«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»
«Системно
-деятельностный
подход в обучении:
опыт проектирования
развивающей среды в
начальной школе»
«Можно накормить голодного рыбой,
а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам».
«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»
• Цель педсовета: совершенствование
теоретической и практической подготовки
педагогов по вопросу использования системно-
деятельностного подхода в обучении.
• Задачи педсовета:
1.Обсудить деятельность педагогического
коллектива в условиях обновления
содержания системы образования;
2. Обобщить и систематизировать
теоретические положения о системно-
деятельностном подходе в обучении;
3.Выявить опыт работы педагогов по
применению системно-деятельностного
подхода в обучении;
4. Выработать рекомендации.
«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»
Вопросы педсовета:
• Основной доклад «Системно -деятельностный подход в
обучении: опыт проектирования развивающей среды в
начальной школе.» Дюмина Е.В.
• Учебное проектирование на уроках литературного чтения.
Долженко Н.А.
• Использование интерактивного и учебно-лабораторного
оборудования на уроках в начальной школе. Дятчик Е.А.
• Контроль и оценка образовательных результатов
учащихся с позиций деятельностного подхода.
Бадамшина Д.А.
• Системно-деятельностный подход к работе с
обучающимися в группах продлённого дня. Короткая Н.А.
• Модель (портрет) выпускника начальной школы.
Шмыркова В.В.
«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»
Открытые уроки:
Худокормова Е.В.
Скоробогатая М.Г.
умножения.
• Урок окружающего мира в 1-в классе. Учитель:
Тема: Как появилась одежда.
Анализ: Дадыкина В.А.
• Урок математики во 2-б классе. Учитель:
Тема: Умножение. Конкретный смысл
Анализ: Безруких Н.В.
• Урок изобразительного искусства в 3-б классе.
Тема: Путешествие в космос»
Анализ: Проскурякова Т.Н.
• Урок математики в 1-а классе. Учитель:
Тема: Числа второго десятка (закрепление)
Анализ: Кордонец Т.И.
Учитель: Артемчик Е.Н.
Козлова А.А.
«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»
Качество образования на
современном этапе
понимается как
уровень специфических,
надпредметных умений,
здесь и сейчас».
связанных с самоопределением и
самореализацией личности, когда
знания приобретаются не «впрок»,
а в контексте модели будущей
деятельности, жизненной
ситуации, как «научение жить
«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»
Перед нами ставятся задачи:
• научить получать знания (учить
учиться)
• научить работать и зарабатывать
(учение для труда)
• научить жить (учение для бытия)
• научить жить вместе (учение для
совместной жизни)
«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»
Системно-деятельностный
подход как концептуальная
основа ФГОС общего
• формирование готовности личности к
образования обеспечивает:
саморазвитию и непрерывному
образованию;
• проектирование и конструирование
социальной среды развития обучающихся в
системе образования;
• активную учебно-познавательную
деятельность обучающихся;
• построение образовательного процесса с
учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических
особенностей обучающихся
«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»
Системно-деятельностный
подход -
это организация учебного процесса, в
котором главное место отводится
активной и разносторонней, в
максимальной степени
самостоятельной познавательной
деятельности школьника. Ключевыми
моментами деятельностного подхода
является постепенный уход от
информационного репродуктивного
знания к знанию действия.
«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»
Система дидактических
принципов:
• 1) Принцип деятельности - заключается в том, что
ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая
их сам, осознает при этом содержание и формы
своей учебной деятельности, понимает и принимает
систему ее норм, активно участвует в их
совершенствовании, что способствует активному
успешному формированию его общекультурных и
деятельностных способностей, общеучебных умений.
• 2) Принцип непрерывности – означает
преемственность между всеми ступенями и этапами
обучения на уровне технологии, содержания и
методик с учетом возрастных психологических
особенностей развития детей.
• 3) Принцип целостности – предполагает
формирование учащимися обобщенного системного
представления о мире (природе, обществе, самом
себе, социокультурном мире и мире деятельности, о
роли и месте каждой науки в системе наук).
«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»
• 4) Принцип минимакса – заключается в следующем:
школа должна предложить ученику возможность
освоения содержания образования на максимальном для
него уровне (определяемом зоной ближайшего развития
возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение
на уровне социально безопасного минимума
(государственного стандарта знаний).
• 5) Принцип психологической комфортности –
предполагает снятие всех стрессообразующих факторов
учебного процесса, создание в школе и на уроках
доброжелательной атмосферы, ориентированной на
реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие
диалоговых форм общения.
• 6) Принцип вариативности – предполагает
формирование учащимися способностей к
систематическому перебору вариантов и адекватному
принятию решений в ситуациях выбора.
• 7) Принцип творчества – означает максимальную
ориентацию на творческое начало в образовательном
процессе, приобретение учащимся собственного опыта
творческой деятельности.
«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»
Механизмом реализации системно –
деятельностного подхода является
такие технологии, как:
• Информационные и коммуникативные
технологии.
• Технология, основанная на создании
учебной ситуации.
• Технология, основанная на
реализации проектной деятельности.
• Технология, основанная на уровневой
дифференциации.
• Технология деятельностного метода.
«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»
становятся продуктивные задания.
Педагогические технологии:
• Проблемно-диалогическая технология
• Основным средством развивающих технологий
• Технология развития критического мышления
• Кейс-технология
• Исследовательская технология обучения
• Информационная технология
• Адаптированная система обучения (АСО) – работа в
• Проблемно-развивающая технология
• Рейтинговая технология
• Технология модульного обучения
• Технология коллективного способа обучения
• Здоровье-сберегающая технология
• Личностно-ориентированная технология
• Технологии игрового обучения
группах и в парах
(авторская)
«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»
Чтобы урок стал развивающим, необходимо
соблюдение обязательных психологических
элементов.
1)Первым обязательным психологическим элементом
структуры урока является межличностный контакт.
Это казалось бы случайные, не имеющие отношения к
учению слова о погоде, шутка, сказанные с улыбкой.
Это средство эмоционального объединения перед
совместной работой. Встреча с детьми глазами,
несколько ободряющих слов.
2)Ещё только начало урока, а на доске уже нарисованы
детской рукой вопросительные знаки, схемы, записи.
Каждый ученик имеет право до или после урока
сделать записи на доске, если что-то не поняли, или
написать схему, запись, способ решения, если усвоили
материал очень хорошо.
Учащиеся с удовольствием возвращаются к освоенному
накануне способу действия.
Достаточно спросить у ребят: « Что не поняли?», « Что
уже умеем делать хорошо?», «Что было сложно?». На
этом этапе самое главное- переживание успешности
практического действия.
Главное- включить ребёнка в конкретную предметную
деятельность( рефлексия).
«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»
3) Следующим, третьим элементом урока является
«зацепка»- та неожиданность, остановка в
привычной деятельности, ситуация загадочности.
Таким образом, создаётся «проблемная ситуация»:
новый поворот в уже знакомом материале,
озадачивание. Выход из неё- постановка цели урока:
« Мы не знаем решения, но можем его найти». Это
важный этап, т.к. создаётся учебно-познавательный
мотив.
4) Далее необходима организация учебных действий
детей по анализу проблемной ситуации. Учитель с
ребятами выясняют, в какой форме будут работать.
Всегда есть выбор: можно работать в паре, в группе
или всем вместе, решают, какие средства
необходимы, выдвигают гипотезы. Важно на этом
этапе внимание к любым детским догадкам и их
фиксация на доске в виде схем, записей, рисунков
(моделирование).
5) И вот решение найдено. Это-кульминация. Дети
находят новый способ решения математической,
лингвистической, естественно-научной задачи.
Главное- разрешены противоречия между знанием и
незнанием, которое стояло в начале урока.
«Системно - деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе»
Подводим итоги.
• Позиция учителя: к классу не с ответом, а с
вопросом.
• Позиция ученика: за познание мира.
• Учебная задача – задача, решая которую
ребёнок выполняет цели учителя.
• Учебная деятельность – управляемый учебный
• Учебное действие – действие по созданию
процесс.
образа.
• Образ – слово, рисунок, схема, план.
• Оценочное действие – я умею! У меня
получится!
• Эмоционально-ценностная оценка –
формирование мировоззрения.
• Задача школы – не дать объём знаний, а научить
учиться.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.