Ход урока
1. Рефлексия настроения. Смайлики.
Ребята, поднимите вверх тот смайлик, который характеризует ваше настроение на начало урока.
А теперь улыбнитесь соседу по парте и пожелайте мысленно удачи и отличного настроения!
Понятие «Добро» и «Зло».
Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло?
Обратимся к словарям.
«Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).
«Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.
Зло - худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный»(Словарь живого русского языка В. Даля).
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
(Да, добро и зло – противоположные понятия).
Учитель:
-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.
5. Объяснение нового материала.
1) Работа с текстом.
Беседа.
Учитель:
-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).
( Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван - крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое).
Учитель:
-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?
(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).
Учитель:
- Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
(В персонажах Царевны и царицы).
- Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся к устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.
А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы.
Учитель:
-Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.
Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна молодая…»
Учитель:
-Ребята, что вы можете сказать о Царице?
-С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась- и расцвела»?
(Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза).
Учитель:
-Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста молодая
До зари в лесу блуждая…» (стр. 95), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна- добро.
Выразительное чтение учащимися отрывка.
Учитель:
-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?
(Есть иконы, в горнице чисто, светло).
Учитель:
-Что сделала героиня в доме?
(Зажгла свечу, затопила печь).
Учитель:
-Как это характеризует героиню?
(Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая).
Учитель:
-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.
Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
6. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.
Учитель:
-А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.
Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?
(Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило).
Учитель:
-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?
(Как А.С. Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано).
Учитель:
-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
7. Рефлексия деятельности. «Продолжи предложение».
Труднее
всего мне было…
На
уроке я смог…
Домашнее задание:
1) Чему научила вас сказка А.С. Пушкина и считаете ли вы себя добрым? (Ответ в тетради)
2) Нарисовать иллюстрацию к сказке
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.