Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста

  • docx
  • 17.04.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сказка.docx

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 6

1.1 Виды сказок, их влияние на развитие связной речи детей. 6

1.2. Народные сказки и их роль, в общем, и речевом развитии дошкольников. 10

2. РЕАЛИЗАЦЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В МОУ «ГРУШКОВСКАЯ ООШ-Д/С». 13

2.1. Методическая разработка и реализация познавательно-творческого проекта «Волшебница сказка». 13

2.2. Продукт проекта «Конспект занятия по развитию речи «Волшебница сказка» в средней группе». 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память.

 В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчествуСказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. 

Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

Актуальность проекта. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям.

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.

А что может духовно обогатить среду? Пришли к выводу, что главная задача педагога-это использование русских народных сказок в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста.

В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка.

Участники проекта являются дети 4-5 лет, воспитатели и родители. Через русские народные сказки ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей группы мы выбрали методическую тему «Русская народная сказка- как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Объект проекта: познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Предмет проекта: речевое развитие детей 4-5 лет посредством сказки.

Цель проекта: создание системы работы по развитию речи, а также развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством сказки.

Задачи проекта:

1. Расширить знания дошкольников о сказочных героях русских народных сказок.

2. Формировать нравственные представления у детей среднего  дошкольного возраста о добре и зле, о хороших поступках и плохих.

3. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление.

Продуктом проекта является методическая разработка познавательно-творческого проекта «Волшебница сказка».

Предполагаемый результат проекта развитие речи детей, обогащение словаря и навыков связной речи, совершенствование интонационной выразительности речи, формирование умения рассказывать знакомые сказки.  Развитие совместного творчества  родителей и детей, заинтересованность  родителей жизнью группы,  формирование желания участвовать в ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Виды сказок, их влияние на развитие связной речи детей

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

Рассказы о самых невероятных событиях глубоко поучительны, а их неправдоподобность служит более яркому их восприятию.

В соответствии с «законом художественной логики» сказки, подчиняясь общим правилам «установке на вымысел», имея общие черты, различаются на подвиды, или жанры. К сожалению, в науке нет общепринятой классификации сказок, основанной на одних и тех же принципах. И объяснение этому не в том, что плохо исследовали сказки ученые, а в том, что сказки чрезвычайно разнообразны и по типу героя, и по сюжетам, и по композиции. Мы будем подразделять сказки на сказки о животных, волшебные, и социально – бытовые, или, как их еще называют, новеллистические, сказки.

В сказках о животных главным персонажем, естественно, являются животные (иногда им противостоит человек). В волшебных сказках действуют люди и фантастические существа (животные здесь, как правило, добрые помощники героя), в этих сказках идет речь о приключениях, обязательно связанных с волшебством. В социально – бытовых сказках, как и в волшебных, основные персонажи – люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости.

В сказках о животных в качестве главного персонажа выступает, наряду со зверями, мужик, который занимается обычными для крестьянина работами: сеет рожь, ловит рыбу. Рядом с ним старуха, которая прядет пряжу, готовит еду. Живут они в деревне, расположенной среди густых лесов, на берегах глубоких рек; вокруг деревень – широкие поля… В волшебных сказках рассказывается о царствах, о царях и царевичах, королях и королевичах и о тех же крестьянах – землепашцах, охотниках и рыболовах – их подданных. В социально-бытовых сказках рядом с царем и крестьянином стоят барин и поп. Все это говорит о том, что в сказках изображена вполне определенная эпоха в жизни русского народа – древняя феодальная Русь. Унаследовав фантастику рассказов древнего человека, сказки, по существу, говорят не о природе, не о взаимоотношениях с ней, а о жизни человека в обществе, о нем самом.

Но сказки рассказывались не только в назидание маленьким. Многие из них при помощи забавного вымысла, остроумной шутки, нелепой ситуации высмеивают общечеловеческие пороки, и, прежде всего глупость. Ее воплощением в сказках о животных нередко является волк. Его глупость – глупость жестокого и жадного зверя. Сказочники как будто нарочно ставят волка в такие условия, которые, казалось бы, оправдывают его поступки, должны вызвать у слушателя чувство жалости к нему. Но этого не происходит. Нет оправдания глупости, жадности и жестокости – вот что утверждают сказки…

Противником волка выступает лиса. Это «кумушка – голубушка» нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывают наши симпатии. Выдумке и находчивости лисы нет границ. Но хитрость, смекалка соседствуют у нее с безудержной наглостью, лицемерием и предательством. Лиса – такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки, съедает птенцов дрозда. И за эти поступки она жестоко расплачивается.

Таковы и другие вызывающие осуждение персонажи сказок о животных: добродушный, на первый взгляд могучий, но глупый медведь, строптивая коза – дереза. Им противопоставлены храбрый петух, труженица мышка, безобидный зайка. И не случайно в качестве героев сказок выбраны слабые звери и птицы. Ведь те удивительней победа.

В волшебных сказках другие персонажи. Зло представлено в них фантастическими, отвратительными чудовищами. Это, прежде всего Кощей Бессмертный – страшный, сильный старичище, похищающий женщин, Баба Яга – «костяная нога, сама на ступе, нос в потолок, одна нога в правый угол, а другая – в левый», Змей Горыныч. Это может быть и «мужичок с ноготок – борода с локоток» и др. Чудовища несут гибель людям и царствам. Они необыкновенно сильны и агрессивны.

Но злое начало нередко воплощают в себе и человеческие персонажи: ненавидящая детей мужа мачеха, старшие брать героя.

Отрицательные персонажи создают в волшебных сказках стихию таинственности, страшного. Именно из-за этого волшебные сказки исключаются из детского чтения, взрослые слишком оберегают «сказочный», «идеальный» мир ребенка, нередко забывая, свой не только взрослый, но и детский интерес к этим сторонам жизни. Но разве это правильно? Хорошо писала М.И. Цветаева: «Разве дети ненавидят Людоеда за то, что хотел отсечь мальчикам головы? Нет, они его только боятся. Разве дети ненавидят Змея Горыныча? Бабу Ягу с ее живым тыном из мертвых голов? Все это – чистая стихия страха, без которой сказка не сказка и услада да не услада. Для ребенка, в сказке, должно быть зло».

Со всеми злыми, страшными персонажами ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок – Иван-царевич, Иван-дурак, Иван Быкович. Их отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Все вместе они воплощают неписаный моральный кодекс народа

Герои волшебных сказок летают на коврах-самолетах, бегают по земле в сапогах-скороходах, пользуются шапкой-невидимкой, едят со скатерти-самобранки.

Волшебные сказки – своеобразный вид устной приключенческой литературы народа. Сказочный герой путешествует в «тридевятое царство, тридесятое государство». Здесь его поджидают чудеса, неожиданные испытания, здесь ему нередко угрожает смерть. Но все в волшебных сказках заканчивается благополучно – чаще всего женитьбой Ивана-царевича или Ивана-дурака на распрекрасной царевне или королевне.

Социально-бытовые сказки по содержанию ближе к сказкам о животных.

Значительная часть социально-бытовых сказок принадлежит к числу антицерковных. Бичующий смех обрушивается на глупых, жадных, продажных, грубых, необразованных попов. Именно об этом сказки «Церковная служба», «Безграмотная деревня», «Поп и дьякон», «Отец Пахом», «Похороны козла».

Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны. Это – свидетельство высочайшего мастерства исполнителей.

Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Одним словом, сказки – это сказки. И хочется верить, что после такого большого, во многом нового знакомства с ними наши дети больше полюбят народное искусство, нашу историю, станут немного добрее и немного чище…

 

1.2. Народные сказки и их роль, в общем, и речевом развитии дошкольников

Сказания активно применяют в обучении детей творческому пересказу. Детишки увлеченно придумывают свои сюжеты, делают анализ текста, создают творческие постановки.

Достигая шестилетнего возраста ребятишки обладают великолепными речевыми способностями, они могут легко фантазировать и придумывать собственное сочинение презентуя их на публике.

Можно выделить такие качества как свободное общения, умение составить сложное предложение, правильно скомбинировать и произнести длинные фразы. Многие малыши уже самых ранних лет имеют тягу к словесному творчеству, которую выражают по-разному. Одни прекрасно формулирует сочинение и рассказывают его, другим же приходится с этим сложновато, но строить фантазийные миры любят все. Поэтому стоит заранее подумать какие книги приобретать, чтобы уроки по развитию речи были интересными и продуктивными.

Для развития речи лучше начать с коротких сказок с позитивным сюжетом и простым изложением, чтобы вызвать интерес, и завоевать внимание ребенка. Когда дети примеряют на себя какой-либо образ из рассказа, переделывают сюжет, у них прогрессирует развитие аналитического ума.

В дальнейшем развивается разные стороны личности, вырабатываются нравственные качества, растёт интеллект. Это способствует появлению позитивных качеств характера.

Развитие личности дошколят гармонично коррелирует с успешным овладением грамотно построенной и логически выверенной речью. Сказка-это фантастическая среда, где ситуации требуют проявление самостоятельности, творчества, управление ребенком своих эмоциональных реакций.

Многие малыши 5 лет имеет низкий уровень речевого развития. Также страдают передача эмоциональных состояний, способности, связанные с артистическим проявлением, интонирование или некачественное звуковоспроизведение. К счастью эти проблемы устраняются.

Игра в сказку позволяет активировать разные стороны речевого аппарата, улучшить словарный запас, грамматический строй, развить умение вести монолог и уметь вступать в диалог, проработать звук речи.

Возможности русской народной сказки в развитии речи детей благодаря юмору, живым насыщенным выражением передающим яркие красочные образы, русские сказки помогают развивать связную речь.

Произведения достаточно просты в изложении, ребята с лёгкостью анализирует и составляют своё мнение в отношении героев и их поступков. Прочитав сказку спросите какое отношение возникло к героям, почему герои именно такие, почему они так себя ведут. Отвечая на эти вопросы ребята будут формулировать свои мысли, произносить предложения, тем самым тренировать свою речь.

Театральная постановка очень эффективна в развитии речи. Настольный театр, пальчиковый или театр теней, участвуя в таких постановках ребёнок станет более раскрепощенным, проработает свою интонацию, мимику, силу голоса.

Используя сказочные истории можно получить большие результаты в развитии речи, улучшается структура слога, фонематическое восприятие, развивается артикуляционный аппарат, лексические и грамматические категории, дифференциация звука.

Сказочные истории помогаю развитию правильной устной речи, прочтение позволяет увеличить словарный запас, правильно выстроить диалог. Выразительность языка и его меткость сразу становятся очевидными, это юмор и живые образные выражения.

Через сказку ребенок узнает много новых слов, образных выражений его речь становится богатой эмоционально.

Анализируя текст, ребенок использует метафоры и эпитеты, это помогает устно выразить своё отношение к истории прочитанного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РЕАЛИЗАЦЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В МОУ «ГРУШКОВСКАЯ ООШ-Д/С»

2.1. Методическая разработка и реализация познавательно-творческого проекта «Волшебница сказка»  

Тип проекта: групповой, познавательно-творческий.

По содержанию: социально - педагогический.

Участники проекта: дети группы, воспитатели группы, родители.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Методы и формы проекта

Формы:

Занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.

Методы: наблюдение, рассказ, игры, показ, моделирование.

Осуществление проекта:

С детьми

– в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей: проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования русских народных сказок;

- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации;

- специальные игровые задания;

С родителями

посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»:

- проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;

- проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.

Ожидаемый результат

- Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

- Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;

- Повысить интерес детей к русской народной сказке;

- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

-Успешное овладение грамотной и связной речью.

-Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;

-Использование образных выражений при пересказе сказок;

- Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;

-Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;

-Совершенствование звуковой стороны речи;

-Усиление интереса к занятиям;

-Доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

- Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;

- У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;

- Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;

-Повысится культурный уровень дошкольников.

Этапы и сроки реализации проекта:

Данный проект будет реализовываться в три этапа:

I этап – подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

МЕРОПРИЯТИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического инструментария

Обогащение игровой среды

Пополнение игровой среды

Изготовление наглядности (атрибутов к сказке)

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование родителей по выявлению организации чтения сказок дома

Проведение консультаций

Оформление наглядно-агитационного материала по организации деятельности дома

            

II этап – практический: собственно – исследовательский (основной): выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом

 

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

МЕРОПРИЯТИЯ

ПРАКТИЧЕСКИЙ

Выявить уровень развития детей

Проведение мониторинга, автор-составитель. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

Реализация поставленных задач

Проведение занятий по чтению художественной литературы

Работа с родителями

Вовлечение родителей в досуговые мероприятия ДОУ

Домашние задание (чтение, сказок, изготовление атрибутов)

Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка, консультация)

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по русской народной сказке «Теремок».

 

III этап – заключительный. Завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов

 

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

МЕРОПРИЯТИЯ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Оценка эффективности проведения работы с детьми по развитию речи посредством русской народной сказки

Мониторинг детей

Оценка эффективности работы с родителями

Анкетирование

 

Перспективный план работы над проектом

 

Содержание

Программные задачи

Работа с родителями

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1.Рассказывание русской народной сказки «Репка».

 

 

 

1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, точно отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народными сказками.

2. Вспомним сказку по иллюстрациям

2. Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей.

Оформление альбома: «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей).

3.Рассказывание русской народной сказки «Колобок».

3.Учить воспроизводить текст знакомой сказки о иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя. Развивать интонационную выразительность речи.

Консультация для  родителей: «О чём рассказывает сказка» (папка-ширма).

Консультация для родителей: «Как ускорить процесс понимания сказки» (папка-ширма).

4. Показ настольного театра «Колобок».

4. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. Поощрять участие в рассказывании, развивать интонационную выразительность речи.

Консультация «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой» (папка-ширма).

5. Слушание аудиозаписи «Колобок».

Моделирование сказки «Колобок».

5. Учить детей слушать сказку, следить за развитием действия. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, мышление, внимание). Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью модели.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1.Рассказывание русской   народной сказки «Теремок».

1.Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Анкетирование родителей:

«Сказка в жизни ребёнка».

2. Показ настольного театра «Теремок».

2. Порадовать детей, учить

эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову.

Консультация для родите­лей: «Использование раз­личных видов театра при ознакомлении детей со сказкой».(папка-ширма).

3. Вспомним сказку по иллюстрациям.

 

3. Помочь детям запомнить

содержание сказки, побуждать к участию в рассказывании.

Работа с родителями по пополнению группы различными видами театра :настольный, би-ба-бо и т. д.

4. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы.

4. Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей.

Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Консультация для родителей: «Значение сказки для развития и воспитания ребёнка» (папка-ширма).

2. Показ настольного театра «Маша и медведь».

2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.

Практическое задание для родителей «Сшить игрушку для кукольного театра».

3. Н/печатная игра «В гостях у Машеньки и медведя».

3. Познакомить детей с внутренним убранством русской избы, предметами быта (короб, кочерга, ухват, прялка и др.). Развивать логическое мышление при составлении картинки из отдельных частей. Обогащать словарь детей.

Изготовление атрибутов к сказкам.

4. Рассказывание детьми сказки «Машенька и медведь» с помощью мнемотаблицы.

Итоговое мероприятие по проекту «Машенька и медведь».

4. Учить детей воспроизводить

сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.

 

План реализации образовательного проекта по областям.

«Развитие речи детей посредством русской народной сказки»

 

Образовательные области

Виды деятельности

 

 

1.

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром

«В гости к Айболиту»

2.

Речевое развитие

Беседы: «По страницам сказок»

«Зачем мы читаем сказки»

«Откуда сказка к нам пришла?»

 «Добро побеждает зло»

«Сказка ложь да в ней намек»

-«Как важно быть послушным» (по сказке «Колобок»)

- О правилах безопасного поведения детей дома, на примере сказки «Волк и семеро козлят»

Просмотр мультфильмов по теме:

-«Колобок» «Дикие лебеди» (автор: Андерсен Г. X.)  «Домовёнок Кузька»

(автор:Т. Александрова.)

Чтение художественной литературы:

-«Репка» «Три медведя» «Маша и медведь», 

-«Гуси – лебеди»,  «Заюшкина избушка»

-«Лисичка – сестричка и серый волк», 

-«Творческое рассказывание сказки «Курочка ряба» «Волк и семеро козлят»

Работа по мнемотаблицам:

-«Колобок» «Репка» «Курочка ряба» «Теремок»

 Отгадывание загадок:

- О сказках и сказочных персонажах

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие 

Изобразительная деятельность:

Лепка:

-«Вкусные баранки для бабушке и дедушке»

-«Чашечка  для мишки»,

-«Мой любимый сказочный герой»

Аппликация:

- по сказке «Репка», «Колобок» (обрывным способом)

Рисование:

-«По мотивам сказки Колобок»

-«По мотивам сказки- «Теремок». «Зимний домик»

Творческая мастерская: Предложить детям

раскраски: «По дорогам сказочных героев»;

предложить детям пластилин для свободного творчества по данной теме народные сказки.

Конструктивно- модельная деятельность:

-«Построим теремок для игрушек»

-«Кроватка для Мишутки» 

-«Мы в лесу построим дом, чтоб уютно было в нем»

 

Музыкальная деятельность и игры:

Разучивание песен:

 «Что нам нравится зимой?»,

«Праздничная ёлочка»

-«Мы сейчас пойдем на лево, а потом на право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

Социально– коммуникативное развитие

Дидактические игры:

- «Что лишнее»

-«Узнай сказку по предмету» (по картинке)

- «Кого не хватает?»

- «Кто лишний?»

-«Выложи по порядку»

- «Узнай сказку по иллюстрации»

-«Кубик по сказкам»,

 -«Расскажем сказку вместе» (фланелеграф)

«Расскажи сказку,  опираясь на таблицу» (мнемотаблица)

-«Чудесный мешочек» «Изобрази сказочного персонажа»

Пальчиковые игры:

-«Идёт коза рогатая» «Сорока» «Пальчики»

 «Семья» «Теремок» «Колобок»

«Пальчик мальчик»

-Пальчиковый театрализованный театр: «Репка»

Словесные игры:

-Если бы…. «Угадай название сказки»

- «Из какой сказки фраза?»

Сюжетно-ролевые игры:

 «В библиотеке»  «Мы идём в театр»

Игры-драматизации:

-«Репка» «Теремок» «Колобок» «Маша и медведь»

Настольно – печатные игры:

«Собери сказку» «Из какой сказки предмет» «Моя любимая русская - народная сказка».

5.

Физическое развитие

Подвижные игры:

 - «У медведя во бору» «Лохматый пес»

-«Гуси-лебеди» «Зайка беленький сидит»

-«Зайцы и волк» «Мороз красный нос»

 

 

6.

 

 

 

 

Работа с родителями

Консультации:

«Значение сказки для развития и воспитания ребёнка»

Конкурс своими руками «Оригинальный дизайн украшения группы к Новому году».

- Пополнили уголки:  книжный (книгами) и театральный «Сказка своими руками».

- Помощь в изготовлении атрибутов и костюмов к новогоднему празднику и сказке поставленную детьми.  Разучивание с детьми ролей для постановки сказки.

 

Результативность:

С помощью русских народных сказок можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я активно использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

Дети успешно овладевают грамотной и связной речью, учатся использовать образные выражения при пересказе сказок, передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок, улучшается звукопроизношение, появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад».

 

2.2. Продукт проекта «Конспект занятия по развитию речи «Волшебница сказка» в средней группе»

Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.

Задачи:

Образовательные: закрепить знание русских народных сказок.

• Развивающие: развивать у детей связную речь, эмоциональную отзывчивость, умение работать в коллективе, упражнять детей в применении глаголов; развивать чувство ритмы и рифмы, познакомить детей с загадками-рифмами.

Воспитательные: продолжать формировать навыки культурного общения, воспитывать любовь к сказкам.

Планируемые результаты:

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная,

Методы и приёмы реализации содержания занятия: игры, беседа, обсуждение, восприятие художественной литературы.

Активизация словаря: теремок, дикие, домашние животные, кто же терем стережёт, что за чудо-теремок? Он не низок, не высок; большая – пребольшая, тянут потянут.

Подготовка к занятию

Предварительная работа:

- Чтение и обсуждение сказок: «Теремок», «Репка», «Колобок».

- Отгадывание героев сказки по моделям.

- Игра-драматизация с использование масок по сюжету сказки «Теремок»

- Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка» в книгах разного издания.

- Беседа о диких и домашних животных.

- Одноимённая игра-драматизация на ковролине.

- Накопление опыта отгадывания загадок, построенных на сравнении и описании.

Материалы и оборудование: колокольчик, волшебный клубок, сумка со сказочной книгой, послание Бабы-Яги, теремок со сломанной крышей, медведь, конверты с заданиями от Бабы-Яги, коробка «Теремок», коробка без надписи, инструменты – пила, молоток, отвертка, топор, лейка, фломастер, кисть, расческа, сундучок с загадками, колобок, сюжеты по сказке «Репка».

- Упр. на развитие голоса «Скажи тихо, громко, очень громко».

Ход занятия:

1. Вводная часть

Организационный момент

Воспитатель привлекает детей колокольчиком, входит в группу, переодетой в сказочный наряд, создавая благоприятную среду для начала игрового занятия.

2. Основная часть

Воспитатель (Сказочница):

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Здравствуйте, детишки.

Здравствуйте, девчонки!

Здравствуйте, мальчишки!

Ребята, я пришла к вам издалека. Давайте познакомимся. Может кто-то узнал меня? (ответы детей)

Хорошо, тогда я дам вам подсказку: Хожу по свету, собираю сказки, а потом рассказываю их детям и взрослым. Ну что, догадались? Я – сказочница!

Теперь вы знаете, кто я. А теперь, ребята, я тоже хочу с вами познакомиться. У меня есть волшебный клубочек. Для того, чтобы все мы с вами познакомились, каждый из вас будет аккуратно передавать волшебный клубочек друг другу, называть свое имя.

Д/и «Давайте познакомимся»

Дети встают в круг, передают клубок, называя свое имя.

Воспитатель: Ребята, мой клубочек что-то хочет у вас спросить. А вам читают сказки дома? Какие сказки вы знаете? А какая сказка у вас самая любимая?

Дети отвечают на вопросы Сказочницы.

У меня тоже есть одна любимая сказка, она находится в волшебной книге. Я давно её не открывала и не читала детям. Хотите, я вам её прочитаю?

Клубочек, а где же моя волшебная книга со сказкой? Я совсем забыла, что она находится в моей сказочной сумке.

Смотрите, ребята, моя любимая книга пропала. Что же нам теперь делать? Я не смогу теперь прочитать сказку и вам, и другим детям.

Дети заглядывают в сумку, книги в ней нет, но лежит конверт с письмом. Детям читают послание Бабы-Яги.

«Здравствуй, Сказочница! Давно ты не читала сказки, вот я и решила их у тебя украсть. Если ты хочешь вернуть волшебную книгу, то вы с ребятами должны будете выполнить три моих задания. Где спрятана волшебная книга, вы узнаете после последнего задания. До свидания! Баба-Яга».

Воспитатель: Теперь, ребята, я не смогу прочитать вам мою любимую сказку! Без вашей помощи мне не справиться! Вы готовы помочь мне найти книгу? Но мы не знаем, куда нам нужно идти и что делать? Давайте попросим волшебный клубочек, он нам укажет путь - дорогу.

Воспитатель предлагает ребятам отправиться в путь. Направляет клубочек к заданию №1.

«Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи».

Дети с воспитателем идут, выходят на «полянку», где стоит сломанный теремок.

Задание №1. «Теремок».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что вы видите? Интересно, что же здесь произошло? А как вы думаете, что это за сказка? Почему вы так решили?

Дети осматривают теремок со сломанной крышей, отвечают на вопросы Сказочницы.

Воспитатель: Посмотрите, а кто-то в этом теремке живет. Кто же это? Давайте узнаем, почему теремок до сих пор сломан?

Воспитатель берет в руки медведя и говорит медвежьим голосом: «Здравствуйте, ребята! Вот и первое задание от Бабы-Яги. Посмотрите, теремок наш сломан, но починить мы его не можем, потому что Баба-Яга заколдовала зверей, и они не знают, что делать с инструментами, и для чего они нужны. А вы сможете нам помочь?»

Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашим героям, ведь только выполнив задание от Бабы – Яги, мы получим ответ, где спрятана волшебная книга.

Д/и «Чудесный мешочек»

Цель: упражнять детей в применении глаголов.

Воспитатель: Ребята, чтобы помочь нашему медведю и другим героям сказки, каждый из вас будет доставать предмет, называть и рассказывать, для чего он нужен? Инструменты, которые будут нужны в строительстве, вы будете складывать в коробку с картинкой «Теремок», а другие – в коробку без картинки. Дети слушают правила игры.

Каждый ребенок опускает руку в мешочек, достает один предмет, называет его и рассказывает, для чего он нужен. Пила (пилить, молоток (забивать гвозди, кисть (красить, расческа (расчесывать волосы, отвертка (прикручивать, закручивать, выкручивать шурупы и т. д.); топор (рубить деревья, лейка (поливать, фломастер (рисовать).

Воспитатель: Какие вы молодцы! Все правильно справились с первым заданием Бабы-Яги. Отправляемся дальше, в путь!

Воспитатель:

«Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши, путь - дорожку укажи».

- Мы с вами долго шли и устали. Давайте немного поиграем. Вы хотите со мной поиграть? Тогда, я буду движения показывать, а вы повторяйте.

Физкультминутка «Колобок»

Колобок-колобок, идут в полуприседе, руки на поясе

Колобок – румяный бок.

По дорожке покатился бегут на носочках, руки на поясе

И назад не воротился.

Встретил мишку, волка, зайку, встав в круг изображают мишку, волка, зайца

Всем играл на балалайке, изобразить игру на балалайке

У лисы спел на носу, - плясать вприсядку

Больше нет его в лесу. развести руками в стороны(2 раза).

Дети повторяют движения за воспитателем.

Дети осматривают ближайшее пространство и находят сундучок и записку от Бабы-Яги:

«Я заколдовала сказочных персонажей. Расколдуйте их, отгадав мои загадки».

Задание №2. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Цельразвивать чувство ритмы и рифмы, познакомить детей с загадками-рифмами.

Ход: взрослый рассказывает загадку, а дети - договаривают в рифму последнее слово - отгадку.

Воспитатель: К кому прыгнет клубочек в руки, тот и договаривает отгадку загадки.

Хитренько взглянула

Хвостиком махнула

И исчезла - чудеса

Где ты, рыжая …(лиса)

На лугу по кочкам

Прыгают листочки

Выпуклые глазки

И кривые лапки

Только где же ушки

Кто это? …(лягушка)

Ку-ка-ре-ку! - кричит он звонко

Хлопает крыльями громко-громко

Курочек верный пастух

Как зовут его…(петух)

Этот зверь живёт лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча песнь поёт,

Только мышь его боится.

Угадали? Это. (КОТ)

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это?. (Зайка)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор. (Айболит)

Ой, зайчишкам не до смеха

От его клыков и меха.

В зайцах с детства знает толк

Злой, зубастый, серый …(волк)

Кто большой и косолапый

Мёд достал из улья лапой?

Скушал сладость - и реветь

Как зовут его? … (медведь)

Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием. Молодцы! А наш клубочек нам поможет, укажет нам путь к последнему заданию от Бабы-Яги.

«Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи».

Давайте мы сейчас с вами ещё поиграем. Вы хотите со мной поиграть? Внимательно смотрите на мои пальчики смотрите и повторяйте.

Пальчиковая гимнастика «Сказки»

Будем пальчики считать, (сжимание и разжимание пальчики в кулачки)

Будем сказки называть(на каждое название сказки загибаем пальчик)

Это сказка Колобок,

Это сказка Теремок,

Это сказка Репка –

Про внучку, бабку, дедку,

Волк и семеро козлят -

Этим сказкам каждый рад (хлопают в ладоши).

Ребята, мне кажется, что мы с вами уже пришли. Посмотрите, а что же это лежит? Наверное, записка от Бабы-Яги. Сказочница осматривается и находит конверт с запиской от Бабы-Яги. Сказочница читает текст из записки.

Записка: Ребята, я вижу, что вы справились со всеми моими заданиями! Но следующее задание не простое, а самое сложное. Я хочу, чтоб вы мне рассказали сказку «Репка», в помощь даю вам картинки с сюжетом сказки.

Задание №3

Рассказывание сказки «Репка»

Сказочница раздает детям сюжеты из сказки, и они начинают рассказ, последовательно выставляя сюжет сказки из картинок на доску.

- Молодцы, ребята. Мы справились и с последним заданием Бабы-Яги.

Посмотрите, а здесь лежит последний конверт. Давайте его откроем и узнаем, что же там внутри.

Сказочница читает письмо от Бабы-Яги «Ребята, поскольку вы справились со всеми моими заданиями, хоть они и были трудными, я возвращаю вам волшебную книгу со сказками. Дорогу к книге вам укажет волшебный клубочек».

Дети и воспитатель находят книгу.

3. Заключительная часть

Рефлексия

Подведение итогов занятия

Воспитатель: Ребята, спасибо большое! Вы мне очень помогли! Вы выполнили все задания.

Скажите, что же мы сегодня делали? (Ответы детей: отгадывали загадки, рассказывали сказку, играли и т. д.)

А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Я хочу подарить вам мою волшебную книгу, которую вы сможете прочитать в любое время. Давайте мы ее поставим в нашей группе на полочку.

Ребята, вы такие молодцы! Молодцы?

Скажите тихо«Мы молодцы!», теперь громче, еще громче.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, приобщение ребёнка к русской народной сказке следует начинать с раннего детства. Мой опыт работы показывает, что сказка является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи.

Сказки приоткрывают дверь в удивительный мир волшебства, где они учат использовать богатый опыт накопленный предыдущими поколеньями в виде фольклора, помогают улучшить качество речи и значительно развивать словарный запас детей.

Народные сказки являются одним из лучших средств развития речи старших дошкольников.

Работая над данной проблемой я пришла к выводу, что планомерное, систематическое использование сказок является эффективным средством развития речи детей.

Пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческое воображение ребенка. А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить детям позитивные эмоции, и, конечно, специальные методики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: у истоков общения. – М.: Педагогика, 2001

2.     Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3.     Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985.

4.                 Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001

5.                 Веракса Н. Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2015

6.                 Гербова В. В., Иванкова Р. А., Казакова Р. Г. и др. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя – М.: Просвещение, 1981

7.                 Интернет сайты: «Играем до школы», «Maam.ru», «nsportal.ru»

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также