«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»
Оценка 4.9

«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
администрации
Взрослым
30.05.2017
«Системно -  деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»
Доклад на педсовет.doc
Доклад Дюминой Е.В. «Системно ­  деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе» Многие   годы   традиционной   целью   школьного   образования   было   овладение системой   знаний,   составляющих   основу   наук.   Память   учеников   загружалась многочисленными   фактами,   именами,   понятиями.   Именно   поэтому   выпускники российской   школы   по   уровню   фактических   знаний,   заметно   превосходят   своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться.  Российские   школьники   лучше   учащихся   многих   стран   выполняют   задания репродуктивного   характера,   отражающие   овладение   предметными   знаниями   и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной   форме,   в   которых   требуется   провести   анализ   данных   или   их интерпретацию,   сформулировать   вывод   или   назвать   последствия   тех   или   иных изменений.  Российские   школьники   показали   значительно   более   низкие   результаты   при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания,   использованием   научных   методов   наблюдения,   классификации,   сравнения, формулирования   гипотез   и   выводов,   планирования   эксперимента   интерпретации данных и проведения исследования.  Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным.  Качество   образования   на   современном   этапе   понимается   как   уровень специфических,   надпредметных   умений,   связанных   с   самоопределением   и самореализацией   личности,   когда   знания   приобретаются   не   «впрок»,   а  в   контексте модели   будущей   деятельности,   жизненной   ситуации,   как   «научение   жить   здесь   и сейчас».  В   докладе   международной   комиссии   по   образованию   для   21   века   под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4   столпа,   на   которых   основывается   образование:   научиться   познавать,   научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор).  По   сути   дела   Жак   Делор   определил   глобальные   компетентности   необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.  Перед нами ставятся задачи:   научить получать знания (учить учиться)   научить работать и зарабатывать (учение для труда)   научить жить (учение для бытия)   научить жить вместе (учение для совместной жизни) Всё вышеперечисленное и не только это побудило органы государственной власти к разработке и внедрению новых образовательных стандартов. В   основу   Стандарта   положен   системно­деятельностный   подход,   концептуально базирующийся  на  обеспечении  соответствия учебной  деятельности  обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.  Системно­деятельностный   подход   как   концептуальная   основа   ФГОС   общего образования обеспечивает:  формирование   готовности   личности   к   саморазвитию   и   непрерывному образованию;   проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;   активную учебно­познавательную деятельность обучающихся;   построение   образовательного   процесса   с   учётом   индивидуальных   возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся Естественно, возникает вопрос: что такое системно­деятельностный подход?  Системно­деятельностный   подход   ­  это   организация   учебного   процесса,   в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной   познавательной   деятельности школьника.  Ключевыми моментами деятельностного   подхода   является   постепенный   уход   от   информационного репродуктивного знания к знанию действия.  Таким   образом,  сместились   акценты   в   образовании   на   активную   деятельность учащихся.     В   процессе   деятельности   учащийся   осваивает   универсальные   учебные действия (УУД), развивается как личность.  (Основные виды УУД – коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные. Задача   учителя   –   организовать   урок   таким   образом,   чтобы   включить   детей   в деятельность.   Перед   учителем   встает   вопрос:   Какими   средствами   реализовать системно­деятельностный подход. Обратимся к теории данного подхода. Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого­педагогический фундамент, свою научную школу. Системно­деятельностный подход ориентируется на отечественную   советско­российскую   психолого­педагогическую   науку   и   уходит корнями в культурно­историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики и последователи, известные ученые, методисты – в   течение   полувека   смогли   разработать   эту   основу,   на   которой   может   строиться современная российская школа.  Ключевое   место     в   системно­деятельностном   подходе   занимает   категория "деятельности",   а   деятельность   сама   рассматривается   как   своего   рода   система, нацеленная на результат. При организации  деятельности  надо учитывать психолого­ возрастные   и   индивидуальные   особенности   развития   личности   ребенка   и   присущие этим особенностям формы деятельности. Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой   из   действующих   программ   и   обеспечивается   следующей  системой дидактических принципов: 1) Принцип  деятельности  ­ заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,   понимает   и   принимает   систему   ее   норм,   активно   участвует   в   их совершенствовании,   что   способствует   активному   успешному   формированию   его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип  минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность   освоения содержания образования  на  максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5)   Принцип  психологической   комфортности  –   предполагает   снятие   всех стрессообразующих   факторов   учебного   процесса,   создание   в   школе   и   на   уроках доброжелательной   атмосферы,   ориентированной   на   реализацию   идей   педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6)   Принцип  вариативности  –   предполагает   формирование   учащимися способностей   к   систематическому   перебору   вариантов   и   адекватному   принятию решений в ситуациях выбора. 7)   Принцип  творчества  –   означает   максимальную   ориентацию   на   творческое начало   в   образовательном   процессе,   приобретение   учащимся   собственного   опыта творческой деятельности.  Характер обучения  становится поисковым: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем. Очевидно,   что   переход   на   новые   образовательные   стандарты   предполагает совершенствование урока.   С помощью каких технологий реализовать деятельностный подход на уроке?  Механизмом   реализации  системно   –   деятельностного   подхода  является   такие технологии, как: Информационные и коммуникативные технологии. Технология, основанная на создании учебной ситуации. Технология, основанная на реализации проектной деятельности. Технология, основанная на уровневой дифференциации. Технология деятельностного метода.       Деятельностный   метод   ­  метод,   при   котором  ребёнок   не   получает   знания   в готовом   виде,   а   добывает   их   сам   в   процессе   собственной   учебно­познавательной деятельности. В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю ­ не знаю», «умею ­ не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».  Для   того,   чтобы   знания   учащихся   были   результатом   их   собственных   поисков, необходимо   организовать   эти   поиски,   управлять   учащимися,   развивать   их познавательную   деятельность   –   в   этом   функция   учителя.   И   наиболее   актуальными становятся педагогические технологии:  Проблемно­диалогическая технология  Основным средством развивающих технологий становятся продуктивные задания.   Технология развития критического мышления  Кейс­технология   Исследовательская технология обучения  Информационная технология  Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах  Проблемно­развивающая технология  Рейтинговая технология  Технология модульного обучения  Технология коллективного способа обучения (авторская)  Здоровье­сберегающая технология  Личностно­ориентированная технология  Технологии игрового обучения А что же такое развивающая среда?  Значение термина «развивающая среда» надо понимать   намного шире, чем набор специальных игр, плакатов и головоломок. Кто оказывает самое большое воздействие на   ребенка?   Родители,   учителя,   друзья   во   дворе.   Вот   они­то   в   совокупности   и становятся основой развивающей среды. Внутренняя   программа   развития   ребенка   развертывается   на   фоне   воздействия среды обитания, из которой он свободно и по большей части непредсказуемо, вопреки нашим планам, черпает информацию и весь свой жизненный опыт. Поэтому для детей нужно создавать такие условия для деятельности и общения,  которые  помогают им развиваться в соответствии с заложенными в них задатками, компенсируя проблемы и недостатки.  Наша   начальная   школа     имеет   некоторый   опыт   в   проектировании   такой развивающей среды, которая ведётся по 2 направлениям: ­создание развивающей среды на уроках ­ создание развивающей среды во внеурочной деятельности Рассмотрим первое направление. В технологии развивающего обучения существенно меняется роль учителя. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, но и как процесс развития личности, принятия духовно­нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Позицию учителя можно выразить так – к классу не с ответом, а с вопросом.  Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель   должен   будет   изменить   сам   принцип   построения   урока.   Построить исследовательскую   работу   на   уроке   с   целью   добывания   нового   знания   –   сложнее, проще   самому   объяснить   материал,   но   знания,   полученные   в   результате   поиска, отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Чтобы   урок   стал   развивающим,   необходимо   соблюдение   обязательных психологических элементов.  1)Первым   обязательным   психологическим   элементом   структуры   урока   является межличностный контакт. Это казалось бы случайные, не имеющие отношения к учению слова о погоде, шутка, сказанные   с   улыбкой.   Это   средство   эмоционального   объединения   перед совместной работой. Встреча с детьми глазами, несколько ободряющих слов. 2)Ещё   только   начало   урока,   а   на   доске   уже   нарисованы   детской   рукой вопросительные знаки, схемы, записи. Каждый ученик имеет право до или после урока   сделать   записи   на   доске,   если   что­то   не   поняли,   или   написать   схему, запись, способ решения, если усвоили материал очень хорошо. Учащиеся с удовольствием возвращаются к освоенному накануне способу действия. Достаточно     спросить     у   ребят:   «   Что   не   поняли?»,   «   Что   уже   умеем   делать хорошо?»,   «Что   было   сложно?».   На   этом   этапе   самое   главное­   переживание успешности практического действия. ребёнка конкретную   предметную  включить Главное­     в   деятельность( рефлексия). 3) Следующим, третьим элементом урока является «зацепка»­ та неожиданность, остановка в привычной деятельности, ситуация   загадочности. Таким образом, создаётся «проблемная ситуация»: новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание.  Выход из неё­ постановка цели урока: « Мы не знаем решения, но можем его найти». Это важный этап, т.к. создаётся учебно­познавательный мотив. 4) Далее необходима  организация  учебных действий детей по анализу проблемной ситуации. Учитель  с ребятами выясняют, в какой форме будут работать. Всегда есть выбор: можно работать в паре, в группе или всем вместе, решают, какие средства   необходимы,  выдвигают   гипотезы.  Важно   на   этом   этапе   внимание   к любым детским догадкам и их фиксация на доске в виде схем, записей, рисунков (моделирование).  5) И вот решение найдено. Это­кульминация. Дети находят новый способ решения математической,   лингвистической,   естественно­научной   задачи.   Главное­ разрешены противоречия между знанием и незнанием, которое стояло в начале урока. Заканчивая  урок, в  его  эпилоге,  надо  найти    слова,  которые  помогают  осознать ребёнку, что найденное решение, новое открытие­ это его личный вклад в общую деятельность.  При таком построении урока, как бы он ни протекал: стремительно, успешно или с затруднениями, видна увлечённость детей делом, их понимание того, с чем они работают, открытость, желание и умение прийти на помощь товарищу и в то же время самостоятельность. Такая   совместная   деятельность   учителя   с  учениками   ­условие   необходимое   для развивающего обучения. Всё   это   позволяет   учащимся   овладеть   навыками   планирования,   моделирования, нормами   коммуникации,   умением   договариваться,   строить   диалог.   А   это   в соответствии   с   новым   образовательным   стандартом   –   метапредметные   достижения (универсальные учебные действия). Одним словом ­ дети « учатся учиться», а это и есть главная цель современного образования. Опыт   работы   позволяет   убедиться   в   эффективности   использования   технологии развивающего   обучения   для   развития   интеллектуальных   и   практических   умений учащихся. Второе   направление   в   работе   по   созданию   развивающей   среды   в   школе   –   это внеурочная деятельность. Современный   ребёнок   большую   часть   времени   проводит   в   школе,   и   правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребёнку найти себе занятие по душе, проверить свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.  Режим работы начальной школы составлен с учётом продолжительного пребывания ребёнка в школе, регламентируется единым расписанием учебных занятий, внеурочной деятельности и системой дополнительного образования. Наши ученики начальной школы имеют возможность посещать занятия: Почемучки (Всезнайки, Эрудит) Школа  общения (Тропинка  к своему Я), Ритмика,   Изостудия (Хоровая студия, Студия  народного творчества)  И кружки: Бисероплетение, Техническое моделирование, Природа и фантазия, которые  ведут педагоги учреждений дополнительного образования. В нашей начальной школе дети не просто готовятся к будущей взрослой жизни, а ярко и насыщенно живут уже сейчас. Их школьные дни насыщены делами и событиями, связанными с учёбой, творчеством, трудом, укреплением здоровья, досугом.  Всё   это   способствует   главной   цели   современного   образования   –   повышение качества образование и развитие личности ребёнка. Подводим итоги.  •Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом. •Позиция ученика: за познание мира. •Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя. •Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. •Учебное действие – действие по созданию образа. •Образ – слово, рисунок, схема, план. •Оценочное действие – я умею! У меня получится! •Эмоционально­ценностная оценка – формирование мировоззрения. •Задача школы – не дать объём знаний, а научить учиться.  Закончить   своё   выступление   мне   бы   хотелось   словами   английского   политика Уильяма Уорда (яхтсмен, бронзовый призер летних олимпийских игр 1908г.), которые, ещё больше усиливают противоречия между профессией учителя и всеми остальными: «Посредственный   учитель   излагает.     Хороший   учитель   объясняет.   Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»

«Системно -  деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»

«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»

«Системно -  деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»

«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»

«Системно -  деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»

«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»

«Системно -  деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»

«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»

«Системно -  деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»

«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»

«Системно -  деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»

«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»

«Системно -  деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017