   студент   принимает   решение   продолжения   своей   научной деятельности, то далее поступает в аспирантуру (три года) и докторантуру (пять   лет),   когда   при   специалитете   после   окончания   ВУЗа   с   дипломом специалиста   и   желании   заниматься   научной   деятельностью   следует поступление   в   аспирантуру,   без   магистратуры.   Вузы   Китая   разделены   на несколько иерархических категорий по степени престижности. В зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене, выпускники могут   претендовать   на   допуск   к   вступительным   экзаменам   лишь   в   ВУЗ соответствующей категории или более низкой категории. [2] Китай активно привлекает иностранных специалистов и преподавателей в университеты и технопарки. В стране в 2000 году существовало свыше 120 зон   развития   и   освоения   новых   технологий   (технопарков);   старейший   и крупнейший из них находится в Пекине. Систему образования в Китае часто квалифицируют как "прагматическую", "эгалитарную", "демократическую" к этим   определениям   стоит   добавить   слово   "селективная".   Вероятность добраться   до   более   высоких   ступеней   образования   для   среднего   китайца невелика: в результате эту возможность реализуют, как правило, лишь самые способные   ученики.   Поступление   же   в   ВУЗ   ­   настоящий   праздник   для талантливого   выпускника   средней   школы   высшей   ступени   ­   конкурсы   в отдельные   университеты   достигают   200­300   человек   на   место.   Одаренные дети и молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами при   продвижении   по   образовательной   "лестнице"   ­   к   их   услугам государственные   стипендии,   субсидии   предприятий,   организаций   и   тому подобное.   Платное   образование   пока   еще   не   получило   слишком   широкого внедрения, при этом в ВУЗы "платники" поступают на общих основаниях. Чаще встречается оплата учебы предприятием, на котором работал студент. Большинство   же   студентов   получает   высшее   образование   бесплатно. Действует  стандартная  трёхуровневая   программа   подготовки:  бакалавриат: срок   обучения:   четыре­пять   лет,   после   окончания   выпускники   получают законченное высшее образование; магистратура: срок обучения: два­три года. После окончания выпускники  получают  законченное высшее  образование  с присвоением степени «Магистр». Первые две степени высшего образования у стран схожи, однако немного отличается докторантура: срок обучения: два­ три, реже четыре года. После успешного окончания этого этапа выпускники получают законченное высшее образование с присвоением степени «Доктор». Перечисленные обстоятельства объясняют сохранение высочайшего престижа образования, свойственного китайской культурной традиции, а также особое положение так называемых ведущих ВУЗов и университетов страны. Еще одна особенность КНР ­ значительное преобладание в программах ВУЗовского образования естественно­технических и прикладных дисциплин (порядка 60% студенческих мест, против 14% в США, 18% в Голландии, 22% в Таиланде, 26% в Японии, 30% в Малайзии). Таким образом, гуманитарии (за исключением,   быть   может,   социологов)   ­   относительно   малая   часть студенчества, если сравнивать Китай с развитыми странами или азиатскими соседями.   Как   поддержание   сложившихся   пропорций   между образовательными   учреждениями   различного   уровня   и   профиля,   так   и содержание   программ   обучения   находятся   в   КНР   под   строгим государственным   контролем.   Некоторые   усматривают   в   этом   нежелание руководства   сильно   увеличивать   прослойку   молодых   горожан   с гуманитарным   образованием,   нередко   представляющих   угрозу   социально­ политической стабильности. [3] В   последнее   время   Китай   активно   развивает   международное сотрудничество в области образования. Китай занимает первое место в мире по количеству подданных, направленных на учебу за границу. Также растет количество   иностранцев,   приезжающих   на   учебу   в   КНР. Система   высшего образования   Китая   уже   сегодня   может   похвастаться   международным авторитетом.   Китайские   выпускники   работают   в   ведущих   научных учреждениях   в   Северной   Америке,   Европе,   Японии,   Австралии   и   других странах.   Ежегодно   около   20   тысяч   выпускников   вузов   Китая   продолжают свое обучение в аспирантуре и докторантуре за рубежом. Много китайских студентов   работает   в   Силиконовой   долине,   Уолл­стрит,   преподает   в университетах   мирового   класса.   Китайское   правительство   подписало соглашения о взаимном признании дипломов с 64 странами и регионами, в том числе с Россией, Англией, Германией, Италией и другими. [4] Китай   относится   к   странам   с   быстрорастущей   публикационной активностью. По этому показателю к 2011 году он вышел на второе место в мире после США, которое он продолжает занимать и сейчас, а его удельный вес в общемировой научной публикационной активности вырос с 4,62% в 2001 году (шестое место в мире) до 13,62% (второе место) в 2011 году. У России за тот же период произошло снижение показателей с 2,97% (девятое место) до 2,12% (15­е место) (Табл. 2). Почти пропорционально вырос удельный вес Китая по числу ссылок на публикации: 3,1% ­ в 2001 году, 8,1% ­ в 2011 году. За тот же период доля России снизилась с 1,4% (18­е место) до 1,2% (22­е место) (Табл. 1). Что касается образовательных обменов на евразийском пространстве, статистические   данные   о   студентах   из   стран   ШОС   в   России   и   Китае, соответственно,   свидетельствуют   о   том,   что   эти   страны   достигли приблизительного паритета по количеству студенческих обменов. По данным китайской   статистики,  в  2014  году   в  Китае   обучались  17  202  российских студента   (четвертая   по   численности   страна   происхождения   иностранных студентов в Китае). Социологический центр Министерства образования науки России   приводит   цифру   за   2013­2014   учебный   год   ­   18   269   китайских студентов   в   российских   вузах   (вторая   по   численности   группа   после Казахстана) Что   касается   студенческих   обменов,   то   в   идее   Университета   ШОС заложена возможность для студентов начиная с любого семестра продолжить свое   обучение   в   вузе­партнере,   что   выглядит   весьма   перспективно   и привлекательно.   Однако   на   практике   пока   еще   имеется   целый   ряд технических сложностей. Это прежде всего различия в странах ­ участницах образовательных   программ   и   стандартов.   Отличаются   также   требования   к срокам   обучения,   количеству   академических   часов   и   образовательных кредитов,   соотношение   необходимых   для   подготовки   выпускника, обязательных   курсов   и   курсов   по   выбору.   Кроме   того,   в   проекте   УШОС работа   ведется   лишь   по   ряду   приоритетных   направлений   (регионоведение, экология,   энергетика,   экономика,   IT­технологии,   нанотехнологии   и педагогика). Определенные   трудности   создают   разные   структуры   высшего образования.   В   Китае,   как   и   в   большинстве   стран   мира,   система трехступенчатая: бакалавриат (четыре года) + магистратура (чаще три года) + докторантура   (три­четыре   года).   Между   Россией   и   Китаем   подписано Соглашение   о   взаимном   признании   документов   об   образовании   и   ученых степенях   (26   июня   1995   г.).   Однако   формулировки   этого   соглашения достаточно общие, вследствие чего практика признания российских дипломов в Китае опирается скорее на традиции, чем на юридические документы. В результате существуют практические сложности, в частности, с налаживанием международных программ с выдачей двойных дипломов, а также со статусами российского специалитета, степеней кандидата и доктора наук. Для   успешного   создания   и   расширения   евразийского   пространства высшего   образования   отмеченные   несоответствия   и   противоречия   надо решать. Вопрос о статусе российских степеней и дипломов ­ это, конечно, ключевой вопрос для поддержания привлекательности российской системы образования.   Работа   по   сближению   образовательных   стандартов   должна привести   к   соглашениям   о   сроках   обучения,   порядке   выдачи   дипломов, присуждения   степеней   и   механизмах   взаимного   признания   академических результатов в заинтересованных странах и вузах. Эту работу необязательно ограничивать   перечнем   приоритетных   направлений.   При   осуществлении обменов   необязательно   и   стремиться   к   строгому   паритету   по   количеству участников обменов со странами­партнерами. Вполне логично, что центрами притяжения выступят Россия и Китай. Подчеркнем, что, в разумных пределах заботясь о соблюдении традиций качества своего высшего образования, России следует проявлять гибкость и доверие к партнерам в признании образовательных результатов, достигнутых в других странах. В России почти повсеместно студент, вернувшийся после года обучения за границей, должен дублировать курс либо досдавать сессии экстерном. В Китае же при отправке студента на обучение за границу по той же специальности пройденные им в вузе­партнере предметы засчитываются практически   автоматически   по   количеству   полученных   кредитов,   а   не   по конкретному содержанию программы обучения, и студентам не приходится дублировать курс по возвращении на родину после академического семестра или года в зарубежном вузе. [5] Таблица 1 Удельный вес России и Китая по числу ссылок на публикации, в % Таблица 2 Удельный вес России и Китая в мировых научных публикациях, в % Список литературы: 1 Цзян Сяоянь основные тенденции модернизации систем профессионального образования   в   китае   и   россии   (сравнительный   анализ)автореферат диссертации   на   соискание   учёной   степени   кандидата   педагогических   наук Казань – 2009 2 http://studynote.ru/studgid/study­abroad/ucheba_i_obrazovanie_v_kitae/ 3http://myunivercity.ru/Педагогика/Сравнительный_анализ_систем_образовани я_России_Франции/67839_1430092_страница1.html 4 Васюхин О. В., Сюй Ц. Сравнительный анализ образования в Китае и России [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар.   науч.   конф.   (г.   Санкт­Петербург,   декабрь   2014   г.).   —   СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 79­81. 5   Лариса   Смирнова.   О   концепции   «Евразийского   пространства   высшего образования» №6 (98) 2015. ШОС: новая сила в новом мире.

Система высшего образования России и Китая, перспективы развития

Система высшего образования России и Китая, перспективы развития

Система высшего образования России и Китая, перспективы развития

Система высшего образования России и Китая, перспективы развития

Система высшего образования России и Китая, перспективы развития

Система высшего образования России и Китая, перспективы развития

Система высшего образования России и Китая, перспективы развития

Система высшего образования России и Китая, перспективы развития

Система высшего образования России и Китая, перспективы развития

Система высшего образования России и Китая, перспективы развития

Система высшего образования России и Китая, перспективы развития

Система высшего образования России и Китая, перспективы развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017