системЫ обучения.
Современный этап развития образования в Узбекистане характеризуется стремительно развивающимися инновационными процессами, которые все более приобретают статус генерального индикатора культурного развития.
Одна из главных задач, стоящая перед высшими и специальными образовательными учреждениями - дальнейшее развитие образовательного потенциала, повышение качества образования. Именно качественное обучение трактуется как неоценимые инвестиции, гарантирующие успех. Высокий уровень образования рассматривается сегодня не только как фактор экономической и военной безопасности государства, но и как важнейшая задача воспитания подрастающего поколения.
Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов в одном из своих выступлений подчеркнул эту задачу: «Мы сегодня ставим перед собой цель – создать необходимые возможности и условия для того, чтобы наши дети росли не только физически и духовно здоровыми, но и всесторонне и гармонично развитыми людьми, обладающими самыми современными интеллектуальными знаниями, людьми, в полной мере отвечающим требованиям ХХI века, в котором им предстоит жить и трудиться».
Новое поколение учителей должно обладать высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, уметь самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, быть способным ставить и решать задачи на перспективу. Профессионально значимые качества личности основываются не столько на критериях объема и полноты конкретного задания, сколько на способности учителей ставить и решать профессиональные задачи.
Сегодня важные задачи образования решаются учителями и через использование в учебном процессе новых педагогических технологий, которые обозначили контуры новой образовательной парадигмы: «личностно-ориентированная», «исследовательская», «проектная» и т.д. Естественно, появилась потребность использования в аудитории общих средних школ современных педагогических технологий обучения. Думаем, наши методические указания окажут практическую помощь коллегам, работающим в образовательных учреждениях Узбекистана.
Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием учебного процесса по русскому языку. Национальная программа по подготовке кадров Республики Узбекистан определяет потребность всех сфер народного хозяйства в высококвалифицированных специалистах, владеющих передовыми достижениями науки и производства, навыками профессионального труда и профессионального общения в условиях новых экономических отношений. Вхождение республики в рынок труда, расширение международных связей обуславливают необходимость формирования языковой культуры учащихся на иностранных языках, особенно мировых, в число которых входит русский язык.
В условиях коренных преобразований, проведения глубинных реформ в социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни Узбекистана русский язык продолжает оставаться языком общения в полиэтнической среде не только в республике, но и за ее пределами.
По данным ЮНЕСКО, на русском языке публикуется 1/3 всей научно-технической информации. В области физики и медицины 50 % научных работ издается на русском языке, 77% поступающей информации кодируется на русский язык.
Прочное владение русским языком (наряду с другими мировыми языками) - одно из условий повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов, ключ к достижениям отечественной и мировой культуры, науки и техники, литературы и искусства. На уроках русского языка расширяются знания по другим предметам, например, истории, литературе, географии, дисциплинам эстетического цикла и др.
Методика – это педагогическая наука, которая разрабатывает вопросы содержания принципов и методов обучения конкретному предмету. Актуальными вопросами в современной методике являются формирование интереса к русскому языку и совершенствование самой методики.
В отличие от «поддерживающего», по сути, воспроизводящего, традиционного обучения, нетрадиционное обучение (образование) предполагает внесение радикальных изменений в существующую культуру и социальную среду, мобильность педагогического отклика на проблемы, возникающие перед учащимися, перед обществом. Нетрадиционный тип обучения связан с творческим поиском на основе жизненного опыта школьников. Нетрадиционность как характеристика обучения относится не только к дидактике, но, прежде всего, к социально значимым образовательным результатам. В отличие от традиционного обучения, которое занимается трансляцией принятых норм мышления и поведения, данное обучение направлено на формирование у человека таких качеств и умений, которые позволят ему как создавать новые продукты, нормы, правила, так и неагрессивно воспринимать подобные разработки других людей. Впервые эта идея прозвучала в 1979 г. в Докладе Римскому клубу «Нет пределов обучению». Тогда же появился и новый термин «нетрадиционное обучение» — обучение, стимулирующее нетрадиционные изменения в культуре и социальной среде, реакция на проблемные ситуации, возникающие в жизни человека и общества в эпоху инноваций. Этот Доклад явился реакцией на состояние кризиса, в котором оказалась система образования, не определяющая в качестве своей главной цели подготовку человека к участию в нетрадиционных преобразованиях. Следствием этого явились реформы образования, которые были проведены в передовых странах мира: США, Великобритании, ФРГ, Японии.
Нетрадиционное обучение, о котором сейчас так много говорят, на современном этапе, думаю, должно определяться тем кругом задач, которые оно способно решать в рамках уже имеющегося традиционного и развивающего курсов. Возникает вопрос – можно ли организовать нетрадиционное обучение, используя имеющиеся инструменты? Если да, то как это сделать? Думаю, и многие со мной согласятся, что организовать такое преподавание можно при изучении любого учебного материала, но нужно использовать методику, опирающуюся на нетрадиционные технологии. Здесь можно отметить два основных момента, аналогично развивающему обучению:
1) Нацеленность на формирование у учащихся обобщенных интеллектуальных умений (интегрирование научных дисциплин; умение обобщить и анализировать сложившуюся ситуацию, делать выводы, видеть разные функции одного и того же объекта, устанавливать связи одного объекта с другим, сравнивать физические явления и тела, классифицировать и обобщать наблюдаемые объекты;
2) Непременная ориентация на вовлечение школьников в познавательную и творческую деятельность в качестве основного пути овладения предметом
Для использования методики нетрадиционного обучения в традиционном учебном курсе имеются значительные возможности.
Вопрос о том, насколько оправданно нетрадиционное обучение в традиционной школе
Современные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, продиктованные введением ГОС ОСО новой редакции, требуют по-новому взглянуть на уже имеющиеся инструменты. Кроме того, глобальное внедрение Интернета диктует новые подходы к личностно-ориентированному обучению. Учитель уже не может охватить круг интеллектуальных интересов каждого учащегося, но и не может отпустить развитие учащегося на самотек. Следовательно, необходимы такие нетрадиционные технологии, которые бы помогали учителю направлять и заинтересовывать обучаемых тем предметам, которые он ведет, чтобы обучение в школе не становилось нудным и скучным. Для этого, я думаю, в школе есть несколько путей:
а) Использование Интернет-ресурсов на уроке, направление учащегося старшего и среднего звена на самостоятельное обучение и познание в развивающихся науках (нанотехнологии, космических исследованиях, нейрофизиологии, кибернетики, генетики), использование Цифровых Обучающих Ресурсов (диски - репетиторы, тренажеры) для подготовки к аттестациям в общеобразовательной школе;
б) Использование интерактивных досок и их программного обеспечения для разработки уроков в младшем и среднем звене;
в) Использование сетевых обучающих технологий; использование электронных библиотек для подготовки к уроку.
Таким образом, возвращаясь к вопросу целесообразности нетрадиционного обучения, можно сказать следующее: современное общество требует новых подходов к обучению, с использованием новых нетрадиционных технологий. Нетрадиционное обучение построено по определенным правилам, и должно соблюдать определенные условия и гармонично сочетаться с традиционным и развивающим обучением. Так как нельзя сделать из традиционного обучения дистанционное. Как показывает практика, учитель, использующий нетрадиционное обучение, создает особые условия, обеспечивающие новую смысловую деятельность и свою, и своих учеников. В этих условиях ученик, направленный учителем испытывает радость открытия новых знаний, самостоятельно добытого результата – решенной задачи, выведенного закона. Учитель направляет по пути личностно - ориентированного обучения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.