Системно-деятельностный подход при обучении младших школьников, как основополагающий аспект реализации ФГОС НОО
Оценка 4.8

Системно-деятельностный подход при обучении младших школьников, как основополагающий аспект реализации ФГОС НОО

Оценка 4.8
Педсоветы +1
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
26.03.2018
Системно-деятельностный подход при обучении младших школьников,  как основополагающий аспект реализации ФГОС НОО
Эпоха, в которой мы живем, особая: она уже вошла в историю под знаком визуальной культуры. Поколение детей, родившихся и живущих в эту эпоху, уже не представляют, что когда-то у людей не было телевизора, видеомагнитофона, плейера, компьютера с интернетом. Раньше люди больше общались друг с другом, проводили время за чтением книг. Чтение было и приятным отдыхом, и работой, и поводом собраться в кругу близких людей для обсуждения общих проблем. Сегодня все по-другому...docx
Системно-деятельностный подход по фгос К.Л.П..docx
Системно­ деятельностный  подход при  обучении  младших  школьников,  как  основополагающи й аспект  реализации ФГОС НОО              Эпоха,   в   которой   мы   живем,   особая:   она   уже   вошла   в   историю   под   знаком визуальной   культуры.   Поколение   детей,   родившихся   и   живущих   в   эту   эпоху,   уже   не представляют,   что   когда­то   у   людей   не   было   телевизора,   видеомагнитофона,   плейера, компьютера с интернетом. Раньше люди больше общались друг с другом, проводили время за чтением книг. Чтение было и приятным отдыхом, и работой, и поводом собраться в кругу близких людей для обсуждения общих проблем. Сегодня все по­другому. Телевизор и компьютер медленно, но верно отодвигает привычку читать на второй план. Ясно, что данность, ставит ряд сложных проблем   перед людьми, занимающимися  воспитанием и развитием   детей.   Школа   есть   тот   общественный   институт,   который   призван   привить подрастающему поколению любовь и уважение к книге, желание и умение читать. Увы, уже в начальных классах констатируется факт, что дети стали читать меньше. Современная школа, безусловно, находится сейчас в состоянии некоторой потери ориентации: нельзя воспитывать читателя по модели прошлого, а как это сделать по новой модели ­ трудно сказать. С одной стороны, литературные традиции классики нам нельзя потерять, с другой стороны, как изобрести новый способ общения, сотрудничества, сотворчества с учениками, которые находятся с малых лет в широком информационном поле. Какую же новую модель можно предложить учащимся?   системно­деятельностный   подход,   который   предполагает В   основе   ФГОС   лежит   организацию  образовательной деятельности в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся  через разнообразие организационных форм. Если обратиться к результатам, к которым мы должны стремиться, то они четко прописаны в «Портрете  выпускника начальной школы»: • • • любящий свой народ, свой край и свою Родину;  уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; • • • • владеющий   основами   умения   учиться,   способный   к   организации   собственной деятельности;  готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;  доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,  обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;  выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.  На мой взгляд,  в основе  всех результатов  лежат метапредметные  универсальные учебные действия (коммуникативные, познавательные и регулятивные) и конечно чтение. Чтение в разных   назначениях.   Чтение,   как   ­   поиск,   анализ,   интерпретация     информации, использование по назначению для достижения целей. Именно поэтому, для проектирования учебного процесса в этих условиях означает: ٧ определение   педагогических   задач,   решаемых   на   данном  этапе  учебного  процесса, например, формирование навыков устной или письменной речи, ٧ ٧ определение   способов   организации   учебных   ситуаций   (методических   средств, дидактического   обеспечения,   порядка   действий   учителя,   порядка   взаимодействия учащихся). ٧ прогнозирование возможных действий детей. отбор учебного материала, Мной   был   разработан   ряд   мероприятий,   способствующий   раскрытию   и   развитию: интеллектуально­творческого потенциала,  формированию  коммуникативных и поисковых умений и навыков школьников различных возрастных групп через использование игровых образовательных технологий. Цель:  способствовать формированию информационно ­ поисковых и коммуникативных компетенций младших школьников. Задачи: 1.Формирование информационной культуры. 2.Развивать умения поиска информации. 3.Формировать языковую и коммуникативную компетентность  школьников. Формы деятельность: • Библиотечные уроки, • Читательский дневник, • Проектная деятельность, • Праздники – проекты, • Внеурочная деятельность («Выставка мастеров», «Искусствоведы»), • Задания на лето («Напиши письмо», проведи исследование «От семени до семени», «Части цветкового растения»),   форм  «Библиотечные   уроки»  подразумевает   Одна   из     ежемесячное   посещение библиотеки. Необходимо   научить школьников искать информацию самостоятельно, что значительно   облегчило   бы   процесс.   Соколова   Т.Е.   апробировала   и     разработала   серию таких занятий.   Опираясь на ее опыт, свои   наработки   я   выстроила в систему, которая дает положительные плоды и  включают в себя: знакомство с библиотеками;  знакомство с читательскими     ориентирами;   составление     информационного   запроса;     осуществление библиографического   поиска;   формирование  понятия   об   аннотации;   представление   об ориентировочном   аппарате книги;  занятие «Непонятное слово» (работа со словарями); формирование ориентации в тексте;   занятие   «Хитрые вопросы» (пометки и закладки); оформление  доклада,   реферата,   выступления,   исследовательского   проекта.   Продуктом занятий является   «Читательский   дневник»,  который включает в себя   сохранение и перекодировку (таблицы, схемы, конспекты, планы разных видов) полученной информации для   дальнейшего   использования   (сочинение,   выступление,   памятка   и   т.д.).   На   таких занятиях   ребята   научились   работать   не   только   с   источниками   информации,   но сотрудничать   в   парах,   группах,   командах,   с   взрослыми.   Проектная   деятельность   тоже тесно связана с библиотеками. Выбор темы, подбор литературы, материалов  ­ школьники осуществляют   на   «Библиотечных   уроках».   Тем   самым   учащимся   показывается   путь самостоятельного обучения, что и требует от учителей ФГОС. Для   закрепления   и   непрерывности   процесса,   на   летние   каникулы   ребятам   задаются  «Напиши интересные   задания,   которые   требуют   от   них   наблюдательности.   Задание   письмо»    школьники   выполняют   по   трем     направлениям:   «   Удивительная   история», «Экзотическое   местечко»,   «Лучший   день».   По   результатам   этих   писем   в   первые   дни сентября коллективно оформляется газета «Наше лето», из которой одноклассники могут узнать,   где   каждый   отдыхал   и   что   с   ним   приключилось.     «Удивительные   истории»   и «Лучший   день»     оформляются   в   виде     книжки,   которую   может   прочитать   каждый   из класса. Она переходит из рук в руки в течение месяца. Ребята тем самым узнают друг друга ближе, есть возможность продемонстрировать свои способности как рассказчика. Кроме  того, лето требует от ребят и исследовательской  деятельности. Проекты «Части цветкового   растения»(1   класс),  «От   семени   до   семени»(2   класс),   «Животные рядом»(3 класс)  позволяют    опытным путем узнать о природе факты, открыть тайны растительного   и   животного     мира,   увидеть   и     запечатлеть   моменты   удивительных превращений и круговорота жизни. Ни какие картинки или статьи в энциклопедиях не заменят личных наблюдений и результатов. Данные работы оформляются в виде выставки, которую могут посмотреть не только одноклассники, а ребята всей начальной школы.  Внеклассная   жизнь   ребят   также   насыщена   поиском   информации.   Классный   коллектив поделен   на   группы,   которые     в   течение   одной   четверти   выполняют   одно   задание: «Информатики», «Мастера», «Физкультурники», «Искусствоведы», затем меняются. «Информатики» ­ поиск и публичное выступление перед классом на интересующую тему. «Мастера» ­ изготовление и демонстрация поделки с подробным объяснением. «Физкультурники»   ­   разработка   и   проведение   комплекса   упражнений   для   утренней зарядки. «Искусствоведы» ­  изготовление газеты к празднику и оформление выставки рисунков или поделок. Немаловажным     аспектом   в   такой   организации   работы   является   сотрудничество   с родителями. Каждый из них обязан знать и интересоваться, чем занят его ребенок в школе и   вне   ее.   Еще   одной   интересной   формой   сотворчества   всех   ­   это  праздник­проект. Глубокое погружение в одну из тем (сроком на одну четверть), которое в полученном результате презентуется как праздник, выступление перед родителями, ставит перед всеми (учителем,   школьниками,   родителями)   особую   цель   и   задачи.   Своеобразная   система отчетности для родителей, которая показывает и доказывает важность всей деятельности учащихся. Цель: подготовить и провести тематический праздник – проект. Задачи: 1.Расширить знания и представления учащихся по определенной теме. 2. Развивать духовно­нравственные ценности. 3.Формировать классный коллектив. 4.Способствовать формированию самостоятельного поиска информации. 5. Формировать культуру общения и публичного выступления. 6.Развивать эстетическое восприятия. 7.Формирование здорового образа жизни. Совместно с родителями были подготовлены и проведены такие праздники ­ проекты: • Праздник – проект «Мы живем в России»; • Праздник – проект «Кто много читает, тот много знает»; • Праздник – проект «Моя семья»; Каждое   мероприятие   требовало   тщательной   подготовки:   написание   сочинений   разных видов;  изготовление костюмов; подготовка мини­проектов «Профессия моих родителей», «Деревья моей родины», «Генеалогическое древо и герб моей семьи».  Такая система работы реализует все требования ФГОС. 1.Осуществляется системно­деятельностный подход. 2.Формируются информационно­поисковые умения. 3.Развивается информационная  культура. 4.Совершенствуется языковая и коммуникативная компетентность  школьников. 5.Сплачивается классный коллектив. 6.   Используются   разнообразные   организационные   формы   и   учет   индивидуальных особенностей каждого обучающегося. А   самое   главное,   полученные   результаты   повышают   качество   обучения,   позволяют творчески     развиваться     каждому   школьнику,   формируют   основу     умения   учиться   и организовывать   свою   деятельность.   Что   на   данном   этапе   развития   нашего   общества является приоритетным. Учитель начальных классов  МБОУ СОШ №153 Дзержинского района  города Новосибирска Калашникова Л.П. Источники информации: 1. Антошин М.К. Учимся работать на компьютере / М.К. Антошин. М.: Айрис­Пресс, 2005.  2. Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы / Г.Г. Гецов. М.: Книга, 1984.  3. Граник Г.Г. Литература. Учимся понимать художественный текст: задачник­практикум.  8­11 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А.Концевая, С.А. Шаповал. М., 2001. 4. Граник Г.Г. Путешествие в страну книги. Учимся понимать текст: в 4 частях. Для  младших школьников / Г.Г. Граник, О.В. Соболева. М. 1998. 5. Информатика в лицах : исторические зарисовки к урокам информатики / ред. С.Л.  Островский. ­ М.: Чистые пруды, 2005. 32 с. ­ (Б­чка "Первого сентября").  6. Кушнир А.М. Азбука чтения / А.М. Кушнир. М., 1996. 7. Информационная культура. Новые информационные технологии. 11 кл. Пособ. для  общеобр. учеб. заведений / А.Г. Кушниренко и др. М.: Дрофа, 2000. 160 с.  8. Лезер Ф. Рациональное чтение: быстрое и основательное / Ф. Лезер. М., 1980. 9. Леонтьев В.П. Поиск в Интернет / В.П. Леонтьев. М.: Олма­Пресс Образование, 2004.  10. Львова С.Л. Книга о книге: для учащихся ст. классов / С.Л. Львова. М.: Просвещение,  1980.  11. Николаева Л.А. Учись быть читателем: старшекласснику о работе культуры с научной  и научно­популярной книгой / Л.А. Николаева. 2­е изд., изм. и доп. М.: Просвещение, 1982. 12. Первин Ю.А. Информационная культура. Компьютер и слово. 5 кл. Пособ. для  общеобр. учеб. заведений. 2­е изд. / Ю.А. Первин. М.: Дрофа, 1998. 192 с. 13. Первин Ю.А. Информационная культура. Компьютер – инструмент искусства. 6 кл.  Пособ. для общеобр. учеб. заведений / Ю.А. Первин, А.Н. Никитин. М.: Дрофа, 1998. 192 с 14. Поварнин С.И. Как читать книги / С.И. Поварнин. 2­е изд. М.: Книга, 1978.  15. Сенокосов А.И. Информатика для любознательных : кн. для уч­ся 8­11 кл. / А. И.  Сенокосов. ­ М.: Просвещение, 2006. 158 с.  16. Словарь юного книголюба /сост. И.Я. Линкова. 2­е изд., доп. М.: Книга, 1987.  17. Смородинская М.Д. О культуре чтения / М.Д. Смородинская, Ю.П. Маркова. М.:  Книга, 1984. 88с. 18. Учимся учиться / под ред. А.М. Зимичева. Л., 1990. 19. Фролов М. Учимся работать на компьютере: самоучитель для детей и родителей / М.  Фролов. 4­е изд. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.  20. Якушина Е. Изучаем Интернет, создаем Web­страничку / Е. Якушина. – СПб.: Питер,  2002.

Системно-деятельностный подход при обучении младших школьников, как основополагающий аспект реализации ФГОС НОО

Системно-деятельностный подход при обучении младших школьников,  как основополагающий аспект реализации ФГОС НОО

Системно-деятельностный подход при обучении младших школьников, как основополагающий аспект реализации ФГОС НОО

Системно-деятельностный подход при обучении младших школьников,  как основополагающий аспект реализации ФГОС НОО

Системно-деятельностный подход при обучении младших школьников, как основополагающий аспект реализации ФГОС НОО

Системно-деятельностный подход при обучении младших школьников,  как основополагающий аспект реализации ФГОС НОО

Системно-деятельностный подход при обучении младших школьников, как основополагающий аспект реализации ФГОС НОО

Системно-деятельностный подход при обучении младших школьников,  как основополагающий аспект реализации ФГОС НОО

Системно-деятельностный подход при обучении младших школьников, как основополагающий аспект реализации ФГОС НОО

Системно-деятельностный подход при обучении младших школьников,  как основополагающий аспект реализации ФГОС НОО

Системно-деятельностный подход при обучении младших школьников, как основополагающий аспект реализации ФГОС НОО

Системно-деятельностный подход при обучении младших школьников,  как основополагающий аспект реализации ФГОС НОО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018