Что же такое деятельность?
Деятельность – это форма активности человека, направленная на окружающий его мир. Любая деятельность состоит как минимум из трех компонентов: цели, процесса и результата.
Системно-деятельностный подход
развитие личности учащегося
на основе освоения
универсальных способов деятельности.
СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД→ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = системно – деятельностный подход СДП
Учитель задает себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; в) какие методы и средства обучения выбрать; г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Сравнительные характеристики традиционной и инновационной систем обучения
ФГОС
1.Цели и задачи формирует сам ученик.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие
3.На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
4.Учитель оценивает реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи
5.Учитель планирует коммуникативные задачи урока.
Традиционная система
1.Цели урока задаются только учителем.
2.Учитель не обучает детей рефлексии, сам не реализует рефлексивную функцию в обучении
3.Контроль и оценку осуществляет сам учитель
4.В оценке знаний ученика не учитываются минимальные индивидуальные продвижения, нет поощрений.
5.Коммуникативные ситуации специально не планируются, возникают и реализуются стихийно
Проектирование урока
Первая стадия: Вызов
Организационный момент. (один из вариантов)
Заключается в том, что учащимся не сообщается тема урока заранее. Необходимо использовать методические приемы и сделать так, что тема урока будет ими самостоятельно сформулирована.
Методики –
1) «Вставь пропущенное слово», слово отгадывается учащимися путем наводящих вопросов;
2) « Эксперимент» добиться результата можно путем проведения нескольких опытов;
3) «Кластер» в центре доски или слайда записывается слово отражающее предмет разговора на уроке учащимся предлагается вспомнить все, что касается этого понятия. Затем кластеры сравниваются, формулируется тема урока;
Проектирование урока
Вторая стадия: осмысление учебных задач.
Отличительная особенность таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приемы) учебной деятельности.
Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, и может быть сформулирован следующим образом например:
- классифицируйте и укажите основание для классификации;
- сравните;
- обобщите объекты;
- продолжите ряд, фразу;
- дополните ряд, определение;
- определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;
- установите соответствие между процессами, явлениями.
Проектирование урока
Третья стадия: Открытие нового знания
Для реализации данной стадии можно использовать технологии с проблемной ситуацией.
Проблемная ситуация – это затруднение или противоречие, возникшее в процессе выполнения определенной учебной задачи, для разрешения которой требуются не только имеющиеся знания, но и новые. Проблемные ситуации могут возникать в следующих случаях:
А.. При расхождении между имеющимися знаниями и наблюдаемыми новыми фактами и явлениями;
Б. При расхождении между имеющимися знаниями и новыми условиями их применения;
В. При расхождении между теоретическими и практическими знаниями.
Проектирование урока
Четвертая стадия: Рефлексия (уч-ся самостоятельно оценивают свой путь от понимания к осмыслению)
Синквейн – это способность резюмировать информацию, излагать идеи, возникшие эмоции в нескольких словах.
Рефлексивная мишень – (Я знал, что… (актуализация опыта), Я узнал, что… (новоообразование), Я не понял, что … (проблема), Мне интересно, что (мотивация)
Инсерт – с помощью условных обозначений анализируют текст или понятия
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий.»
А. Дистервег, ХIХ век
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.