Системы счисления

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 01.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

При использовании данной презентации при объяснении новой темы появляется возможность применять методы личностно-ориентированного обучения: проблемный метод, метод эвристической беседы и элементы исследования. Постановка проблемы ставит учащихся в условия, которые побуждают его решать учебную проблему, проводить анализ материала и оперировать им. Такая деятельность позволяет учащимся получить новую информацию, освоит новые способы применения знаний
Иконка файла материала sistemy_schislenija.ppt
Системы счисления
Что такое система счисления? Система счисления – это способ  наименования и обозначения чисел. Системы счисления позиционные непозиционные римская десятичная двоичная восьмеричная шестнадцатеричная и т.д.
Цифра. Что это? Знаки (символы), используемые в СС  для обозначения чисел, называются  цифрами.
Римская система счисления • Не является позиционной, т.е. каждый  символ обозначает всегда одно и тоже  число; • Цифры обозначаются латинскими  буквами:  I, V, X, L, C, D, M (1, 5, 10, 50, 100, 500, 1000) Например: XXX – 30; XLI ­ 41
Позиционные системы  счисления • Основанием системы может быть любое натуральное  • Основание ПСС – это количество цифр,  число, большее единицы; используемое для представления чисел; • Значение цифры зависит от ее позиции, т.е. одна и та  же цифра соответствует разным значениям в  зависимости от того, в какой позиции числа она  стоит; • Например: 888: 800; 80; 8 • Любое позиционное число можно представить в виде  суммы степеней основания системы.
Десятичная СС • Основание системы – число 10; • Содержит 10 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,  9; • Любое десятичное число можно  представить в виде суммы степеней  числа 10 – основания системы; 2345 10  102 3  103 2  1 104  105 0
Двоичная СС • Основание системы – 2; • Содержит 2 цифры: 0; 1; • Любое двоичное число можно  представить в виде суммы степеней  числа 2 – основания системы; • Примеры двоичных чисел: 11100101;  10101;
Правила перехода 1. Из десятичной СС в двоичную СС: • Разделить десятичное число на 2. Получится  частное и остаток. • Частное опять разделить на 2. Получится  • • частное и остаток. Выполнять деление до тех пор, пока последнее  частное не станет меньшим 2. Записать последнее частное и все остатки в  обратном порядке. Полученное число и будет  двоичной записью исходного десятичного числа.
Примеры: 27 2 1 13 1 2 6 0 2710 =  2 3 2 11 2
Задание № 1: Для десятичных чисел 341; 125; 1024; 4095  выполни перевод в двоичную систему счисления. проверка
2. Правило перехода из двоичной системы  счисления в десятичную. Для перехода из двоичной системы  счисления в десятичную необходимо  двоичное число представить в виде  суммы степеней двойки и найти ее  десятичное значение. Пример: 111012 = 1*2  3+ 1*2  = 16 + 8 +  4 + 0 + 1 =  2910  4 +  1*2  2 +  0*2  1 +  1*2  0 =
Задание № 2: • Двоичные числа 1011001, 11110,  11011011 перевести в десятичную  систему. проверка
Восьмеричная СС • Основание системы – 8; • Содержит 8 цифр: 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; • Любое восьмеричное число можно  представить в виде суммы степеней  числа 8 – основания системы; • Примеры восьмеричных чисел: 2105;  73461;
Правило перехода из десятичной  системы счисления в восьмеричную • Разделить десятичное число на 8. Получится  частное и остаток. • Частное опять разделить на 8. Получится  частное и остаток. • Выполнять деление до тех пор, пока последнее  частное не станет меньшим 8. • Записать последнее частное и все остатки в  обратном порядке. Полученное число и будет  восьмеричной записью исходного десятичного  числа.
Примеры: 132 8 4 16 0 8 2 8 13210 =
Задание № 3: Десятичные числа 421, 5473, 1061  перевести в восьмеричную систему. проверка
Правило перехода из восьмеричной системы  счисления в десятичную. • Для перехода из восьмеричной системы  счисления в десятичную необходимо  восьмеричное число представить в виде  суммы степеней восьмерки и найти ее  десятичное значение. 2158 = 2*82 +  1*81+  5*80 =  = 128 +  8 +  5 = 14110
Задание № 4: Восьмеричные числа 41, 520, 306  перевести в десятичную систему. проверка
Шестнадцатеричная СС • Основание системы – 16; • Содержит 16 цифр: от 0 до 9; A; B; C; D;  E; F; • Любое шестнадцатеричное число можно  представить в виде суммы степеней  числа 16 – основания системы; • Примеры шестнадцатеричных чисел:  21AF3; B09D;
Правило перехода из десятичной системы  счисления в шестнадцатеричную • Разделить десятичное число на 16. Получится  частное и остаток. • Частное опять разделить на 16. Получится  частное и остаток. • Выполнять деление до тех пор, пока последнее  частное не станет меньшим 16. • Записать последнее частное и все остатки в  обратном порядке. Полученное число и будет  шестнадцатеричной записью исходного  десятичного числа.
Примеры: 335 16 1 5 20 4 16 1 33510 =  F 16
Задание № 5: Десятичные числа 512, 302, 2045  перевести в шестнадцатеричную  систему. проверка
Правило перехода из шестнадцатеричной  системы счисления в десятичную. Для перехода из шестнадцатеричной  системы счисления в десятичную  необходимо шестнадцатеричное число  представить в виде суммы степеней  шестнадцати и найти ее десятичное  значение. A1416 = 10*162 + 1*161 +  4*160 =  = 10*256 +  16 +  4 = 258010
Задание № 6: Шестнадцатеричные числа B5, A28,CD  перевести в десятичную систему. проверка
Связь систем счисления 10­ая 2­ая 8­ая 16­ая 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 возврат 0 1 0010 0011 0100 0101 0110 0111 1000 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111 0 1 2 3 4 5 6 7 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F
Правило перехода из двоичной системы  счисления в восьмеричную Разбить двоичное число на классы справа  налево по три цифры в каждом.  Заменить каждый класс  соответствующей восьмеричной цифрой. 1 1 1 0 1 10 01 0 = 1 6 5 4 8 2
Задание № 7: Двоичные числа 10101111, 11001100110  перевести в восьмеричную систему проверка
Правило перехода из восьмеричной системы  счисления в двоичную Каждую восьмеричную цифру заменить  двоичным классом по три цифры в  каждом 25718 =  10 101 111 0012  таблица
Задание № 8: Восьмеричные числа 26, 702, 4017  перевести в двоичную систему. проверка
Правило перехода из двоичной системы  счисления в шестнадцатеричную Разбить двоичное число на классы справа  налево по четыре цифры в каждом.  Заменить каждый класс  соответствующей шестнадцатеричной  цифрой. 1 1 0 1 1 01 00 1 1 0 1 = 1 B 8 D 2 16 таблица
Задание № 9: Двоичные числа 10101111, 11001100110  перевести в шестнадцатеричную систему проверка
Правило перехода из шестнадцатеричной  системы счисления в двоичную Каждую шестнадцатеричную цифру  заменить двоичным классом по четыре  цифры в каждом F54D016 =  1111  0101 0100 1101 00002  таблица
Задание № 10: Шестнадцатеричные числа C3, B096, E38  перевести в двоичную систему. проверка
Задания для домашней работы 1. Для каждого из чисел: 12310, 45610 выполнить  перевод: 102, 10  8, 10  16. 2. Для каждого из чисел: 1000112, 1010010112,  11100100012 выполнить перевод: 2  10, 2   8, 2  16. 3. Для чисел: 543218, 545258, 7778, 1AB16,  A1B16, E2E416, E7E516 выполнить  соответствующий перевод: 8  2, 16  2.
Ответы к заданию №1 341 10 125 10 1024 10 4095 10  101010101 2  1111101 2  1000000000 0 2  1111111111 11 2
Ответы к заданию № 2 1011001 2  11110 11011011 2 2 89 10  30 10  219 10
Ответы к заданию №3 421 10 5473 10 1061 10  645 8  12541 8  2045 8
Ответы к заданию №4 41 8 520 306  33 10  336 10  198 10 8 8
Ответы к заданию №5 512 10 302 10 2045 10  200 16  E 12 16  7 FD 16
Ответы к заданию №6  5 181 B 16 10  A 28 2600 16 10  205 CD 10 16
Ответы к заданию №7  257 10101111 2 8  1100110011 0 3146 8 2
Ответы к заданию №8 26 8 702 8 4017  110 .10  .111  100 8 2 . 000 . 000 010 2 001 . 111. 2
Ответы к заданию №9 AF 10101111 16 2  666 1100110011 0 16 2
Ответы к заданию №10 C B E  3 1100 . 0011 16 2  096 0110 . 1001 . 0000 . 1011 16  1110 38 0011 1000 . . 16 2 2
Связь систем счисления 10­ая 2­ая 8­ая 16­ая 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 возврат 0 1 0010 0011 0100 0101 0110 0111 1000 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111 0 1 2 3 4 5 6 7 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F
Связь систем счисления 10­ая 2­ая 8­ая 16­ая 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 возврат 0 1 0010 0011 0100 0101 0110 0111 1000 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111 0 1 2 3 4 5 6 7 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F