Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка в 6 классе

  • docx
  • 12.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка в 6 классе.docx

Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка в 6 классе

Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка в 6 классе предполагает, что ученики самостоятельно «открывают» знания в процессе активной познавательной деятельности, а не получают их в готовом виде. Основная идея — переход от репродуктивного знания к знанию-действию, где учитель выступает как организатор исследовательской деятельности, создавая условия для инициативы ученика. Урок строится по четкой структуре: от мотивации и постановки проблемы к самостоятельному открытию нового знания, его закреплению, самоконтролю, самооценке и рефлексии. 

Особенности на уроках русского языка

  • Акцент на самостоятельной работе: Вместо того чтобы просто давать правила, учитель предлагает ученикам самостоятельно проанализировать языковой материал, чтобы прийти к выводу о правилах и закономерностях.
  • «Открытие» знаний: На основе исследовательских заданий ученики сами выводят новые правила, например, определяют, как образуется слово или какая падежная форма используется в том или ином случае.
  • Интерактивные методы: Для закрепления материала используются интерактивные методы: игры («Определи пару»), мозговой штурм, дискуссии, ролевые игры, презентации.
  • Использование проектной деятельности: Проектные работы, например, по созданию словаря фразеологизмов, помогают ученикам применять полученные знания на практике и развивать навыки работы с информацией. 

Структура урока

Системно-деятельностный подход подразумевает следующую структуру урока:

  • Мотивация: Учитель создает условия для возникновения у учеников мотивации к учебной деятельности.
  • Актуализация знаний: Повторение пройденного материала для подготовки к изучению нового.
  • Постановка проблемы: Создание ситуации затруднения, которая побуждает к поиску нового знания.
  • «Открытие» нового знания: Ученики в процессе исследования и дискуссии самостоятельно находят решение проблемы.
  • Закрепление: Практическое применение нового знания через различные виды заданий.
  • Контроль и самоконтроль: Проверка правильности выполнения заданий, использование образцов для самопроверки.
  • Самооценка и рефлексия: Осознание учеником своих успехов и трудностей, анализ собственной деятельности.

· Домашнее задание: Задание, которое является продолжением учебной деятельности и помогает закрепить знания. 


 

·