Системно-деятельностный подход, как средство реализации современных целей образования
Оценка 4.6

Системно-деятельностный подход, как средство реализации современных целей образования

Оценка 4.6
doc
10.11.2021
Системно-деятельностный подход, как средство реализации современных целей образования
семинар.doc

Системно-деятельностный подход, как средство реализации современных целей образования

Новоселов А.М., педагог дополнительного образования

Я слышу – я забываю,   я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Китайская мудрость.

                                                                                                  

Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, ориентировать на итоговые результаты образования.   По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает системно - деятельностный подход в образовании.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Сегодня наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы  Георгиевны Петерсон.

Что же значит "деятельность"? Деятельность - это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Задача образовательной деятельности учебных учреждений — не дать объем знаний, а научить детей учиться.

Итак, деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Обучающиеся становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а в организации исследовательской работы детей, причём она должна быть организована таким образом, чтобы дети сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Таким образом, основной педагогической задачей в рамках системно-деятельностного подхода становится: организация условий, инициирующих детское действие.

Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Но мораль притчи гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть тот стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", потому что именно в действии порождается знание.

Итак, задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться.

Б. Шоу говорил « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».

Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания:

1.     Личностное развитие – развитие готовности и способности обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности.

2.     Социальное развитие – формирование российской и гражданской позиции, демократических ценностей, толерантности, патриотических убеждений.

3.     Познавательное развитие – формирование у обучающихся научной картины мира; развитие логического, творческого мышления, продуктивного воображения.

4.     Коммуникативное развитие – формирование умений: слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Итак, подведём итог всему выше изложенному.

1.     Системно-деятельностный подход направлен на развитие каждого обучающегося, на формирование его индивидуальных способностей.

2.     Он позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.

3.     Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

4.     Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.


5.     Скачано с www.znanio.ru

Системно-деятельностный подход, как средство реализации современных целей образования

Системно-деятельностный подход, как средство реализации современных целей образования

Таким образом, основной педагогической задачей в рамках системно-деятельностного подхода становится: организация условий, инициирующих детское действие

Таким образом, основной педагогической задачей в рамках системно-деятельностного подхода становится: организация условий, инициирующих детское действие

Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов

Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2021