Тема урока: Системы счисления. Двоичная система счисления.
Цели урока:
Ввести понятие «Система счисления (СС)». Научить переводить целые числа из десятичной СС в двоичную СС и обратно.
Развить логическое мышление, развить умение применять полученные знания на практике.
Воспитать уверенность в своих силах, сформировать у обучающихся положительные мотивы учебной деятельности.
Задачи урока:
Активизация и развитие познавательных процессов обучающихся (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и т.д.);
Изучение нового материала;
Развитие логического мышления;
Создание деятельной, творческой обстановки в процессе урока, благотворно влияющей на эмоциональность, психику обучающихся;
Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
9-1.1 - Системы счисления.ppt
Системы счисления
СИСТЕМЫ
СЧИСЛЕНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИНФОРМАТИКИ
Системы счисления
Ключевые слова
• система счисления
• цифра
• алфавит
• позиционная система счисления
• основание
• развёрнутая форма записи числа
• свёрнутая форма записи числа
• двоичная система счисления
• восьмеричная система счисления
• шестнадцатеричная система
счисления
Системы счисления
Общие сведения
Система счисления это знаковая система, в которой
приняты определённые правила записи чисел.
Цифры знаки, при помощи которых записываются числа,.
Алфавит системы счисления совокупность цифр.
Вавилонская система счисления
Египетская система счисления
Древнеславянская система счисления
Системы счисления
Узловые и
алгоритмические числа
Узловые числа обозначаются цифрами.
Алгоритмические числа получаются в результате каких
либо операций из узловых чисел.
100 +
10 +
=
Системы счисления
Унарная система
счисления
Простейшая и самая древняя система так называемая
унарная система счисления.
В ней для записи любых чисел используется всего один
символ палочка, узелок, зарубка, камушек.
Узелки, дощечки
Примеры узлов «кипу»
Узелковое письмо «кипу»
Зарубки
Камушки
Системы счисления
Непозиционная система
счисления
Система счисления называется непозиционной, если
(количественное значение)
количественный эквивалент
цифры в числе не зависит от её положения в записи числа.
1
5
10
50
Римская система счисления
I
V
X
L
100
500
1000
C
D
M
X X V I I I V
1935 M C MX X X
Здесь алгоритмические числа получаются путём сложения и
вычитания узловых чисел с учётом следующего правила:
каждый меньший знак, поставленный справа от большего,
прибавляется к его значению, а каждый меньший знак,
поставленный слева от большего, вычитается из него.
40 = X L
28
Системы счисления
Позиционная система
счисления
Система счисления называется позиционной, если
количественный эквивалент цифры в числе зависит от её
положения в записи числа.
системы
счисления равно
Основание
позиционной
количеству цифр, составляющих её алфавит.
Алфавит десятичной системы составляют цифры 0, 1, 2, 3, 4,
5, 6, 7, 8, 9.
Системы счисления
Десятичная система
счисления
Цифры 1234567890 сложились в Индии около 400 г. н. э.
Арабы стали пользоваться подобной
нумерацией около 800 г. н. э.
Примерно в 1200 г. н. э. эту
нумерацию начали применять в
Европе.
Системы счисления
Основная формула
В позиционной системе счисления с основанием q любое число
может быть представлено в виде:
Aq =±(an–1qn–1+ an–2 qn–2+…+ a0 q0+ a–1q–1+…+ a–m q–m)
Здесь:
А — число;
q — основание системы счисления;
ai — цифры, принадлежащие алфавиту данной системы
счисления;
n — количество целых разрядов числа;
m — количество дробных разрядов числа;
qi — «вес» iго разряда.
Такая запись числа называется развёрнутой формой записи.
Системы счисления
Развёрнутая форма
Aq =±(an–1 qn–1+ an–2 qn–2+…+ a0 q0+ a–1 q–1+…+ a–m q–m)
Примеры записи чисел в развёрнутой форме:
2012=2103 +0102 +1101 +2100
0,125=1101 +2102 +510–3
14351,1=1104 +4103 +3102 +5101 +1100 +110–1
Системы счисления
Двоичная система счисления
Двоичной системой счисления называется позиционная
система счисления с основанием 2.
Двоичный алфавит: 0 и 1.
Для целых двоичных чисел можно записать:
an–1an–2…a1a0 = an–12n–1 + an–22n–2 +…+ a020
Например:
100112 =124+023+022+121+120 = 24 +21 + 20 =1910
Правило перевода двоичных чисел в десятичную
систему счисления:
Вычислить сумму степеней двойки, соответствующих
единицам в свёрнутой форме записи двоичного числа
Системы счисления
Правило перевода целых десятичных
чисел в двоичную систему счисления
an–12n–1+an–22n–2+… a121 +a0
= an–12n–2 +…+ a1 (остаток a0)
2
an–12n–1+an–22n–2+… a1
2
an–12n–1+an–22n–2+… a2
2
= an–12n–3+…+ a2 (остаток a1)
= an–12n–4 +…+ a3 (остаток a2)
На nм шаге получим набор цифр: a0a1a2…an–1
. . .
Восьмеричная система
счисления
Восьмеричной
позиционная система счисления с основанием 8.
системой
счисления
называется
Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
an–1an–2…a1a0 = an–18n–1+an–28n–2+…+a080
Пример: 10638 =183 +082+681+380=56310.
Для перевода целого восьмеричного числа в десятичную
систему счисления следует перейти к его развёрнутой
записи и вычислить значение получившегося выражения.
Для перевода целого десятичного числа в восьмеричную
систему счисления следует последовательно выполнять
деление данного числа и получаемых целых частных на 8 до
тех пор, пока не получим частное, равное нулю.
Системы счисления
Шестнадцатеричная система
счисления
Основание: q = 16.
Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F.
3АF16 =3162+10161+15160 =768+160+15=94310.
Переведём десятичное число 154 в шестнадцатеричную
систему счисления
154 16
9
9
144
10
(А)
16
0
15410 = 9А16
Системы счисления
Правило перевода целых десятичных чисел в
систему счисления с основанием q
1) последовательно выполнять деление данного числа и
получаемых целых частных на основание новой системы
счисления до тех пор, пока не получим частное, равное нулю;
2) полученные остатки, являющиеся цифрами числа в
новой системе счисления, привести в соответствие с
алфавитом новой системы счисления;
3) составить число в новой системе счисления, записывая
его, начиная с последнего полученного остатка.
Цифровые весы
Ôàéë "SWF"
Цифровые весы
Системы счисления
Таблица соответствия 10х, 2х, 8х и 16х чисел от 1 до 16
Десятична
я система
Шестнадцатерич
ная система
Двоичная
система
Восьмерична
я система
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
1
10
11
100
101
110
111
1000
1001
1010
1011
1100
1101
1110
1111
10000
10001
10010
1
2
3
4
5
6
7
10
11
12
13
14
15
16
17
20
21
22
1
2
3
4
5
6
7
8
9
A
B
C
D
E
F
10
11
12
Системы счисления
Двоичная арифметика
Арифметика двоичной системы счисления основывается
на использовании следующих таблиц сложения и
умножения:
+
0
1
1
1
10
х
0
1
0
0
1
0
0
0
1
0
1
Арифметика одноразрядных двоичных чисел
Арифметика многоразрядных двоичных чисел
Умножение и деление двоичных чисел
Ôàéë "SWF"
Ôàéë "SWF"
Ôàéë "SWF"
Арифметика одноразрядных двоичных чиселАрифметика многоразрядных двоичных чиселУмножение и деление двоичных чисел
Системы счисления
«Компьютерные» системы
счисления
Двоичная система используется в компьютерной технике,
так как:
двоичные числа представляются в компьютере с
с двумя
технических
помощью простых
устойчивыми состояниями;
элементов
представление информации посредством только двух
состояний надёжно и помехоустойчиво;
двоичная арифметика наиболее проста;
существует математический аппарат, обеспечивающий
логические преобразования двоичных данных.
Двоичный код удобен для компьютера.
Человеку неудобно пользоваться длинными и
однородными
заменяют
двоичные коды на величины в восьмеричной или
шестнадцатеричной системах счисления.
кодами. Специалисты
Системы счисления
Самое главное
Система счисления — это знаковая система, в которой приняты
определённые правила записи чисел.
счисления
называется
Система
если
количественный эквивалент цифры в числе зависит от её
положения в записи числа.
позиционной,
В позиционной системе счисления с основанием q любое число
может быть представлено в виде:
Aq =±(an–1qn–1 + an–2qn–2 +…+ a0q0 + a–1q–1 +…+ a–mq–m)
Здесь:
А — число;
q — основание системы счисления;
ai — цифры, принадлежащие алфавиту данной системы
счисления;
n — количество целых разрядов числа;
m — количество дробных разрядов числа;
qi — «вес» iго разряда.
Системы счисления
Вопросы и задания
Объясните, почему позиционные системы счисления с
Цифры каких систем счисления приведены на рис.?
Верны ли следующие равенства?
Как от свёрнутой формы записи десятичного числа
Укажите, какое из чисел 1100112, 1114,358 и1В16
Чем различаются унарные, позиционные и
Найдите основание х системы счисления, если:
Выполните операцию сложения над двоичными
Запишите десятичные эквиваленты следующих чисел:
Какое минимальное основание имеет система
Запишите в развёрнутом виде числа:
Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и
Переведите целые числа из десятичной системы
Переведите целые числа из десятичной системы
Переведите целые числа из десятичной системы
Выполните операцию умножения над двоичными
Расставьте знаки арифметических операций так,
Вычислите выражения:
основаниями 5, 10, 12 и 20 называют системами
непозиционные системы счисления?
а) 143,51110
а) 334 =217
то же число должно быть записано в системах
а) 1728
перейти к его развёрнутой форме?
счисления в шестнадцатеричную:
счисления, если в ней записаны числа 123, 222, 111,
чтобы были верны следующие равенства в двоичной
а) 14x=910
числами:
числами:
счисления в двоичную:
а) (11111012 +AF16):368
счисления в восьмеричную:
является:
а) 513
счисления анатомического происхождения.
а) 89
а) 101010 + 1101
а) 1010 ∙ 11
а) 513
системе:
241? Определите десятичный эквивалент данных
счисления с основаниями 2, 8, 10 и 16.
б) 2002x=13010
б) 1435118
б) 2ЕА16
а) наибольшим
б) 338 =214
б) 1258 + 1012 ∙2A16 – 1418
чисел в найденной системе счисления.
б) 600
б) 1010 + 1010
б) 111 ∙ 101
б) 600
б) 600
а) 1100 ? 11 ? 100 = 100000;
б) наименьшим
Ответ дайте в десятичной системе счисления.
в) 14351116
в) 1010102
б) 1100 ? 10 ? 10 = 100;
в) 10101 + 111
в) 1010 ∙ 111
в) 2010
в) 2010
в) 2010
г) 1435,115
г) 10,12
Основание 2
в) 1100 ? 11 ? 100 = 0.
д) 2436
Основание 8 Основание 10 Основание 16
101010
127
Задачник «Системы счисления»
321
Ôàéë "SWF"
2А
Задачник «Системы счисления»
Системы счисления
Опорный конспект
Система счисления — это знаковая система, в которой
приняты определённые правила записи чисел.
Цифры знаки, при помощи которых записываются числа.
Алфавит совокупность цифр системы счисления.
Система счисления
Позиционная
Непозиционная
Двоичная
Десятичная
Римская
Восьмеричная Шестнадцатеричная
В позиционной системе счисления с основанием q любое число
может быть представлено в виде:
Aq =±(an–1* qn–1 + an–2* qn–2 +…+ a0*q0 + a–1* q–1 +…+ a–m * q–m).
НепозиционнаяСистема счисленияДвоичнаяДесятичнаяВосьмеричная ШестнадцатеричнаяРимскаяПозиционная
Системы счисления
Источники информации
1.http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/caeea6ccbd1d4f4790461434ac57e111/?from=a30a95
506a6211da8cd60800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19&rub_guid[]=a30a95506a62
11da8cd60800200c9a66
– Умножение и деление двоичных чисел
2.http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/402b749c240b4e169e4dbea3fc4fa8fa/?from=a30a9550
6a6211da8cd60800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19&rub_guid[]=a30a95506a62
11da8cd60800200c9a66 – История развития систем счисления
3.http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/1a264912eca94b458d77c3655b199113/?from=a30a9550
6a6211da8cd60800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19&rub_guid[]=a30a95506a62
11da8cd60800200c9a66 – Перевод недесятичных чисел в десятичную систему счисления
4.http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/78ba290c0f7c4067aaf4d72f40f49f3b/?from=a30a9550
6a6211da8cd60800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19&rub_guid[]=a30a95506a62
11da8cd60800200c9a66 Перевод десятичных чисел в другие системы счисления
5.http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/67cbf74bf85a4e9d88c558f203fb90ce/?from=a30a9550
6a6211da8cd60800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19&rub_guid[]=a30a95506a62
11da8cd60800200c9a66 Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел
6.http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/8bb7eefa4ed943feaebe4d6ac67bc6ec/?from=a30a9550
6a6211da8cd60800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19&rub_guid[]=a30a95506a62
11da8cd60800200c9a66 Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел
7.http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/fc77f5350c004871b67cfa2ecf567d46/?from=a30a9550
6a6211da8cd60800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19&rub_guid[]=a30a95506a62
11da8cd60800200c9a66 – Задачник
8.http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/a96df4375ae34cab8c5f8d4cd78c5775/?from=a30a9550
6a6211da8cd60800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19&rub_guid[]=a30a95506a62
11da8cd60800200c9a66 Развернутая форма записи числа
9.http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/19d0fb95871d4063961de7dc5725e555/?from=a30a9550
6a6211da8cd60800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19&rub_guid[]=a30a95506a62
11da8cd60800200c9a66 – Тренировочный тест
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.