Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования
Оценка 4.6

Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования

Оценка 4.6
Научные работы
docx
администрации
1 кл—9 кл
09.03.2018
Системно-деятельностный подход как средство  реализации современных целей образования
ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования базируется на системно-деятельностном подходе. В статье говорится о системно-деятельностном подходе как слагаемом двух подходов к образованию: системном и деятельностном. Приведены принципы деятельностного подхода, деление уроков по целеполаганию, критерии результативности урока, описаны примеры уроков.
Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования.docx
Системно­деятельностный подход как средство  реализации современных целей образования И.А. Рогова, заместитель директора по УВР  почетный работник общего образования РФ Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность. Б. Шоу Школа стремительно меняется. Сегодня  важно не столько дать ребенку как можно   больший   багаж   знаний,   сколько  обеспечить   его   общекультурное, личностное  и  познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.  По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.  В   основе   ФГОС   лежит   системно­деятельностный   подход,   который предполагает   ориентацию   на   результаты   образования   как   системообразующий компонент   Стандарта,  где   развитие   личности   обучающегося   осуществляется   на основе   усвоения   универсальных   учебных   действий.   Познание   и   освоение   мира составляет цель и результат образования. Системно­деятельностный подход  нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть   область   потенциальных   возможностей,   которые   позволяют   учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через   постановку   учебных   задач.   Учитель   руководит   поиском   ответов   на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность   школьника   в   рамках   своей   зоны   ближайшего   развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации,   самоконтроля,   саморегуляции   и   планирования   собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя. Понятие системно­деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 году   как   особого   рода   понятие.   Это   была   попытка   объединения   взглядов   на системный   подход,   который   разрабатывался   в   исследованиях   классиков   нашей отечественной   науки,   и   деятельностный,   который   всегда   был   системным.   Его разрабатывали   Л.С.   Выгодский,   Л.В.   Занков,   Д.Б.   Эльконин,   В.В.   Давывод   и многие другие исследователи.  Системный   подход   –   универсальный   инструмент   познавательной деятельности: как система может быть рассмотрено любое явление. Системный подход   выступает   как   средство   формирования   целостного   мировоззрения,   в котором человек чувствует неразрывную связь со всем окружающим миром. Принцип   деятельности   заключается   в   том,   что   формирование   личности ученика   и   продвижение   его   в   развитии   осуществляется   не   тогда,   когда   он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной   на   «открытие   нового   знания».   Краткое   изложение   сути   этого процесса заключено в китайской пословице «Я слышу – я забываю,     я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Технология   деятельностного   метода   обучения   предполагает   умение извлекать   знания   посредством   выполнения   специальных   условий,   в   которых учащиеся,  опираясь   на   приобретенные   знания,  самостоятельно   обнаруживают   и осмысливают  учебную  проблему. Таким  образом,  деятельностный  подход ­ это метод   обучения,   при   котором   ребёнок   не   получает   знания   в   готовом   виде,   а добывает их сам в процессе собственной учебно­познавательной деятельности. Принципиальным   отличием   технологии   деятельностного   метода   от традиционного   технологии   демонстрационно­наглядного   метода   обучения является то, что предложенная структура описывает  деятельность не учителя, а учащихся. Системно­деятельностный   подход   является   попыткой   объединения системного и деятельностного подхода к обучению.  Деятельностная   форма   результатов   образования   предполагает   ряд существенных изменений в образовании. Например, изменения касаются системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы,   в   том   числе   не   только   оценки   индивидуальных   достижений обучающихся,   но   и   деятельности   педагога.   Изменения   затрагивают   вопросы проектирования образовательного процесса с точки зрения его направленности на достижение требований Стандарта к результатам, в том числе и использование современных   технологий   деятельностного   типа,   к   которым   можно   отнести технологии, основанные на создании учебных ситуаций, на реализации проектной и исследовательской   деятельности,   но   кооперации   в   обучении   и   др.   изменения происходят и в подходах к пониманию и оценке профессиональной педагогической компетентности,   так   как   современный   педагог   должен   уметь   проектировать   и организовывать   образовательный   процесс   в   соответствии   с   системно­ деятельностным   подходом,   уметь   проектировать   и   реализовывать   программу развития универсальных учебных действий у учащихся, уметь исследовать уровень достижения   не   только   предметных,   но   и   личностных   и   метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы.  Педагогические   технологии,   с   помощью   которых   можно   реализовать требования   ФГОС,     хорошо   известны.   Это   технологии   проблемного   обучения, проектного   обучения,   исследовательского   обучения.  Сегодня   наибольшее распространение   получила   «технология   деятельностного   метода   обучения», разработанная   под   руководством   доктора   педагогических   наук,   профессора Людмилы  Георгиевны Петерсон. Данный метод направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить  знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.  Системно­деятельностный   подход   обеспечивает   достижение   планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного   успешного   усвоения   обучающимися   новых   знаний,   умений, компетенций, видов и способов деятельности.  Для реализации системно­деятельностного подхода необходимо перейти от освоения   отдельных   учебных   предметов   к   межпредметному   изучению   сложных ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета   действия   и   операции   должны   быть   дополнены   универсальными (метапредметными) учебными действиями.  От   учителей   принцип   деятельностного   подхода   требует,   прежде   всего, понимания того, что обучение – это совместная деятельность учителя и ученика, основанная   на   началах   сотрудничества   и   взаимопонимания.   Система   «учитель­ ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность   действий,   совпадение   целенаправленных   действий   учителя   и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности ученика.  И   здесь   возникает   необходимость   решения   важных   проблем.   Нужно включить   ученика   в   образовательный   процесс,   помочь   его   самоопределению, научить релаксировать. Всё это можно сделать только с помощью действия.  Реализация  технологии  деятельностного  метода  обучения  в  практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности ­ заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей   учебной   деятельности,   понимает   и   принимает   систему   ее   норм,   активно участвует   в   их   совершенствовании,   что   способствует   активному   успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2)   Принцип   непрерывности  –   означает   преемственность   между   всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3)   Принцип   целостности  –   предполагает   формирование   учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном   мире   и   мире   деятельности,   о   роли   и   месте   каждой   науки   в системе наук). 4)   Принцип   минимакса  –   заключается   в   следующем:   школа   должна предложить   ученику   возможность   освоения   содержания   образования   на максимальном   для   него   уровне   (определяемом   зоной   ближайшего   развития возрастной   группы)   и   обеспечить   при   этом   его   усвоение   на   уровне   социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности  – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6)   Принцип   вариативности  –   предполагает   формирование   учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7)   Принцип   творчества  –   означает   максимальную   ориентацию   на творческое   начало   в   образовательном   процессе,   приобретение   учащимся собственного опыта творческой деятельности. Выдающийся деятель  XVIII  века Жан­Жак Руссо говорил: «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями».  Уроки   деятельностной   направленности   по   целеполаганию   можно распределить на четыре группы: 1. 2. 3. 4. уроки «открытия» нового знания;  уроки рефлексии;  уроки общеметодологической направленности;  уроки развивающего контроля.  1. Урок «открытия» нового знания Деятельностная   цель:  формирование   способности   учащихся   к   новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 2. Урок рефлексии Деятельностная   цель:  формирование   у   учащихся   способностей   к рефлексии коррекционно­контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений  в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная   цель:  коррекция   и   тренинг   изученных   понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок общеметодологической направленности Деятельностная   цель:  формирование   способности   учащихся   к   новому способу   действия,   связанному   с   построением   структуры   изученных   понятий   и алгоритмов. Образовательная   цель:  выявление   теоретических   основ   построения содержательно­методических линий. 4. Урок развивающего контроля Деятельностная   цель:  формирование   способности   учащихся   к осуществлению контрольной функции. Образовательная   цель:  контроль   и   самоконтроль   изученных   понятий   и алгоритмов. Разбиение   учебного   процесса   на   уроки   разных   типов   в   соответствии   с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить   инвариантность   технологии   обучения.   Поэтому   при   построении технологии   организации   уроков   разных   типов   должен   сохраняться деятельностный   метод   обучения  и   обеспечиваться   соответствующая   ему система   дидактических   принципов   как   основа   для   построения   структуры   и условий взаимодействия между учителем и учеником. Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся. Критерии результативности урока: 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.  2. Учитель   систематически   обучает   детей   осуществлять   рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)  3. Используются   разнообразные   формы,   методы   и   приемы   обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.  4. Учитель   владеет   технологией   диалога,   обучает   учащихся   ставить   и адресовать вопросы.  5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.  6. На   уроке   задаются   задачи   и   четкие   критерии   самоконтроля   и самооценки   (происходит   специальное   формирование   контрольно­оценочной деятельности у обучающихся).  7. Учитель   добивается   осмысления   учебного   материала   всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.  8. Учитель   стремиться   оценивать   реальное   продвижение   каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.  Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.  9. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.  11. Стиль,   тон   отношений,   задаваемый   на   уроке,   создают   атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)  Реализация данных критериев педагогами школы продемонстрирована в ходе подготовки к педагогическому совету «Активные формы обучения». Педагогами школы были даны четыре открытых урока (А.И.Н., А.Н.М., Ж.Н.В., М.М.В.) и одно открытое занятие по внеурочной деятельности (П.Е.В.).  На уроке окружающего мира по теме «Свойства воздуха» учитель начальных классов   А.Н.М.   сначала   предложила   своим   ученикам   выполнить   несколько несложных   опытов.   Затем,   обсуждая   полученные   результаты,   ребята   сами сформулировали свойства, которыми обладает окружающий нас воздух. На уроке каждый ученик был включен в работу, которую выполнял самостоятельно. Также учителем   были   спланированы   коммуникативные   моменты   урока   (обсуждение результатов опытов, формулировка свойств воздуха). Тон отношений, задаваемый на   уроке   учителем,   создавал   атмосферу   сотрудничества,   психологического комфорта, что способствовало продуктивной деятельности учащихся. На уроке «открытия» нового знания учащиеся действительно его для себя открывали.  Урок литературного чтения был спланирован учителем начальных классов Ж.Н.В.   так,   что   в   ходе   обсуждения   рассказа   ребята   перешли  от   освоения отдельного   учебного   предмета   к   межпредметному   изучению   сложных   ситуаций реальной жизни. Учащиеся приводили примеры из собственного жизненного опыта, что способствовало связи изучаемого материала с жизнью. Используя несколько педагогических приемов, педагог предложил своим ученикам не просто обсудить содержание   рассказа,   а   подвел   их   к   понятию   и   принятию   определенных нравственных   норм   в   жизни   каждого   человека.   Создание   на   уроке доброжелательной   атмосферы,   развитие   диалоговых   форм   общения   позволило каждому   ученику   чувствовать   себя   на   уроке   комфортно   и   способствовало развитию умения высказывать и защищать свою точку зрения.  Урок   математики   учителя   начальных   классов   А.И.Н.     был   направлен   на формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением   структуры   изученных   ранее   понятий.   Используя   прием опережающего обучения, учитель среди примеров на ранее изученный материал поместил   задание   на   новую   тему.   Разбирая     возможные   способы   выполнения задания, учащиеся не только решили предложенный пример, но и сформулировали возможное правило для решения подобных заданий. Далее в ходе урока ученики проверяли правильность своего предположения и в конце урока сформулировали правило. Таким образом, ученики активно участвовали  в «добывании» знания на уроке   самостоятельно,   что   способствовало   успешному   формированию   их деятельностных способностей. На уроке информатики и ИКТ учителем М.М.В. было предложено учащимся выполнить   творческую   работу,   используя   знания   полученные   ранее.   Главный «нюанс» данного задания заключался в том, что ребятам не хватало тех знаний, которыми   они   обладали,   для   выполнения   творческой   работы.   Учитель   так спланировал   работу   на   уроке,   что   после   того,   как   выяснилась   невозможность выполнения   задания,   ученики   сами   сформулировали   препятствие   и   искали возможные пути его преодоления. Сначала работа протекала в группах, а затем происходило   обсуждение   результатов   работы   каждой   группы.   В   итоге   задание было выполнено и, что самое важное, ребята   самостоятельно овладели новым материалом.   Самостоятельная   деятельность   в   ходе   изучения   нового   материала позволяет развивать у учащихся способность выявлять проблему и находить пути ее решения.  Открытое занятие внеурочной деятельности «Флорбол» учителя физической культуры П.Е.В. было направлено на формирование деятельностных способностей учащихся. На занятии не просто отрабатывались определенные элементы игры, а создавались   условия   для   формирования   у   учащихся  способностей   к систематическому   перебору   вариантов   и   адекватному   принятию   решений   в ситуациях выбора. Также на занятии отрабатывалось взаимодействие участников игры,   что   способствовало   развитию   коммуникативных   умений   учащихся.   Все вместе было направлено на   максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном   процессе,   приобретение   учащимся   собственного   опыта деятельности. Необходимо отметить, что каждый учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.). Такой вывод сделан на основе наблюдений за поведение учащихся во время рефлексии по окончании уроков и занятия. В тоже время, хочется отметить, что каждый учитель очень творчески подходит к моменту самооценки учеником собственной деятельности.  Также нужно отметить, что каждый учитель стремиться оценивать реальное продвижение   каждого   ученика,   поощряет   и   поддерживает   даже   самые минимальные успехи.  Посетили   открытые   уроки   27   педагогических   и   административных работников,   которым   для   оценки   уроков   были   предложены   технологические карты,   содержащие   критерии   результативности   урока.   Анализ   технологических карт позволяет сделать вывод о том, что педагоги в своей работе ориентируются на критерии результативности урока в соответствии с ФГОС. Но нельзя сказать, что   всё   безупречно   гладко,   что   открывает   для   педагогов   возможности   для самосовершенствования. Так, например, еще «западает» критерий формирования самооценки   обучающихся   (систематическое   обучение   детей   умениям   оценивать свою   готовность,   обнаруживать   незнание,   находить   причины   затруднений, осуществлять контрольно­оценочную деятельность).  На   примере   открытых   уроков   мы   увидели   применение   развивающего обучения   на   основе   системно­деятельностного   подхода,   которое   разительно отличается от традиционного обучения, что нетрудно было выявить при сравнении традиционного и развивающего обучения. Традиционное обучение  Инновационное развивающее обучение  1) базируется на принципе доступности;  1) опирается на зону ближайшего развития;  2) учащийся выступает в роли объекта  ПД;  2) учащийся действует как субъект  собственной УД;  3) ориентировано на усвоение  определенной суммы знаний;  3) нацелено на усвоение способов познания как  конечной цели учения;  4) развивает обыденное мышление,  эмпириический способ познания  4) развивает теоретическое мышление и  теоретический способ познания; 5) решая конкретно­практические  задачи, учащиеся усваивают частные  способы;  5) на первый план выступают учебные задачи,  решая их учащиеся, усваивают общие способы  умственной деятельности 6) в результате формируется индивид –  человек, способный к исполнительской  деятельности. 6) формируется личность, способная к  самостоятельной творческой деятельности. Организация   воспитательно­образовательного   процесса   на   основе деятельностного подхода призвана решить главную задачу образования сегодня: обеспечить   общекультурное,   личностное   и   познавательное   развитие   школьника, вооружить его таким важным умением, как умение учиться. Системно­деятельностный   подход,   лежащий   в   основе   ФГОС,   основной результат   применения   которого   –   развитие   личности   ребенка   на   основе универсальных учебных действий, предполагает: воспитание   и   развитие   качеств   личности,   отвечающих   требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию   на   результаты   образования   (развитие   личности      обучающегося на основе УУД);  признание   решающей     роли   содержания   образования,   способов организации   образовательной   деятельности   и   взаимодействия   участников образовательного процесса; учет   возрастных,   психологических   и   физиологических   особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;  обеспечение   преемственности   дошкольного,   начального   общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие   организационных   форм   и   учет   индивидуальных особенностей   каждого   обучающегося   (включая   одаренных   детей   и   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья),   обеспечивающих   рост   творческого потенциала, познавательных мотивов; гарантированность     достижения   планируемых   результатов   освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности. 

Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования

Системно-деятельностный подход как средство  реализации современных целей образования

Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования

Системно-деятельностный подход как средство  реализации современных целей образования

Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования

Системно-деятельностный подход как средство  реализации современных целей образования

Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования

Системно-деятельностный подход как средство  реализации современных целей образования

Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования

Системно-деятельностный подход как средство  реализации современных целей образования

Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования

Системно-деятельностный подход как средство  реализации современных целей образования

Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования

Системно-деятельностный подход как средство  реализации современных целей образования

Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования

Системно-деятельностный подход как средство  реализации современных целей образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018