Системно – деятельностный подход в изучении предмета математики
Оценка 4.9

Системно – деятельностный подход в изучении предмета математики

Оценка 4.9
doc
25.05.2021
Системно – деятельностный подход в изучении предмета математики
Системно – деятельностный подход в изучении предмета математики.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Системно – деятельностный подход в изучении предмета математики»

 

 

 

 

Подготовила:

 учитель математики Орлова Л.С.

 

 

 

 

 

 

2020 – 2021 уч.год

 

 

 

 

“Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра”.
Джон Дьюи.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладения учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия- это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

·                               обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;

·                               создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности « научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

·                               обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и  разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. 

Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Обучение математики должно сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

При системно - деятельностном подходе в обучении математике выделяются следующие компоненты овладения знаниями:

·                               восприятие информации;

·                               анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);

·                               запоминание (создание образа);

·                               самооценка.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача- задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность - управляемый учебный процесс.

Учебное действие- действие по созданию образа.

Образ - слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие - я умею! У меня получится!

Эмоционально-ценностная оценка - Я считаю так то…(формирование мировоззрения).

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно - деятельностного подхода.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

1.                           Урок постановки учебной задачи.

2.                           Урок решения учебной задачи.

3.                           Урок моделирования и преобразования модели.

4.                           Урок решения частных задач с применением открытого способа.

5.                           Урок контроля и оценки.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1.                           Уроки «открытия» нового знания.

2.                           Уроки рефлексии.

3.                           Уроки общеметодологической направленности.

4.                           Уроки развивающего контроля.

Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых.

 

Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно- контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений и т. д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т. д.

Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно- методических линий.

 

Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

·                               предъявление контролируемого варианта;

·                               наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

·                               сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

·                               оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1.                           Написание учащимися варианта контрольной работы.

2.                           Сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы.

3.                           Оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Использованные источники

1.                           Галанов А. Б. Информационные и телекоммуникационные технологии для учителей предметников. Уфа: БИРО, 2007

2.                           Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя.- М.: ВИТА- ПРЕСС, 2008

3.                           Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода.- Москва, 2006

4.                           infourok.ru

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Доклад на тему: « Системно – деятельностный подход в изучении предмета математики »

Доклад на тему: « Системно – деятельностный подход в изучении предмета математики »

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра”

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра”

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде

Урок контроля и оценки. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: 1

Урок контроля и оценки. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: 1

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: 1

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: 1

Использованные источники 1.

Использованные источники 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2021