СКАЗКА О ЖИВЫХ ЗВУКАХ
ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Сказку «Живые звуки» можно использовать как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над изучением звуков речи, целей конкретного занятия.
Первая часть сказки дает возможность:
· познакомить детей с гласными звуками (закрепить знания о гласных звуках);
· формировать понятие «гласный звук»;
· развивать слуховое внимание;
· развивать и корригировать фонематический слух. Например: после прочтения (рассказа) текста предложить вспомнить, какие «песенки» пели звуки, сколько звуков пели ту или иную «песенку», в какой последовательности пели звуки, какие «песенки» могут спеть звуки [У], [И] и т д.;
· познакомить детей с гласными буквами (закрепить зрительные образы гласных букв);
· проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» — «буква».
· Вторая часть сказки позволяет:
· формировать понятие «согласный звук»;
· облегчить работу, связанную с объяснением темы -«’йотированные буквы», в начальных классах школы;
· познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами с последующим включением их в слоговые таблицы для чтения (фонетический разбор слогов и словес йотированными буквами изучается в школе).
Взрослым, обучающим детей, всегда следует помнить о принципах научности и доступности. В связи с этим несколько слов о йотированных гласных буквах.
Любой дидактический материал дает возможность творчески подходить к процессу обучения. Сказка — не исключение. Творите, выдумывайте, пробуйте.
СКАЗКА О ЖИВЫХ ЗВУКАХ
Часть 1
Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: А — радостный и веселый, У — угрюмый, О — очень любил всему удивляться, И — игривый, улыбчивый, Э — медлительный, рассудительный, Ы — самый упрямый
Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь.
Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько, высоко, и низко:
-А, У, О, И, Э, Ы.
По одному и парами (дуэтом):
-АУ, ОИ, ЭЫ!
По трое (трио):
— АУО, ИЭЫ!
И даже хором:
— АУОИЭЫ!
Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть гласными и красные рубашки подарили.
Но однажды задумались звуки:
— Как же так? — говорит А. — У всех есть дома, а у нас нет
— У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У.
— О, и у каждой птички есть гнездо! — подхватил О.
— И люди в домах живут, — тихонько заметил И.
– Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! — возмутились ЭиЫ.
Подумали-подумали, да и начали себе дома мастерить, А да И нашли по три палочки.
А сделал шалаш с перекладиной,
И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
О увидел колесо, оно ему и подошло.
Э долго смотрел на треснувший ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него.
Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами.
У звука А — домик-буква А, у звука У — домик-буква У, у звука О — домик- буква О, у звука И — домик-буква И, у звука Э — домик-буква Э, у звука Ы — домик-буква Ы.
С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.
Часть 2
Сидят однажды гласные в
своих домах-буквах, распевают песни на все
голоса. Вдруг слышат они что-то странное, непонятное:
— Й.Й.Й, Й…
Смотрят, какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит:
— Й, Й, Й.
Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко и расслышать его не всегда легко.
Слушали-слушали, наконец-то поняли — И-краткий в хор к ним просится.
Вышли гласные, встали в кружок стали думу думать, как же И-краткого петь научить. Всё у него хорошо: голос звонкий,, мягкий, нежный, а звук тянут не может…
Для начала домик ему построили такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком — для отличия.
Домик И-краткого назвали буквой И краткое. Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву:
— Й.Й.Й.
Поселился И-краткий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать:
— й… й… й…
Слушал-слушал А, да и говорит:
— Адавай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу
И-краткий согласился, и они запели:
— ЙА, ЙА, ЙА!
— У вас здорово получается, — задумчиво протянул У, — ну а со мной петь будешь? — обратился он к И-краткому.
— Буду, — ответил тот не задумываясь.
И тут же все услышали:
— ЙУ, ЙУ. ЙУ.
— О, как хорошо! Спой теперь со мной! — попросил О.
— Пожалуйста.
— ЙО, ЙО, ЙО! — полилась новая песня.
— Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому.
Следующая песня звучала так:
— ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ!
Радуется И-краткий: поет с А — получается «ЙА, ЙА, ЙА», поет с У — получается «ЙУ, ЙУ, ЙУ», поет с О — получается -ЙО, ЙО. ЙО», поет с Э — получается -ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ».
Опечалены были только И да Ы
— Мило, очень мило, — вздыхал И, слушая пение друзей. — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит: мы же родственники.
— Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы
Так сидели они. слушали песни, тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э.
Подумали-подумали, да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А.
Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У.
Третий домик назвали буквой Ё, в нем И-краткий стал петь со звуком О.
Четвертый домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э.
Так до сих пор и поют в домиках- буквах Я, Ю, Ё, Е,
А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным да прибавлять к имени: звонкий, мягкий, голосок-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.
Пели звуки много и дома, и на концертах.
Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой.
Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.
Так с тех пор и повелось в русском языке:
• шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета;
• все остальные звуки —согласные;
• мягкие согласные обозначаются зелеными кружками,
• твердые согласные — синими.
Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец.
Т. В. Александрова
Дошкольная педагогика Март-Апрель / 2005
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.