«Сказка-ложь, да в ней намек...»
Урок - игра по сказкам А.С.Пушкина (9 класс)
Тип урока: обобщение изученного.
Цели урока:
образовательные: обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;
воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;
развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
Оформление: 1) стенд, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина;
2) выставка различных изданий пушкинских сказок;
3) выставка иллюстраций учащихся к сказкам А.С.Пушкина;
4) «сказочные предметы»: яблоко, зеркало, кольцо, орех и т.п.
5) презентация
План урока.
Учитель: - Что такое «ложь с намеком» и для всех людей с «уроком»?
(сказка)
-А что такое сказка?
(занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях)
-Какие бывают сказки?
(волшебные, бытовые, сказки о животных)
-Правильно, ребята. А еще сказки бывают народные и литературные.
-А чем же они друг от друга отличаются?
(литературная сказка всегда имеет определенного автора,
а народную сказку сочинял народ или коллективный автор)
-Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений?
(чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, т.е. литературная сказка-
это авторская обработка сказки народной)
-Обратимся к творчеству А.С.Пушкина. Он в детстве тоже слушал сказки, а позже использовал их сюжеты для написания собственных литературных сказок. Кто же рассказывал сказки маленькому Саше?
(сказки ему рассказывала его няня Арина Родионовна, простая русская женщина)
-Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме «Сказки Александра Сергеевича Пушкина», который я решила назвать «Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок». А вы знаете, кому принадлежат эти слова?
(А. С. Пушкину)
-Правильно. За свою недолгую жизнь Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических, с которыми у нас с вами еще будет возможность познакомиться. А сегодня нам особенно интересны его сказки. Обратите внимание, ребята, на выставку сказок Пушкина, которую приготовили
для вас ваши одноклассники. Какие красивые книги издаются сегодня, неправда
ли? Хочется читать их снова и снова. Я уверена, что эта история повторится и 1 с вашими младшими братьями и сестрами, с вашими детьми, потому что сказки Пушкина читает и будет читать каждое поколение детей. А как вы думаете, почему? Чем интересны эти произведения детям 21 века?
- Маленький Саша Пушкин тоже очень любил сказки, которые ему рассказывала его нянюшка Арина Родионовна. Заимствуя сюжеты из народных сказок, он создавал собственные литературные сказки. Им было написано (кто мне подскажет сколько?) сказок (семь)
- Ребята! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок, подготовленный с вашей помощью, и провести его в форме игры — соревнования.
От вас потребуется только желание правильно отвечать на вопросы, предложенные ведущими. Внимательно слушайте задания ведущих, поднимайте руки для ответа. За ходом нашего соревнования будет следить справедливое жюри. Итак, можно начинать.
Задание 1. Через одну минуту вы должны представить нам капитана своей
команды, который будет следить за порядком в вашей команде и назначать отвечающего.
Конкурс 1. Все сказки в гости к нам.
- Какие сказки Пушкина вы знаете?
1.«Сказка о царе Султане»
2.«Сказка о золотом петушке»
3.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
4.«Сказка о рыбаке и рыбке»
6.«Сказка о медведихе»
5.«Сказка о попе и о работнике его Балди»
Конкурс 2. Блицтурнир.
Вопросы задаются сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда затрудняется, то может ответить соперник, зарабатывая тем самым дополнительные очки.
Конкурс 3. «Сказка о рыбаке и рыбке».
За одну минуту перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке».
(Корыто - изба - столбовая дворянка - вольная царица - владычица морская. Итог: разбитое корыто). 2
Конкурс «Игра со зрителями».
- Что кричал петушок в случае опасности?
(«Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»).
-Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок»? ( «Сказка о золотом петушке»).
-Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»?
(«Во саду ли, в огороде»)
-Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»?
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
Конкурс 4. Узнать героя по портрету.
Описания портретов читаются по очереди то для одной, то для другой команды. За
правильный ответ — 1 балл, за название сказки — еще 1 балл.
1В дорогой собольей
душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха - столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и
рыбке.»).
2.Тихомолком
расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
( Царевна. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).
Конкурс 5. Сказочный предмет.
1. Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла,
Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. (Царица - мачеха. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).
2. Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама - то величава,
Выступает, будто пава.
(Царевна - Лебедь. «Сказка о царе Салтане»).
Задача команды — назвать сказку, где встречается данный предмет. За правильный ответ —1балл.
Яблоко - «Сказка о мертвой царевне...»
Зеркало - «Сказка о мертвой царевне...»
Кольцо - «Сказка о рыбаке и рыбке»
Жемчужное ожерелье - «Сказка о рыбаке и рыбке»
Орех - «Сказка о царе Салтане»
Веревка — «Сказка о попе и работнике его балде»
Мешок — «Сказка о золотом петушке»
Конкурс 6. Восстановить текст.
В течение 2 минут восстановить данный отрывок из «Сказки о мертвой царевне ...».
За3 каждое правильно названное слово - 1 балл.
Постой, -
Отвечает ветер………
Там, за речкой ………
Есть……… гора,
В ней……… нора;
В той норе, во тьме…...
Гроб качается…………
На цепях между столбов. Не видать ничьих следов
Вкруг того ………места,
В том гробу твоя невеста
(Буйный, тихоструйной, высокая, глубокая, печальной, хрустальный, пустого).
Конкурс « Игра со зрителями»
-Кто вынул из мешка перед Дадоном золотого петушка? (Мудрец)
Вид пшеницы, которой кормил поп Балду (Полба)
Кто носился в море над Лебедъю? (Коршун)
Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем)
Дорогой мех на душегрейке старухи (Соболь)
-Как назвал Балда попа? (Поп, толоконный лоб)
Конкурс 7. Продолжить фразу.
За правильное продолжение фразы командам присуждается 1 балл и 1 балл за название сказки, из которой она взята.
1.Жил старик со своею
старухой
У самого синего моря; (Ровно
тридцать лет и три года.
Жили они в ветхой землянке.... «Сказка о рыбаке и рыбке»).
2.Жил - был поп,
Толоконный лоб, (Посмотреть
кой-какого товару.
Пошел поп по базару... «Сказка о попе
и работнике его Балде»)
3.Сват приехал, царь дал
слово, (Семь торговых городов //
А приданое готово... Да
сто сорок теремов.
«Сказка о мертвой царевне...»)
4. Улетела лебедь - птица,
А царевич и царица, (Лечь решились натощак.
Целый день проведши так. «Сказка о царе Салтане»)
5. Родила царица в ночь (Не мышонка, не лягушку, //
Не то сына, не то дочь... А неведому зверюшку.
«Сказка о царе Салтане»).
6. В синем небе звезды блещут, (Туча по небу идет, //
В синем море волны хлещут.. Бочка по морю плывет.
«Сказка о царе Салтане»).
7.И соседи
присмирели,
Воевать уже не смели; (Дал
отпор со всех сторон.
Таковой им царь Дадон... «Сказка о
золотом петушке»).
8.И никто с начала
мира (Мед, пиво пил, //
Не видал такого пира; Да
усы лишь обмочил.
Я там
был...
«Сказка о мертвой царевне…»
Заключительное слово учителя. Вот и подошел к концу наш урок. Наверное, мы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма”. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Уже полтора столетия критики трудятся над разгадкой, и работы еще очень много. Чем же так привлекают нас сказки этого писателя? Прежде всего, необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и большим нравоучительным смыслом. Когда мы перечитываем сказки А.С.Пушкина, мы становимся немного счастливее, благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда.
Итоги урока.
Жюри подводит итоги, благодарит участников за то, что с честью выдержали все испытания, награждает команды. Каждый ученик получает оценку за какой-то вид деятельности, в котором он особенно преуспел.
Домашнее задание: кроссворд «А.С.Пушкин и его сказки»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.