Система высшего образования России и Китая, перспективы развития
Оценка 5
Научные работы
docx
администрации +1
Взрослым
29.05.2017
На сегодняшний день в условиях высокого социального и экономического развития мирового сообщества, дальнейшего прогресса науки, техники и культуры каждое государство повышает требования к системе образования, содержанию, формам и методам обучения. ВУЗ является сферой воспроизводства и передачи социального опыта, обусловленного спецификой общественно-экономического и политического строя. Сравнительное исследование системы образования в Китае и России представляет особый интерес. На сегодняшний китайское правительство, исходит из принципа «подъем страны за счет науки и образования» и применяет стратегию продолжительного развития, придавая модернизации образования и повышению культурного уровня граждан приоритетное значение.
система высшего образования в России и Китае.docx
УДК 378
ГРНТИ 14.35
развития
development
Система высшего образования России и Китая, перспективы
The higher education system of Russia and China, prospects of
Андрюкова Анна Владимировна
Ключевые слова: Система высшего образования, сравнительное
исследование, международное сотрудничество
Key words: The system of higher education, comparative research,
international cooperation
Аннотация. На сегодняшний день в условиях высокого социального и
экономического развития мирового сообщества, дальнейшего прогресса
науки, техники и культуры каждое государство повышает требования к
системе образования, содержанию, формам и методам обучения. ВУЗ
является сферой воспроизводства и передачи социального опыта,
обусловленного спецификой общественноэкономического и политического
строя. Сравнительное исследование системы образования в Китае и России
представляет особый интерес. На сегодняшний китайское правительство,
исходит из принципа «подъем страны за счет науки и образования» и
применяет стратегию продолжительного развития, придавая модернизации
образования и повышению культурного уровня граждан приоритетное
значение.
Система Образования прочно вошла в нашу жизнь, ведь чтобы достичь
определенных успехов и целей, уважаемый себя человек должен иметь высшее
образование.
Система образования в каждой стране развивалась поразному.
Особенно бурное развитие в сфере образования за последнее время
произошло в странах Азии.
Западную Европу уже охватил "восточный" бум молодежь учит
китайский, японский, монгольский языки, изучает культуру и традиции этих
стран. Тем более что крупная азиатская страна Китай наш сосед, и его
влияние в мире с каждым годом растет. Так что изучение восточных языков
становится все более актуальным, и это не только дань моде, но и шанс
получить хорошую работу. В Китае насчитывается более 2 тыс.
университетов, колледжей и профессиональных высших школ, в которых
обучается около 9 млн. человек. На бакалаврских программах в них
обучается более 5,5 млн. студентов, на магистерских и докторских около 300 тыс. студентов. Более 450 ВУЗов страны имеют право принимать на
обучение иностранных студентов
На современном этапе в условиях ускоренного социального и
экономического развития мирового сообщества, дальнейшего прогресса
науки, техники и культуры каждое государство повышает требования к
системе образования, содержанию, формам и методам обучения в ВУЗе,
являющейся сферой воспроизводства и передачи социального опыта,
обусловленного спецификой общественноэкономического и политического
строя.
Сравнительное исследование системы образования в Китае и России
представляет особый интерес. Вопервых, в Китае до «культурной
революции» образование было организовано по советскому варианту и
ориентировалось на удовлетворение кадровых потребностей государственной
экономики. Сегодня китайское правительство, исходя из принципа «подъем
страны за счет науки и образования» и стратегии продолжительного развития,
придает модернизации образования и повышению культурного уровня
граждан приоритетное значение. Признав образование стратегически важным
для социальноэкономического развития страны, китайское правительство
выработало в области образования курс: «В развитии образования – лицом к
модернизации, внешнему миру, будущему». [1]
Исследованиесравнение систем образования этих двух стран
обусловлено так же тем, что оба государства являются членами блока стран
БРИКС, который, по мнению множества политологов мира, возможно, станет
в будущем новой экономической элитой мира. Поэтому важно найти черты
сходства между ними, и обучаясь на направлении «Педагогическое
образование», было интересно заняться изучением именно сферы образования
и обучения.
В России система ВУЗов состоит из институтов, университетов,
академий, где проводится обучение по программам бакалавриата и
специалитета. На данный момент окончательно специалитет без внедрения
системы бакалавриата сохранили только ВУЗ военной и медицинской
специальности. Программы обучения бакалавриат и специалитет довольно
различны. При обучении на бакалавра своего направления и профиля студент
обучается четырепять лет, после чего выпускается со степенью бакалавра,
далее с возможностью продолжения образования до степени магистра наук –
два года. Если студент принимает решение продолжения своей научной
деятельности, то далее поступает в аспирантуру (три года) и докторантуру
(пять лет), когда при специалитете после окончания ВУЗа с дипломом
специалиста и желании заниматься научной деятельностью следует
поступление в аспирантуру, без магистратуры. Вузы Китая разделены на
несколько иерархических категорий по степени престижности. В зависимости
от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене, выпускники могут претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в ВУЗ
соответствующей категории или более низкой категории. [2]
Китай активно привлекает иностранных специалистов и преподавателей
в университеты и технопарки. В стране в 2000 году существовало свыше 120
зон развития и освоения новых технологий (технопарков); старейший и
крупнейший из них находится в Пекине. Систему образования в Китае часто
квалифицируют как "прагматическую", "эгалитарную", "демократическую" к
этим определениям стоит добавить слово "селективная". Вероятность
добраться до более высоких ступеней образования для среднего китайца
невелика: в результате эту возможность реализуют, как правило, лишь самые
способные ученики. Поступление же в ВУЗ настоящий праздник для
талантливого выпускника средней школы высшей ступени конкурсы в
отдельные университеты достигают 200300 человек на место. Одаренные
дети и молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами
при продвижении по образовательной "лестнице" к их услугам
государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и тому
подобное. Платное образование пока еще не получило слишком широкого
внедрения, при этом в ВУЗы "платники" поступают на общих основаниях.
Чаще встречается оплата учебы предприятием, на котором работал студент.
Большинство же студентов получает высшее образование бесплатно.
Действует стандартная трёхуровневая программа подготовки: бакалавриат:
срок обучения: четырепять лет, после окончания выпускники получают
законченное высшее образование; магистратура: срок обучения: дватри года.
После окончания выпускники получают законченное высшее образование с
присвоением степени «Магистр». Первые две степени высшего образования у
стран схожи, однако немного отличается докторантура: срок обучения: два
три, реже четыре года. После успешного окончания этого этапа выпускники
получают законченное высшее образование с присвоением степени «Доктор».
Перечисленные обстоятельства объясняют сохранение высочайшего престижа
образования, свойственного китайской культурной традиции, а также особое
положение так называемых ведущих ВУЗов и университетов страны.
Еще одна особенность КНР значительное преобладание в программах
ВУЗовского образования естественнотехнических и прикладных дисциплин
(порядка 60% студенческих мест, против 14% в США, 18% в Голландии, 22%
в Таиланде, 26% в Японии, 30% в Малайзии). Таким образом, гуманитарии (за
исключением, быть может, социологов) относительно малая часть
студенчества, если сравнивать Китай с развитыми странами или азиатскими
соседями.
Как поддержание сложившихся пропорций между
образовательными учреждениями различного уровня и профиля, так и
содержание программ обучения находятся в КНР под строгим
государственным контролем. Некоторые усматривают в этом нежелание
руководства сильно увеличивать прослойку молодых горожан с гуманитарным образованием, нередко представляющих угрозу социально
политической стабильности. [3]
В последнее время Китай активно развивает международное
сотрудничество в области образования. Китай занимает первое место в мире
по количеству подданных, направленных на учебу за границу. Также растет
количество иностранцев, приезжающих на учебу в КНР. Система высшего
образования Китая уже сегодня может похвастаться международным
авторитетом. Китайские выпускники работают в ведущих научных
учреждениях в Северной Америке, Европе, Японии, Австралии и других
странах. Ежегодно около 20 тысяч выпускников вузов Китая продолжают
свое обучение в аспирантуре и докторантуре за рубежом. Много китайских
студентов работает в Силиконовой долине, Уоллстрит, преподает в
университетах мирового класса. Китайское правительство подписало
соглашения о взаимном признании дипломов с 64 странами и регионами, в том
числе с Россией, Англией, Германией, Италией и другими. [4]
Китай относится к странам с быстрорастущей публикационной
активностью. По этому показателю к 2011 году он вышел на второе место в
мире после США, которое он продолжает занимать и сейчас, а его удельный
вес в общемировой научной публикационной активности вырос с 4,62% в 2001
году (шестое место в мире) до 13,62% (второе место) в 2011 году. У России за
тот же период произошло снижение показателей с 2,97% (девятое место) до
2,12% (15е место) (Табл. 2). Почти пропорционально вырос удельный вес
Китая по числу ссылок на публикации: 3,1% в 2001 году, 8,1% в 2011 году.
За тот же период доля России снизилась с 1,4% (18е место) до 1,2% (22е
место) (Табл. 1).
Что касается образовательных обменов на евразийском пространстве,
статистические данные о студентах из стран ШОС в России и Китае,
соответственно, свидетельствуют о том, что эти страны достигли
приблизительного паритета по количеству студенческих обменов. По данным
китайской статистики, в 2014 году в Китае обучались 17 202 российских
студента (четвертая по численности страна происхождения иностранных
студентов в Китае). Социологический центр Министерства образования науки
России приводит цифру за 20132014 учебный год 18 269 китайских
студентов в российских вузах (вторая по численности группа после
Казахстана)
Что касается студенческих обменов, то в идее Университета ШОС
заложена возможность для студентов начиная с любого семестра продолжить
свое обучение в вузепартнере, что выглядит весьма перспективно и
привлекательно. Однако на практике пока еще имеется целый ряд
технических сложностей. Это прежде всего различия в странах участницах
образовательных программ и стандартов. Отличаются также требования к
срокам обучения, количеству академических часов и образовательных
кредитов,
соотношение
необходимых для подготовки выпускника, обязательных курсов и курсов по выбору. Кроме того, в проекте УШОС
работа ведется лишь по ряду приоритетных направлений (регионоведение,
экология, энергетика, экономика, ITтехнологии, нанотехнологии и
педагогика).
Определенные трудности создают разные структуры высшего
образования. В Китае, как и в большинстве стран мира, система
трехступенчатая: бакалавриат (четыре года) + магистратура (чаще три года) +
докторантура (тричетыре года). Между Россией и Китаем подписано
Соглашение о взаимном признании документов об образовании и ученых
степенях (26 июня 1995 г.). Однако формулировки этого соглашения
достаточно общие, вследствие чего практика признания российских дипломов
в Китае опирается скорее на традиции, чем на юридические документы. В
результате существуют практические сложности, в частности, с налаживанием
международных программ с выдачей двойных дипломов, а также со статусами
российского специалитета, степеней кандидата и доктора наук.
Для успешного создания и расширения евразийского пространства
высшего образования отмеченные несоответствия и противоречия надо
решать. Вопрос о статусе российских степеней и дипломов это, конечно,
ключевой вопрос для поддержания привлекательности российской системы
образования. Работа по сближению образовательных стандартов должна
привести к соглашениям о сроках обучения, порядке выдачи дипломов,
присуждения степеней и механизмах взаимного признания академических
результатов в заинтересованных странах и вузах. Эту работу необязательно
ограничивать перечнем приоритетных направлений. При осуществлении
обменов необязательно и стремиться к строгому паритету по количеству
участников обменов со странамипартнерами. Вполне логично, что центрами
притяжения выступят Россия и Китай.
Подчеркнем, что, в разумных пределах заботясь о соблюдении традиций
качества своего высшего образования, России следует проявлять гибкость и
доверие к партнерам в признании образовательных результатов, достигнутых
в других странах. В России почти повсеместно студент, вернувшийся после
года обучения за границей, должен дублировать курс либо досдавать сессии
экстерном. В Китае же при отправке студента на обучение за границу по той
же специальности пройденные им в вузепартнере предметы засчитываются
практически автоматически по количеству полученных кредитов, а не по
конкретному содержанию программы обучения, и студентам не приходится
дублировать курс по возвращении на родину после академического семестра
или года в зарубежном вузе. [5]
Таблица 1 Удельный вес России и Китая по числу ссылок на публикации, в % Таблица 2 Удельный вес России и Китая в мировых научных публикациях, в %
Список литературы:
1 Цзян Сяоянь основные тенденции модернизации систем профессионального
образования в китае и россии (сравнительный анализ)автореферат
диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
Казань – 2009
2 http://studynote.ru/studgid/studyabroad/ucheba_i_obrazovanie_v_kitae/
3http://myunivercity.ru/Педагогика/Сравнительный_анализ_систем_образовани
я_России_Франции/67839_1430092_страница1.html
4 Васюхин О. В., Сюй Ц. Сравнительный анализ образования в Китае и России
[Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III
Междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, декабрь 2014 г.). — СПб.:
Заневская площадь, 2014. — С. 7981.
5 Лариса Смирнова. О концепции «Евразийского пространства высшего
образования» №6 (98) 2015. ШОС: новая сила в новом мире.
Система высшего образования России и Китая, перспективы развития
Система высшего образования России и Китая, перспективы развития
Система высшего образования России и Китая, перспективы развития
Система высшего образования России и Китая, перспективы развития
Система высшего образования России и Китая, перспективы развития
Система высшего образования России и Китая, перспективы развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.