Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе по УМК «Школа России»
Оценка 4.6

Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе по УМК «Школа России»

Оценка 4.6
Мероприятия
DOCX
04.05.2021
Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе по УМК «Школа России»
Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе по УМК «Школа России»
Системно-деятельностный подход.DOCX

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования  школьника.  За  четыре  года  ему  надо  не  только  освоить  программный  материал  предметных  дисциплин,  но  и  научиться  учиться  –  стать  «профессиональным учеником».  

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт установил новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные и фактические знания, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Вместе с потребностью изменить вектор образования с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения) пришло осознание необходимости изменить характер обучения и способы деятельности учащихся, что привело к введению деятельностного подхода обучения.

Особую актуальность этот подход имеет, конечно, в начальной школе, где закладываются «кирпичики» всей образовательной деятельности отдельной личности.

Деятельностный подход в обучении – это такая организация учебного процесса, при которой центральное место занимает максимально самостоятельная, активная и разносторонняя познавательная деятельность учащихся. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». 

В чём сущность деятельностного подхода, являющегося ядром системно-деятельностного подхода? Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он (ребенок):

ставит цели,

решает задачи,

отвечает за результаты.

Принцип деятельности заключается в том, что технология деятельностного метода предполагает создание учителем специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году вследствие объединения системного и деятельностного подходов. Системно-деятельностный подход является методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), который нацелен на развитие личности и формирование гражданской идентичности.

 

Системно-деятельностный подход предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования;

ориентацию на федеральные государственные образовательные стандарты;

признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

 разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом… Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у обучающихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, её «самостроительство» в процессе деятельности ребёнка в предметном мире, причём, не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.

Наша начальная школа перешла на обучение по УМК «Школа России».

Программы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов ПООП НОО.

УМК «Школа России» создан в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников на основе современных научных представлений.

Особенности УМК «Школа России»:

приоритет духовно-нравственного развития школьников;

 личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения на основе дифференцированного подхода;

эффективное сочетание лучших традиций российского образования и инноваций, проверенных практиками образовательного процесса.

Структура и содержании учебников УМК «Школа России» ориентированы на структуру основных компонентов учебной деятельности: целеполагание, планирование, реализация намеченного, контроль и оценка.

В содержании учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала под конкретные планируемые результаты (предметные, метапредметные и личностные).

Комплект обеспечен учебными, методическими, дидактическими пособиями, дополнен средствами методической поддержки учителей, в том числе ресурсами сайта, электронными приложениями, ЭФУ, что способствует возможности реализации дифференцированного подхода в образовательном процессе.

В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирование способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение учиться.

Для этого методическое обеспечение учебников и учебных пособий УМК «Школа России» выстроено с учётом возможности эффективного применения в практике учителя широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:

- преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД);

- проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;

- практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;

- возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;

- возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной

 

Реализуя на уроках данные подходы  включение ребёнка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Достижение  указанных  в  стандарте  результатов  образования  обеспечивается,  прежде  всего,  формированием  универсальных  учебных  действий (УУД) 4 , которые выступают в качестве основы образовательного и  воспитательного  процесса  дают  возможность  ученику  самостоятельно  успешно  усваивать  новые  знания,  умения  и  компетенции,  включая    умение  учиться.                                                          

В  широком  значении  термин  «универсальные  учебные  действия» означает    саморазвитие  и  самосовершенствование  путем  сознательного  и  активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно  психологическом  значении)  термин  «универсальные  учебные  действия» можно  определить  как  совокупность  действий  учащегося,  обеспечивающих  его  культурную  идентичность,  социальную  компетентность,  толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая  организацию этого процесса.  

Функциями универсальных учебных действий являются:        

 ‐      обеспечение  возможностей  учащегося  самостоятельно  осуществлять  деятельность  учения,  ставить  учебные  цели,  искать  и  использовать  необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать  процесс и результаты деятельности;        

 ‐    создание  условий  для  развития  личности  и  ее  самореализации  на  основе  готовности  к  непрерывному  образованию,  компетентности «научить  учиться», толерантности в  поликультурном обществе, высокой  социальной  и профессиональной мобильности;          

‐    обеспечение  успешного  усвоения  знаний,  умений  и  навыков  и  формирование  картины  мира  и    компетентностей  в  любой  предметной области познания.

Реализация программы «Школа России» через использование деятельностного подхода и проблемно-диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. Образовательная система «Школа России» создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности. Эти задачи решаются посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников.


 

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году вследствие объединения системного и деятельностного подходов

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году вследствие объединения системного и деятельностного подходов

Особенности УМК «Школа России»: приоритет духовно-нравственного развития школьников; личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения на основе дифференцированного подхода; эффективное сочетание лучших традиций российского образования и…

Особенности УМК «Школа России»: приоритет духовно-нравственного развития школьников; личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения на основе дифференцированного подхода; эффективное сочетание лучших традиций российского образования и…

Реализуя на уроках данные подходы включение ребёнка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания

Реализуя на уроках данные подходы включение ребёнка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания

Образовательная система «Школа

Образовательная система «Школа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2021