Сказка как средство коррекционно-развивающей работы по формированию положительных моделей поведения у детей старшего дошкольного возраста в группе ЗПР.
По данным НИИ детства Российской Федерации наблюдается ежегодное увеличение численности детей с ОВЗ, среди которых больший процент это дети с ЗПР. Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
О. А. Защиринская отмечает черты незрелости в психическом облике и поведении детей с ЗПР: непосредственность, поверхностность переживаний, преобладание эмоционального мотива поведения, слабость волевого усилия, несамостоятельность и внушаемость, лабильность настроения – качества которые характеризуют личностную незрелость.
Работая в группе для детей с ЗПР, мы столкнулись с такими проблемами как: не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые несдержанны, вспыльчивы, проявляют склонность к агрессии, не желают делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Дети с ЗПР во многом инфантильны и им сложно воспринимать нормы и правила поведения, поэтому к таким детям необходим особый подход, с более подробным объяснением их поступков, действий, подсказка правильных решений, чтобы сформировать у ребёнка культуру правильного поведения.
Для решения этой проблемы нами была подобрана и систематизирована картотека сказок, (в виде мультимедийных презентаций) по лексическим темам изучаемых в группе. Главная цель, которой, в формировании у ребёнка положительных моделей поведения, которыми он руководствуется в своих поступках в повседневной жизни.
Практика показала, что при использовании в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы с детьми повышается.
Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:
- осуществление полисенсорного восприятия материала.
- формирует положительное эмоциональное состояния ребенка в процессе деятельности, что является залогом успеха и т.д.
Ознакомление со сказкой мы организуем один раз в две недели, в групповой форме. Можно выделить несколько этапов работы со сказкой:
1 этап. Знакомство со сказкой посредством мультимедийной презентации.
О. И. Никифоровой определены следующие уровни восприятия художественного произведения дошкольниками: понимание его предметной стороны, понимание подтекста и системы художественных образов и средств и, наконец, осмысление идейно-образного содержания произведения. Восприятие художественного произведения приводит к оценке прочитанного, к осознанию главных мыслей произведения, к раскрытию мотивов, отношений.
2 этап. Беседа по тексту.
Вопросы к тексту помогают детям точнее охарактеризовать героев, напоминают им соответствующий эпизод, фразу, поступок персонажа, помогают детям почувствовать главную идею произведения, помогают лучше разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формируют первоначальное понятие о человеческом достоинстве.
В старшем дошкольном возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к пониманию о хорошем поведении. Этические беседы являются связывающим звеним в сознании детей разрозненных представлений в единое целое.
3 этап. Этюд
Этюдная деятельность способствует развитию чувств, глубоких переживаний ребёнка, развитию эмоциональной сферы, заставляет его сочувствовать персонажам, кроме того, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Игровой этюд осуществляем следующим образом: педагог читает текст, предлагая, детям показывать отдельные действия героев сюжета сказки.
4 этап. Задания к сказкам
Работу по данному направлению осуществляем в тесном сотрудничестве с родителями, используя следующие формы работы:
В рамках мини — музея, который функционирует в группе с 2013 года, родители совместно с детьми изготавливают книжки-самоделки.
На материале сказок дети учатся оценивать характеры и поступки героев, понимать такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, согласовывать свои действия со взрослыми и сверстниками.
По словам В. А. Сухомлинского «Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.»
В работе с детьми мы используем следующие сказки:
Использование в своей работе мультимедийных презентаций помогло нам сделать организованную деятельность интересной, эмоционально окрашенной, что способствовало хорошей результативности образовательных ситуаций.
Такая система коррекционно-развивающей работы позволила нам наиболее эффективно формировать положительные модели поведения у детей старшего дошкольного возраста в группе ЗПР.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.