Системно-деятельностный
подход в преподавании русского языка в 6 классе
Системно-деятельностный подход в
преподавании русского языка в 6 классе предполагает, что ученики
самостоятельно «открывают» знания в процессе активной познавательной
деятельности, а не получают их в готовом виде. Основная идея — переход от
репродуктивного знания к знанию-действию, где учитель выступает как организатор
исследовательской деятельности, создавая условия для инициативы ученика. Урок
строится по четкой структуре: от мотивации и постановки проблемы к
самостоятельному открытию нового знания, его закреплению, самоконтролю,
самооценке и рефлексии.
Особенности на уроках русского языка
- Акцент на самостоятельной работе: Вместо
того чтобы просто давать правила, учитель предлагает ученикам
самостоятельно проанализировать языковой материал, чтобы прийти к выводу о
правилах и закономерностях.
- «Открытие» знаний: На
основе исследовательских заданий ученики сами выводят новые правила,
например, определяют, как образуется слово или какая падежная форма
используется в том или ином случае.
- Интерактивные методы: Для
закрепления материала используются интерактивные методы: игры («Определи
пару»), мозговой штурм, дискуссии, ролевые игры, презентации.
- Использование проектной деятельности: Проектные
работы, например, по созданию словаря фразеологизмов, помогают ученикам
применять полученные знания на практике и развивать навыки работы с
информацией.
Структура урока
Системно-деятельностный подход
подразумевает следующую структуру урока:
- Мотивация: Учитель создает условия для
возникновения у учеников мотивации к учебной деятельности.
- Актуализация знаний: Повторение
пройденного материала для подготовки к изучению нового.
- Постановка проблемы: Создание
ситуации затруднения, которая побуждает к поиску нового знания.
- «Открытие» нового знания: Ученики
в процессе исследования и дискуссии самостоятельно находят решение
проблемы.
- Закрепление: Практическое применение
нового знания через различные виды заданий.
- Контроль и самоконтроль: Проверка
правильности выполнения заданий, использование образцов для самопроверки.
- Самооценка и рефлексия: Осознание
учеником своих успехов и трудностей, анализ собственной деятельности.
· Домашнее задание: Задание,
которое является продолжением учебной деятельности и помогает закрепить
знания.
·