«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Оценка 4.9

«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
3 кл—4 кл
10.05.2024
«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии.
Опыт.docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы

 «Сказка как средство нравственного воспитания детей

дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Составитель: Мусина О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Инта

2024 г.

Опыт работы

 «Сказка как средство нравственного воспитания детей

дошкольного возраста»

 

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии. Дошкольник в 4-6 лет – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких. Поэтому именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков, удовлетворяя как можно полнее жажду ребенка в понимании и осознании сложного мира человеческих отношений.

Но наши воспитанники являются носителями негативного нравственного опыта, если так можно сказать, «семейной» жизни, когда в процессе «семейного воспитания» основным приоритетом в становлении нравственности ребенка является негативный пример родителей. Причем ребенок не оценивает зачастую безнравственное поведение близких людей как негативное. На уровне детского подсознания оно остается нормой, ориентиром в собственных поступках. Определенный дефицит духовности порождает у многих из них, в лучшем случае, пассивное, а иногда и агрессивно-негативное отношение к жизни.

Данная проблема является очень актуальной для воспитанников нашей группы, так как в группе проживают дети дошкольного возраста. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы сделали вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.

Работа со сказкой различные формы и методы: организация «комнаты сказок» со «сказочным» оформлением, чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п.

Ребенок, слушая сказку, повторяет на реальном (бытовом) материале тот фантастический путь, который проходит сказочный персонаж в течение сказочного сюжета.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Выбор темы «Сказка, как средство нравственного воспитания у детей дошкольного возраста» возник не случайно.

       Ввиду своей высокой значимости, проблема нравственного воспитания дошкольников всегда находилась в центре внимания выдающихся педагогов. В.А. Сухомлинский, Н.С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А.М. Виноградова, В.Г.Нечаева, В.И. Логинова, Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачёв и др.  занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Проблема  нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания, форм и методов образования, сколько существующих средств и методов  нравственного воспитания подрастающего поколения во всём образовательном пространстве России.

 Я заметила, что  многие наши воспитанники являются носителями негативного нравственного опыта,  когда в процессе «семейного воспитания» основным приоритетом в становлении нравственности ребенка является негативный пример родителей. Причем ребенок не оценивает зачастую безнравственное поведение близких людей как негативное. На уровне детского подсознания оно остается нормой, ориентиром в собственных поступках. Определенный дефицит духовности порождает у многих из них, в лучшем случае, пассивное, а иногда и агрессивно-негативное отношение к жизни.

Данная проблема является очень актуальной для воспитанников нашей группы.  Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста,  я сделала  вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Цель моей работы:  

Создать оптимальные условия для формирования  нравственного развития детей дошкольного возраста через сказку.  

 Поставленная цель привела к решению следующих задач:

1. Выявить уровень развития нравственных качеств личности дошкольника.

2. Разработать цикл развивающих занятий с использованием различных сказок для формирования и развития нравственных качеств личности дошкольника.

3. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения

5. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

6. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.

В своей работе для достижения поставленной цели использую педагогическую технологию, включающую ряд этапов.  

  1-й этап -  диагностический

• Изучить особенности поведения и взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка;

• Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.

На этом этапе работы использованы следующие методы:

1. Метод наблюдения.

2. Беседа.

3. Диагностическая методика "Сюжетные картинки"

4. Методика "Закончи историю»

Анализ результатов первичной диагностики уровня сформированности культуры нравственного поведения детей в группе, показал, что следует сделать вывод лишь о зачаточных представлениях дошкольников о нормах правильного (нравственного) поведения. 

2-й этап Основной.

Этот этап включает в себя взаимодействие с родителями и совместную деятельность с детьми.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Совместно с родителями пополняли уголок сказки играми: «Расскажи сказку», «Узнай сказку по песенке», «Собери картинку о сказке», различными видами театров: настольный, пальчиковые, бибабо; масками к сказкам, костюмами для создания театральных представлений.

Наряду с этим оказывалась помощь родителям по использованию сказок в семейном воспитании детей. Проводились консультации: «Все ли сказки хороши», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка». Оформлялся информационный стенд: «Сказка учит доброте», «Зачем читать детям книги», «Какие сказки читать детям на ночь», «Чему нас учит сказка». Совместно с родителями  в ходе реализации проекта «Подари книгу» пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания, также родители,  у которых сохранились книги их детства, приносили в группу.  

 Сказка – источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать  нравственные ценности детей.

 На основе данных первичной диагностики была разработана развивающая  программа,   направленная   на развитие нравственных качеств личности дошкольника

«Что такое хорошо и что такое плохо» Развивать понимание детей нравственных категорий и качества личности, такие как добро – зло, приветливость – грубость, жадность – бескорыстие, трудолюбие – лень.

1. Игра-драматизация « Заюшкина избушка».

2. Инсценировка сказки «Кошкин дом».

3. Инсценировка сказки «Репка».

4. Занятие "Путешествие в сказку"

5. Чтение и обсуждение сказки «Теремок».

6. Пальчиковый театр «Два жадных медвежонка».

7. Кукольный спектакль «Курочка Ряба».

8. Занятие «Петушок и курочка»

9. Занятие с элементами лепки “ Маша и медведь”

 

В ходе работы со сказкой, использовались различные формы    

педагогического взаимодействия: рассказывание тематических (наполненных нравственным, поучительным содержанием) сказок, их пересказ, театрализованное исполнение сказок. Например, сказка «Теремок» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Наказ слушаться родителей, старших, будь добрым и смелым звучит в сказках «Гуси-лебеди». Хитрость - в сказке «Лиса и журавль».  Осуждается жадность и поощряется щедрость «Два жадных медвежонка».

Подведение итога такой деятельности состояло в том, что дети приходили к следующим умозаключениям: «Нельзя обижать других», «Нужно вежливо разговаривать друг с другом», «Надо заботиться друг о друге», «Надо играть дружно, не ссориться», «Не хорошо жадничать».

Для усвоения вежливых форм общения проводились игровые задания: «Помоги зайчишке придумать вежливое слово», «Колобок» – детям предлагалось, перекатывая  мяч друг другу, здороваться с колобком и говорить ему приятные слова. Например: «Ты красивый, ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький». Организуя игру «Назови ласково героев сказки  «Теремок» формировали умение детей обращаться друг к другу ласково, вежливо и культурно. Игровое задание «Что хорошо – что плохо», также помогает детям понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

С целью формирования доброжелательных отношений у детей дошкольного  возраста в  своей работе над формированием нравственных качеств я использовала театрализованную деятельность,  так как она является одной из форм активного восприятия сказки, позволяет сформировать опыт социальных  навыков поведения. Такой вид деятельности позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации  опосредованно от лица какого-либо персонажа.  Здесь я столкнулась с проблемой, что дети не хотят играть роли отрицательных персонажей. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких и бесчестных. В таких случаях я подчеркиваю, что в театре все — артисты и они должны  уметь играть и положительные и отрицательные роли, причем сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Игра – драматизация является хорошей школой морали в действии, своеобразной формой совместных переживаний детей, где они учатся подчинять свои желания и интересы общей цели. При подготовке инсценировки сказки  «Заюшкина избушка» дети самостоятельно выбирали детей на роль героев сказки, готовились костюмы и атрибуты к сказке, разучивались роли. При таком подходе даже небольшие по объёму сказки дают огромный воспитательный эффект. Такое «примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им, делает еще более близкими и понятными проблемы персонажей сказки. На основе сказочных сюжетов дети учатся объективно оценивать поступки сказочных персонажей. И этот опыт ложиться в основу умения оценивать поступки сверстников и свои собственные.

Также в своей работе я  использовала этические беседы. Они помогают детям освоить нормы и правила нравственного поведения. В беседе я  связывала  правила и нормы поведения со сказочными образами, понятными детям. Этическая беседа помогает детям понять внутренний мир, мысли, переживания человека, оценить хорошие и плохие поступки. В ходе бесед у детей формируются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе, мотиве поступка.

Также я  использовала и проблемные ситуации, которые учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации — это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей.

Для закрепления знаний я использую дидактические игры на материале знакомых сказок. Они не только способствуют  развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

Творческие задания – один из любимых видов деятельности детей. Задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки).

    3-й этап Заключительный.

   Анализ результатов работы  и контрольная диагностика уровня сформированности культуры нравственных норм поведения, как показателей духовно-нравственного здоровья детей, которая производилась мною  на основе тех же методик, критериев и показателей, что и при первичной диагностике.  

 В ходе проведения контрольного обследования нами были получены результаты, свидетельствующие об изменениях в формировании культуры нравственных норм, как показателей духовно – нравственного здоровья воспитанников данной группы. Следует отметить, что при повторном обследовании ответы детей приятно удивили: не было выявлено ни одного ребенка, который «оставался на берегу». Это связано с тем, что эти дети пополнили ряды «предпочитаемых». Из наблюдения следует, что дети изменились, стали более отзывчивы и заботливы.  

Сравнительный анализ полученных в ходе ежегодного диагностического обследования результатов показал, что дети к концу года овладели определенными знаниями, умениями и навыками по нравственному воспитанию норм поведения;

 у детей более высокий уровень самостоятельности, нравственной культуры положительных отношений.  

В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.

 В своей педагогической деятельности особое внимание уделяю повышению своего профессионального уровня. Для этого изучаю методическую и диагностическую литературу, подбираю и систематизирую материал. Интересные идеи, разработки нахожу в периодических печатных изданиях: «Дошкольное воспитание», «Воспитатель», «Обруч», «Дошкольное образование», а также использую информацию, расположенную на сайтах в сети интернет.

Посещаю семинары, консультации, открытые занятия своих коллег.  

В дальнейшей своей педагогической деятельности планирую изучить влияние сказки на воспитание нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, а также делиться полученным опытом с коллегами.

 


 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида

Опыт работы «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Опыт работы «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей

Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей

Выбор темы «Сказка, как средство нравственного воспитания у детей дошкольного возраста» возник не случайно

Выбор темы «Сказка, как средство нравственного воспитания у детей дошкольного возраста» возник не случайно

В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла

В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла

В своей работе для достижения поставленной цели использую педагогическую технологию, включающую ряд этапов

В своей работе для достижения поставленной цели использую педагогическую технологию, включающую ряд этапов

Что такое хорошо и что такое плохо»

Что такое хорошо и что такое плохо»

В таких случаях я подчеркиваю, что в театре все — артисты и они должны уметь играть и положительные и отрицательные роли, причем сыграть роль отрицательного…

В таких случаях я подчеркиваю, что в театре все — артисты и они должны уметь играть и положительные и отрицательные роли, причем сыграть роль отрицательного…

Следует отметить, что при повторном обследовании ответы детей приятно удивили: не было выявлено ни одного ребенка, который «оставался на берегу»

Следует отметить, что при повторном обследовании ответы детей приятно удивили: не было выявлено ни одного ребенка, который «оставался на берегу»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2024