«Формирование у дошкольников процесса познания окружающего мира посредством сенсорного восприятия»
Формирование процесса познания природного окружения дошкольников посредством сенсорного воспитания.
Сенсорное развитие во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания детей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики ( Ф.Фребель, М. Монтессори, О.Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогике и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л.А.Вегнер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Вегнер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Наблюдая за детьми в группе, я поняла, что не все дети в силу своего возраста не овладевают выбором по форме ( при усвоении простых форм), с большим трудом – по величине. Для некоторых детей большую трудность представляет выбор по цвету. Убедившись в значимости сенсорного воспитания, я больше внимания стала уделять этому вопросу в своей работе.
В начале года были проверены сенсорные способности детей т.е. определила уровень подготовленности детей к обучению. Задания детям давались в игровой форме. Исходя из актуальности проблемы, я поставила перед собой цель.
Цель: Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия. Для реализации этой цели определились следующие задачи: Задачи
1. Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности.
2. Учить обследовать предмет, выделяя форму, цвет, величину, устанавливать сходство и различие.
3. Формировать умение называть свойства предметов.
4. Дополнять предметно-развивающую среду. Одной из форм сенсорного воспитания и обучения являются непосредственно образовательная деятельность, которая проводится небольшими подгруппами по 5-6 детей и конечно в игровой форме. Содержание знаний, полученных детьми на занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков.
В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.
Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. В процессе развития сенсорных способностей решается задача развития начальных форм сотрудничества детей друг с другом – социализация. - Дети озвучивают свои действия, расширяется словарный запас – коммуникация. - На каждом занятие используется художественное слово – художественная литература. - Используются разные виды гимнастик – здоровье. - Физкультминутки – физическая культура. - Использование знаний о цвете и форме в продуктивных видах деятельности – художественное творчество. Интеграция – важнейшая часть системы межпредметных связей.
Материал такой деятельности показывает единство процессов, происходящих в окружающем мире, позволяет воспитанникам видеть взаимосвязь различных наук. Объединяя в нужной пропорции элементы коммуникации, изодеятельности, физического развития, познания, музыкальной деятельности одной темой можно удержать внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребёнок найдёт близкие для себя темы. Поэтому любой вид НОД детей целесообразно подкреплять и дополнять другими видами деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой – драматизацией). Сейчас я на одном из примеров хочу рассказать, как можно проследить процесс интеграции. «Познание» и другие образовательные области – тема «Осень».
Первым этапом стала непосредственная образовательная деятельность – познание (Формирование целостной картины мира). Предлагаю детям угадать загадку, рассмотреть картинки осени для детей.
Второй этап – опять же непосредственная образовательная деятельность, дети подвигались и сделали динамическую паузу. Дальше мы закрепляем имеющиеся знания об осени (признаки, месяца, животные, труд людей в садах и на огороде), выяснили какое значение имеет погода осенью в жизни людей, но особое внимание уделили пальчикам и сделали пальчиковую гимнастику.
Третьем этапом стала непосредственная образовательная деятельность – рисование. На готовых шаблонах «Дерево без листьев» ставим точки, показывая приём рисования пальчиком желтой краской. Содержание образовательной области «Познание» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как:
1. «Коммуникация» - развитие свободного общения с взрослым и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
2. «Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
3. «Чтение художественной литературы» - развитие детского творчества, преобщение к различным видам искусства.
4. «Труд» - формирование трудовых умений навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.
5. «Художественная культура» - развитие детского творчества.
6. «Музыка» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.
В группе широко представлена развивающая среда, процесс обучения становиться более доступным и увлекательным. В ней собраны пособия, игры, книги, материалы, позволяющие развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах и величинах предметов, шершавостигладкости их поверхности, о звуках. Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов можно использовать нетрадиционные дидактические игры и пособия: «Бусы для мамы»; «Иголки для ёжика из прищепок»; «Сложи картинку»; «Волшебные палочки»; «Волшебный сундучок»; «Забавные шнуровки»; «Напольная сенсорная дорожка». При выборе месторасположения сенсомоторной зоны в группе, учитываются дидактические принципы удобства расположения и доступности его для детей. Особое внимание уделяется подбору в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.
Сенсомоторная зона используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности детей. На данном этапе можно подвести промежуточные итоги:
Повышение любознательности, пытливости;
· Сформирование знаний об определенных сенсорных эталонов;
· Дети овладевают рациональными приёмами обследования;
· Дети активны при взаимодействии со взрослым;
· Проявляется желание творить;
· Повышается интерес к опытно – экспериментальной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.