Системно-деятельностный подход в обучении

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 24.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении - это пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.
Иконка файла материала СИСТЕМНО-ДЕЯТ.ПОДХОД-ПРЕЗЕНТАЦИЯ.ppt

« Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность» Б. Шоу

Что же такое деятельность?

Деятельность – это форма активности человека, направленная на окружающий его мир. Любая деятельность состоит как минимум из трех компонентов: цели, процесса и результата.

Структура учебной деятельности.

Учебно-познавательные мотивы.

Учебные задачи.
Учебная задача — это цель, которая ставится перед учащимися в форме проблемной задачи.

Инновационное обучение в школе. Системно-деятельностный подход

Инновация – это нововведение, изменение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление системы.

Системно-деятельностный подход

развитие личности учащегося
на основе освоения
универсальных способов деятельности.

СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД→ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = системно – деятельностный подход СДП

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие

Чему учить?
обновление
содержания
образования

Ради чего учить?

Ценности
образования

Как учить?

Обновление
технологий
образования

Учитель задает себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; в) какие методы и средства обучения выбрать; г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Урок с позиций системно-деятельностного подхода

Сравнительные характеристики традиционной и инновационной систем обучения

ФГОС

1.Цели и задачи формирует сам ученик.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие
3.На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
4.Учитель оценивает реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи
5.Учитель планирует коммуникативные задачи урока.
 

Традиционная система

1.Цели урока задаются только учителем.
2.Учитель не обучает детей рефлексии, сам не реализует рефлексивную функцию в обучении
3.Контроль и оценку осуществляет сам учитель
4.В оценке знаний ученика не учитываются минимальные индивидуальные продвижения, нет поощрений.
5.Коммуникативные ситуации специально не планируются, возникают и реализуются стихийно

Проектирование урока  

Первая стадия: Вызов
Организационный момент. (один из вариантов)
Заключается в том, что учащимся не сообщается тема урока заранее. Необходимо использовать методические приемы и сделать так, что тема урока будет ими самостоятельно сформулирована.
Методики –
1) «Вставь пропущенное слово», слово отгадывается учащимися путем наводящих вопросов;
2) « Эксперимент» добиться результата можно путем проведения нескольких опытов;
3) «Кластер» в центре доски или слайда записывается слово отражающее предмет разговора на уроке учащимся предлагается вспомнить все, что касается этого понятия. Затем кластеры сравниваются, формулируется тема урока;

Проектирование урока  

Вторая стадия: осмысление учебных задач.

Отличительная особенность таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приемы) учебной деятельности.
Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, и может быть сформулирован следующим образом например:
 - классифицируйте и укажите основание для классификации;
 - сравните;
 - обобщите объекты;
 - продолжите ряд, фразу;
 - дополните ряд, определение;
 - определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;
 - установите соответствие между процессами, явлениями.
 

Проектирование урока  

 


Третья стадия: Открытие нового знания

 Для реализации данной стадии можно использовать технологии с проблемной ситуацией.
     Проблемная ситуация – это затруднение или противоречие, возникшее в процессе выполнения определенной учебной задачи, для разрешения которой требуются не только имеющиеся знания, но и новые. Проблемные ситуации могут возникать в следующих случаях:
     А.. При расхождении между имеющимися знаниями и наблюдаемыми новыми фактами и явлениями;
      Б. При расхождении между имеющимися знаниями и новыми условиями их применения;
     В. При расхождении между теоретическими и практическими знаниями.
 

Проектирование урока  

 

 

Четвертая стадия: Рефлексия (уч-ся самостоятельно оценивают свой путь от понимания к осмыслению)

      Синквейн – это способность резюмировать информацию, излагать идеи, возникшие эмоции в нескольких словах.
Рефлексивная мишень – (Я знал, что… (актуализация опыта), Я узнал, что… (новоообразование), Я не понял, что … (проблема), Мне интересно, что (мотивация)
Инсерт – с помощью условных обозначений анализируют текст или понятия

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий.»

А. Дистервег, ХIХ век