СКАЗКА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.6

СКАЗКА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.6
docx
08.12.2022
СКАЗКА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
13.docx

СКАЗКА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Для полноценного развития личности, уже с ранних лет, ребенку необходимо вкладывать понимание своего народа, понятие Родины и семьи. Наиболее эффективным и доступным в этом достигается при помощи изучения своего народа, его истории, культуры и фольклора. Для этого мы используем сказку, с учетом возрастных особенностей младших дошкольников. С младенчества родители знакомят свои детей с разными видами сказок, они показывают на примере колобка и лисы, красной шапочки и волка, что хорошо делать, а что плохо, какие черты характера присутствуют и поощряются в социуме, а за что окружающие осуждают. С помощью сказки, дети могут почувствовать эмоции, которые герои испытывают на себе, тем самым, не только опираясь на мнение и опыт окружающих, но и собственными силами разобраться, что есть хорошо, а что плохо. «Сказка, - писал В.А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать» [3, с.166]. Существует множество разнообразных мнений, про пользу сказок, но они сходятся в одном, сказка – необходимое слагаемое развитие, обучение и воспитание полноценной, всесторонне развитой, грамотной и образованной личности. Один из способов единения взрослого и ребенка является сказка. Сказка – один из жанров фольклора: эпическое, преимущественно прозаическое произведение о животных или волшебного, авантюрного или бытового характера [2, с.86]. Существенное отличие сказки от других видов художественного эпоса и от мифа в том, что и сказочник, и слушатели воспринимают её, прежде всего, как вымысел, игру фантазии; у сказки чаще всего счастливый конец. Любая сказка ориентирована на социальнопедагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит. Потенциал сказки намного богаче её художественно-образной значимости. Функция социализации проявляется в приобщении новых поколений к общечеловеческому и народному опыту. Расширяя границы личного жизненного опыта человека, сказка приходит ему на помощь, подключая опыт человечества, накопленный в многонациональном и этническом мире сказок. Однако, для реализации данной функции, педагог должен обладать уникальными способностями и применять нестандартные подходы при изучении сказки. Он должен уметь и рассказывать сказку, и стимулировать собственное её восприятие, а также мотивировать детей к индивидуальному творчеству. Креативная функция сказки – это её способность определять, формировать, развивать и проявлять творческий потенциал личности, его абстрактное и образное мышление. Фантастический мир сказки, присутствие в ней воображаемых, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» дают возможность слушателю преодолевать стереотипы мышления, комплексы отчужденность, пробудить «спящие» непроявленные креативные способности. Голографическая функция определяется тремя основными формами: способностью сказки в небольшом видеть огромное; возможность показать мироздание в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо – земля – подземный мир; далекое прошлое – сегодняшний день - будущее); способностью сказки вовлечь абсолютно все органы чувств человека, быть фундаментом для создания всех видов, жанров и типов эстетического творчества. Сказка пропагандирует здоровый образ жизни, защищает читателей от вредных привычек и увлечений, именно в этом проявляется её развивающе-терапевтическая функция. Мы знакомимся и приобщаемся к историческому опыту разных народов, благодаря изучению сказок, к их этнической культуре: традициям, языку, повседневной жизни, обрядам, атрибутике. Вербально-образная функция, выражена благодаря тому, что в сказка может формировать языковую культуру индивида, владение многозначностью народной речи, её художественностью. В процессе прослушивания сказок с последующим их пересказом, у ребенка развивается речевая культура. При этом речевая развиваются основные языковые функции – экспрессивная и коммуникативная. Экспрессивная функция формирует вербально-образный язык личности, а коммуникативная – рассказывает социальные качества личности, способность к общению, к пониманию, диалогу [2, с. 189]. Таким образом, сказка с очень давних пор играла большую воспитательную роль. Сказка вызвает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечество. При помощи сказки, а именно, представлению в ней нелегкой для восприятия детьми картины жизни в виде простой, наглядной схемы, ребятам намного легче разобраться в самой действительности. Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод, что сказка – это эффективное педагогическое средство, способствующее развитию собственного потенциала личности, а также приобщению индивида к социальному опыту человечества. Сказка создаёт благоприятные условия, благодаря которым происходит социализация ребенка к окружающей действительности и в то же время, накопление индивидуального опыта.

 Список использованной литературы: 1. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку… Литературные сказки для детей: кн.для воспитателей дет.сада, детей мл. шк. возраста, родителей / Э.И. Иванова. – М.: Просвещение, 1993.-46 с. 2. Народные знания. Фольклор. Народное искусство: научный свод этнографических понятий и терминов / Ю.В. Бромлей Савин [и др.]; под общ. ред. Ю.В. Бромлей.- вып. 4.- М.: Наука, 1991.- 114 с. 3. Рамзаева Т.Г. Меодика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов «Педагогика и методика начального обучения» / Т.Г. Рамзаева, Львов. – М.: Просвещение, 1979. – 431 с


 

СКАЗКА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

СКАЗКА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

Однако, для реализации данной функции, педагог должен обладать уникальными способностями и применять нестандартные подходы при изучении сказки

Однако, для реализации данной функции, педагог должен обладать уникальными способностями и применять нестандартные подходы при изучении сказки

Сказка вызвает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечество

Сказка вызвает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечество
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2022