Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Бурятский республиканский педагогический колледж»
Кафедра начального образования
Сказка как одно из средств
нравственного воспитания младших школьников
Курсовая работа
Выполнила: студентка Семенова А.Г.
2 курса ЗО УНК __________(подпись)
Научный руководитель: Халзанова С.Н.
___________(подпись)
Работа защищена Оценка____________
«___» __________ 2017г.
Декан ________А.И. Бочеев
Улан-Удэ
2017
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования
1.1 Сущность понятия «нравственное воспитание»……………………………….7
1.2 Жанровые особенности сказки………………….……………………………..10
Выводы по I главе…………………………………………………………………..13
Глава II. Методические основы нравственного воспитания при изучении сказок
2.1 Особенности организации работы со сказкой в начальной школе………… 15 2.2 Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе изучения сказок …………………………………………….…………………….........21
Выводы по II главе…………………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………………...26
Приложение…………………………………………………………………………28
Введение
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем, что уже с младшего школьного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Перед школой, семьёй ФГОС второго поколения ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
В рамках новых стандартов усилилась воспитательная работа, которая направлена на достижение модели выпускника начального общего образования средней школы, которая отвечает требованиям ФГОС. Выпускник начальной школы:
- любознательный, активно познающий мир;
- владеет основами умения учиться;
- знает свою родословную, любит свой дом и малую родину;
- доброжелательный, коммуникативный, толерантный;
- осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни;
- готов отвечать за свои поступки перед семьей, школой, товарищами.
Развитие ребенка, в том числе его системы нравственных ценностей, происходит только в деятельности. Необходимо найти такое коллективно-творческое дело, которое бы было социально значимым для каждого ребенка, интересным и адекватным их возможностям. В классе надо создать такой уклад школьной жизни, в котором они активно действуют, проживают ситуации, заставляющие их думать, сопереживать, проявлять творческую деятельность, радоваться. [14]
Перед нами стоит проблема, как в условиях нарастающей жестокости и агрессивности в мире, воспитать добрых и отзывчивых, любознательных и коммуникативных, детей. Как научить их видеть и решать проблемы окружающей действительности, подготовить ученика, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей в целом? Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует нравственное развитие и воспитание младших школьников, которые входят в учебно-воспитательный процесс и составляют его главную основу.
Наибольшая часть ребят приходит в первый класс из детского сада, где ребята приобретают большой запас нравственных представлений. Дети имеют широкий кругозор о представлении хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать учениками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их обязанностей и общения расширяется. Ключевым для детей, становится учеба. Также, в школе они должны научиться конструировать высоконравственные взаимоотношения с учителем и с товарищами по классу. Осмысление значимости, нужности ранее не известных обязанностей и дел предназначает стремление ребенка выполнять новые распоряжения взрослых: совестливо готовить школьные задания, кропотливо осваивать знания, энергично входить в состав жизнедеятельности класса.
Младший школьный возраст – период интенсивного развития эмоциональной сферы личности. Чувства преобладают над всеми сторонами жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения. При этом происходит расширение области явлений, которые называют эти чувства. Если ребенка дошкольного возраста волнует то, что находится в его ближайшем окружении, то у младшего школьника чувства вызваны более широким кругом социальных явлений. Знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту нравственного начала в чувствах, формирование правильного отношения к фактам окружающей жизни. [Интернет-ресурс 1]
В решении данной проблемы участвуют многие социальные институты. Их общей задачей является как воспитание младших школьников, формирование у них нравственных представлений, воспитание нравственных чувств и опыта нравственного поведения, так и привитие детям с ранних лет любви к своей земле, к своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками богатой и живой культуре - искусству и фольклору. Помочь ребенку почувствовать и понять это нужно пока дети не выросли, верят нам и прислушиваются к нашим словам. Найти общий язык взрослому и ребенку с каждым годом становится труднее. И сказка - это сегодня, пожалуй, одно из немногих оставшихся средств, создающее благоприятные условия для общения взрослых и детей. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства, она помогает возродить духовный опыт нашей культуры, традиции нашего народа - она учит добру, справедливости, честности. Сказка является одним из элементов культуры и, прежде всего, ее эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях, и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит.[1]
Зная возрастные особенности детей младшего школьного возраста, мы заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания, а именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Для решения проблемы нравственного воспитания мы выбрали работу по ознакомлению со сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт ребёнка, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению.
В нашем исследовании сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания школьников.
Цель: рассмотреть возможности использования потенциала сказки как средства нравственного воспитания на уроках литературного чтения в начальной школе.
Объект работы – процесс воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Предмет работы – сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
С учетом поставленной цели, предмета и объекта исследования были определены следующие задачи:
- раскрыть содержание понятия «нравственное воспитание»;
- изучить жанровые особенности сказок;
- изучить особенности организации работы со сказкой в начальной школе.
Такой подход к проблеме исследования предполагает использование следующего метода:
- анализ психолого-педагогической, художественной и методической литературы по теме исследования;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Сущность понятия «нравственное воспитание»
С давних времен в педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Я.А. Коменский, И. Гербарт, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, эта проблема приобретает большое значение и в системе современного воспитания. Мы создаем правовое демократическое общество с высокой культурой отношений между людьми, естественно, что такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого человека.
Воспитание - передача общественно - исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду [8].
Нравственное воспитание - это составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости добра, зла; во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он смог направлять и констатировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки. Содержание процесса нравственного воспитания в том или ином обществе определяется, прежде всего, его целями. Последние же обусловлены характером общественных отношений и соответствующей идеологией.
Первые нравственные представления и навыки дети получают в семье и дошкольных учреждениях. Ведущую роль в нравственном воспитании детей играет школа, где формируются нравственные понятия и убеждения и вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведения учащихся.
Методами нравственного воспитания являются убеждение, приучение, поощрение и наказание. При помощи этих методов у учащихся формируются нравственные понятия и убеждения, вырабатываются необходимые навыки и привычки поведения, воспитываются нравственные чувства и волевые черты характера.
Нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности.
Педагогический энциклопедический словарь трактует "воспитанность"
как умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умение общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. В широком смысле воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.
Чтобы осуществлять нравственное воспитание, необходимо знать содержание тех отношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств. Это содержание, в частности, включает в себя:
- отношение к политике государства, к родине, другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);
- отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на общее и личное благо, дисциплина труда);
- отношение к общественному достоянию, материальным ценностям и природе (бережливость, забота о сохранении общественного достояния и личных вещей, экологическая культура);
- отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу);
- отношение к себе (честность, правдивость, скромность в общественной и личной жизни, принципиальность, нетерпимость к нарушениям общественного порядка).[10]
Для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще.
Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.
О нравственной воспитанности его можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.
Нравственное воспитание осуществляется только в процессе включения учащихся в разнообразные виды практической деятельности и организации ее таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт и качеств.
Таким образом, нравственное воспитание представляет собой педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.[1]
1.2 Жанровые особенности сказки
Сказка – это один из древнейших видов словесного искусства. Она содержит жизненную и социальную философию народа, которая определяется его бытом, историей. «Сказка – это повествовательное, обычно народное поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» [15, с. 707]. Она представляет собой один их жанров фольклора или литературы.
Являясь одним из жанров фольклора, сказка раскрывает философию, этику и эстетику народа. Она обладает наиболее отмеченной национально-культурной спецификой. Сказка является средством нравственного воспитания личности, примером человеческих добродетелей.
Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости народа, запечатлевшего в нем свои идеалы и устремления. Они хранят в себе знания и опыт народа, носят нравственно-воспитательный, поучительный характер. Русские народные сказки являются хранилищем народного сознания. Они проникнуты глубокой верой в силу добра и справедливости, в победу нравственного начала в человеке. [7]
Для русских народных сказок характерно частое использование эмоционально-экспрессивной лексики, позволяющей выразить положительную или отрицательную оценку героев и происходящих событий. Так, при прочтении сказок читатель неоднократно встречается с такими выражениями, как «добрый молодец», «красная девица», «добрый конь», которые, явно показывают положительное отношение к героям.
Одной из особенностей народных сказок является широкое использование определенных сочетаний слов, одинаковых конструкций: «в некотором царстве, за тридевять земель - в тридесятом государстве», «в тридевятом царстве», «пир на весь мир», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «долго ли, коротко ли», «идти куда глаза глядят», «стали они жить - поживать и добра наживать». Сказки являются отражением богатства речи народа. Особая выразительность повествования достигается за счет использования различных оборотов речи. Для русских народных сказок свойственно использование многочисленных эпитетов, метафор, которые изменяют эмоциональную окраску произведения («золоченая карета», «красное солнце», «ясный месяц», «могучие плечи»). Наряду с ними используются метафорические эпитеты («сахарные уста», «живая/мертвая вода»). В русских сказках часто употребляются постоянные эпитеты («красна девица», «добрый молодец», «серый волк», «добрый конь», «чисто поле», «красавица писаная») и устойчивые словосочетания («ниже плеч буйну голову повесил», «идти куда глаза глядят», «пир на весь мир»).
Олицетворения в русских народных сказках придают повествованию особую динамичность («Сестры хотели их сбить - листья глаза засыпают, хотели сорвать - сучки косы расплетают»).
Разговорно-обиходный стиль богат фразеологизмами. Из народных сказок в русскую речь пришли многие фразеологизмы («и я там был, мёд-пиво пил», «избушка на курьих ножках», «Кощей Бессмертный», «Лиса Патрикеевна», «сказка – ложь, да в ней намек», «сказано – сделано», «при царе Горохе», «ни в сказке сказать, ни пером описать»). Использование таких фразеологических оборотов позволило дать яркую, точную характеристику герою, логично, последовательно изложить свои мысли, сделать речь более эмоциональной.
В тексте сказок часто встречаются междометия, позволяющие показать эмоциональное состояние героев («Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!»).
Сказкам свойственно использование таких стилистических фигур, как анафора (единоначатие), синтаксический параллелизм («Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь. Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь. Пустил стрелу Иван-царевич - полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка...»), лексические повторы («Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!»), придающие повествованию особую динамичность, подчеркивающие структурную связь двух или трех элементов стиля произведения. [2]
Характерно для русских народных сказок использование и такой стилистической фигуры речи, как умолчание («Пустил стрелу Иван-царевич - полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…», «Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к утру каравай хлеба…»). Данный «стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком» [13] позволяет передать взволнованность речи, предполагает, что читатель сам догадается о невысказанном.
Построение предложений без использования союзов позволяет достичь эффекта динамичности, стремительности («Все гости переполошились, повскакали со своих мест», «Стали гости есть, пить, веселиться», «Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски»). Бессоюзие в русских народных сказках служит для усиления экспрессии. Употребление асиндетона позволяет передать быструю смену действий, впечатлений героев, картин, служащих фоном для происходящих событий.
В речи персонажей отражены наиболее характерные особенности лексики разговорного стиля - устаревшие слова, архаизмы (горница), просторечия и разговорная лексика (кликать, пособить, мудреный, пляски, кособокий). Они являются одним из важнейших компонентов лексики живой разговорной речи носителей литературного языка. Просторечные слова используются как стилистическое средство для придания речи шутливого, иронического оттенка. Они употребляются в сказках как выразительные, экспрессивные синонимы слов нейтральной лексики.
Таким образом, жанровые особенности сказок, используемые в них тропы и стилистические фигуры речи, придают повествованию образность и выразительность, позволяют сделать текст сказки понятным и доступным каждому читателю.
Выводы по 1 главе
Детство – это удивительное время, впечатления о котором останутся с нами навсегда.
Современный ребёнок находится в информационном и социальном пространстве, не имеющем чётких границ, на него воздействуют потоки различной информации, получаемой из Интернета, компьютерных игр, кинофильмов.[12]
Воздействие этих источников информации является доминирующим в процессе развития и воспитания.
В наше сложное время, когда потеряны многие духовные ценности и ориентиры, проблема нравственности стала главной задачей воспитания, вызывающей тревогу за судьбы наших детей. [14] И поэтому, особое место в нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять то, что происходит с другим человеком. У младших школьников развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс, любовь к Родине, толерантность по отношению к другим, честь, независимость.
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать.
Задача школы – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СКАЗОК
2.1 Особенности организации работы со сказкой в начальной школе
В наше время проблема отсутствия интереса к чтению у детей младшего школьного возраста является наиболее актуальной. Раньше книга воспитывала начинающего жить человека, а теперь дети вырастают на сериалах и компьютерных играх. Важнейшей задачей учителя начальных классов является формирование у учащихся потребности в постоянном чтении книг, развитие образного и логического мышления, связной речи и творческих способностей детей, обогащение словарного запаса школьников. Все это может быть реализовано при работе со сказками.
С первых дней ребенка в школе на уроках обучения грамоте учитель организует работу со сказкой по страницам Азбуки. Так дети вспоминают по картинному плану известные русские народные сказки «Теремок», «Репка», «Волк и Лиса», пересказывают их, называют главных героев, по направляющим вопросам учителя составляют характеристики героев сказки, объясняют их поступки. Так начинается кропотливая работа по формированию у детей умения анализировать текст, выделять главную мысль сказки, составлять характеристики героев.
Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к чтению, наблюдательность, воображение, способность к сопереживанию, эмоции и образную память, чувство юмора, формирует умение овладеть оценочной терминологией, видеть в обычном необычное.
Работа над сказкой во многом проходит по определенному алгоритму, т.е. устойчивому порядку взаимодействий учителя и учащихся. В зависимости от цели и задач, которые ставит перед собой учитель, работа может быть организована разными методами и приемами.
Алгоритм работы над сказкой.
1. Подготовительная работа (музыкальное сопровождение, картины слайд-шоу, предположения детей, лексическая работа).
2. Первичное восприятие текста (выразительное чтение учителя, прослушивание сказки в записи с диска).
3. Анализ сказки (вопросы по содержанию текста).
4. Вторичное восприятие текста (чтение детьми вслух по цепочке, чтение в парах, чтение про себя).
5. Характеристика главных героев, главная мысль сказки, работа над средствами выразительности сказки и ее жанровыми особенностями (диалог с текстом).
6. Работа над выразительным чтением (работа в парах, чтение по ролям).
7. Творческая работа (составление плана, вопросов для друга, творческий пересказ, спектакль).
8. Итог работы (чему научила сказка?)
Методы и приемы работы со сказками.
1) Объяснительно – иллюстративный метод. Это первичное восприятие сказки, которое может быть организовано как выразительное чтение учителем или прослушивание сказки в записи на диске. Показ иллюстраций к сказкам. Вопросы по тексту, которые предусмотрены учебником, помогают детям более внимательно и осмысленно прочитать сказку.
2) Проблемный метод применяется учителем при анализе поступков героев, выдвижении гипотез. Например, мог ли Иван – царевич избежать встречи с Волком и к чему бы это привело?
3) Частично поисковый метод наиболее продуктивно применять лишь в 3, 4 классе в силу возрастных особенностей детей, когда дети по указанию учителя выполняют и самостоятельно поисковую деятельность познавательного характера. [Интернет-ресурс 4]
Педагогические технологии работы со сказкой
1)Проблемно-диалоговые технологии хорошо реализуются на уроках литературного чтения. Они помогают хорошо организовать работу в парах (Составьте вопросы по тексту сказки, перескажите самое смешное место, подготовьте выразительное чтение разговора лисы и журавля).
2)Технология критического мышления направлена на развитие у школьников умений анализировать, сравнивать.
3)ИКТ – информационные коммуникативные технологии являются универсальными для всех учебных предметов. Особая роль здесь отводится использованию на уроке компьютерной презентации.
Формы работы:
1. Фронтальная работа (чтение по вопросам, составление характеристик, лексическая работа);
2. Групповая работа (заполнение маршрутного листа по сказкам, инсценирование);
3. Работа в парах (выразительное чтение по ролям, пересказ);
4. Индивидуальная работа (использование дифференцированного подхода).
Особое внимание необходимо уделить лексической работе, которая необходима на уроках по теме «Сказки». Лексическая работа на уроке может быть выстроена по-разному, т.е. возможно выписать на доску устаревшие слова, прочитать и объяснить их смысл до первичного восприятия сказки. Например, уста – губы (уст.)
Лексическая работа расширяет словарный запас детей, развивает их языковое чутье, память, внимание.
Хочется обратить особое внимание на пять законов в сказке, которые должны знать дети к концу 4 класса:
1. Одушевление предметов и явлений природы;
2. Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы;
3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи;
4. Чудесные превращения и обращения;
5. Гиперболизация - преувеличение.
Благодаря этим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно поэтому сказка - благодатный материал для развития творческого воображения ребенка как важной стороны его эмоциональной сферы и необходимой для полноценного восприятия произведений читателем.
Определенное место при работе со сказкой занимает подготовка к пересказу или ее инсценировке. Это составление плана к тексту сказки. Существует несколько различных видов плана: цитатный, ключевые слова, картинный план. Картинный план знаком детям с периода обучения грамоте. Задание нарисовать картинный план к сказке хорошо давать при индивидуальной работе в 3, 4 классе, когда дети освоили умение делить текст на части. На этапе ознакомления детей с составлением плана лучше всего применять фронтально - групповую форму работы. Составлять план дети начинают под руководством учителя в конце 1, начале 2 класса.
Например, фрагмент работы по сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»,3 класс.
Работа с планом.
-Сегодня мы попробуем составить цитатный план к сказке.
Учитель задает вопрос: что такое цитатный план?
Лексическая работа со словом цитата, лучше его выписать на доску. Цитата – дословная выдержка (отрывок) из текста с указанием источника или автора. [Интернет-ресурс 5] Она записывается в кавычках.
-Подумайте, о чем хотел рассказать автор в первой части сказки? (Познакомить с двумя девочками)
- Найдите соответствующие строчки в тексте. Запись.
1. «Жили две девочки – Рукодельница и Ленивица»
2. «Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же хуже»
3. «Я у тебя в дому не останусь»
4. «Поди-ка к старичку да послужи ему»
5. «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда»
Задание по составлению плана хорошо применять при дифференцированной работе по уровню трудности на карточках.
План является необходимой ступенькой для подготовки детей к пересказу. Пересказы творческого характера выполняются детьми с большим удовольствием, например, рассказать события от лица самого сказочного героя, рассказать кратко, только самые основные события.
Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.
Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.
Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами.
Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа - надежный путь к осмыслению сказки.
Творческая работа является вершиной познавательной активности детей. Задания отгадать сказочного героя по: чертам характера, репликам, описанию внешности очень нравятся детям. Они сами с удовольствием включаются в подобную работу. [4]
Развитие воображения ребенка начинается с восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, обсуждения нравственного урока, извлеченного из событийного содержания сказки. В этом плане у ребенка в процессе речевой деятельности проявляется воссоздающее воображение.
Приведем примеры вопросов и заданий при работе со сказками, которые реализуют познавательные и творческие способности детей:
1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них).
2. Объяснить, почему произошло то или иное событие.
3. Показать, что становится объектом насмешки народа.
4. Прочитать в лицах сказочные диалоги и полилоги, выделяя голосом характерные особенности персонажа.
5. Указать на текстовые различия в традиционных для сказки повторах. Объяснить их значение.
6. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению.
7. Выяснить, каким представился ребенку тот или иной герой, на чем основаны его предпочтения.
Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом.
Таким образом, сказка для ребенка является не просто фантазией, а особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем - мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами.
Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает не по совести. [4]
2.2 Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе изучения сказок
Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как, трудолюбие, доброта, способность сопереживать, готовности помогать другому.
Одной из форм работы по нравственному воспитанию младших школьников является проигрывание литературных произведений на уроках чтения с последующим обсуждением. Обозначим последовательность этапов обеспечивающих усвоение нравственных понятий.
Первый этап работы – выявление в классе проблемы нравственного характера. Продумать, какие случаи, и ситуации из жизни детей можно отразить, работая над сказкой. Также на этом этапе нужно продумать, как распределить роли и кто будет зрителем.
Работу желательно начинать с прослушивания сказки на диске. Произведение читают артисты, что придаёт сказке дополнительную яркость и эмоциональную окраску. Далее предполагается пересказ сказки. Затем детям задаются вопросы: о чём сказка? кто главные герои, какие симпатичны, а какие нет и почему?
При обсуждении сказки следует обращать внимание учащихся на характер героев, выделять характеристики персонажей.
На следующем этапе можно предложить школьникам разделиться на группы для проигрывания сказки: одна группа – зрители, две – действующие лица.
Детям можно предложить подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев сказки, как бы они вели себя в аналогичной ситуации, как бы они действительно поступили, если такая ситуация с ними случилась. Постепенно подвести учеников к сравнению того, как они считают нужным действовать правильно и как они действуют на самом деле.
После проигрывания сказки обсудить характеры героев. Важно обратить внимание на то, что, инсценируя сказку, доброту героя необходимо показать своими действиями, и попросить детей – зрителей назвать, какие именно действия можно назвать добрыми. Необходимо, чтобы дети поняли то, что названо словом, должно быть подтверждено действием, и наоборот, то, что показано в действии, должно быть названо.
Результат такой работы – школьники сами начинают искать соответствие между словами и действиями, сами пробуют характеризовать действия героев сказок. Для закрепления полученных знаний детям можно предложить нарисовать понравившихся героев сказки.
Итогом работы можно считать умение ребёнка применять полученные знания в реальной или воображаемой ситуации.
Большую роль в нравственном развитии учащихся отводится домашним заданиям. Совместно с родителями ученикам предлагаются задания:
- Прочтение с родителями сказок.
- Вместе с родителями придумать и нарисовать заветное желание всей семьи.
- Сделать доброе дело, или сказать добрые слова, чтобы подарить близким радость.
Вывод по 2 главе
Многие школьники уважают окружающих за силу, но не отмечают такие качества личности, как скромность, внимание, чуткость, сострадание, порядочность, совестливость, доброта.
Мы поняли, что сможем добиться успеха в воспитании нравственных качеств у учащихся лишь в тесном контакте с родителями.
На родительском собрании мы познакомили родителей с тем, какую роль играет семья в формировании у детей стойких нравственных убеждений, позиций. [ Приложение А]
Отметили, что на протяжении многих лет учебная деятельность – основная для ребят, что успех в учении составляет благоприятную почву для формирования нравственных убеждений, особенно если рядом авторитетные родители и учителя. Переживание удовлетворения от учебы, хорошие взаимоотношения со сверстниками, родителями и учителями создают у ребят положительное эмоциональное самочувствие.
Для учеников можно проводить различные беседы и классные часы нравственного характера, в которых участвуя, они будут обсуждать такие темы, как: «Что значит быть культурным», «Что такое «хорошо» и что такое «плохо», «Спешите делать добро» и другие. Детям надо предложить подумать и ответить, как бы они поступили бы в той или иной ситуации, какое правильное решение приняли, как например, «Ты нашёл в школе чей – то телефон. Что следует сделать: оставить его себе или найти хозяина и вернуть телефон?»; «Ты случайно нарушил правила игры, но твоего обмана не заметили. Продолжишь ли ты игру или откроешь правду?» и т.п.
Такие ситуации постоянно возникают в жизни. Использование их в работе, даёт возможность ребёнку самостоятельно решать, как поступить, помогает утвердиться в правильности выбора.
Всё это помогает воспитывать в детях такие качества личности, как честность, правдивость. Такие занятия заставляют детей задуматься о своём поведении, чего мы и хотим добиться в своей воспитательной работе, так как ребята довольно часто вынуждены, бывают решать, как поступить в том или ином случае, какое решение принять - важно, чтобы они не привыкали действовать по инерции, не задумываясь.
Таким образом, правильное отношение к воспитательному воздействию, готовность следовать положительному влиянию зависят от духовного богатства школьника, его эмоциональной и моральной культуры и нравственная невоспитанность формируется не только тогда, когда человек не побуждается к добрым делам, но и в случае, если благородные душевные порывы не соединяются с волевыми усилиями.[6]
Наибольшую из опасностей в нравственном воспитании детей мы усматриваем в праздности их рук и ума. Все усилия учителя пропадут впустую, если не выработать у них устойчивой привычки к труду, если труд не будет их потребностью. Если эту потребность удалось сформировать, то можно смело утверждать, что заложена надёжная основа для воспитания всех нравственных качеств личности, её сознания и чувств, активной жизненной позиции.
Учитель играет и должен играть в этом процессе главную роль: нужно всегда учиться у коллег, детей, воспитывать у них такие нравственные качества, которые помогут им стать достойными людьми общества, всегда идти на шаг вперёд. Только тогда этот процесс будет и для детей, и для педагога по – настоящему творческим и принесёт результат.
Заключение
Ребенок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он воспитывается, от направленности и содержания самого воспитания.
Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
Этические знания необходимы ребенку, чтобы он мог ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков. Моральные понятия и представления хотя и не определяют полностью соответствующего поведения дошкольников, но являются важной его предпосылкой. Возникающие в процессе деятельности нравственные отношения влияют на усвоение нравственных норм. Моральные качества не могут возникать вне деятельности. Поэтому очень важно, чтобы дети имели достаточный объем самостоятельного общественно полезного труда и других видов деятельности, в которых могли бы реализоваться их знания о нормах и правилах морали.
Список использованной литературы
1. Архангельский Н.В. нравственное воспитание. М.:Просвещение, 2010.
2. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. — 2-е изд., вновь пересм. — М.: К. Солдатенков, 1873. — Кн. I—IV
3. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки, Начальная школа, - М.: Просвещение, 2005, №4.
4. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок, Начальная школа, - М.: Просвещение, 2003, №9.
5. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду), - М.: Дошкольное воспитание. 2007.,N1.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж 1995г.
7. Варбот Ж.Ж., Журавлев А.Ф. Краткий понятийно-терминологический справочник по этимологии и исторической лексикологии. – Российская академия наук: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 1998. – 54 с.
8. Воловникова Г.М. Педагогический словарь. - М.: АПН, 1961.
9. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников; В 2 ч. Под ред. А.Я. Данилюка. М., 2011г.
10. Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.
11. Дик Н.Ф. «Начальная школа от А до Я», Ростов-на-Дону, изд. Феникс, 2006 г.
12. Ермолаева Ю. В., Болотин Ю. Е. Современный опыт психологической интерпретации некоторых русских народных сказок // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 133-136.
13. Ефремова Т. Новый словарь русского языка – М.: Русский язык, 2000.
14. Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
15. Ожегов С.И. Словарь русского языка – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 976 с.
16. Саляхова Л.И. «Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 класс», Москва, Глобус, 2007
Интернет – ресурсы:
1. http://cyberleninka.ru/article/n/skazka-kak-sredstvo-nravstvennogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov.pdf
2. http://www.tale-store.ru/russkie-narodnye-skazki
3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/11/13/statya-metodika-raboty-nad-skazkami-v-nachalnoy-shkole
4. https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-rabote-so-skazkoy-903831.html
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Цитата
Приложение А
Родительское собрание на тему:
«Роль семьи в формировании нравственных качеств личности»
Цели:
1. выявление особенностей взаимоотношений в семье;
2. разработка основных правил семейного воспитания.
Ход собрания
На доске В.А. Сухомлинский. «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».
Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья и школа, так как семья и школа—это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения.
У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое главное для ребенка, чтобы его любили таким, какой он есть. Обратиться к словам - есть много разновидностей любви:
- Любовь умиления
- Любовь деспотическая
- Любовь откупа
Любовь умиления - самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность - деспотическая любовь. Эта форма одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренний мир, силы, желания быть хорошим. Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь такой же человек, как и вы, его душа, явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность - любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один родитель не уделяет достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие. Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом зависит, какое он занимает положение в семье. Благополучное, когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он уважает других; Неблагополучное, когда он баловень семьи, а затем нередко - деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он - «квартирант». [12]
Практическая часть. Тест
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети - свидетели. А может они учатся жить у жизни.
Игра «Закончи предложение». Если:
1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
3. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
4. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
5. Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
6. Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).
7. Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
8. Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
9. Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
10. Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).
Заключение
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Школа что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки, вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения. [17]
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.