Системно-деятельностный подход в обучении информатики
Учитель информатики 1 категории
мбоу «Средняя школа № 72 города макеевки» Иевлева Наталья Константиновна
«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».
Древняя китайская мудрость
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности и эффективности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
направления образования
информатизация образования (внедрение информационных технологий в обучение)
гуманитаризация образования (приобщение ученика к творческой деятельности
гуманизация образования (признание прав ученика на уникальность, активность, внутреннюю свободу)
Системно-деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в образовательной деятельности, умеющей ставить цели, решать задачи и отвечать за результаты своей деятельности.
Системно-деятельностный подход обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Смысл деятельностного подхода в обучении заключается в том, что формирование и развитие психики и сознания человека происходит в результате его конкретной деятельности.
Мотивами обучения являются практическая польза, реальные продукты, материальный результат их учебных усилий — рисунок, изделие, поделка, схема.
Системно-информационная концепция обучения информатике базируется на идеях системного анализа, современным инструментом которого является информационное моделирование с использованием компьютерных технологий.
Подходы в обучении | Содержание подхода |
Информационный подход | метод научного познания объектов, процессов или явлений природы и общества, согласно которому, в первую очередь, выявляются и анализируются наиболее характерные информационные аспекты, определяющие функционирование и развитие изучаемых объектов. |
Системный подход | метод познания, ориентированный на развитие системного мышления и познавательного потенциала на основе организации целенаправленной деятельности учащегося |
Важнейший признак системного мышления — видеть взаимосвязи, а не только линейные цепочки причинно-следственных связей, видеть процессы (т. е. изменения), а не статичные состояния.
Человека с системным мышлением отличают умения:
целенаправленно работать с информацией;
классифицировать и систематизировать информацию, т. е. способность находить сходства и различия между явлениями по разным признакам;
прогнозировать ход процесса при изменении условий;
отслеживать влияние разных факторов на процесс;
устанавливать взаимосвязь между разными объектами, явлениями, процессами;
находить аналоги объектов/явлений/ процессов из других областей;
оценить проблему с разных точек зрения;
различать уровни абстракции
Этапы построения урока при системно-деятельностном подходе
Мотивация к образовательной деятельности;
Актуализация и пробное учебное действие с предварительной демонстрацией;
Выявление места и причины затруднения;
Построение проекта выхода из затруднения;
Реализация построенного проекта;
Первичное закрепление образовательного действия с озвучиванием хода учебного действия;
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
Включение в систему знаний и повторение;
Рефлексия образовательной деятельности на занятии.
Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
дидактический принцип | содержание |
Принцип деятельности | заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. |
Принцип непрерывности | означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. |
Принцип целостности | предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире |
Принцип минимакса | заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). |
дидактический принцип | содержание |
Принцип психологической комфортности | предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения |
Принцип вариативности | предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора |
Принцип творчества | означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности |
Сравнение урока в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком
Элементы | Традиционный урок | Урок в режиме деятельностного подхода |
Формулирование темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Постановка целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание | Учитель оценивает работу на уроке | Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Технологии деятельностного подхода
технологии
Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)
Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
Технология, основанная на реализации проектной деятельности
Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
Этапы урока | Организующая роль учителя | |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). |
2 | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. |
3 | Выявление места и причины затруднения | Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. |
5 | Реализация построенного проекта | Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах). |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
9 | Рефлексия учебной деятельности. | Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. |
Методы деятельностного подхода
дидактический метод | содержание |
личностно-ориентированного обучения | предполагает «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса», весь учебный процесс строится на основе этого главного положения. |
Проблемное обучение | основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний, стимулирование интеллектуальной активности учащихся; развитие процесса мышления, индивидуальных особенностей ума; формирование внутренних мотивов учения, способов умственной деятельности учащихся, их творческих способностей; самостоятельный поиск путей решения проблем. |
Развивающее обучение | общее развитие ученика, не только познавательных процессов; ученик — активный субъект учебной деятельности; учитель — организатор коллективной поисковой деятельности; знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития. |
Метод проектов | ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую последние выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. |
Объявление темы урока
Прием “Нестандартный вход в урок”
Сообщение целей и задач
Приём "Ассоциативный ряд"
Приём «До-После»
Планирование
Приём “Генераторы-критики”
Изучение нового материала
Приём "Инсерт".
Практическая деятельность учащихся
Приём “Лови ошибку”
Осуществление контроля
Интеллект-карты как способ работы с информацией
Вкратце суть этой методики состоит в ВИЗУАЛИЗАЦИИ — сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и переходы между ними. При этом начинает активнее работать обычно заторможенное правое полушарие мозга, и становится сильнее интуиция – функция мышления, локализованная именно в этом полушарии.
Картоиды помогают представлять идеи и концепции в ясной, привлекательной и убедительной форме, давать целостное видение, способствовать пониманию и генерации идей.
Информация
Виды информации
Свойства информации
Измерение информации
N-
I-
i-
Информационные процессы
Формы представления информации
к-
Использованные источники
https://infourok.ru/realizaciya-sistemnodeyatelnostnogo-podhoda-na-urokah-informatiki-i-ikt-1186867.html 12.07.22
https://multiurok.ru/files/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-na-urokakh-inf.html?login=ok
https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/9/sist-deyat-podhod.pdf
Реализация средствами УМК под редакцией проф. Макаровой Н. В.
Системно-деятельностный подход как средство повышения качества образования на уроках информатики и ИКТ
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках информатики Найданова Соелма Владимиров
Системно-деятельностный подход при обучении информатике в средней школеТекст научной статьи по специальности «Науки об образовании» Макарова Наталья Владимировна Титова Юлияна Францевна
https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-pri-obuchenii-informatike-v-sredney-shkole
https://moluch.ru/archive/250/57320/ Технология деятельностного подхода на уроках информатики при изучении темы «Программирование решений» Авторы: Серебреникова Виктория Викторовна, Тасен Алима Какимбеккызы Рубрика: Педагогика
https://urok.1sept.ru/articles/668413 Разработка урока информатики в рамках системно-деятельностного подхода Хисматулина Ирина Александровна, учитель информатики
Федорова Г.А. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29394 (дата обращения: 12.07.2022). https://science-education.ru/ru/article/view?id=29394
https://www.youtube.com/watch?v=-FqMf75XbRE&t=1s Вебинар "Моделирование урока с позиции системно-деятельностного подхода"
Итог урока (рефлексия)
Приём "Цветные поля".
Почему важен системно-деятельностный подход?
«Ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный»
М. Монтень
Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь.
«Усвоение содержания образования является не конечной целью, а лишь средством развития личности»
О.Е. Лебедев
Из 100% того, что мы знаем сегодня, лишь 10 – 15% будут актуальны через 20 лет.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.